+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Может ли быть налоговая проверка в организации до трех лет

За какой период может быть проведена налоговая проверка – НалогОбзор.Инфо

Может ли быть налоговая проверка в организации до трех лет

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года.

При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды.

По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

  • первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);
  • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
  • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
  • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Ответ: да, может.

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки.

Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился.

Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г.

№ КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г.

№ А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам.

Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст.

 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г.

№ ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г.

№ Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет.

Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г.

№ Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

Ответ: да, может.

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок.

Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см.

Когда проводятся повторные налоговые проверки.

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см.

, например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г.

№ А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Ответ: да, может.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции.

Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать.

В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения.

Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Выездная налоговая проверка. Распространенные заблуждения

Может ли быть налоговая проверка в организации до трех лет

Каждый налогоплательщик  волнуется, что однажды и к нему придут с выездной налоговой проверкой. А пока этого не произошло,  с интересом собирает информацию о том, как это бывает у других. Существует несколько распространенных заблуждений по поводу таких проверок. В данном материале мы развеем несколько, наиболее «популярных» среди налогоплательщиков, мифов.

1.Организации не грозит выездная проверка в первые три года

Многие уверены, что в первые три года, с момента регистрации, им не грозит выездная налоговая проверка. Исходя из этого, некоторые налогоплательщики меняют юридическое лицо, каждые три  года.

Такое мнение сложилось, вероятно, из-за некорректного толкования Закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…». В п.2 ст.9 Закона говорится, что плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.

Согласно п.8 ст.

9 №294-ФЗ, основанием для проведения плановой проверки, является истечение трех лет со дня государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя (ИП), или три года с даты окончания последней проверки.

Однако, следует обратить внимание на подп.4 п.3.1 ст.1 №294-ФЗ, который устанавливает, сфера применения этого закона не распространяется на налоговый контроль.

Налоговый кодекс тоже не содержит ограничений относительно выездных проверок в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных менее трех лет назад.

Действительно, выездная налоговая проверка реже проводится в отношении налогоплательщиков, зарегистрированных не так давно. Налоговые органы заинтересованы в доначислении налогов, и чем короче проверяемый период, тем меньше будет найдено нарушений.

Тем не менее, от ВНП не застрахован ни один налогоплательщик. В своей практике мы сталкивались с тем, что выездная налоговая проверка проводилась в отношении организации, зарегистрированной чуть больше года назад.

Существует несколько критериев, привлекающих внимание налогового органа, проводящих отбор для предстоящих контрольных мероприятий:

  • Органы МВД направили в налоговую инспекцию запрос, о проведении совместной проверки. Это может случиться, если например, поступает жалоба на организацию. Полиция в отношении налогоплательщика проводит оперативные мероприятия, в ходе которых возникает предположение о том, что налогоплательщик скрывает доходы, «уходит» от налогов.
  • Если организация заявляет к возмещению значительную сумму налога на добавленную стоимость. Сначала проводится камеральная проверка, если в результате нарушения не были обнаружены, то для того, чтобы отказать в возмещении, принимается решение о проведении выездной проверки.
  • Как бы парадоксально это не выглядело, но исходя из своей практики, можем уверенно заявить, что очень часто, на второй год, после регистрации, проверяют те организации и ИП, которые уплачивают в бюджет большие суммы налогов. Да-да, раз организация уплачивает большие суммы налогов, при камеральной проверке деклараций, налоговики видят большие обороты, значит, налогоплательщик уже представляет интерес для них. И тогда они готовы провести выездную проверку только за предыдущий год.

Поэтому заявление о том, что если организация не заявляет о возмещении НДС, то может не ждать налоговиков в гости, мягко говоря, является опрометчивым.

2. Если организация заявила об официальной ликвидации, то выездная проверка обязательна

Налогоплательщик, в соответствии с действующим законодательством, обязан в течение трех дней, с момента принятия решения о ликвидации, сообщить об этом в налоговый орган.

После этого, как правило, назначается налоговая проверка и, естественно, налогоплательщик с трепетом ее ожидает.

На самом деле, решение о проведении ВНП, налоговые органы принимают в отношении далеко не всех организаций, принявших решение о ликвидации. В соответствии с п.1 ст.

