+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Норматив образования отходов устанавливает

Что значит норматив образования отходов, калькулятор расчета

Норматив образования отходов устанавливает

Мусор – неотъемлемая часть любой деятельности. Для сохранения экологии в стране законодатели в 1998 году прописали в Конституции ряд требований к компаниям и производителям.

Федеральный закон обязывал каждое предприятие составлять ПНООЛР, ежегодно по нему отчитываться.

В 2008 году в существующий текст закона внесли некоторые поправки, согласно которым дорогостоящей процедуре по разработке ПНООЛР подлежит только крупный бизнес. Для остальных предприятий введены упрощенные правила.

ПНООЛР: что скрывается за аббревиатурой

Дословно ПНООЛР – это «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Нормативные документы, обосновывающие появление мусора при производстве одного изделия.

Бракованные товары, наряду с обрезками, обрывками и прочим мусором, относят к отходам производства. Нормативы образования отходов – это расчет максимально допустимого количества остатков сырья в процессе создания одного изделия.

Пример: для пошива одной детской водолазки требуется метр ткани, из которой формируется выкройка. Остатки ткани от выкройки подлежат утилизации.

Лимиты на размещение отходов – количество, которое можно размещать на определенных территориях, заранее прописанных в ПНООЛР. Места размещения отходов производства и потребления регулируются санитарными нормами, а именно статьей 2.1.7.1322-03 в СанПиН.

Контролирующие органы и штрафы

Следит за выполнением норм Санэпидстанция того района, где складируются остатки. Экологи регулярно оценивают обстановку места размещения. Так как требования к мусорным полигонам могут дополнительно регулироваться региональными властями, при составлении проекта нормативов отходов конкретного производства, нужно ознакомиться со всеми предписаниями природоохранного ведомства.

Нарушения действующих санитарных норм караются законом, также влекут за собой потерю прибыли.

Придется оплатить:

  • Гражданам до 2 000 рублей;
  • Должностным лицам до 30 000 рублей;
  • Индивидуальным предпринимателям до 50 000 рублей и блокировка работы на 90 дней;
  • Юридическое лицо может понести убытки ввиду прекращения работы предприятия, до 90 дней и оплаты штрафа до четверти миллиона рублей.

За что могут оштрафовать

Оштрафовать могут как за действия, повлекшие за собой экологическую катастрофу, так и за бездействие.

Проверяющие органы реагируют на отсутствие проекта (ПНООЛР), неподтвержденный класс опасности отходов, ненадлежащее оформление паспорта на отходы либо полное его отсутствие, а также отсутствие или ненадлежащее ведение учета утилизации.

Если с документами все в порядке, то наложить штраф могут за неисполнение требований к хранению, размещению и утилизации отходов производства.

Что понимается под термином «класс опасности»

Отходы классифицируются по степени воздействия на окружающую среду. Пример: для избавления от воздействия отходов 2 класса природе потребуется более 30 лет после полного уничтожения источника загрязнения.

Ко второму классу относят отработанные АКБ, щелочи и кислоты. Другими словами, одна выброшенная батарейка от часов на 140 лет нарушит экологическую обстановку, ведь срок ее разложения составляет в среднем 110 лет.

Всего классов опасности пять:

  1. V класс – почти неопасные твердые отходы, разлагающиеся от 1 до 12 месяцев. Окружающей среде такие отходы не наносят ощутимого урона, а некоторые даже служат удобрением: пищевые отходы, продукты жизнедеятельности животных, газеты, картонные коробки и прочий мелкий мусор.
  2. IV класс – мало опасные отходы. Срок восстановления благоприятной экологической обстановки — около трех лет. К этому классу относят офисную бумагу, жестяные банки, доски и старую обувь.
  3. III класс – опасные отходы (умеренно). От воздействия такого мусора избавиться можно в течение 10-15 лет. Сюда относят: дизельное топливо, ацетоны, продукты очистки нефтепроводов и емкостей из-под нефтепродуктов, синтетические масла, грязный песок, строительный мусор и другие подобные отходы.
  4. II класс – высоко опасные отходы. Наносят почти непоправимый вред экологии. К этому классу опасности относят продукты переработки нефти, АКБ, щелочи и кислоты. Восстановительный период занимает более 30 лет.
  5. I класс – чрезвычайно опасные, наносят непоправимый вред экологии. Восстановительного периода нет, то есть планета никогда не очистится от этих веществ. К первому классу относят трансформаторы, крезол, минеральные масла, присадки и масла из синтетики.

