+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Наружный досмотр граждан

Личный досмотр

Наружный досмотр граждан

В рамках привлечения к административной ответственности сотрудник органа власти может требовать от гражданина пройти личный досмотр.

В таком случае важно понимать ряд вещей: имеет ли такое право сотрудник? Кто может проводить личный досмотр? В каких случаях, и что собственно он представляет? На все эти вопросы ответы найдутся ниже.

А дополнительные нюансы можно обсудить с дежурным юристом сайта. 

Что такое личный досмотр, основания

Личный досмотр – это мера обеспечения при привлечении к административной ответственности. Иногда он проводится еще до составления протокола об административном правонарушении.

Но именно с момента предложения пройти личный досмотр (если не было задержания или доставления) закон считает, что возбуждение дела об административном правонарушении состоялось.

Поэтому нарушитель (пока предполагаемый) вправе требовать защитника, подавать ходатайства и возражения.

Личному досмотру посвящается статья 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

И под такой процедурой закон понимает обследование вещей, при котором конструктивная целостность их не нарушается, в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения. К примеру, статья 6.

16. КоАП запрещает незаконное хранение наркотических средств. И чтобы их найти, уполномоченный сотрудник проведен личный досмотр.

Основания досмотра: 

  • пресечение правонарушения
  • установление личности нарушителя
  • составление протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте
  • обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.

Этот перечень является исчерпывающим (определение Конституционного суда от 28.05.2013 г. № 780-О).

Кто осуществляет личный досмотр

При осуществлении этой процедуры исследуется сам гражданин (внешнее визуальное обследование тела), а также вещи, которые находятся при нем. Дом, квартира, транспортное средство не являются объектами личного досмотра!

Вправе проводить личный досмотр те же лица, которые вправе осуществить административное задержание. И только одного пола с досматриваемым. 

При проведении личного досмотра уполномоченный сотрудник обязан обеспечить присутствие 2 понятых. Того же пола, что и досматриваемый.

Если орган власти осуществляет процедуру только в отношении вещей (багаж), то достаточно видеозаписи.

В исключительных случаях (достаточные данные, свидетельствующие о наличии у нарушителя оружия или предметов, которые используются как оружие) досмотр проводится без понятых.

Таким образом, если осматривается человек (включая карманы и вещи на нем), то присутствие понятых обязательно. В иных случаях есть основания их не пригласить. Но сотрудник обязан мотивировать необходимость и возможность организации досмотра именно таким образом.

Проведение личного досмотра

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. 

Только досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Подобная формулировка не позволяет заменять понятых видеозаписью в случае личного досмотра, как это допускается общей нормой.

Лишь в исключительных случаях, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

При личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Протокол личного досмотра лица по КоАП

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств.

Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия.

В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Скачать форму:

  Протокол личного досмотра

Как себя вести

Личный досмотр – процедура неприятная. Человек, которому предложено ее пройти, по своей сути, отказаться не вправе. Он может требовать предъявления документов, подтверждающих право проводить его. Может отказаться от дачи каких-то пояснений (ст. 51 Конституции РФ). Однако сотрудник полиции обязан разъяснить права (еще до проведения досмотра). И причины применения таких мер.

Сотрудник, который проводит досмотр, обязан составить отдельный протокол. Либо сделать пометку о досмотре в протоколе о доставлении или протоколе об административном правонарушении. протокола определяет  статья 27.7. КоАП РФ. Помимо общих сведений это также:

  • вид, количество, иные идентификационные признаки вещей
  • вид, реквизиты документов, обнаруженных при досмотре
  • запись о фото или видеосъемке
  • сведения о понятых

Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол подписывает сотрудник и лицо, в отношении которого осуществлен личный досмотр. Замечания и дополнения гражданин может внести своей рукой. Запретить ему делать отметки в протоколе о личном досмотре или ином документе сотрудник не вправе.

Процедура личного досмотра

Наружный досмотр граждан

› Советы для граждан

24.07.2019

Личный досмотр часто путают с осмотром или личным обыском. Они подразумевают различные действия, у них разные цели, эти процедуры установлены федеральным законодательством. Нередко полицейские превышают свои полномочия, умышленно или по незнанию проводя вместо осмотра досмотр или обыск, на который требуется постановление следователя.

Основания для проведения личного досмотра

Прежде чем оперировать этим понятием, необходимо выяснить, что под ним подразумевает законодательство. Его основы раскрывает ст. 27.7 КоАП РФ, в соответствии с ней это проверка вещей, находящихся на человеке и при нем. Это ручная кладь (сумки, портфели, пакеты), багаж, предметы охоты и рыболовства и др.

