Контрольная закупка с какого года разрешено госорганам

Контрольная закупка: как проходит и можно ли оспорить результаты

Контрольная закупка с какого года разрешено госорганам

Контрольная закупка — это вид внеплановой проверки, которую государственные службы проводят без предупреждения. Бизнесмен узнает о ней только когда всё уже произошло. С контрольной закупкой к бизнесмену может прийти налоговая, Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование, Росздравнадзор — каждая служба проверяет свою сферу.

Правила контрольной закупки

В декабре 2018 года появились правила контрольной закупки. Раньше чётких правил не было, поэтому результаты контрольной закупки было сложно оспорить. Теперь бизнесменам будет проще защититься и избежать штрафов.

Кого касается

Проверить могут любую компанию или предпринимателя, который что-то продаёт, оказывает услуги или выполняет работы. Ревизор может прийти в магазин как обычный покупатель, заказать пиццу по телефону или через интернет. И неважно, какой у вас бизнес: сеть супермаркетов, одиночная булочная или интернет-магазин натуральной косметики.

Как проходит контрольная закупка

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
+7 499 938-94-65 - Москва и обл.
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ

Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

1. Покупка товара. Инспектор приходит как обычный покупатель. Проверяющий может быть с двумя свидетелями или снимать процесс на видео. Он сам выбирает товар или услугу или просит продавца помочь. Вычислить инспектора практически невозможно.

2. Объявление о контрольной закупке. Как только проверяющий расплатился наличкой или картой, он предъявляет удостоверение и объявляет, что сделал контрольную закупку. Затем инспектор показывает кассиру приказ и отдаёт копию под подпись. Если инспектор что-то купил через интернет или по телефону, он может сказать об этом не сразу, а только на следующий день.

3. Составление акта. Сразу после покупки инспектор составляет акт — на это у него есть максимум три часа.

Если он сделал покупку через интернет, по телефону или отдал товар на экспертизу — не позднее следующего дня. Если инспектор обнаружил нарушения, он должен указать их в акте.

Продавец может отказаться подписывать акт — тогда инспектор указывает это в документе. Копию акта проверяющий отдаёт продавцу.

4. Возврат товара и денег. Если проверяющий купил товар и не нашёл нарушений, он его возвращает, а продавец отдаёт ему деньги. Их нужно вернуть так же, как получил — наличкой или на карту. Если товар забрали на экспертизу, возвращать деньги не нужно.

Если ревизор заплатил за услугу или работу и объявил о контрольной закупке до того, как получил результат, деньги нужно вернуть. Например, инспектор пришёл в парикмахерскую, расплатился заранее и объявил о контрольной закупке. Стричь его не надо, только вернуть деньги.

Если инспектор расплатился после того, как ему оказали услугу — помыли машину или накормили в кафе — возвращать деньги не нужно.

Что делать при контрольной закупке

Скачать требования к приказу и акту контрольной закупки

Проверьте соблюдение приказа. Изучите удостоверение инспектора и приказ о проведении контрольной закупки. Копию приказа ревизор должен отдать продавцу — если он не сделает этого, напомните.

Нарушение любого пункта приказа — повод признать результаты контрольной закупки недействительными и отменить штраф. Если в документе написано, что проверку делает Иванов, а пришёл Петров, это повод подать возражение.

Если в приказе указано, что инспектор должен купить один товар, а он приобрёл другой — второй повод. Если в приказе сказано, что контрольную закупку должны провести 10 февраля, а инспектор пришёл 11 февраля — третий повод.

Инспектор обязан действовать так, как сказано в приказе.

Что должно быть в приказе (п. 8 Правил):

Как выглядит акт проверки

Проверьте правильность составления акта. Нарушение правил оформления акта — повод оспорить результаты контрольной закупки. У каждого госоргана свои типовые акты, но есть общие требования.

Что должно быть в акте (п. 15 Правил):

Берегитесь мошенников. Проверяйте документы и обращайте внимание на поведение проверяющих. Если возникают сомнения, звоните в госорган, сотрудниками которого они представились.

