+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Медицинские противопоказания к управлению автомобилем

Медицинские противопоказания к управлению автомобилем в 2019 году

Медицинские противопоказания к управлению автомобилем

Чтобы управлять транспортным средством, недостаточно просто успешно сдать экзамены в ГИБДД.

Прежде чем кандидат будет к ним допущен, ему предстоит пройти медицинское обследование, результаты которого призваны выявить, может ли вообще потенциальный водитель садиться за руль автомобиля.

Чтобы не тратить время попусту, необходимо заранее знать свои права и возможности. Считаем нужным детальнее остановиться на том, какие существуют медицинские ограничения при получении водительского удостоверения.

О чем говорит закон

ФЗ от 10.12.

1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ-196) установлена необходимость проведения медицинских осмотров, освидетельствований и регулярных проверок всех тех, кто собирается стать участником этого самого движения. Само собой, для каждой категории водителей предусмотрены свои сроки и правила. К примеру, водители общественного транспорта обязаны проходить медосмотр перед каждым выходом на смену.

Когда права предстоит получить впервые, прохождение всех предписанных законом врачей является обязательным для всех претендентов. С помощью медицинских специалистов удается выяснить, кому нельзя сдавать на водительские права ни при каких обстоятельствах.

Медицинская справка при обращении в ГИБДД понадобится в таких случаях:

  • при первичном получении прав;
  • при восстановлении украденного или утерянного удостоверения;
  • при замене бланка прав после истечения срока его действия;
  • при возврате прав после лишения;
  • при оформлении международного образца документа.

Мужчины-водители сталкиваются с медицинским осмотром еще в призывном возрасте. Список врачей гораздо шире, но среди них есть все те, кого предстоит проходить при получении прав. Все отклонения, выявленные в этот период, могут стать препятствием на пути к карьере водителя.

Так, скажем, статья 14б ФЗ-196 устанавливает невозможность получить водительские права тем, у кого выявлены психические расстройства, полученные вследствие органического поражения головного мозга. Согласно закону, лица, страдающие данными заболеваниями, не могут быть допущены к деятельности, связанной с эксплуатацией таких средств повышенной активности, как автомобиль или поезд.

В свою очередь статья 17б в некоторых случаях позволяет получить водительские права, поскольку связана с психическими расстройствами с кратковременным течением. Например, невротическими, вызванными стрессом или имеющими психосоматическую основу.

Медицинский осмотр всех желающих сесть за руль автомобиля является мерой вынужденной, позволяющей оградить других участников движения от проблемных ситуаций, вызванных физическим и моральным состоянием водителей.

Список расстройств, с которыми вождение запрещено

Все предписания закона в отношении возможности или невозможности для того или иного гражданина управлять транспортным средством можно разделить на три категории:

  • медицинские противопоказания для получения водительских прав – заболевания, которые запрещают управлять любым ТС;
  • показания – болезни, которые требуют особых условий для пользования ТС. Например, ношение очков;
  • ограничения – заболевания, которые ставят под запрет управление ТС определенной категории.

Кроме того, сами заболевания можно разделить на несколько групп исходя из природы их происхождения.

Зрение

Сразу же следует отметить, что допуск на водительские права по зрению невозможен при полной слепоте обоих глаз. Данное правило распространяется на все транспортные средства и на всех водителей без исключения.

Не представляется возможным получить права категории А, М, подкатегории А1, В1 для ТС мотоциклетного типа, а также категорий В, ВЕ, подкатегории В1 (кроме мотоциклетного транспорта) при следующих условиях:

  • один глаз ослеп, второй имеет остроту зрения не более 0,8;
  • острота зрения для получения водительских прав даже после коррекции на более здоровом глазу меньше 0,6, а на менее здоровом – меньше 0,2;
  • на роговой оболочке глаза менее месяца назад проводилась рефракционная операция;
  • выявлены хронические заболевания оболочки глаза, которые сильно ухудшают зрение;
  • поле зрения в любом меридиане ограничено больше чем на 20 градусов;
  • наблюдается спонтанный нистагм при отклонении обоих зрачков на 70 градусов.

Ограничения по зрению для получения водительских прав предусмотрены и для категорий С, СЕ, Д, ДЕ, Тm, Tb, подкатегорий С1, Д1, С1Е, Д1Е. Получить права будет невозможно при выявлении следующих отклонений:

  • острота зрения на худшем глазу меньше 0,4, на лучшем – 0,8;
  • один глаз полностью ослеп; не имеет значения, насколько хорошо видит второй;
  • все остальные случаи, перечисленные выше.

Следует знать еще и то, как проверяют зрение на водительское удостоверение. Диагностика проводится по нескольким направлениям:

  • острота;
  • уровень цветоощущения;
  • поле зрения.

При этом если водитель в повседневной жизни носит очки или линзы, они должны быть с ним во время осмотра. Проверка остроты проводится по стандартной таблице. Допустимое зрение на водительские права без очков должна быть 0,6 единиц для категории В, для водителей общественного и спецтранспорта – 0,8 на одном глазу и 0,4 на другом, категории С – 0,7 для обоих или 0,8 и 0,4 соответственно.