Калькулятор количества отходов от производства и потребления

Методика расчета отходов заключается в подсчете фактического объема. Такая методика позволяет разработать и провести мероприятия по снижению количества отходов на производстве.

Пример:

Раствор аммиака с истекшим сроком годности с рН = 10,1 — 11,5. Расчет делают по формуле

ГНо = Но×Q, т.

В формуле учитываются следующие параметры: годовой норматив (ГНо), норматив образования (Но) и расход сырья в тоннах в год (Q).

Производственные и бытовые нормативы образования отходов

Норматив образования отходов устанавливает

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Жизнедеятельность человека связана с образованием производственных и бытовых отходов.

Норматив образования отходов от промышленных предприятий складывается из количества мусора и побочных продуктов, которые образуются при производстве единицы продукции.

При расчете нормативы образования отходов от жилых и прочих зданий коммунальной собственности составляются в расчете на одного человека или единицу площади.

Нормативы образования отходов тесно связаны с лимитами. Лимиты определяются возможностями предприятия складировать отходы на своей территории до момента вывоза их на полигон ТБО или к месту утилизации. Каждое предприятие самостоятельно рассчитывает годовой лимит на каждый вид отходов. При их составлении обязательно учитывается класс опасности.

Расчетные единицы для нормативов отходов складываются из:

  • Вида продуктов или сырья для промышленных предприятий.
  • Расстояния при транспортировке к месту утилизации с учетом техобслуживания транспортных средств.
  • Площади территории при уборке.
  • Подушевых показателей для коммунальных предприятий.
  • Адресного размещения предприятий социальной сферы.

Нормативы образования отходов и лимиты регулируются действующими в России законами об отходах промышленных и бытовых объектов, охране природной среды и санитарно — эпидемиологическом благополучии населения. Они являются частью государственной политики в сфере обращения с мусором.

Принципы государственной политики при составлении нормативов отходов:

  1. Охрана жизни и здоровья человека, поддержание экологического благополучия населенного пункта, сохранение природы и биологического разнообразия флоры и фауны.
  2. Строгое научное обоснование экологических и экономических показателей для обеспечения развития общества.
  3. Разработка и внедрение современных технологий безотходного производства и вторичной переработки промышленных и бытовых отходов.
  4. Комплексная переработка отходов, содержащих ценные компоненты, с целью бережного отношения к природно — сырьевым ресурсам.
  5. Внедрение современных методов экономического регулирования, которые позволят уменьшить количество отходов и нагрузку на полигоны ТБО.
  6. Информационное освещение новых законов в сфере определения нормативов и приемов обращения с отходами.
  7. Международное сотрудничество в области переработки отходов.

Классификационный каталог для составления нормативов на отдельные виды отходов

Классификационный каталог представляет собой систематизированный перечень отходов и составляется на основе их основных признаков.

Все отходы в каталоге разделены на 4 категории, в зависимости от источника происхождения:

  1. Органические природные — растительные, животные, медицинские.
  2. Минеральные – остатки сырья горнорудных предприятий, отвальные породы.
  3. Химические – сырье и побочные продукты химического синтеза и нефтехимии.
  4. Коммунальные – мусор от жилых и социальных объектов, а также от уборки улиц и придомовых территорий.