Причины для контрольной закупки

Госорганы не могут прийти с контрольной закупкой потому, что им так захотелось — только если для этого есть причины (ст. 10 ФЗ №294-ФЗ).

Нарушение прав потребителя. Например, на ценнике указана одна стоимость товара, а кассир пробивает другую. Или покупатель попросил продавца заменить футболку, которая не подошла по размеру, а тот отказался. Если покупатель пойдет в Роспотребнадзор, его жалобы будет достаточно для проведения контрольной закупки.

Угроза, вред здоровью или жизни. Например, человек попал в больницу с отравлением после того, как съел пирожное в кафе.

Маркировка в 2019 году: что делать

Нарушение правил маркировки товаров. Например, на бутылке вина нет акцизной марки. Кроме алкоголя, маркировка уже действует на шубы, молочку, мясо и рыбу. В 2019 году обязательную маркировку введут для табака, обуви, шин, духов, одежды и фотоаппаратов.

У предпринимателя уже находили нарушения. Госорганы захотят проверить, исправился ли он. Например, соответствует ли теперь цена товара на ценнике той, что пробивает кассир.

Инспектор может провести контрольную закупку, только если по-другому проверить предпринимателя нельзя. Если представитель госоргана не сможет доказать, что другого способа проверить бизнесмена не было, результаты контрольной закупки признают недействительными. Это правило пригодится бизнесмену, если он решит судиться (п. 3 Правил).

Чем грозит контрольная закупка

Если инспектор нашёл нарушения, к бизнесмену могут прийти с внеплановой выездной проверкой. Если нарушений много, после контрольной закупки против бизнесмена могут возбудить административное дело. Размер штрафа зависит от того, за что бизнесмена будут судить (п. 21 Правил).

Как оспорить результаты

Если бизнесмен не согласен с результатами контрольной закупки, их можно оспорить. Для этого нужно отправить возражения в тот орган, который проводил проверку:

  1. Когда инспектор оформит акт, подпишите его с пометкой «с возражениями» или «с замечаниями». Совсем не подписывать акт нет смысла — в документе есть строка «пометка об отказе ознакомления с актом проверки». Если бизнесмен откажется подписывать акт, инспектор сделает отметку, что тот отказался прочесть документ.
  2. Подготовьте возражения в двух экземплярах: один для госоргана, второй для себя. Подробно опишите, с чем вы не согласны. Приложите копии документов, которые подтверждают вашу правоту.
  3. Отправьте возражения в госорган, который проводил закупку. Сделайте это в течение 15 дней после контрольной закупки (ст. 16 ФЗ №294 ФЗ). Документы можно отнести лично, отправить почтой или электронным письмом. Если выбрали последний вариант — подпишите документы электронной подписью.
  4. Дождитесь ответа госоргана. Срок зависит от того, кто проводил контрольную закупку. Например, если приходили из Роспотребнадзора, то ответить на возражение должны в течение 30 дней после того, как получили его (п. 87 приказа Роспотребнадзора).

Если госорган не согласится с возражениями, можно обратиться в вышестоящий орган или в суд. Например, если закупку проводил представитель регионального Роспотребнадзора, можно отправить возражения в федеральный Роспотребнадзор. Если решили идти в суд, проконсультируйтесь с юристом.

Любой покупатель может внезапно оказаться инспектором госоргана, который проводит контрольную закупку. Поводом для проверки может стать жалоба покупателя.

Нарушение любого пункта приказа о контрольной закупке или правил составления акта — повод оспорить результаты закупки. Проверьте удостоверение инспектора, выполнение приказа и правильность составления акта.

Скачать требования к приказу и акту

Итогом контрольной закупки может стать внеплановая проверка или штраф. Если не согласны, напишите возражения и отправьте их в госорган, который проводил закупку. Если он не согласится с возражениями, идите в вышестоящий орган или суд.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

30 января 2019

С 29 апреля у роспотребнадзора добавится полномочий: контрольная закупка

Контрольная закупка с какого года разрешено госорганам

Предприниматели, Вы готовы?

Не прошло и месяца, а закон о предоставлении Роспотребнадзору (РПН) права проводить контрольную закупку продукции уже принят, подписан и опубликован. Вступит в силу 29 апреля 2018 года.