Для проведения процедуры согласия гражданина не требуется.

Личный досмотр — административно-процессуальная мера. Основанием для его проведения являются совершение административных правонарушений, сведения о наличии у гражданина оружия, взрывчатых веществ, психотропных, наркотических препаратов.

Информация должна быть получена из достоверных источников. Ими могут быть заявления физических и юридических лиц, государственных органов, полицейские ориентировки.

Процедура досмотра ручной клади.

Обязательно ведется протокол в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случае если имеются сведения, что у лица, подвергнутого личному досмотру, может быть оружие или оказано сопротивление, понятые не нужны. Также они могут не присутствовать, если ведется видеонаблюдение или видеозапись.

В процессе этой процедуры проводится осмотр тела, обследование одежды, а также предметов, находящихся у гражданина. Не нарушается целостность вещей. Гражданина досматривают, а не обыскивают.

Все обнаруженное в ходе проведения досмотра вносится в протокол. Это должен быть не просто список, а описание каждой вещи с указанием идентификационных характеристик.

Если нарушитель несовершеннолетний или недееспособный, то все действия выполняются в присутствии законных представителей.

Кто имеет право проводить досмотр граждан

В ст. 27.2, 27.3 КоАП приведен перечень государственных органов, в обязанности которых входит осуществление контроля за выполнением законодательства в различных сферах.

Право проводить досмотры и составлять протоколы имеют должностные лица:

  1. Полиции — при обнаружении правонарушений, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП самостоятельно или при обращении к ним должностных лиц, ст. 27.2, 27.3 КоАП.
  2. Нацгвардии, а также подчиняющейся ей ведомственной и вневедомственной охраны.
  3. Органов, исполняющих контроль или надзор за выполнением правил пользования транспортом.
  4. Военной автоинспекции — при нарушении ПДД военными водителями на транспорте ВС России, Нацгвардии, войск ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных формирований.
  5. Органов, контролирующих соблюдение законодательства об охране окружающей среды, лесного хозяйства, животноводства, рыболовства, водных ресурсов.
  6. Пограничных войск, органов МВД, военнослужащие и иные лица, на которых возложены обязанности по охране государственной границы.
  7. Пограничных войск — при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах.
  8. Таможенных органов — при нарушении Таможенных правил.
  9. Органов наркоконтроля.
  10. Выполняющие контртеррористические операции и выявившие нарушения закона по ст. 20.27 КоАП.
  11. Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок в судах.
  12. Миграционных органов.

Порядок проведения процедуры сотрудниками полиции

Личный досмотр проводится должностными лицами, уполномоченными на выполнение этого действия и имеющими право составлять протокол.

Обязательными условиями при производстве являются следующие:

  1. Досматриваемому гражданину необходимо разъяснить причину (основание) этой процедуры.
  2. Предложить ему предоставить для обследования документы, вещи и предметы, которыми были совершены административные правонарушения.
  3. Досмотр гражданина проводится сотрудником полиции одного пола с ним.
  4. Приглашаются два понятых. В их роли могут выступать люди, которые должны удовлетворять следующим требованиям: быть достигшими 18-летнего возраста, не имеющими интереса в деле, трезвыми, вменяемыми, не состоящими в составе наряда, не знакомыми с полицейскими, одного пола с подозреваемым.
  5. Процедуру досмотра необходимо проводить в помещениях, отвечающих санитарным требованиям, исключающих доступ посторонних.
  6. Досматриваемому обеспечиваются: безопасность, здоровье, достоинство, гарантируется конфиденциальность личной жизни, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
  7. При выполнении досмотра, если имеются сведения о наличии взрывчатых веществ, оружия, процедура проводится в отсутствии понятых. При видеосъемке присутствие последних тоже может быть необязательно.
  8. Составляется протокол, в который вносятся все полученные сведения.
  9. Изымаются обнаруженные предметы, к которым были применены все установленные способы фиксации вещественных доказательств (описание, измерение, фотографирование, видеосъемка). Они упаковываются, опечатываются и прилагаются к делу как вещественные доказательства.
  10. Написанное зачитывается вслух. Уточняется у подозреваемого и понятых, имеются ли у них вопросы. Если нет, то запись об этом заносится в протокол, который подписывается досматриваемым гражданином и понятыми. Один экземпляр вручается подозреваемому.