В каталоге используется 13-значное кодирование. Ряд цифр определяет физическое состояние вида отходов – твердый, жидкий, газ, гель, паста, эмульсия, суспензия, сыпучий, пыль, волокно, готовый продукт, утративший свою потребительскую значимость.

Еще рядом цифрами зашифрованы вид и класс опасности отходов. По виду опасности они подразделяются на:

  • Токсические.
  • Взрывоопасные.
  • Пожароопасные.
  • Содержащие возбудителей инфекционных заболеваний.
  • Реагенты, с образованием вредных соединений.
  • Неопасные.

Последняя цифра кода определяет класс опасности. В России принято подразделять отходы по 5 классам опасности – от крайне опасных для жизни и здоровья до полностью безопасных.

Нормативы образования производственных отходов

В соответствии с законами нормативы производственных отходов составляются с учетом предельно допустимых концентраций при воздействии на окружающую среду и действующей законодательной базы.

Разработка нормативов и лимитов на их размещение – прерогатива правительства страны.

В каждом населенном пункте за нормативы в сфере обращения с производственными отходами отвечают уполномоченные органы власти.

Ранее все предприятия были обязаны составлять проекты нормативов отходов и лимитов на их размещения, велась документация.

Ныне предприятия малого и среднего бизнеса освобождены от этой сложной и финансово затратной процедуры. Они вносят плату за размещение своих отходов на полигонах ТБО.

Собранные средства идут на мероприятия, призванные снизить негативное воздействие отходов на почву, атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды.

Крупные промышленные предприятия ежегодно предоставляют проект нормирования отходов, которые составляют экологические производственные службы или независимые компании.

Его разработка включает:

  • Установление нормативов образования отходов, в зависимости от вида продукции, мощности предприятия, его площади, класса опасности промышленного мусора.
  • Расчет допустимого количества образования отходов.
  • Экономическое обоснование объема по каждому виду отходов с указанием методов обезвреживания, если это необходимо.

Для каждого предприятия в проекте отмечаются индивидуальные особенности – количество и площадь мест сбора и хранения отходов всех фракций, технические возможности для их обезвреживания, наличие площадок для хранения, предоставленных иными хозяйственными объектами. Все перечисленные площадки должны соответствовать госреестру службы по надзору за природопользованием.

Расчет нормативов ведется по специальным формулам, которые содержатся в методических указаниях. Они подразделяются на:

  1. Формулы для расчета мусорообразования при выпуске единицы продукции, где учитывается годовой объем производства, а также выводятся база и нормативы на выпуск одного готового изделия и среднегодовой.
  2. Формулы для расчета амортизации материалов и оборудования, основанные на зависимости объема отходов от срока эксплуатации механизма.

При расчете нормативов сложных отходов можно использовать отраслевые нормативы, метод анализа и эксперимента, а также статистические разработки.

После того, как будет готова вся документация, проект проходит процедуру регламентации в местных органах Росприродонадзора.

Нормативы образования ТБО от жилых зданий и объектов социальной сферы

Нормы накопления бытовых отходов определяют количество мусора, который производит за определенную единицу времени в населенном пункте. Как правило, они выражаются в килограммах или кубических метрах. ТБО складываются из 2 источников:

  1. Жилые многоквартирные и частные дома.
  2. Государственные и частные предприятия социальной сферы: детские сады, школы, кинотеатры, кафе и рестораны, дома престарелых, поликлиники, больницы, гостиницы.

База нормативов мусоронакопления действуют на такие виды отходов, как:

  • Остатки пищи, бой стекла и посуды, использованные тара и упаковка, отдельные части мебели, непригодные для носки одежда и обувь, текстиль, старые газеты и книги, остатки картона и пластмассы, металлические детали, пыль и мусор от уборки жилых помещений.
  • Строительный мусор от профилактических ремонтов: обрезки древесины, стружка, остатки половых и стеновых покрытий, битая керамическая плитка.
  • Для частных домов на твердом топливе: остатки топливных материалов, пыль, зола, шлак.
  • Отходы от уборки придомовых территорий.