Сейчас такое право у РПН отсутствует, и инспектор не может под видом простого покупателя подловить продавца на нарушении прав потребителей или санитарно-эпидемиологических требований.

Но скоро всё изменится.

К чему готовится?

У роспотребнадзора появятся полномочия по осуществлению контрольных закупок

контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Проводится она будет в соответствии с Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)»

Проводится, естественно, без уведомления предпринимателя.

Основания для контрольной закупки — часть 2 статьи 10 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)»

Контрольная закупка может быть проведена незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры.

То есть сотрудник Роспотребнадзора переоделся в потребителя, направился на закупку, а уведомление направилось в прокуратуру. Ждать согласия прокурора на проверку инспектор не обязан.

Пример такой «незамедлительной закупки» приведу ниже.

А пока о том, что будут проверять?

таким способом рпн будут следить за соответствием товаров, работ и услуг обязательным требованиям, обес­печивающим их безопасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей.

довольно обширный предмет надзора, заметили?

на соответствии обязательным требованиям товаров, работ и услуг останавливаться не буду, а вот о «вводящих в заблуждение действиях» пару слов скажу.

ценники на товарах, которые продавцы не успевают или забывают обновлять, теперь совершенно точно станут головной болью для предпринимателей. они вводят потребителей в заблуждение, и формально даже какой-нибудь один давно забытый на дальней полке ценник может стать поводом для штрафа.

и расхождение между рекламными обещаниями и реальными ценами теперь тоже станет поводом для привлечения к ответственности.

— так и раньше за это наказывали, ничего не изменилось.

— ну, это как посмотреть…

раньше роспотребнадзору в этих вопросах приходилось верить на слово потребителям, которые обращались с жалобами. сам надзорный орган не мог сходить в тот же магазин и закупиться, приходилось ждать жалобу и уведомлять предпринимателей о проверке.

теперь инспекторы смогут выявлять нарушения самостоятельно даже просто по пути на работу или в обеденный перерыв. они ведь тоже люди, и тоже в обычной жизни потребители.

глядя на этот закон мне вспоминается один случай

было это лет 10 назад, я был юристом в крупной розничной сети по продаже мобильных телефонов. мне тогда пришлось отбиваться от штрафов, которые налоговая инспекция собиралась выписать по результатам контрольной закупки.

опущу процессуальные подробности. там пришлось поднимать записи видеонаблюдения, свидетелей искать, история на 3 месяца растянулась. я коротенько.

утром по пути на работу в магазин зашли двое (мужчина и женщина) и попросили продать батарейки. в магазине не работал кассовый аппарат, и продавец отказался продавать, предложив подождать, когда починят.

женщина представилась инспектором роспотребнадзора, объяснила, что батарейки нужны срочно (какое-то мероприятие, а фотоаппарат не включается) и пообещала, что никаких претензий не будет. через некоторое время продавец взял у них деньги и отдал батарейки.

покупатели ушли, но минут через 10 мужчина вернулся, представился инспектором налоговой службы, сообщил о прошедшей контрольной закупке и начал оформлять протокол по факту продажи товара без кассового чека.

от штрафов мы отбились, хоть это было не просто.

но роспотребнадзор это не налоговики, у него простора для штрафов гораздо больше.

если в результате контрольной закупки нарушений выявлено не будет, роспотребнадзор не сможет проводить внеплановую проверку по тем же основаниям.

но если нарушения выявят, то проверят по полной.

при этом в части 2 статьи 10 закона «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» появится новый пункт «г)».

выявление нарушения требований к маркировке товаров станет еще одним основанием для внеплановой проверки.

пришел инспектор в магазин, пробежался глазами по прилавку, заметил нарушение маркировки товаров — в этом случае помимо продавца внеплановая проверка отправится и к производителю.

правда в этом случае, перед выездной внеплановой проверкой производителя, роспотребнадзору придется заручиться согласием прокуратуры. сами понимаете, это уже не контрольная закупка, а другая проверка.