Личный досмотр полицейским.

Бывают случаи, когда полицейские хотят провести процедуру личного досмотра прямо на улице. Здесь необходимо требовать приглашения двух понятых.

Проверка документов

Эта процедура проводится, если есть причины предполагать, что гражданин совершил правонарушение, либо подозревать, что он находится в розыске.

Основания для этого:

  1. Лицо застигнуто на месте совершения правонарушения.
  2. Очевидцы указывают на этого гражданина.
  3. Обнаружены следы преступления на одежде или теле.
  4. Есть сходство с разыскиваемым преступником.
  5. Показания видеокамер наружного наблюдения.
  6. Неадекватное поведение. Человек озирается по сторонам, убегает от милиции и др.

Проверка документов у гражданина.

Какие документы нужно иметь при себе в качестве удостоверения личности (достаточно одного):

  • гражданский, заграничный или дипломатический паспорт;
  • военный билет;
  • свидетельство о рождении;
  • паспорт моряка;
  • служебное удостоверение.

Кого досматривать нельзя

Согласно федеральным законам устанавливается перечень лиц, которые не подлежат личному досмотру:

  • президенты страны: действующий и бывшие;
  • члены Совета Федерации и депутаты Госдумы;
  • судьи и арбитражные заседатели;
  • прокуроры и сотрудники Следственного комитета;
  • сотрудники ФСБ во время исполнения задания;
  • сотрудники государственной охраны во время исполнения обязанностей;
  • уполномоченный по правам человека;
  • граждане других стран с дипломатическим иммунитетом.

Но существуют исключения — это обязательный предполетный досмотр, в котором участвуют все. Согласно п. 3 ст. 85 Воздушного кодекса, граждане, не прошедшие его, на борт судна не допускаются.

Особенности проведения административного задержания

Это обеспечительная кратковременная мера, которая проходит в исключительных случаях в соответствии со ст. 27.3 КоАП. Ей предшествует доставление, чтобы мочь досмотреть подозреваемого.

Она применяется при необходимости правильного и быстрого расследования. Цель — прекращение правонарушения, когда исчерпаны все меры воздействия: уговоры, распоряжения.

Если гражданин законопослушный, то к нему эта мера не применяется.

Процедура административного задержания.

В соответствии со ст. 27.4. КоАП РФ составляется протокол об административном задержании, который выдается на руки по просьбе правонарушителя. Срок задержания — 3 часа. Исчисляется он с момента совершения правонарушения, а не со времени доставления в полицию.

Обжалование действий полицейского

Если действия полицейских незаконно нарушают ваши права, свободы и интересы, то в соответствии со ст. 53 ФЗ “О полиции” их обжалуют в вышестоящем полицейском органе, у вышестоящего должностного лица, в прокуратуре или суде.

Последовательность принятия решения по жалобе регулируется в соответствии с ФЗ от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Действия при отказе дежурного принять заявление

На основании Приказа МВД России №140 от 01.03.2012 территориальные участки полиции должны принять, зарегистрировать и рассмотреть все заявления, независимо от гражданства.

Что делать, если вам отказали:

  1. Предупредите дежурного сотрудника полиции о том, что действия его неправомерны и вы вынуждены будете обжаловать его отказ. Разговаривайте вежливо, без эмоций.
  2. Перепишите данные нагрудного знака.
  3. Попросите пригласить начальника полиции или любое должностное лицо, замещающее его.
  4. Если дежурный этого не сделал, то звоните в его присутствии на горячую линию по номеру 112. Объясните, что у вас отказываются принимать заявление.

Можно звонить в прокуратуру. Желательно сделать видеозапись. Если это не помогло, то пишите жалобу в вышестоящий орган МВД.

Действия при затягивании следствия

Следователь продлить срок следствия не может. Если дело тянется более 2 месяцев, то он обращается в Следственный комитет и указывает причины, с чем это связано. Срок продлевается. После его окончания снова увеличивает период следствия уже вышестоящая инстанция СК. Здесь важно получить постановление СК о продлении сроков и обжаловать его в суде в порядке ст. 125 УПК РФ.

Действия при вымогательстве взятки

Это противоправное действие со стороны полицейских является распространенным. Если вы не совершали никаких правонарушений, то постарайтесь предотвратить вымогательство. Для этого достаньте телефон, включите видеозапись или диктофон. Это иногда помогает. Или сделайте незаметно запись на видео или диктофон, она вам пригодится.

Действия при вымогательстве взятки.