63 ГК РФ, в случае ликвидации организации, отводится два месяца для заявления требований со стороны кредиторов, и налоговый орган должен уложиться в этот срок.

При этом за отведенное время следует не только провести проверку, но и составить акт, вынести решение и т.д.

Поэтому чаще всего проверка в случае ликвидации проводится в отношении крупнейших налогоплательщиков, в отношении организаций, подозреваемых в налоговых правонарушениях.

Могут провести проверки в отношении индивидуального предпринимателя. Так как и после снятия с учета, предприниматель отвечает по своим долгам, возникшим в период осуществления деятельности. Но на практике, этого обычно не происходит. Если только предприниматель уплачивал налоги в крупных размерах и декларировал крупные суммы, в этом случае он может представлять интерес для проведения ВНП.

3. Заинтересовали УФНС – ждите проверку

В случае, если в управлении федеральной налоговой службы в отношении организации, имеется информация о возможных нарушениях, эти данные направляются в территориальную налоговую инспекцию. Уже местная инспекция самостоятельно принимает решение о проведении проверки.

Да, риски налогоплательщика в этом случае увеличиваются, но совсем не обязательно, что будет принято решение о проведении именно выездной проверки. Это не тот случай, когда управление ФНС дает инспекции четкие указания для проведения ВНП в отношении конкретной организации.

4. Если организация включена в план проверок, то достаточно сменить налоговую инспекцию

Очень часто, налогоплательщик, узнав, что попал в план проверок, быстро меняет адрес места нахождения, для того, чтобы встать на учет в другой налоговой инспекции, пытаясь тем самым избежать ВНП.

Если, налоговая инспекция узнает об этом, то в течение 7 рабочих дней контролеры должны успеть принять решение о проведении ВНП и вручить представителю организации.

Если организация уклоняется от получения на руки данного решения, то налоговая отправляет ее по почте.

Если ИФНС успела вынести решение о проведении выездной налоговой проверки до того, как организация сменила адрес, то она будет проводиться, даже если организация будет поставлена на учет в другой налоговой инспекции.

Если же руководитель ИФНС не успел в срок вынести решение, и организация успела сменить юридический адрес, то в этом случае, работники инспекции могут обратиться в ИФНС, куда организация встала на учет, с просьбой провести в отношении указанного налогоплательщика ВНП. Тем более, что своими действиями организация лишний раз подтвердила, что представляет интерес для проведения проверки.

5.  Убыточная декларация – жди ревизоров

Весьма распространенно заблуждение. Да, «Критерии отбора налогоплательщиков для проведения ВНП»  содержат пункт, согласно которому такую организацию включают в план проверок, если она в течение нескольких налоговых периодов получает убыток.

Или если организация уже привлекла внимание ИФНС, свершив правонарушения. Либо НДС заявляет к возмещению, а по налогу на прибыль – убыток. Причин может быть несколько, и все они рассматриваются в комплексе.

Однако, если показатель всего один – убыток, то организация не привлечет к себе внимание.

Во-первых, для вновь созданной организации вполне характерно в течение нескольких периодов работать в убыток.  Во-вторых, контролерам неинтересно терять время впустую, они понимают, что с такой организации много начислений не снять, поэтому такая организация не представляет для них особого интереса.

6. Если не соответствуешь «критериям» ВНП не жди

Если организация не попадает под эти критерии, риски попасть под ВНП, действительно снижаются. Однако, в случае, если поступила жалоба на организацию, информация из МВД, других источников, то налоговый орган может включить ее в план проверок. Если же организация является крупнейшим налогоплательщиком, то для включения ее в план ВНП, другие основания и не требуются.

* * *

Таким образом, вероятность, что в организацию поступит решение о выездной налоговой проверке, всегда существует. Независимо от того, как давно она зарегистрирована, попадает ли под «критерии» и т.д.

Есть компании, которые работают более десяти лет и ни разу не проверялись, а к кому-то и через год могут постучаться «контролеры». Ну а мы хотим вам пожелать, чтобы вы спокойно работали и не боялись проверок.

А если уж случилась такая неприятность, как выездная налоговая проверка, пройти ее с наименьшими потерями.