Еще один важный показатель того, каким должно быть зрение для получения водительских прав, – распознавание цветов. Диагностика проводится с помощью таблицы Рабкина. Уровень цветоощущения водителя может повлиять на решение комиссии.

Психические заболевания

Не менее важно знать, при каких психических заболеваниях не дают водительские права:

  • органических, в том числе симптоматических;
  • бредовых расстройствах, шизофрении и шизотипических отклонениях;
  • расстройствах настроения;
  • невротических, включая соматоморфные;
  • психических расстройствах, вызванных употреблением психоактивных веществ;
  • еще одна разновидность того, с какими психическими заболеваниями не дают водительские права, включает расстройства личности и поведения;
  • при умственной отсталости.

Как видим, ни единого шанса, как получить водительские права шизофренику или пациенту, состоящему на учете в психоневрологическом диспансере, нет.

Эпилепсия

Данное заболевание относится к разряду психоневрологических. Его основной признак – неожиданные припадки, которые возникают как результат возбуждения одного или сразу нескольких участков головного мозга. В такие моменты человек не может контролировать ни свои мысли, ни действия, ни чувства.

С какими болезнями нельзя управлять автомобилем — новый перечень заболеваний

Медицинские противопоказания к управлению автомобилем

Возможность допуска к управлению транспортным средством устанавливает медицинская комиссия. На основании проведенных обследований и результатов анализов выносится положительное или отрицательное решение.

Какие заболевания являются запретом для управления транспортным средством? Какой документ регламентирует перечень противопоказаний? Что входит в перечень противопоказаний, при которых не осуществляется выдача прав и запрещается вождение авто? Ответим на эти и другие вопросы в данной статье.

Законодательное регулирование вопроса

В декабре 2014 года Правительством РФ было подписано постановление «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Список расширили, включив новые противопоказания и заболевания, с которыми нельзя управлять ТС. Постановление включает три раздела:

  1. Медицинские противопоказания — прямые запреты, исключающие право ездить на машине.
  2. Медицинские показания — заболевания, которые требуют особых условий для вождения. Например, линзы, очки или специальные тех. средства.  
  3. Медицинские ограничения — оговаривают условия, по которым человека допускают к управлению ТС определенной категории/подкатегории.

Внесено 17 новых ограничений, разъясняющих с какими заболеваниями и с какими дополнительными тех. средствами можно водить. 37 заболеваний и особенностей развития включили в раздел, касающийся управления транспортом определенных категорий.

Медицинские противопоказания для вождения

Перечень запретов включает несколько основных категорий, которые подробно разъясняются в документе. К ним относятся органические и психические расстройства; умственная отсталость; шизофрения и бредовые состояния; употребление психоактивных средств; эпилепсия; слепота; расстройство личности.

Не получат права те, кто страдает шизофренией, эпилепсией и другими расстройствами личности. Особое место занимает раздел об использовании психоактивных препаратов. Это связано с появлением все новых и новых наркотиков.

Интересно, что документ говорит о психических расстройствах у граждан в зрелом возрасте – это новое явление в законодательстве.

Лиц, страдающих паранойей, за руль не пустят. В постановлении сказано, что психиатр может запретить ездить людям и с асоциальным поведением. Признаки опасного для окружающих расстройства — равнодушие в чужому горю, жестокость к близким, взрывы агрессии.

На дороге такие люди любят конфликтовать — подрезать, ездить с превышением, открыто выражать враждебность. Все знают таких водителей. Каждый человек иногда раздражается, но когда неадекватное поведение проявляется постоянно и приводит к авариям — это болезнь.

Врач может не выпустить агрессивного человека на дорогу. Трудность в том, что больной проводит у психиатра несколько минут и врач не успевает выявить у пациента склонность к насилию. Да и мало кто будет вести себя неадекватно на водительской комиссии.

Как заставить человека показать склонность к агрессии — задача для будущих постановлений.

Медицинские показания к вождению

В эту группу входят серьезные болезни, являющиеся показаниями к управлению транспортным средством либо с ручным управлением, либо с автоматической коробкой передач, либо со специальным оборудованием. К таким заболеваниям относятся:

  • Деформация стопы с двигательным ограничением;
  • Ампутация голеней или бедер;
  • Повреждения таза или ног, затрудняющие движение;
  • Паралич нижних конечностей;
  • Болезнь нервных окончаний, приводящая к атрофии.

Это лишь несколько примеров. Полный список обширнее и включает такие редкие отклонения, как укороченные конечности или незаживающие язвы, вызванные болезнями вен. Вот случаи, когда можно ездить только с АКПП:

  • Нет кисти или всей руки;
  • Отсутствует стопа или нога;
  • Присутствует деформация конечности, которая ограничивает движение;
  • Нет пальца или фаланги;
  • Присутствуют остаточные явления после поражения ЦНС (например, после гемиплегии).

Также из технических средств, помогающих водить, используют слуховой аппарат, который обеспечивает положенный для комиссии уровень слуха или применяют акустическую систему парковки, чтобы компенсировать недостатки зрения.