Дальнейшие действия будут такими:

  1. Воспользоваться горячей линией, позвонив по номеру 8-800-250-02-35 и сообщив, что у вас вымогают взятку.
  2. Напишите заявление в Службу собственной безопасности, отправьте его по почте заказным письмом с уведомлением. Или лучше всего отвезите его сами. Помните, что дача взятки — это такое же преступление, как ее получение. Поэтому во избежание ответственности следует обратиться в правоохранительные органы.
  3. Можно обратиться с заявлением в прокуратуру.

Разница между осмотром и досмотром

Осмотр — это административно-предупредительная мера. Она отличается от досмотра основными целями:

  1. Проводится для предотвращения совершения гражданами поступков, способных привести к несчастному случаю, чрезвычайной ситуации.
  2. Является предупреждением совершения нарушения закона. Эта мера носит профилактический характер.

Поэтому основное отличие между процедурами — это совершенное административное правонарушение или его предупреждение.

Основанием для проведения личного осмотра может выступать нарушение правил нахождения граждан в местах массового скопления людей. Это могут быть аэропорты, вокзалы, стадионы, помещения для проведения развлекательных мероприятий и пр. Составление протокола о личном осмотре законодательством не предусматривается, а при проведении досмотра это обязательно.

Процедура личного досмотра Ссылка на основную публикацию

Имеет ли право полиция… Часть 2

Наружный досмотр граждан

Это продолжение темы, начатой нами ранее. Рассмотрим иные обстоятельства, при которых вам приходится общаться с полицией.

Итак, имеет ли право полиция обыскивать на улице?

Вопрос распространенный, но надо определиться с понятиями. Говоря «обыск», в повседневной жизни мы чаще всего имеем в виду «досмотр» (административная процедура) или «обыск» (следственное действие в уголовном процессе). Существует также такая процедура как «осмотр». Начнем с последнего.

Осмотр граждан

Осматривают, например, на публичных и массовых мероприятиях. Осматривают при входе (въезде) на объекты, охраняемые полицией. Ключевое отличие осмотра от досмотра и обыска – добровольность.

Вам предлагают пройти через рамку, открыть сумку, расстегнуть куртку и т.п.

От всего этого вы можете отказаться, и в таком случае вам грозит только то, что вы не будете допущены на территорию, где проводится массовое мероприятие, или на охраняемый объект.

Личный досмотр

Досмотр и обыск – мероприятия, не требующие вашего согласия.  Однако перед их применением вам должны быть разъяснены ваши процессуальные права и причина досмотра (обыска). Всегда в таких случаях ссылайтесь на часть 4 статьи 5 Федерального закона «О полиции».

Личный досмотр и досмотр находящихся при вас вещей проводятся, чтобы обнаружить орудия совершения либо предметы административного правонарушения. При этом досмотр вещей осуществляется без нарушения их конструктивной целостности.

В общем-то о правонарушении доподлинно может быть и неизвестно. Достаточно того, что у полиции есть некие данные, что вы имеете при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотики, психотропные вещества, ядовитые или радиоактивные вещества.

При досмотре обязательно присутствие двух понятых; если ведется личный досмотр – понятых одного с вами пола.  Однако в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей могут быть осуществлены без понятых.

О досмотре составляется протокол. Либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В любом случае в протоколе указываются дата и место составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

Если применялась фото- или киносъемка, видеозапись, иные способы фиксации досмотра и вещественных доказательств – об этом тоже указывается в протоколе, а сами такие материалы прилагаются к протоколу.

По окончании досмотра вам предложат подписать протокол. Внимательно прочитайте его. Если с чем-то не согласны – укажите об этом письменно в протоколе. Можете и не подписывать, но отсутствие вашей подписи не сделает его недействительным.

В него будет внесена запись о вашем отказе. Попросите копию протокола себе – вы имеет на это полное право (статья 27.7 Кодекса об административных правонарушениях). Иначе протокол  может пополниться неожиданными для вас подробностями.

Добавим также, что исходя из пункта 16 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции» досмотр (именно досмотр, а не осмотр) проводится сотрудниками полиции в отношении пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами. То есть если у полицейского возникают подозрения, что у пассажира метро есть запрещенные предметы, он имеет полное право провести досмотр, а пассажир, соответственно должен подчиниться.

Что из себя представляет личный досмотр? Никаких подробных нормативных актов по этому поводу в органах внутренних дел нет, по крайней мере в открытом доступе. А жаль. Было бы полезно иметь документ с описанием различных нюансов данной процессуальной меры на подобие того, который утвержден Минтрансом России – «Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров».