если нарушений в ходе контрольной закупки не выявлено, сообщать о ней роспотребнадзор не обязан

А вот в случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения.

Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки

Я Вас предупредил. Пожалуй, стоит немного успокоить

Не думаю, что прямо с 29 апреля инспекторы Роспотребнадзора пойдут проводить контрольные закупки, хотя закупиться к майским праздникам им, наверняка, хочется.

Статья 16.1 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.

2008 N 294-ФЗ:Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

То есть с 29 апреля полномочия для проведения контрольных закупок у Роспотребнадзора появится, но проводить закупки они смогут только после утверждения Правительством РФ правил для таких закупок.

А эти правила пока не утверждены. Вроде бы даже их еще в проекте нет.

Расслабляться не стоит. Рано или поздно РПН начнет свои контрольные закупки, и лучше к этому подготовиться

Другие мои заметки можете прочитатьна каналеи на сайте.Приятно получать «палец вверх», если статья нравится.Вопросы и пожелания пишите на почту:myzen@inbox.ru

Контрольная закупка: порядок, кто может проводить, документы

Контрольная закупка с какого года разрешено госорганам

С контрольной закупкой может столкнуться любой индивидуальный предприниматель или любое юридическое лицо. Так как контрольная закупка проводится без предупреждения, подготовиться к ней практически невозможно, но если знать, как она проходит, чего ждать от проверяющих и как оспорить результаты проверки, шансы защитить свои права у предпринимателя возрастают в разы.

26 декабря 2018 года правительство утвердило порядок проведения контрольных закупок контролирующими органами в Постановлении от 21.11.18 № 1398.

Что такое контрольная закупка

Контрольная закупка, как плановые и внеплановые проверки, регулируется ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и является одной из форм государственного контроля.

Постановление Правительства от 21.11.18 № 1398 о правилах проведения контрольных закупок вступило в силу с 1 декабря 2018 года.

Проверить могут любое предприятие, которое продает какие-либо товары или услуги, вне зависимости от вида деятельности и доходов. Поводом для контрольной закупки может стать жалоба покупателя.

Контрольная закупка, в отличие от других проверок, всегда проводится без предупреждения.

Контрольные закупки не нужно путать с проверочными. Проверочные закупки помогают полиции выявить места продажи товаров, которые нельзя продавать или продажа которых ограничена, — например, нелегального алкоголя.

На какие документы обратить внимание

Контрольная закупка должна проводиться на основе приказа руководителя надзорного органа.

В этом приказе должно быть указано, в частности, название органа государственного контроля, имя проверяющего, имя предпринимателя и адрес его работы, место и основания проведения контрольной закупки, сведения о согласовании контрольной закупки с прокуратурой, если она была согласована, и о проведении фото и видеосъемки.

Если контрольная закупка проводится лично, после ее завершения проверяющий должен рассказать представителю компании о проведении закупки, предъявить служебное удостоверение, приказ о проведении закупки и копию приказа о проведении закупки.

После этого товары и услуги возвращаются индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица, если их можно вернуть, а деньги возвращаются тому, кто проводил проверку, или переводятся на счет, с которого поступили.

Акт о проведении контрольной закупки составляется в течение трех часов после ее проведения, а если она проводилась дистанционно — на следующий день.

Акт подписывается проверяющим, индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица и свидетелями, если они есть.

В акте должны быть обозначены в том числе сведения о приобретенных товарах и услугах и о выявленных нарушениях, если они есть.

При проведении контрольной закупки проверяющий может запросить документы о товаре или услуге, которые предприниматель обязан представить потребителю по закону о защите прав потребителей, также он может снимать фото и видео.

Если при проведении контрольной закупки не было обнаружено никаких нарушений, то внеплановая проверка по тому же основанию проводиться не может. Контрольная закупка с личным присутствием проверяющего должна проводиться в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи.

Кто может проводить контрольные закупки

Контрольные закупки могут проводиться разными надзорными органами, например, Федеральной налоговой службой, Роспотребнадзором, Рособрнадзором, Сельхознадзором и антимонопольной службой. Скажем, Роспотребнадзор может проводить контрольные закупки для защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического контроля.