Дополнительно рассчитываются нормативы на:

  • Крупногабаритные отходы — мебель, сантехнические приборы, новогодние елки, обрезь деревьев и кустарников.
  • На крупный строительный мусор – бой стеновых и потолочных перекрытий, остатки демонтированных конструкций.
  • Опавшие листья в осенний период.
  • Отходы от домашних животных – коров, свиней, овец, коз на единицу поголовья.

В утвержденных документах для коммунальных предприятий определены факторы, которые влияют на норматив образования отходов.

Это, прежде всего, благоустройство жилых и общественных зданий – наличие централизованных систем отопления (с учетом вида топлива), водопровода и канализации, этажность и прочие; общее благосостояние города или отдельного жилого района; длительность сезона отопления; уровень и культура потребления различных ресурсов. В крупных городах и мегаполисах нормативы накопления мусора всегда выше.

В России большая часть бытового мусора приходится на жилой сектор. Их количество составляет почти 70 % в общей структуре. Около 30 % составляют отходы предприятий социальной сферы и 5 % — транспорта и прочих объектов инфраструктуры. В зависимости от этого формируются нормативы образования ТБО для разных категорий.

К примеру, в среднем на жителя благоустроенного многоквартирного дома за год принят показатель 200 — 260 кг в год. Для предприятий и организаций этот показатель составляет от 30 до 60 %, в зависимости от площади и направления деятельности.

Составить единые нормативы для страны в целом невозможно, так как существует множество индивидуальных факторов, влияющих на показатели. В курортных городах норматив увеличивается в разы в летний сезон, в северных регионах, где требуется вывоз снега и наледи – в зимний период.

Вот поэтому, администрация каждого населенного пункта России устанавливает свой норматив накопления ТБО.

Для того чтобы правильно определить норматив мусорообразования проводят взвешивания ТБО.

Специальная комиссия выбирает район, в котором проживают от 0,5 до 2% населения, в зависимости от общего числа жителей города и устанавливает маркированные контейнеры для замера. Взвешивания контейнеров проводятся в течение 7 дней в разные сезоны года.

Не допускается уплотнение ТБО персоналом комиссии. На основании замеров местные органы составляют и утверждают нормативы бытовых отходов. По закону они подлежат корректировке каждые 5 лет.

Организация системы управления производственными и бытовыми отходами является показателем уровня развития общества.

Внедрение и совершенствование механизмов нормирования образования отходов определяет функционирование полигонов для захоронений и развитие вторичных производств по переработке ценных компонентов отходов.

Это значит, что мир, в котором мы живем, будет становиться чище и привлекательнее.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Норматив образования отходов устанавливает

Работа предприятий тесно связана с образованием отходов. В соответствии с правовыми нормами, крупные предприятия обязаны оформлять ПНООЛР. Это отчетный документ, в котором определяют объем получаемого мусора, который отправляется на полигон. Отсутствие ПНООЛР либо неправильное оформление такого документа – грубое нарушение, за которое руководству грозит административное наказание.

Что такое образование отходов?

Правила обращения с мусором разной степени опасности рассматриваются в ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления». Нормы, прописанные в этом законе, направлены на предотвращение вредного воздействия на окружающую среду, снижение объемов загрязнений окружающей среды, увеличение доли сырья для вторичной переработки.

Под формированием ТБО понимают получение остаточного сырья во время технологических процессов производства. Сырьевые остатки – неиспользованные материалы, сырье, применяющееся в главном либо второстепенных производственных циклах.

Отходами называются материалы и вещества, утратившие изначальные качества и свойства. На больших предприятиях существуют энергетические выбросы – остаточные продукты конкретных видов энергетических ресурсов.

Остаточное сырье – естественное побочное явление, возникающее при работе с материалам, зданиями, техническим оборудованием. Для утилизации требуется грамотная отчетность об образовании мусора, так как определяет степень опасности остатков и способ обращения с ними. Мусор устраняют путем захоронения, переработки, утилизации, ликвидации опасных элементов.