Можно лишь напомнить об одном из принципов, закрепленных в Кодексе об административных правонарушениях, который, безусловно, относится и к личному досмотру: при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство. Ссылайтесь на часть 3 статьи 1.6 КоАП РФ.

Личный обыск

Как мы уже упоминали выше, в рамках уголовного процесса проводится именно «обыск». Если говорить об обыске гражданина – «личный обыск».

У данного мероприятия есть общее с личным досмотром. Главное отличие – это основание проведения: личный обыск производится  при наличии достаточных данных полагать, что у какого-либо лица (подозреваемого или обвиняемого) могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

По общему правилу для личного обыска требуется постановление следователя. Но он может проводится и без оного — при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Не будем здесь углубляться в вопрос о том, как становятся подозреваемыми и обвиняемыми. В большинстве случаев, если лицо находится в этом статусе, то личный обыск уже не станет для него полной неожиданностью.

Но есть исключение: если лицо становится подозреваемым в результате его задержания по подозрению в совершении преступления.

Данное мероприятие оказывается сопряженным с личным обыском и проводится в следующих случаях:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Как видите, «достаточность данных» полагать, что у вас могут находиться орудия преступления, предметы и ценности, имеющие значение для уголовного дела — вещь  субъективная. Некие очевидцы могут указать на вас как на лицо, совершившее преступление, это станет основанием для вашего задержания, для оценки вас в качестве подозреваемого и одновременно – для личного обыска в отношении вас.

Чем вы можете себя обезопасить и предотвратить возможные злоупотребления? Повторим,  требуйте разъяснения вам ваших процессуальных прав и причин обыска (часть 4 статьи 5 Федерального закона «О полиции»).

С момента задержания вы имеете право на адвоката (статья 49 Уголовно-процессуального кодекса РФ), право знакомиться с протоколами и давать на них свои замечания (статья 46 УПК РФ).

По поводу протоколов – применимо всё то, что мы уже говорили в рамках личного досмотра.

Также как и личный досмотр, личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

К личному обыску применим общий для уголовно-процессуальных мероприятий принцип, сформулированный в части 1 статьи 9 УПК РФ:  в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.

Помните, что в случае, если личный обыск будет проведен с нарушением требований закона, доказательства, полученные в результате такого обыска, будут являться недопустимыми. А недопустимые доказательства не имеют юридической силы и в последующем не смогут быть положены в основу обвинения.

Полицейский досмотр: что нужно знать гражданину?

Наружный досмотр граждан

В соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, а также досмотр вещей физического лица является обеспечительной мерой, которая применяется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. При этом указывается, что такие действия осуществляются «в случае необходимости».

Иными словами, при наличии достаточных оснований полагать что, например, лицо находится в состоянии наркотического опьянения в общественном месте (ст.20.20 КоАП РФ) и осуществляет незаконное хранение перевозку или пересылку наркотических средств (ч.3 ст.

48 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»), досмотр будет законной мерой обеспечения порядка.

Достаточность оснований предполагает наличие сведений о событии административного правонарушения.

Под этим могут пониматься как сообщения граждан, так и подтвержденный доказательствами, полученными законным путем, факт того, что имело место деяние, предусмотренное КоАП РФ или иным нормативным актом.

Это значит, что если гражданин не нарушает общественный порядок, не оскверняет так или иначе общественную нравственность, то есть не совершает противоправных деяний, сотрудник полиции не имеет права применять к нему меры административного принуждения.

Если поводом для их применения послужила ориентировка на подозреваемого в совершении преступления, гражданин вправе ознакомиться с ней, поскольку закон обязывает полицейского сообщать причину и цель обращения. В случае несоответствия параметров подозреваемого и данного лица, оно вправе обжаловать неправомерные действия полицейского.

В каком порядке проводится досмотр?

Закон «О Полиции» обязывает полицейского, применяющего меры административного принуждения, сообщить гражданину причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности (п.2 ч.4 ст.5 Закона ).

Порядок и правила, в соответствии с которыми должен проводиться досмотр, изложены в статье 27.7 КоАП РФ. Основные требования заключаются в том, что досмотр должен проводиться полицейским того же пола, что и досматриваемый, с участием двух понятых либо с применением видеозаписи.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Если велась видео- или фотосъемка досмотра, в протоколе об этом делается специальная отметка.