Какие нарушения можно выявить при контрольной закупке

Контрольная закупка проводится в том случае, если по-другому выявить нарушения невозможно. Примеры нарушений, которые можно выявить при контрольной закупке: вес товара не соответствует заявленному, покупателю не выдается чек или сдача, лекарственные препараты и алкоголь продают тем, кому их нельзя продавать, например, без рецепта, образовательные услуги предоставляют без лицензии.

Если представители надзорного органа обнаружили нарушение, они могут назначить внеплановую проверку или возбудить дело об административном правонарушении.

Чтобы потенциально оспорить результаты контрольной закупки, нужно проверить, имеют ли проверяющие право проводить закупки, могут ли они доказать, что по-другому выявить нарушения было невозможно, согласована ли закупка с прокуратурой и являются ли свидетели незаинтересованными лицами.

На что обращают внимания проверяющие

Контрольная закупка проводится по тем же основаниям, что и внеплановая проверка, — чаще всего на основании заявления от потребителя, права которого были нарушены, при нарушении требований маркировки товаров или при причинении угрозы или вреда гражданам, животным, растениям, окружающей среде и объектам культурного наследия. Также закупка может проводиться, чтобы проверить, устранила ли компания нарушения, которые были выявлены ранее (Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ).

То, на что обращают внимания проверяющие, зависит от того, какие именно нарушения они должны выявить. Например, если ценники наклеены неправильно или если табачные изделия продают несовершеннолетним, проверять будут именно эти факты.

При этом нарушения должны быть такими, что их невозможно выявить с помощью других форм контроля. Например, товары в интернет-магазине стоят дороже, чем указано на сайте, или в магазине клиенту навязывают дополнительные услуги, например, страховку.  

Проверять те нарушения, на которые потребитель не жаловался, представители надзорного органа не имеют права.

Возможные штрафы

Размер штрафов зависит от выявленных нарушений. При первом нарушении за год штраф можно заменить предупреждением, за исключением тех случаев, когда причинен имущественный ущерб или есть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей или государственной безопасности. Надзорный орган не может проводить контрольную закупку по анонимному заявлению.

Например, отсутствие медицинской книжки у сотрудника будет стоить юридическому лицу до 20 000 руб. и до 1 000 руб. для ИП или повлечет за собой приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Продажа продуктов с истекшим сроком годности будет стоить юридическому лицу до 300 000 руб. и до 30 000 руб. для ИП, а введение потребителя в заблуждение по поводу потребительских свойств товара или услуги — до 500 000 руб.

для юридического лица и до 15 000 руб. для ИП.

Штраф нужно оплатить в течение двух месяцев с момента выдачи постановления или в течение двух месяцев с того дня, как суд вынес распоряжение.

После контрольной закупки надзорный орган может назначить внеплановую проверку предприятия, если нужно собрать дополнительную информацию.

Когда проверка не нужна или признается недействительной

Контрольная закупка должны проводиться после того, как потребитель пожаловался на какое-либо нарушение и продавец или предприниматель, который оказывает услуги, не удовлетворил его требование или проигнорировал его жалобу. Тогда потребитель может обратиться в надзорный орган. Если своевременно удовлетворить претензию клиента, в контрольной закупке не будет необходимости.

По итогам проверки проверяющий должен отдать индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица акт, составленный по результатам проверки.

Представителю компании или ИП следует также дать расписку о том, что он ознакомлен с актом, или о том, что он отказался с ним знакомиться.

Если акт не отдали предпринимателю, это является грубым нарушением процедуры контрольной закупки, на основании чего ее результаты можно признать недействительными (ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ).

Также, чтобы результаты закупки были признаны действительными, дата проведения контрольной закупки в интернет-магазине должна совпадать с датой выдачи кассового или товарного чека покупателю. (ст. 493 ГК РФ)

На контрольную закупку не распространяется запрет проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц до 2020 года и непроведение проверок предпринимателей, которые зарегистрировали компанию менее трех лет назад.

Результаты проверки можно оспорить в течение 10 дней, написав жалобу в суд в свободной форме.