Забрать могут даже единственное жилье. Как вести себя на выездной налоговой проверке?

Может ли быть налоговая проверка в организации до трех лет

Управляющий партнер НПК «СТАТУС» Ксения Фролова рассказала, как налоговая выбирает претендентов на выездную проверку, какой информацией о вашей компании обладает ФНС и как вести себя, если вас все-таки пришли проверять.

— Список организаций-претендентов на выездную налоговую проверку определяется с помощью программы ФНС по внутренним показателям. Что принимают во внимание налоговики:

  1. Подозрительно низкие суммы уплаченных налогов, несоизмеримые с масштабом деятельности организации.
  2. Убытки на протяжении нескольких лет (два года и более).
  3. Крайне низкая рентабельность, которая не мешает успешности бизнеса.
  4. Подозрительно низкие зарплаты в процветающей фирме.
  5. Зашкаливающий процент налоговых вычетов.
  6. Существенный рост расходов, выше роста доходов на протяжении долгого периода.
  7. Компания несколько раз становилась на учет и снималась с него в различных территориальных подразделениях налоговой.

Районная ФНС отрабатывает эти списки, выбирает наиболее перспективные и утверждает их в управлении. Если вам назначена выездная проверка, то инспектор знает основание доначислений, сумму доначислений и за счет чего эти доначисления будут изыматься. Таким образом, выездная налоговая проверка не назначается вслепую.

Также в 2018 г. в некоторых регионах инициаторами выездных проверок являлся ОБЭП. В доступе у ОБЭП базы ФНС, а именно, информация, которую отражает Программа АСК НДС-3. Как правило, свою работу ОБЭП начинает с поиска номинальных директоров в наиболее крупных организациях.

Их вызывают повестками на допрос, в процессе которого добиваются признательных показаний о регистрации организации за вознаграждение. Таким образом, организации присваивается название «однодневка».

Затем выясняют организации, по которым проходили крупные суммы сделок с «однодневками», и пишут уведомительные письма в налоговую об инициировании проверки совместно с ОБЭП. Налоговики в этом случае на своем уровне уже ничего не решают.

Что есть на вас у ФНС?

Рассмотрим информацию, которой сегодня владеет ФНС:

  1.  Внутренняя информационная база ФНС.
  • Программный комплекс ФНС, позволяет налоговикам сравнить сведения из книг покупок и книг продаж по цепочке от поставщика до конечного покупателя. Программа сверяет контрагентов, счета-фактуры и указанные в них суммы налогов.
  • АСК НДС-3, которая помогает налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами юридических и физических лиц. С помощью этой программы можно видеть финансовые цепочки, в том числе, уплачен ли НДС в этих цепочках, находить взаимозависимые компании и связанные с ними физические лица.
  • В ФНС для внутреннего пользования открыта информация по всем налоговым проверкам  России, доказательная база инспекторов.

2. База ЗАГС, в которой можно проследить все родственные связи.

3. Информация,  получаемая от банков, которые предоставляют аналитику по расчетным счетам,  вас и ваших близких, данные по IP-адресам, с которых отправляются платежи.

4. ФНС контролирует все потоки наличности в онлайн-режиме, которые собираются в единую систему ФНС.

5. Базы таможни.

6. Информационные базы по сбору данных о маркированных товарах. С 2019 г. список товаров значительно увеличился.

7. Документы, полученные в рамках камеральных и выездных проверок, хранятся в районной инспекции до трех лет. Данными этих архивов инспекторы пользуются для проведения проверок в других районах и регионах. Они сопоставляют допросы одних и тех же людей в разный промежуток времени, анализируют ранее предоставленные документы и информацию.

Мероприятия, которые проводят для выявления нарушений налогоплательщиков, одинаковы как при выездной, так и при камеральной налоговой проверке:

  • Запрос, выемка документов
  • Допросы свидетелей в ФНС, ОБЭП, районная полиция
  • Экспертиза
  • Осмотр территории
  • Инвентаризация.

Что учесть налогоплательщику?

Налогоплательщикам необходимо заранее подготавливать доказательства своей правоты. А именно реальности сделок, отсутствия умысла. Потом, когда-нибудь, вы не успеете, время будет утеряно.