Медицинские ограничения

Львиная часть постановления говорит о патологиях и отклонениях зрения и о том, как заболевания глаз влияют на вождение и какие меры принять, чтобы ездить безопасно. Вот несколько нарушений зрения, при которых вступают в силу ограничения:

  • Зрение на одном глазу меньше 0,6, а на втором менее 0,2 с переносимой коррекцией при открытых глазах;
  • Хронические нарушения, вызывающие ухудшение зрения;
  • Диплопия из-за косоглазия;
  • Ограниченное поле видимости — выше 20 градусов.

В некоторых случаях используют средства коррекции — очки, линзы или операцию. Если после исправления человек проходит комиссию, ему выдают права. Ограничения установлены для каждой категории водительских прав.

Так, к управлению транспортным средством категории «В» не допустят лиц с синдромом головокружения, болезнью Меньера, отсутствием обеих рук или кистей. К управлению транспортным средством категорий «С» и «D» не будет допущен водитель с укороченной более чем на 6 см ногой, деформацией черепа, вестибулярным кризом, маленьким ростом.

Полный перечень заболеваний, являющихся противопоказаниями, показаниями и ограничениями к управлению транспортным средством можно скачать по ссылке.

Заключение

Таким образом, нормативно-правовой акт содержит полный перечень заболеваний, являющихся противопоказаниями для управления транспортом (например, слепота, эпилепсия). Кроме того, документ вводит для ряда заболеваний ограничения и показания к управлению, выраженные в наличии в автомобиле специального оборудования (например, акустической парковочной системы).

Новые медицинские противопоказания, показания и ограничения с 12 января 2015 года

Медицинские противопоказания к управлению автомобилем

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про новые медицинские противопоказания, показания и ограничения, действующие с 12 января 2015 года. Сразу же хочу отметить, что полный перечень заболеваний и отклонений Вы можете найти в соответствующем постановлении Правительства.

Сегодня мы не будем останавливаться на каждом заболевании подробно, а лишь рассмотрим самые интересные для водителя моменты. Приступим.

Медицинские противопоказания, показания и ограничения для водителей

В первую очередь предлагаю расшифровать перечисленные выше требования:

  • Медицинские противопоказания – заболевания, имея которые автомобилем управлять нельзя, т.е. медицинская справка не может быть получена водителем.
  • Медицинские показания – заболевания, требующие особых условий для использования автомобиля. Например, к ним относится обязательное наличие очков или контактных линз для водителя с отклонением остроты зрения.
  • Медицинские ограничения – заболевания, при которых водитель не может быть допущен к управлению транспортным средством определенной категории. Ограничения показывают разрешенные величины параметров заболеваний, при несоблюдении которых водителю не выдается справка.

Ниже каждая из перечисленных групп будет рассмотрена подробнее.

Медицинские противопоказания

К данной группе относятся довольно серьезные заболевания, при которых водителю будет однозначно отказано в медицинской справке. Например, речь идет о слепоте обоих глаз, эпилепсии, шизофрении и т.д. Полный перечень противопоказаний можно найти здесь.

Медицинские показания

Медицинские показания – это заболевания, предусматривающие наличие особых отметок в водительском удостоверении:

  • ручное управление;
  • автоматическая трансмиссия – АКПП;
  • акустическая парковочная система – парктроник;
  • медицинские изделия для коррекция зрения – очки или линзы;
  • медицинские изделия для компенсации потери слуха – слуховой аппарат.

Каждой из перечисленных выше отметок соответствует отдельная группа заболеваний.

Например, ручное управление назначается при наличии заболеваний нижних конечностей (ног), АКПП – при заболевании верхних и нижних конечностей (рук и ног), парктроник – при слепоте одного глаза, очки – при остроте зрения ниже разрешенной, слуховой аппарат – при снижении слуха. Полный список заболеваний можно найти здесь.

Что произойдет, если выявлено противопоказание, показание или ограничение?

Рассмотрим еще одну важную ситуацию. Предположим, водитель получил медицинские права в 2014 году, при этом никаких отклонений в состоянии здоровья у него не было. Однако в 2015 году у него резко ухудшилось зрение, о чем он узнал при посещении окулиста. Что произойдет в данном случае?

На первый взгляд кажется, что водительское удостоверение уже выдано и срок его действия составляет 10 лет. Однако не все так просто.

Рассмотрим пункт 35 правил выдачи водительских удостоверений:

35. Российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в следующих случаях:

а) если истек срок действия водительского удостоверения;б) если изменились содержащиеся в водительском удостоверении персональные данные его владельца;в) если водительское удостоверение пришло в негодность для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем (либо в его части) невозможно определить визуально;г) если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными) либо выданы с нарушением установленного настоящими Правилами порядка;д) если поступило заявление об утрате (хищении) водительского удостоверения;е) если выдано новое водительское удостоверение;

ж) если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

Таким образом, при ухудшении состояния здоровья (например, ухудшении зрения) водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию. Как только сотрудники ГИБДД узнают об ухудшении здоровья водителя и остановят его, будет наложен внушительный штраф за отсутствие водительского удостоверения.