Чаще всего основаниями для аннулирования результатов проверки служит неправильное оформление документов проверяющими или случаи, когда проверяющий спровоцировал сотрудника компании на нарушение.

Уточнить правила оформления документов и процедуры проверки при контрольных закупках можно в Постановлении Правительства от 21.11.18 № 1398.  

19 февраля в 09:30 (по Мск) состоится вебинар «Что изменится в розничной торговле табаком с 1 марта 2019, как подготовиться?». Успейте зарегистрироваться.  

Контрольная закупка с какого года разрешено госорганам

Контрольная закупка с какого года разрешено госорганам

Соответственно, и проверки такие должны проводиться не только ради удовлетворения любопытства, но и для предупреждения и устранения.

Новая статья — 16.1 «Контрольная закупка» определяет, что контрольная закупка — это мероприятие по контролю, в ходе которого органом госконтроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юрлицами и ИП обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Основания для проведения контрольной закупки

Проводить контрольную закупку разрешается только в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов госконтроля (надзора).

Основания для проведения контрольной закупки те же, что и для проведения внеплановых выездных проверок.

Важно

Также закупка может проводиться, чтобы проверить, устранила ли компания нарушения, которые были выявлены ранее (Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ).

То, на что обращают внимания проверяющие, зависит от того, какие именно нарушения они должны выявить. Например, если ценники наклеены неправильно или если табачные изделия продают несовершеннолетним, проверять будут именно эти факты.

При этом нарушения должны быть такими, что их невозможно выявить с помощью других форм контроля.

Например, товары в интернет-магазине стоят дороже, чем указано на сайте, или в магазине клиенту навязывают дополнительные услуги, например, страховку.

Проверять те нарушения, на которые потребитель не жаловался, представители надзорного органа не имеют права.

Размер штрафов зависит от выявленных нарушений.

Внимание

Сделайте это в течение 15 дней после контрольной закупки (ст. 16 ФЗ №294 ФЗ). Документы можно отнести лично, отправить почтой или электронным письмом.

Если выбрали последний вариант — подпишите документы электронной подписью.

  • Дождитесь ответа госоргана. Срок зависит от того, кто проводил контрольную закупку. Например, если приходили из Роспотребнадзора, то ответить на возражение должны в течение 30 дней после того, как получили его (п. 87 приказа Роспотребнадзора).

Если госорган не согласится с возражениями, можно обратиться в вышестоящий орган или в суд. Например, если закупку проводил представитель регионального Роспотребнадзора, можно отправить возражения в федеральный Роспотребнадзор.

Контрольная закупка с какого года разрешено госорганами

И тогда уже проверку не нужно согласовывать с прокуратурой.

Как подготовиться к опросу в ОБЭП

Если бизнес можно проверить без контрольной закупки

Тогда нужно назначать внеплановую проверку. Это тоже неприятно, но там хотя бы понятно, что это пришла проверка.
Пока руководство изучает документы, менеджеры и продавцы могут навести порядок, предупредить кассиров, убрать лишние документы и прикрепить маркировку на все шубы.

О внеплановой проверке обычно предупреждают за сутки, и это может быть запрос документов.

В таких ситуациях нужно сразу записывать номер отделения, данные удостоверения и телефоны, чтобы потом знать, куда обращаться.

ИМНС № 13

Если вы до сих пор не знаете, кто вас может проверять, а кто не может, вам необходимо прочитать Кодекс об административных правонарушениях. Там написано, что проверками на неприменение ККМ занимаются налоговая инспекция, отдел по борьбе с экономическими преступлениями МВД и торговый департамент городской администрации.

ИМНС № 14

Если быть кратким, то проверить вас могут отделы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями МВД, проще говоря – ОБЭП и ОБНП.
Также право на проверку ККМ имеет торговая палата. Единственное, чего они не могут, – это оштрафовать вас. Ну и, конечно, налоговая инспекция.

Например, инспектор пришёл в парикмахерскую, расплатился заранее и объявил о контрольной закупке. Стричь его не надо, только вернуть деньги.