Проведение досмотра без понятых допускается только в исключительных случаях, когда у сотрудника полиции есть основания предполагать, что гражданин имеет при себе оружие.

После составления протокол подписывается всеми участниками процедуры. Чтобы сотрудники полиции не могли исказить сведения, отраженные в протоколе, по требованию гражданина ему должна быть выдана копия протокола.

Как должны проверять документы?

Деятельность полиции регламентируется федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, ведомственными нормативными актами и должностными регламентами.

Указанные документы содержат основания различных действий, которые сотрудник полиции вправе совершить по отношению к гражданину.

Проверка документов, удостоверяющих личность, является одним из них и может осуществляться, когда:

  • имеются данные, из которых следует, что лицо является подозреваемым в совершении преступления или находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению дела об административном правонарушении или основание для административного задержания;
  • гражданин осуществляет деятельность, проверка разрешений на которую возложена на сотрудников полиции (п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»).

Отсутствие паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, само по себе не может являться основанием для задержания, поскольку устанавливаемая Положением о паспорте гражданина РФ обязанность иметь паспорт не означает, что он должен всегда носить его с собой. Иными законодательными актами это также не предусмотрено.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, фамилию и предъявить служебное удостоверение (по требованию). Только после совершения этих действий он может сообщить причину и цель его обращения (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

Как проводится административное задержание?

Задержание может производиться по правилам ст. 14 Закона «О полиции», главы 12 УПК РФ и гл.27 КоАП РФ. Круг лиц, в отношении которых полицией может применяться данная мера, практически не ограничен.

Однако в отношении многих категорий граждан она применяется до тех пор, пока они не будут переданы органам, учреждениям или должностным лицам, которые уполномочены на принятие соответствующих мер.

Прежде всего, это относится к военнослужащим, лицам, которые должны отбывать наказание, а также гражданам с признаками выраженного психического расстройства.

В ч.1 ст. 23.3 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень административных правонарушений, на рассмотрение дел по которым уполномочены органы внутренних дел (полиция).

Целью такого задержания является недопущение правонарушения, установление личности правонарушителя, своевременного и правильного рассмотрения дела или исполнение постановления об административном правонарушении.

Задержание по основаниям, не предусмотренным законом, нарушает право личности на неприкосновенность.

По общему правилу срок административного задержания не может превышать трех часов. Они исчисляются с момента доставления в служебное помещение полиции для установления личности гражданина и составления протокола об административном правонарушении.

Если осуществление этих действий, а также назначение наказания в виде предупреждения или штрафа, возможно в месте обращения полицейского к гражданину, то задержание будет незаконным.

Если гражданин задержан в состоянии опьянения, срок задержания исчисляется с момента его вытрезвления. Задержанный имеет право на один звонок родственникам, чтобы сообщить о задержании и своем местонахождении, а также на юридическую защиту с момента задержания.

Условия содержания задержанных лиц должны отвечать требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627.

Как обжаловать действия полицейского?

В соответствии со ст. 33 Закона «О Полиции» сотрудники ОВД, допустившие в отношении граждан неправомерные действия, несут ответственность.

Не исключено возмещение причиненного вреда, в том числе и морального, если при применении мер административного принуждения были приняты решения и допущены действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ст. 1.6 КоАП РФ).

Все доказательства, подтверждающие вину гражданина, если они получены с нарушением закона, не могут быть использованы (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Ст.5 Закона «О полиции» предписывает прекращение любой деятельности в отношении гражданина, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. В силу ст. 6 Закона в своих действиях полицейский должен руководствоваться только нормами закона.

В случае установления факта нарушения закона прокурор или его заместитель выносит постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке главы 25 ГПК.

Что делать, если в полиции не принимают заявление?

Отказ оперативного дежурного полиции принять заявления о преступлении или об административном правонарушении — распространенная ситуация, с которой многие сталкивались.

Часто в полиции пытаются объяснить заявителю, что, например, украденный у него мобильный телефон найти будет невозможно, или что у следователей есть дела поважнее, чем разбитые в школе стекла и сгоревшая дверь.

Такие действия полицейских можно обжаловать, так как все заявления о преступлении или административном правонарушении подлежат обязательному приему в отделах полиции (ст. 12 закона «О полиции»).

Написать заявление и подать его оперативному дежурному можно в любое время суток. Сотрудник регистрирует его в книге учета заявлений и сообщений о преступлении (КУСП), а на свободном от текста месте проставляет штамп, в оттиск которого вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату и наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилию и подпись.