Так что рекомендую постоянно следить за состоянием собственного здоровья и вовремя его корректировать, дабы не остаться без водительского удостоверения.

Удачи на дорогах!

На комиссию!

Медицинские противопоказания к управлению автомобилем

Максим Малявин рассказывает о том, кого психиатры могут лишить прав на оружие и вождение автомобиля

Одна из причин, и довольно весомая, по которой неохотно обращаются за помощью к психиатрам — опасение лишиться водительского удостоверения, хорошей работы или права иметь оружие (или всё вместе взятое).

И в самом деле, шутка ли — только что были права, и вдруг тебе заявляют, что машину ты теперь можешь водить только за веревочку, и только игрушечную. Максимум — велосипед.

Действительно, ряд психических заболеваний, а также определенная тяжесть их течения могут явиться причиной того, что психиатр откажет претенденту в разрешении на вождение авто- или мототранспорта. Или не допустит к некоторым видам работ — скажем, связанным с управлением механизмами, представляющими опасность, или к работе с детьми.

Буква закона

Что касается регламентирующего документа, то это Приказ Минздравсоцразвития России № 302н от 12 апреля 2011 г.

«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

Весь список вредностей и опасностей в приложении к этому приказу довольно обширен, на несколько листов. Мы же коснемся только вождения транспорта. Периодичность медосмотра для водителей до достижения ими пенсионного возраста — раз в пять лет. При достижении пенсионного возраста — ежегодно.

Медицинские противопоказания к вождению автомобиля

В начале о тех заболеваниях, при которых вождение абсолютно противопоказано (это справедливо как для автомобилей категории В и С, так и для всех остальных видов транспорта).

Это эпилепсия и умственная отсталость, выраженная сильнее, чем пограничная.

То есть, если вопрос с легкой дебильностью (IQ в пределах 50–69) можно еще решить индивидуально-комиссионно, то умеренный либо выраженный дебил могут рассчитывать только на руль велосипеда или вожжи гужевого транспорта.

Даже легкая или пограничная степень умственной отсталости — уже препятствие для открытия категорий Д и Е, а также вождения трамваев и троллейбусов, что в целом понятно: ответственность, сложность и потенциальный риск здесь значительно больше, чем при управлении автотранспортом категорий А, В и С.

Теперь об остальных психических заболеваниях. В приказе говорится, что общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально. Что это означает?

Психиатрические категории граждан

С точки зрения психоневрологического диспансера, любой гражданин либо не наблюдается у психиатров, либо наблюдается (состоит на учете, как раньше говорили). Причем «не наблюдается» – это также и те, чьи амбулаторные карты сдали в архив: человек в стойкой ремиссии или сменил место жительства.

Если снятый с наблюдения обратился на медкомиссию, вопрос решают, как правило, в его пользу, если он только не дебил и не эпилептик.

Ну, возможно, в спорном случае вопрос будет решать не один, а три врача (если, скажем, здесь не ремиссия, а просто человек уезжал из города и в связи с отъездом был снят с наблюдения).

Если же человек состоит на учете в психоневрологическом диспансере, то здесь есть две группы наблюдения: консультативная и диспансерная. Консультативная подразумевает, что психическое расстройство не тяжелое и не требует обязательного регулярного наблюдения, и пациент сам решает, когда ему обращаться за помощью и надо ли обращаться вообще.

В эту группу, помимо невротических больных, могут входить и пациенты с довольно грозно звучащими диагнозами, вроде той же шизофрении или маниакально-депрессивного психоза (ныне биполярное аффективное расстройство), но у которых болезнь находится в стадии устойчивой ремиссии.

Этой группе вождение автотранспорта обычно разрешают, просто чаще всего ответственность за такое решение берет на себя комиссия, а не один врач.

Диспансерная группа наблюдения означает, что психическое расстройство (даже невроз, даже психопатия, не обязательно группа психотических диагнозов) течет тяжело, часто дает обострения и декомпенсации психического состояния, и потому требует постоянного наблюдения, частоту которого определяет лечащий врач. Вот этой группе в разрешении на управление автотранспортом отказывают. Впрочем, если в перспективе состояние будет стабильно хорошим, то можно сначала решать с врачом вопрос о переводе в консультативную группу наблюдения, а затем — и о получении прав.

Случай из жизни

Был, кстати, недавно на врачебной комиссии по решению вопросов о пригодности к вождению и ношению оружия один товарищ. Я как раз в тот день в этой комиссии участвовал.

На дороге таких несложно заметить, сложнее разъехаться без потерь: это они теннисным шариком мечутся из ряда в ряд, начинают гудеть и моргать впереди стоящим спустя ровно миллисекунду после загоревшегося на светофоре зеленого света, это они пытаются вклиниться, подрезать, а если их вдруг не пустили — обязательно догнать, обойти и постараться подставить зад, резко ударив по тормозам.

Это у него все вокруг козлы, один он няшечка в бабайке… хорошо, пусть будет красавчик в кепке, если вдруг в ваших краях не знают, что такое бабайка (причем впечатление такое, что он не снимает ее даже в постели с любимой девушкой).