При возможных рисках работы с недобросовестными контрагентами необходимо:

1. Своевременно выявлять сомнительных контрагентов.

2. Заключая сделку, готовить документы при должной осмотрительности. Нельзя делать подборку документов только по рисковым контрагентам. Информацию необходимо собирать по всем значительным сделкам: фото и видеосъемка приема товара, услуг; скриншоты сайтов, писем, ксерокопии коммерческих предложений.

3. Одним из важных доказательств реальности спорной сделки является дальнейшее использование сомнительного товара (услуги) в организации.

Необходимо заранее формировать документы по списанию материалов в производство, формировать путевые листы. Продумать экономический смысл приобретения услуг.

Нельзя накапливать виртуальный товар на складах, в конце года вы сдаете отчетность, и налоговые органы видят все ваши остатки.

4. Необходимо анализировать кредиторскую задолженность — на момент истечения срока исковой давности по договорам, сделки по ликвидированным компаниям. Вовремя делайте переуступки, зачеты встречных требований.

Как обезопасить бизнес при дроблении

Правило первое: никакого стихийного открытия новых компаний. Оптимизация налогов — это проект. Необходимо провести подготовку к этому проекту и заранее определиться с числом участников новой бизнес-структуры.

Правило второе: никакой аффилированности юридических лиц. Во внимание берется не только прямая аффилированности, но и косвенная. Необходимо избегать нерыночных условий сделки, одинаковых сотрудников в организациях, одинаковой штатной бухгалтерии в организациях и т.п.

Правило третье: разделение бизнеса необходимо обосновывать деловыми целями. Например, компании в составе Группы могут продавать разные виды товаров, или их деятельность разграничена по территориальному признаку.

Правило четвертое: самостоятельность ведения деятельности каждого участника. Отсутствие самообеспечения — главная придирка налоговиков, наряду с взаимозависимостью. Каждый участник является самостоятельной бизнес – единицей, т. е. на балансе есть основные средства, он несет расходы, имеет расчетный счет и профильных специалистов в штате.

Одно из важнейших доказательств умысла — формальный документооборот. Всегда должны быть готовы и оформлены документы. В актах выполненных работ, накладных полная информация об услугах и товаре.

Что делать, если вам назначили выездную налоговую проверку?

  • Оповестить ваших контрагентов, уточнить все ли живы.
  • Оповестить всех сотрудников организации о возможных вызовах на допросы в ФНС и ОБЭП. Необходимо созвониться с уволенными, сотрудниками,  декретниками (их вызывают в первую очередь). Сотрудники должны знать, в какой организации они работают, кто принимал их на работу и какой у них оклад.
  • Провести уборку в помещениях.
  • Перед допросами обязательно вспомнить цепочку взаимоотношений. Кто принимал товар, кто отпускал его в производство или покупателю, в каких амбарных книгах это зафиксировано. 
  • Проверить работу пропускной системы, видеорегистрации, вся ли информация там указана.
  • Помнить о доставке товара, оборудования, спецсредств. Эта цепочка также будет проверена ИФНС. Транспорт — важная составляющая в доказательствах.

Какие доказательства приводят налоговики?

  1. Спорная компания не могла вести финансово-хозяйственную деятельность (минимальные налоги, отсутствие штата, не находится на юридическом адресе, нет имущества, транзитные операции, на допросе директор отрицает свою причастность к деятельности компании).

  2. Товар или услуга приобретены у третьего лица, не указанного в договоре, либо произведены вашей организацией без привлечения сторонних организаций.
  3. Услуги отсутствовали или экономически не обоснованы.

  4. Отсутствует подтверждение доставки товара или предполагаемое транспортное средство в этот день находилось в другом регионе, что подтверждается штрафом ГИБДД. Телефон, зарегистрированный на водителя, в это время также находился в другом регионе.

  5. Физические лица, которые должны были участвовать в бизнес-процессе заключения контракта, доставки, получения и оприходования товара отрицают, что они знают спорную организацию. И самое грустное — когда сами директора путаются в показаниях.

  6. Экспертиза подписей показала, что подпись недостоверна, либо налоговый инспектор сам выявил визуальное расхождение подписей.
  7. У ваших контрагентов выявлен транзитный характер операций по расчетному счету.