Если инспектор расплатился после того, как ему оказали услугу — помыли машину или накормили в кафе — возвращать деньги не нужно.

Новая проверка: покупатель с подвохом

Контрольная закупка с какого года разрешено госорганам

Самвел Григорян о законопроекте, позволяющем Росздравнадзору проводить контрольные закупки в аптеке — к чему быть готовым фармацевту и как оспорить внеплановую проверку

Государственная дума одобрила в первом чтении Законопроект № 337563–7, который наделяет Росздравнадзор дополнительными правами и добавляет еще один повод для беспокойства работникам аптек. Ведомство будет проводить контрольные закупки.

Контрольная закупка — это всегда важно и зачастую неприятно, потому что неожиданно. Быть к ней готовым нужно всегда. А одна из главных сторон такой готовности — знание.

Поэтому разберемся в сути законопроекта, который уже прошел первое чтение, а заодно вспомним различные полезные подробности, связанные с этой темой.

Зачем это нужно?

Наверное, каждое ведомство стремится к расширению своих полномочий в области контроля и надзора. Судя по появлению Законопроекта № 337563–7, Росздравнадзор в этом смысле — не исключение.

Полное название законопроекта выглядит достаточно громоздко: «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ и статью 9 Федерального закона „Об обращении лекарственных средств“ (в части предоставления Росздравнадзору права на проведение мероприятий по контролю в виде контрольной закупки)».

Формальное обоснование этой инициативы в отношении фармотрасли можно найти в пояснительной записке к законопроекту. Авторы документа предлагают наделить работников Росздравнадзора правом на проведение контрольной закупки в аптеках в следующих случаях:

  • при проведении внеплановых проверок соблюдения правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и/или соблюдения запрета продажи фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств;
  • при проведении госконтроля за обращением медицинских изделий в части запрета на реализацию фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств и медизделий.

Основания для контрольной закупки

Так что на вопрос «зачем и кому это нужно», мы уже ответили — теперь приведем общие сведения по теме. Контрольные закупки регулируются статьей 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В пункте 1 этой статьи есть определение «контрольной закупки» — это мероприятие по контролю, во время которого орган госконтроля (надзора) создает «ситуацию для совершения сделки». Ее цель — проверка соблюдения обязательных требований при продаже товаров (либо оказании услуг потребителям, или выполнении работ).

Необходимо также иметь в виду, что контрольная закупка в аптеке проводится не стихийно, а по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок. Основания эти перечислены в части 2 статьи 10 Закона № 294 ФЗ.

Ознакомившись с ней, вы узнаете, что внеплановая выездная проверка (и контрольная закупка) может быть следствием, например, недовольства кого либо из посетителей аптеки, посчитавшего, что его права нарушены и написавшего заявление в Роспотребнадзор.

При этом есть одно условие: до написания заявления потребитель должен обратиться к самой аптечной организации или ИП с просьбой устранить нарушение его прав. Только после этого, если его просьбу не рассмотрели или не удовлетворили, он имеет право направить заявление или жалобу в госорган.

Помимо жалобы потребителя аптеки, основаниями для проведения контрольной закупки могут быть:

  • причинение вреда жизни, здоровью граждан или угроза причинения такого вреда;
  • приказ или распоряжение руководителя органа госконтроля, изданный в соответствии с поручениями Президента и Правительства РФ на основании требования прокурора. В этом случае речь идет о проведении внеплановой проверки по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям;
  • если при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юрлицом (или ИП) были найдены какие‑либо поводы для проверки, исходя из индикаторов риска. Напомним, что местное отделение Росздравнадзора присваивает каждой аптеке ту или иную категорию риска. Частота проверок зависит от этой категории. Узнать критерии распределения аптек по категориям риска можно в тексте этого закона.

Необходимо также добавить, что недостаточно голословного утверждения должностного лица органа госконтроля по любому из этих пунктов.

Для того чтобы внеплановая проверка или контрольная закупка была обоснована, он обязан оформить мотивированное представление.

Исключение составляет ситуация, когда аптечная организация или ИП вовремя не выполнила уже выданное ранее предписание об устранении нарушений. В таком случае контрольную закупку могут провести без оформления представления.