Доктор, проводившая медосмотр, задала ему пару вопросов. Кажется, один из них был на знание таблицы умножения. Вот тут-то парень и выдал реакцию: как, ему тут задают дурацкие вопросы, ergo (лат.

следовательно), держат за идиота, да была бы доктор мужиком, он бы уже пять минут как дрался! Парня отправили к психологу — мол, пройди-ка обследование, а то что-то настораживает твой фекально-адреналиновый криз.

Потрясая зажатым в кулаке листком с направлением, тот ворвался в кабинет заведующего (его как раз замещал Денис Анатольевич) — мол, видите, какой беспредел творят ваши доктора? Меня ПОСЛАЛИ! «Неужели ТУДА? – удивился Денис Анатольевич. – В любом случае, Вы заблудились. Давайте-ка уточним адрес. Нет, всё же к психологу. Это на второй этаж и направо по коридору. Нет, без этого никак. Нет, за деньги еще более никак».

Обследование он всё же прошел, тесты сдал, на вопросы ответил. Правда, пригрозил «психологине» — мол, попробуй только плохо про меня написать в заключении, я тебе эти тесты отолью в граните. На надгробии.

Ну да не на ту напал: наши девчата на комплексных экспертизах и с маньяками работали, и с убийцами, и не такого наслушались. Узнав, на какую статью тянет его пожелание, тестируемый стушевался.

А результаты обследования, как оказалось, действительно заслуживали пристального внимания, особенно в эмоционально-волевой сфере.

На следующий день парень пришел на врачебную комиссию. За те пятнадцать минут, что он ждал за дверью, ему удалось поссориться со всей очередью и забить стрелки как минимум троим мужикам.

В воздухе запахло перспективой мордобоя, и мы с Денисом Анатольевичем пригласили парня в кабинет, чтобы побеседовать и вынести решение. Побеседовали, пришли к выводу, что отношение к автотранспорту он может иметь только как пассажир. Услышали о себе много нового. Денис Анатольевич не выдержал.

Он показал парню на мой забинтованный палец (мелкие санитарные потери в битве за установку стиральной машины):

– На Вашем месте я бы вел себя предельно вежливо и осторожно.

– Это еще с какого перепуга?

– Доктора на днях покусал бешеный больной, – пояснил Денис Анатольевич. – Сыворотку от бешенства мы ему, конечно, сделали, но Вы сами понимаете — гарантии никакой. Видите, он и так себя еле сдерживает. Так что шли бы вы отсюда… непокусанным.

– Я всё равно этого так не оставлю! – обернулся он уже в дверях. – Я подам в суд!

– Извини, Денис Анатольевич, – я поднялся со стула. – У тебя есть опытный пластический хирург?

– Найду. А что, сильно палец поранил? – озабоченно спросил он.

– Не мне. Вон ему. Сейчас понадобится. Кажется, сыворотка перестает действовать. КУДА?!!!

Проложив просеку в толпящихся у кабинета людях, парень скрылся из вида. Прием у нас в тот день проходил тихо и спокойно: все посетители были предельно корректны и старались подолгу наедине с нами не задерживаться.

Пиф-паф, ой-ой-ой! Получение разрешения на оружие

Более строго и придирчиво рассматривается вопрос о разрешении на хранение и ношение огнестрельного оружия – неважно, охотничье оно, травматическое, газовое или же то, что выдается охранникам, инкассаторам и прочим гражданам по долгу службы.

Регламентирующие документы в данном случае это:

1. Ст. 24 Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

2. Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров…», в которых законодательно закреплен перечень работ, при выполнении которых обязательны периодические медицинские осмотры работников.

3. Приказ Минздрава РФ от 6 февраля 2001 г. N 23, в котором упомянутый перечень дополнен новым п. 7, согласно которому работы в военизированной охране, службе спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, которым разрешено ношение огнестрельного оружия и его применение, требуют обязательного прохождения 1 раз в год медицинских осмотров работников.

Противопоказания к ношению и хранению оружия

Противопоказанием к ношению и хранению огнестрельного оружия являются все психические заболевания, любого спектра: психозы, неврозы, психопатии, умственная отсталость и деменция.

Неважно, наблюдается ли пациент в диспансерной или консультативной группе, или уже снят с наблюдения.

Исключение составляют незначительные преходящие (транзиторные) психические расстройства, закончившиеся полным выздоровлением — к примеру, тревожно-субдепрессивная реакция на стресс или транзиторное расстройство личности в юношеском возрасте.

Против лома нет приема

Вот так психиатры пытаются уменьшить риск появления неадекватных товарищей на дорогах и с оружием в руках. К сожалению, это не страхует всех нас от наличия за рулем и при кобуре хамов, гадов, крупного и мелкого рогатого скота, а также разного рода пернатых, но это уже к вопросу личного духовного роста и работы над характером, тут медицина бессильна.

Противопоказания для получения водительских прав, противопоказания к вождению авто

Медицинские противопоказания к управлению автомобилем

К сожалению или к счастью, не всем людям можно водить машину. Существует множество противопоказаний к вождению автомобиля, и не все дойдут даже до обучения в автошколе, не то что до заветного руля.