Как выявляется дробление?

  1. Разделенные организации осуществляют один вид деятельности, находятся по одному юридическому адресу, используют одни и те же помещения, персонал, имеют единую материально-техническую базу, одних заказчиков, представляют собой единый комплекс, вовлеченный в единый производственный процесс.

  2. Ведение налоговой и бухгалтерской отчетности одними лицами, оказание услуг одним исполнителем.
  3. Сотрудники организаций выполняют одну и ту же работу в соответствии с должностными обязанностями, у сотрудников может быть одежда с единым логотипом.

  4. Организации совместно хранят бухгалтерские документы и документы по ведению финансово-хозяйственной деятельности, используют единый IP-адрес.
  5. Расчетные счета компаний открыты одними и теми же лицами в одних и тех же банках.
  6. Товарно-материальным обеспечением занимается один менеджер по снабжению.

  7. В случае приближения получаемых доходов в одной из организаций группы взаимозависимых лиц к лимиту по «упрощенке» договоры с заказчиками либо расторгаются, либо заключаются дополнительные договоры с другой взаимозависимой организацией на тех же условиях.

В своих актах налоговики пишут всю информацию, в которой есть хоть малейшая зацепка в вашей добросовестности, иногда сильно преувеличивая вашу причастность. Не надо пугаться. После акта следует ваше возражение.

Доказать свою правоту реально, если вы заблаговременно об этом позаботитесь, даже если ваш контрагент, по мнению налоговой, сомнительный, а подписи недостоверны.

Если вашим поставщиком является организация супруги, — не беда. Главное — доказать реальность операций, экономически обосновать хозяйственную деятельность.

Задача налогоплательщика — оспорить факты, приведенные в актах выездной или камеральной налоговой проверки, найти нарушения налоговых органов, которые они допустили при проведении проверки, и грамотно на основе законодательных актов написать возражение на акт.

Методы взыскания недоимки:

  1. Взыскание недоимки с физического лица, которое получило денежные средства, имущество компании (ст. 45 НК РФ).
  2. Взыскание недоимки с фирмы, на которую был переведен весь бизнес (ст. 45 НК РФ).

  3. Субсидиарная ответственность при банкротстве и после его завершения, уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и взыскание ущерба.

Арест может быть наложен даже на те активы директора, которые принадлежат не ему, а его семье и одновременно ему, в том числе даже на единственное жилье.

За какой период налоговая может провести проверку

Может ли быть налоговая проверка в организации до трех лет

Сроки налоговых проверок зависят от их типа. При выездной инспекции проверяемый период ограничивается тремя календарными годами, не считая года проверки. Однако в этом правиле есть исключения.

О том, сколько раз может проводиться ВНП в отношении компании смотрите так же видео налогового адвоката Тылика П.Ю. «Миф о том, что выездная налоговая проверка проводится раз в три года»

По данным юридической статистики, абсолютное большинство налоговых проверок заканчивается доначислением налогов или штрафами.

Но если бизнесмен хорошо знает законы, он может в значительной мере облегчить себе жизнь. В частности, важно владеть информацией о том, какой срок деятельности компании может проверить налоговая. Эти знанию дадут возможность собрать аргументы и в случае необходимости применять их, чтобы защитить свой бизнес.

Как правило, узнав о проверке, предприниматели впопыхах начинают собирать документы, поднимать все архивы. Стоит ли это делать? Попробуем разобраться.

Период налоговой проверки зависит от ее типа. В глобальном смысле инспекция налоговиков бывает двух типов:

  • камеральная (инспектор проверяет документы бизнесмена без выезда в его офис);
  • выездная (налоговик приезжает прямо на фирму к бизнесмену и совершает все контролирующие процедуры там).

Как период охватывает камеральная поверка? Только тот, за который предприниматель подал отчетные документы. Иными словами, если декларацию бизнесмен подал за 2 квартал 2018 года, то налоговый инспектор вправе проверить правильность расчётов только за этот промежуток работы. Любые попытки отступить от этого срока нарушают права предпринимателя.

Но тут есть один нюанс. Налоговик имеет право затребовать у организации данные других отчетных периодов, если они понадобилось ему для точности контрольных мероприятий.