Когда заявление зарегистрировано, оформляется талон, который состоит из двух частей: талона-корешка, он остается в отделе полиции, и талона-уведомления, который отдается заявителю. Они имеют одинаковый регистрационный номер (Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736). Талон-уведомление является подтверждением того, что заявление принято.

К вопросу о законности применения полицией наружного досмотра

Наружный досмотр граждан

Ключевые слова: ЗАКОННОСТЬ; ПОЛИЦИЯ; НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ; НАРУЖНЫЙ ДОСМОТР; ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; LEGALITY; POLICE; DIRECT COERCION; EXTERNAL EXAMINATION; PUBLIC SECURITY.

Аннотация: В статье рассматривается проблематика законности действий сотрудников полиции при применении наружного досмотра как способа обеспечения личной и общественной безопасности в различных ситуациях. Автор констатирует, что законность в деятельности полиции выступает в качестве одного из основополагающих принципов, а также ключевого метода реализации функций полиции и режима ее взаимоотношений с невластвующими и иными субъектами при осуществлении внешней управленческой деятельности.

Посредством использования анализа, синтеза, формально-юридического, конкретно-исторического и иных научных методов приводятся данные о том, что наружный досмотр как мера непосредственного принуждения, затрагивающая ключевые права человека, применяется органами внутренних дел на протяжении нескольких десятилетий и до настоящего времени остается не извлеченной из ведомственных нормативно-правовых актов. Между тем, баланс публичного и частных интересов при реализации сотрудниками полиции своих прав может быть достигнут только путем законодательного регулирования их правового статуса.

В качестве основного вывода автором предлагается дополнить содержание ст. 13 Федерального закона «О полиции» нормой, обеспечивающей законность применяемого сотрудниками полиции наружного досмотра.

Законность является одним из основополагающих принципов деятельности полиции и представляет в этом качестве важнейшее средство обеспечения государством прав и законных интересов граждан и организаций, а также защиты их от административного произвола. Помимо этого, законность следует понимать как ключевой метод реализации многочисленных функций полиции и режим ее взаимоотношений с невластвующими и иными субъектами при осуществлении внешней управленческой деятельности [2, с. 386].

Вопросам обеспечения законности и дисциплины в деятельности сотрудников полиции всегда уделялось большое внимание, особенно в последние годы, когда они стали одновременно и причиной и целью проведения масштабных реформ в системе органов внутренних дел.

Создавая полицию, законодатель самым серьезным образом модернизировал механизмы обеспечения правомерного поведения ее должностных лиц при выполнении служебных обязанностей.

Проведена большая работа по устранению дефектов правовой системы, сформировавшейся еще в советский период существования нашего государства, и отличавшейся сниженной ролью закона в регулировании правового статуса сотрудников органов внутренних дел.

По свидетельству авторов Федерального закона «О полиции», он вобрал в себя очень большое количество полномочий сотрудников полиции, до этого многие годы содержавшихся исключительно в подзаконных актах [1, с. 3].

Полиция реализует наибольший объем правоприменительных полномочий государства в сфере правопорядка. Ее должностные лица являются представителями публичной власти, наделенными правом применения мер государственного принуждения в отношении неограниченного круга лиц.

Среди таких мер особо выделяются меры непосредственного принуждения, которые, как правило, имеют ярко выраженный пресекательно-предупредительный характер и являются инструментами прямого и оперативного вмешательства в деятельность людей и организаций.

Что очень важно, непосредственность их применения выражается, в первую очередь, в отсутствии необходимости вынесения предварительных решений и составления протокольных документов.

Обладание правом применения самого широкого спектра мер непосредственного принуждения – особенная черта деятельности полиции, выделяющая ее среди других правоохранительных органов.

Реализуя данные полномочия, сотрудники полиции часто вторгаются в очень чувствительную область прав человека и значительно ограничивают свободу передвижения людей, их личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, право распоряжаться своим имуществом и даже право на здоровье и жизнь. С другой стороны, необходимость этого обусловлена публичным характером деятельности полиции и широкой компетенцией в сферах противодействия преступности, экстремизму, терроризму и обеспечения общественной безопасности, когда от правильности, своевременности и жесткости действий полицейских зависят здоровье и жизнь окружающих людей либо самих сотрудников.