Ограничения носят медицинский характер и касаются психических расстройств или состояния зрения человека. Некоторые ограничения носят частичный характер, когда автолюбителю запрещается управлять конкретными категориями транспортных средств.

В некоторых случаях врачи делают лишь предписание. Например, при неидеальном зрении указывают обязательное ношение очков.

Какие медицинские противопоказания полностью исключают управление авто, а какие лишь создают предписания? Разберемся в этом материале.

Зрение и очки

Во главе угла состояния здоровья водителя стоит зрение. Раньше слабовидящий автомобилист был обязан носить очки. В правах даже ставилась соответствующая пометка.

После вхождения в обиход контактных линз пометка «очки» ушла в прошлое. Однако при получении прав проверка зрения по-прежнему важна, и права категории B не выдают при ряде заболеваний:

  • хронические заболевания оболочки глаз;
  • слепота на один глаз;
  • острота зрения менее 0,2 на одном глазу и менее 0,6 на другом;
  • проведение рефракционной операции меньше месяца назад;
  • ограничение поля зрения больше, чем на 20 градусов.

При данных недугах человек, увы, лишается возможности управлять транспортными средствами всех категорий. Для прав категории С условия по зрению могут быть ещё жёстче.

Ситуация не так мрачна, как может показаться. При ношении контактных линз или очков человек с «минусовым» зрением может претендовать на получение прав. Ограничения наступают с отметки в -9 на оба глаза, когда без очков или линз человек не видит практически ничего.

Также читайте: Ограничения по зрению для получения прав

Другие противопоказания к получению прав

Кроме проблем со зрением, медкомиссия на водительское удостоверение внимательно относится к психическим заболеваниям. И это логично, ведь в случае приступа или неуравновешенного поведения человека за рулём может возникнуть аварийная ситуация.

Перечень заболеваний и симптомов, с которыми запрещается управлять транспортным средством:

  • расстройства настроения;
  • расстройства, связанные с употреблением психотропных веществ;
  • умственная отсталость;
  • шизофрения;
  • бредовые расстройства;
  • расстройства личности.

Данные ограничения являются безаппеляционными, то есть получить водительское удостоверение с ними нельзя ни при каких обстоятельствах. Исключением является отдельно взятый диагноз эпилепсии. При эпилептических припадках человек не может контролировать себя, поэтому для получения водительских прав с таким симптомом необходимо выполнить ряд жёстких условий:

  • должно пройти полгода с момента последнего припадка;
  • припадки случаются во сне;
  • приступ вызван отказом от приёма лекарств;
  • имеется заключение невролога о пригодности к вождению.

Если вышеуказанные условия соблюдены, то человек может получить водительское удостоверение и управлять транспортным средством.

Если вы не знаете, как выбирать и оформлять первый б/у автомобиль, обратитесь к разделу «Покупка подержанного автомобиля».

Там вы найдете советы, которые избавят вас от неприятностей, распространенных на вторичном рынке. Также мы ведем блог и -канал с обзорами автомобилей разных марок.

Также читайте: Где и как получить водительское удостоверение

Редкие и частные случаи

В отдельную категорию можно вынести те медицинские ограничения, которые встречаются нечасто или являются последствием травм. В этих вопросах многое упирается в частности, и, возможно, что со временем ограничение будет снято, а, возможно, будет сопровождать человека всю жизнь.

К таковым относятся:

  • порок сердца;
  • заболевания позвоночника;
  • отставания физиологического развития;
  • серьёзные нарушения слуха;
  • неправильно сросшиеся кости после перелома;
  • заболевания дыхательного аппарата;
  • отсутствие некоторых фаланг пальцев;
  • операция на сердце менее трёх месяцев назад.

Большинство из перечисленных пунктов, увы, не могут быть устранены, но могут быть приобретены в ходе жизни человека. В том числе поэтому раз в 10 лет водителю нужно проходить медицинскую комиссию для продления действия водительского удостоверения.

Также читайте: Как пройти медкомиссию на получение водительских прав

Медицинские ограничения к управлению транспортными средствами

Медицинские противопоказания к управлению автомобилем

Возможность управлять автомобилем не может базироваться на одном только желании и достаточной материальной обеспеченности. Право быть участником дорожного движения подразумевает взятие на себя водителем серьезной ответственности за возможные последствия езды с различными нарушениями, самые частотные из которых – нарушения правил дорожного движения.

Однако, помимо неаккуратного вождения, существует множество иных предпосылок к созданию опасной ситуации на дороге. Так, одна из них – возможная неисправность автомобиля, вызванная безответственным отношением к состоянию своего авто. Другая потенциальная причина создания водителями аварийных ситуаций – езда с нарушениями медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28 

Это быстро и бесплатно!

Виды медицинских ограничений

Медицинские ограничения для водителей и противопоказания к вождению авто – это перечень заболеваний, которые препятствуют безопасному для себя и окружающих управлению автомобилем.