Но опасаться этого не стоит: выписать нарушение, выявленное в отчетах, которые сейчас он не проверяет, инспектор не имеет права. Если такое недоразумение возникло, организация должна уверенно оспаривать это решение. Арбитраж в этой ситуации будет на стороне бизнесмена.

При выездной проверке срок ограничивается тремя календарными годами. Ключевое слово здесь – календарный. То есть, если сейчас 2018 год, то проверить могут отчетность только за период с начала 2015 по конец 2017 года.

Текущий год проверке не подлежит. При этом в пределах трех лет может быть проверен абсолютно любой период. Условно говоря, инспектор вправе запросить отчетные документы хоть за одни сутки работы организации.

Как поступить, если в ходе проверки выявлено нарушение, которое было допущено ранее? Волноваться по этому поводу не стоит. Налоговик не имеет на это права, так что доначисления налогов и штрафы в этом случае организации точно не грозят. Инспектор не согласен с этим доводом? Бизнесмен может смело обращаться в суд.

Тут есть один подвох. Инспектор может запросить у бизнесмена «уточненку» за этот период.

Если предприниматель повелся на эту провокацию и подал уточненную декларацию, налоговик имеет полное право провести по ней дополнительную проверку и в случае обнаружения нарушений — применить санкции.

Возможны ли выездные проверки, охватывающие период более трех лет?

Итак, законом установлена максимальная временная планка проверяемого периода деятельности компании при выездной проверке – это 36 календарных месяцев. Однако в исключительных случаях этот срок может быть увеличен. А значит, и санкции за нарушения, которые были совершены более чем три года назад, налоговик имеет право применить.

Какие есть исключения?

  1. Срок проверки может превышать трехлетний период для компаний, к которым применяется специальный режим налогообложения и индивидуальный расчет налогов.
  2. Если выездная налоговая проверка уже проводится, и предприниматель решил подать уточненную декларацию.
  3. Если проверка проводится в связи с тем, что бизнесмен подал «уточненку», в которой указан меньший размер налогового платежа, чем заявленный ранее.

Общие положения о налоговых проверках

В чем главная опасность проведения налоговых проверок? В эффекте неожиданности. Инспекция не обязана предупреждать компанию ни о самом факте грядущих контролирующих мероприятий, ни о сроках их проведения. Однако при определенных обстоятельствах к визиту инспектора все же можно заблаговременно подготовиться, обратив внимание на ряд деталей.

  1. Инспекция нагрянула к кому-то из партнеров компании. Значит, высока вероятность, что проверка настигнет и вас.
  2. Насторожить должны и запросы от налоговиков или правоохранителей относительно деятельности вашего партнера по бизнесу и ваших совместных экономических операций.
  3. Запрос на получение информации о вашей организации поступил в банк, с которым вы сотрудничаете (естественно, узнать об этом запросе можно только в том случае, если у вас сложились доверительные отношения с кем-то из сотрудников банка).
  4. Если вы знаете, что у вас есть недобросовестные конкуренты (в юридической практике случаи, когда информация «сливается» налоговикам от конкурентов компаний, весьма часты).

Сколько лет нужно хранить бухгалтерские и налоговые документы

В зависимости от вида документов разнятся сроки их хранения. Если бизнесмен по какой-то причине удалил из архива данные раньше установленного законом срока, ему могут грозить санкции. Вскрыться это может, например, при проведении проверки.

  • По нормам налогового кодекса на организациях лежит обязанность хранить документы о налоговом учете не менее 4 лет.
  • Срок для сохранения в архивах первичных учетных документов дольше – не менее 60 месяцев.

Совсем избежать налоговых проверок не может ни одна организация или компания. Даже если предприниматель работает максимально добросовестно.

Но в отсутствии «серых схем» при ведении бизнеса есть очевидный плюс: бизнесмену не придется беспокоиться о результатах инспекции налоговика и возможных финансовых убытках из-за штрафов.

Важно и то, знает ли предприниматель свои законные права, поскольку нередко даже стабильно работающие компании могут попасть под санкции из-за действий инспекторов, которые нацелены на то, чтобы любым возможным способом найти нарушение.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.