Два свидетеля

Согласно пункту 4 статьи 16.1 Закона № 294‑ФЗ, контрольная закупка, проводимая по перечисленным выше основаниям, должна быть согласована с органами прокуратуры. Без такого согласования ее проведение незаконно.

Контрольная закупка — дело, как уже говорилось, внезапное; она проводится без предварительного уведомления проверяемых. Иначе говоря, тайный покупатель делает вид, что он обычный посетитель аптеки, покупает что то, а потом наступает всё самое интересное. Или не наступает, если, к великому огорчению проверяющего, ему не удалось «подловить» первостольника, а значит, и аптечную организацию.

Если проверяющий нашел какие‑либо нарушения, он должен сообщить об этом представителю аптеки сразу же после контрольной закупки. При этом он должен предъявить служебное удостоверение и приказ руководителя о проведении контрольной закупки.

Кстати, контрольная закупка — дело хоть и внезапное, но не тайное. Ее нужно проводить в присутствии двух свидетелей либо на видеокамеру. Если это условие не было соблюдено, сам факт проверки можно опротестовать. При необходимости тайные покупатели аптеки могут применять фото- и киносъемку.

Изменения в Закон № 323‑ФЗ

Перейдем теперь к формальной стороне вопроса, а именно к тому, какие изменения предполагается внести посредством Законопроекта № 337563–7.

Для этого вспомним о статьях «Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья» (статья 86) и «Государственный контроль за обращением медицинских изделий» (статья 95) Федерального закона от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Сейчас статья 86 состоит из двух частей: в первой перечислены полномочия осуществляющих госконтроль органов, во второй — их права. Если законопроект примут, в ней появится третья часть следующего содержания:

«При осуществлении государственного контроля в сфере охраны здоровья в случаях проведения проверок, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 88 и пунктом 5 части 4 статьи 95 настоящего Федерального закона [№ 323‑ФЗ] и законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств, органом государственного контроля проводятся контрольные закупки в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294‑ФЗ „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“».

Уточним, что это за случаи — «предусмотренные пунктом 8 части 2 статьи 88 и пунктом 5 части 4 статьи 95 Закона № 323‑ФЗ». В первом из них речь идет о праве органа госконтроля применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и/или ликвидацию последствий законодательства в сфере охраны здоровья и обращения лекарственных средств.

Что касается пункта 5 части 4 статьи 95 — то, если вы прямо сейчас станете искать его посредством баз нормативно-правовых актов, будете озадачены, поскольку такого пункта пока не существует. Его еще только планируется утвердить — тем же самым Законопроектом № 337563–7, который мы обсуждаем.

Если он вступит в силу, то норма пункта 5 части 4 статьи 95 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» будет означать, что государственный контроль за обращением медицинских изделий осуществляется посредством:

  • проведения проверок соблюдения юридическими лицами и ИП правил в этой сфере;
  • выдачи разрешений на ввоз на территорию РФ медицинских изделий в целях их государственной регистрации;
  • проведения мониторинга безопасности медицинских изделий;
  • проведения контрольной закупки в аптеке при проверке соблюдения запрета реализации фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных медицинских изделий..

Как вы уже, вероятно, поняли, выделенного курсивом положения, в отличие от трех предыдущих, в законодательстве пока еще не существует. Именно его предполагается ввести в действие Законопроектом № 337563–7.

Почему Росздравнадзор

Кто‑то, возможно, спросит о том, почему процитированное выше положение законопроекта имеет отношение к Росздравнадзору, ведь в нем не упоминается название этой федеральной службы. Приведем еще раз для наглядности его фрагмент: «при осуществлении государственного контроля в сфере охраны здоровья органом государственного контроля проводятся контрольные закупки…».

Ответ следует из «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323. Первым же пунктом этого постановления Росздравнадзор уполномочен осуществлять контроль и надзор в сфере здравоохранения (охраны здоровья). Поэтому выделенный курсивом фрагмент, конечно же, имеет отношение к этой федеральной службе.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
+7 499 938-94-65 - Москва и обл.
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ

Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.