Некоторые из них полностью делают невозможным для водителя когда-либо сесть за руль, другие могут ограничить управление транспортными средствами, подпадающими под конкретные категории. Часть заболеваний и противопоказаний не лишают водителя возможности управлять машиной, однако требуют внесения изменений в конструкцию авто.

Наиболее распространенные медицинские причины, ограничивающие, но не исключающие право водить машину – это наличие у человека некоторых форм инвалидности и/или подтвержденные некритические проблемы со слухом и зрением.

Признано три категории ограничений, характеризующихся разной степенью допуска к управлению автомашиной:

  • показания;
  • ограничения;
  • противопоказания.

В первом случае для допуска к вождению потребуются разного рода специальные приспособления, во втором — водителям полностью запрещается управлять авто определенных категорий, и в третьем случае человеку категорически запрещено водить любое транспортное средство. Медицинские ограничения выявляются в ходе обследования, проводимого во время медкомиссии.

Медкомиссию проходят все будущие водители, она является обязательным этапом перед допуском к практическим занятиям, сдаче экзамена в ГИБДД и получением водительского удостоверения.

Помимо курсантов автошколы, пройти медкомиссию обязаны водители, чьи права подлежат замене по прошествии 10-летнего срока с момента выдачи, а также если шофер был лишен удостоверения за езду в нетрезвом виде.

К сожалению, не все из нас стопроцентно здоровы. Некоторые будущие водители, имеющий какие-либо физические недостатки, всерьез опасаются, будут ли они допущены до вождения. Именно поэтому закон четко прописывает, когда водить можно, когда допустимо – но с ограничениями, и когда допуск за руль невозможен.

Противопоказания

Список противопоказаний к вождению автомобиля весьма обширен. Он включает в себя различные заболевания и физические недостатки, делающие езду за рулем невозможной. Такие заболевания влекут за собой как временное ограничение, так и постоянное, и зависят от характера заболевания.

Эпилепсия – очень серьезное заболевание, осложненное внезапностью приступов. Больной не может их предугадать, поэтому находится в постоянной опасности.

Разумеется, управление авто с таким диагнозом становится серьезными риском как для самого водителя, так и для прочих участников дорожного движения. Поэтому эпилептикам категорически запрещено водить машину и получать права.

Постоянные психические расстройства являются пожизненным препятствием для доступа к вождению. Если уполномоченные медицинские специалисты поставят диагноз шизофрения или задержка умственного и психического развития; если человек страдает приступами агрессии и аффективными расстройствами – езда за рулем для него станет невозможна.

К аналогичному результату приведет лечение психотропными препаратами, если оно даст побочные эффекты, выраженные стойкими изменениями психики и психическими расстройствами.

Полный список заболеваний, несовместимых с вождением, приведен в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2014  года № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством».

К ним относятся серьезнейшие проблемы со зрением, которые уже по логике исключают возможность сесть за руль: полная слепота и ахроматопсия (неспособность различать цвета, больной видит мир в монохромной черно-серо-белой гамме – т.н. «цветовая слепота»).

Кроме перечисленного, нельзя водить машину тем, кто страдает тяжелыми формами заболеваний:

  • дыхательной системы;
  • печени и желудка;
  • сахарного диабета;
  • щитовидной железы;
  • вестибулярного аппарата;
  • сердечно-сосудистой системы.

Некоторые противопоказания касаются только транспортных средств определенной категории.

Так, при косоглазии любой этиологии, вызывающем у водителя стойкую диплопию, а также при хронических заболеваниях оболочек глаз, сопровождающихся серьезным нарушением зрения, запрещено управление ТС с мотоциклетной посадкой – то есть, права категорий «М», «А», «А1» и «В1» больному не выдадут.

Повышенное артериальное давление (превышающее показатели 140/90 мм рт.ст.) и некоторые формы генетических заболеваний роста – нанизм, карликовость – также включены в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. В любом случае, при наличии серьезных отклонений в здоровье и развитии, решение о допуске за руль принимается коллегиально.

Как быть действующему водителю

Не все наши физические недостатки являются врожденными или приобретенными в детстве. Ситуация, когда абсолютно здоровый водитель вдруг терял зрение или слух, получал тяжелую травму ног или же позвоночника, не является такой уж редкостью. К подобным изменениям здоровья особенно внимательно следует отнестись гражданам, осуществляющим управление ТС.

Законодательством предусмотрено прохождение водителем медкомиссии не реже раза в три года. По результату обследования выдается так называемая водительская справка. Однако если в промежуточный период с водителем произойдут изменения здоровья и будет вынесен соответствующий врачебный вердикт, ограничения пропишут в водительских правах, и их придется выполнять.

Таким образом, никаких рамок для внесения ограничений в главный документ водителя не предусмотрено. Присвоение соответствующего статуса зависит только от изменения в состоянии здоровья самого обладателя прав.

С момента, когда квалифицированным медиком будет вынесено заключение об ограниченной годности (или даже противопоказанию) к управлению машиной, эти требования вступят в силу.