В Федеральном законе «О полиции» содержится, по нашему мнению, 22 непосредственно применяемых полномочия, среди которых к числу наиболее значимых и глубоко вторгающихся в область важнейших прав человека можно отнести применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории; оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов; доставление лиц в различные служебные помещения или в медицинские организации; ограничение доступа граждан на отдельные участки местности и объекты, личный осмотр, осмотр транспортных средств и грузов, ограничение или запрещение дорожного движения, а также права сотрудников на беспрепятственное использование в служебных целях средствами связи, а в случаях, не терпящих отлагательства, транспортными средствами.

В настоящее время сотрудники полиции оснащены действенным инструментарием для успешного решения большинства стоящих перед ними задач.

Вместе с тем, по нашему мнению, серьезным недостатком в регулировании их полномочий является отсутствие в законе права на проведение наружного досмотра как способа обеспечения личной и общественной безопасности в различных ситуациях.

Как-то так получилось, что эта важнейшая мера непосредственного принуждения, ежедневно применяемая полицейскими в тысячах случаев (если говорить о масштабах всей страны), до настоящего времени остается не извлеченной из нормативных правовых актов МВД России.

Осмотр или Досмотр личных вещей, находящихся при гражданине. Это нужно знать каждому ⋆ КС ЦИТАДЕЛЬ

Наружный досмотр граждан

К нам за юридической консультацией обратился гражданин с вопросом: Обязан ли сотрудник полиции производя осмотр или досмотр личных вещей составить протокол осмотра и протокол досмотра соответственно? Какие действия может совершить сотрудник полиции производя осмотр или досмотр? Вправе ли охранник в магазине самостоятельно произвести досмотр личных вещей, находящихся при гражданине?

Что бы понять, что такое осмотр или досмотр и какова между ними принципиальная разница необходимо для начала разобраться что такое Досмотр.

Досмотр является процессуальным действием и мерой административного принуждения. Порядок производства досмотра довольно жестко регламентирован Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Что такое Досмотр

Как установлено частью 1 статьи 27.7 КоАП РФ личный досмотр – это обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Ключевыми словами в данном определении являются обследование без нарушения конструктивной целостности. Т.е. лицо, производящее досмотр вправе взять предмет в руки и изучить его. Если это сумка то должностное лицо вправе в присутствии владельца самостоятельно обследовать ее содержимое.

При осмотре таких действий сделать нельзя. Осмотр это внешнее обозрение без обследования. Т.е. должностное лицо лишь вправе внешне осмотреть предмет. В этом и заключается разница осмотра от досмотра. Кроме того после осмотра соответствующий протокол не составляется.

Существуют два вида досмотра: личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при гражданине. Личный досмотр – досмотр содержимого предметов одежды, в которую одет гражданин. При личном досмотре должностные лица вправе потребовать снять для досмотра предметы одежды. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Как производится Досмотр

Досмотр вещей производится с обязательным участием двух понятых либо с применением видеозаписи. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

Как при личном досмотре, так и при досмотре вещей должностными лицами в обязательном порядке составляется протокол досмотра, который подписывается должностным лицом, понятыми и лицом в отношении которого была применена эта мера обеспечения. Копия протокола досмотра обязательно должна быть вручена досматриваемому лицу.

Кто вправе производить Досмотр

Правом осуществлять досмотр граждан наделены в рамках осуществления ими полномочий сотрудники полиции, военнослужащие войск национальной гвардии, должностные лица военной автоинспекции, должностные лица пограничных и таможенных органов, военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, судебные приставы-исполнители, должностные лица органов на которых возложен надзор за соблюдением правил пользования транспортом, должностные лица государственного экологического надзора, должностные лица федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны. Перечень указанных лиц перечислен в статьях 27.2 и 27.3 КоАП РФ.

Данный перечень исчерпывающий и иному, расширенному толкованию не подлежит. Как мы видим в этот перечень не входят сотрудники охраны магазина или супермаркета.

Требование, предъявленное сотрудником охраны и адресованное к гражданину о предоставлении вещей, находящихся при нем незаконно.

Сотрудники охраны вправе лишь потребовать выложить из корзины выбранный товар, и то, когда эти товары являются собственностью магазина. Когда вы их уже приобрели эти товары становятся вашей личной собственностью.

На представленном видео описан пример того, чего сотрудники охраны и продавцы были не вправе делать.

В случае возникновения спорных ситуаций с работниками магазина и, если спор урегулировать мирно не получается, всегда необходимо вызывать сотрудников полиции, при этом мы рекомендуем все споры фиксировать с помощью аудио или видео.

Производство и использование аудиозаписи в отношении граждан и должностных лиц

Сдавать сумки в камеру хранения магазина не обязательно

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.