Вождение для лиц с ограниченными возможностями

При наличии одного или нескольких заболеваний, при которых вождение возможно, но с определенными условиями, соответствующая отметка проставляется в водительском удостоверении:

  • MC («manual control» — «ручное управление»): возможно вождение авто с ручным управлением;
  • APS («acoustic parking system» — «акустическая парковочная система»): транспортное средство должно быть оборудовано акустической парковочной системой;
  • GCL («glasses or contact lenses» — «очки или контактные линзы»): вождение разрешено только в очках или линзах, корректирующих зрение водителя;
  • HA/CF («hearing aid»/«communication aid» — «слуховой аппарат»/«приспособление для слуха»): управлять авто можно только с использованием специальных медицинских приспособлений, компенсирующих частичную потерю слуха;
  • AT («automatic transmission» — «автоматическая трансмиссия»): вождение разрешено при наличии автоматической коробки передач.

При проверке водительского удостоверения сотрудник полиции обязательно обратит внимание на наличие ограничений, поэтому отнестись к результатам медкомиссии следует со всем вниманием, чтобы не быть привлеченным к ответственности за вождение с нарушениями.

Так, отметка МС будет проставлена в правах водителя, имеющих серьезные медицинские проблемы нижних конечностей, такие как деформация стопы, значительно затрудняющая движение, отсутствие или неподвижность  одной или обеих ног.

Если нижние конечности, позвоночник или кости таза деформированы настолько, что это затрудняет ходьбу или стояние, водителю также будет предписано обязательное ручное управление своим автомобилем.

Наконец, сюда относится паралич нижней половины тела при полной дееспособности верхней.

Установка парктроника обязательна для водителей, страдающих слепотой одного глаза.

Если же автомобилист имеет нарушения функции зрения, подразумевающие использование корректирующих средств (очки или линзы), он не должен управлять автомобилем без них, как и проходить медкомиссию.

К слову, на медосмотре офтальмолог проверит зрение по трем параметрам: поле зрения, уровень цветоощущения и острота зрения.

При остроте зрения ниже 0,2 диоптрия на лучшем глазу и 0,6 – на худшем, обучение на права категории «В» недопустимо.

Отдельно следует сказать о реабилитации после рефракционных операций. Воздерживаться от вождения придется в течение трех месяцев. Это советуют и врачи: согласно медицинским показаниям, в этот период происходит адаптация глаза к новым возможностям зрения и видимости. Это же ограничение касается любых операций на роговой оболочке глаза.

С нарушениями слуха также следует прибегать к корректирующим средствам. Если медкомиссия признала, что автолюбитель обязан использовать слуховой аппарат или иное приспособление, корректирующее работу органов слуха, человек, осуществляющий управление ТС обязан позаботиться о наличии такового приспособления.

Сейчас ограниченный допуск к управлению машиной имеют люди, у которых отсутствует хотя бы один палец, несколько или даже кисть руки. При прочей дееспособности таким курсантам автошколы в правах проставляется отметка AT, дающая им возможность водить авто с автоматической коробкой передач.

Ответственность за игнорирование ограничений

К сожалению, такое сейчас не редкость. Человек с показаниями носить очки или линзы в повседневной жизни, пренебрегает этим требованием и садится за руль, не применяя данные приспособления. Случается, что слепой на один глаз водитель не торопится производить ремонт неисправной акустической парковочной системы.

Многие автолюбители из числа тех, кто имеет ограничения, считают требования голословными, поскольку убеждены, что наличие или отсутствие слухового аппарата или линз никак не влияет на качество управления автомобилем. При остановке сотрудником патрульно-постовой службы такие водители часто ссылаются на ПДД, как на основополагающий нормативный акт, регулирующий вопросы безопасной езды.

Во втором разделе этого документа, в котором перечисляются обязанности водителя, ни слова не говорится о необходимости применять те средства, которые позволят автомобилисту компенсировать физические недостатки, отличающие его от полностью здорового водителя.

Однако это обстоятельство не отменяет ограничивающую отметку в правах и сам факт того, что шофер этим требованием пренебрег. Что же грозит водителям, когда они игнорируют требования законодательства в области безопасности дорожного движения?

Дело в том, что в уже упоминавшейся 23 статье Федерального закона «О безопасности дорожного движения» прописывается, что при наличии определенных заболеваний водитель обязан применять технические средства («медицинские изделия», «специальные приспособления») или же оборудовать свое авто специальными техническими средствами, облегчающими вождение (акустическая парковочная система).

Таким образом, становится ясно, что управление ТС водителем, пренебрегающим предписанные ему ограничения, приравнивается к вождению без права управления машиной. Необеспечение требований регламентировано статьей 12.7 Кодекса об административных правонарушениях (управление ТС водителем, не имеющим права управления).

Данное правонарушение карается, равно как и езда без водительского удостоверения, административным штрафом от пяти до пятнадцати тысяч рублей.

Избежать штрафа будет весьма затруднительно. Доказать патрульному наличие акустической системы или слухового аппарата, при их отсутствии в авто, невозможно. А вот водители с плохим зрением имеют больше шансов «отделаться» малой кровью – очки, как правило, возят при себе. Да и проверять наличие линз у шофера вряд ли кто будет.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.