Разработка проекта ПНООЛР

Необходимость отчета об образовании отходов регламентируется несколькими правовыми актами. В отчетной документации отражается лимит на размещение отходов, который определяется путем инвентаризации источников. Процедуры реализуются в строгом соответствии с установленным порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, расшифровка ПНООЛР следующая: проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение.

Приказом Минприроды РФ №34446 (от 24 октября 2014), проект подлежит разработке на каждом предприятии крупного бизнеса. Главным нормативным документом выступает и ФЗ № 89.

В соответствии с этим законом, предприниматели обязаны разрабатывать ПНООЛР для снижения объема образующегося мусора.

Советуем почитать:  4 метода очистки сточных вод от нефтепродуктов

ПНООЛР содержит:

  • Общие сведения о предприятии
  • Информация о проводимых на предприятии работах
  • Среднегодовые нормативы формирования остаточного сырья (расчеты и обоснования)
  • Сведения о местах, на которых размещают ТБО
  • Информация об применяемых методах хранения, уничтожения и средствах переработки остатков

Проект дополняется приложениями, схемами и вспомогательными документами по усмотрению руководства. Оформление документации рекомендуют начинать за 6-8 месяцев до даты предполагаемой проверки. Это снижает риск штрафов за несвоевременную подготовку ПНООЛР.

Схема разработки пноолр на 5 лет

Расчет норматива образования осуществляется для определения того, сколько мусора получится за отдельный период времени в процессе работы предприятия.

Производят расчет норматива среднедневного или месячного. В остальных случаях определяется годовой норматив образования отходов.

Показатель рассчитывают с учетом материально-сырьевой базы, объемов ТБО с одной единицы товара.

Главный документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – приказ Минприроды №50 (от 25.02.2010). В нем устанавливаются требования к подготовке и предоставлению материалов и документов для утверждения предельного допустимого объема ТБО конкретного вида.

Проект разрабатывается для остаточного сырья незначительного класса опасности. Обращение с радиоактивными, биологическими, фармакохимическими веществами не регулируется представленным нормативным актом.

Инвентаризация источников образования отходов

Представленная операция предусматривает ряд процедур, которые направлены на оценку количества образующихся отходов. Поставленная цель реализуется путем выявления каждого источника остаточного сырья и составления соответствующей отчетности.

Предусмотрен следующий порядок инвентаризации источников образования отходов:

  • Изучение структуры организации
  • Выявление отходообразующих видов деятельности
  • Определение материалов, веществ, изделий, которые, из-за технологических процессов, утрачивают свойства и превращаются в мусор
  • Идентификация остаточного сырья на основе действующей системы классификации
  • Оформление инвентаризационной ведомости

В соответствии с правилами эксплуатации предприятий, которые описываются в ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», инвентаризация отходов проводится систематически – 1 раз в 3 года. В установленных законом случаях (изменение технологического процесса, сырья, оборудования) возможно перенесение сроков.

По результатам инвентаризации определяют годовой норматив. Он рассчитывается для каждого вида ТБО вне зависимости от класса опасности.

Способы расчета нормативов образования отходов

Методика расчета объемов образования отходов зависит от специфики конкретного предприятия. Рекомендуют рассчитать 2 норматива: среднегодовой, и на 1 единицу готового товара либо услуги.

Способы расчета нормативов образования отходов:

  • По материально-сырьевому балансу
  • По удельному показателю образования отходов (с применением отраслевых справочников и сборников удельных значений)
  • Пор расчетно-аналитическому методу на основе конструкторско-технологической документации
  • По фактическим объемам формирования остаточного сырья
  • На основе опытных измерений, которые проводятся в производственных условиях

Способ расчета подбирается индивидуально для каждого предприятия, учитывая технологические процессы, характер применяемого сырья. Обычно применяется методика расчета по материально-сырьевому балансу, так как этим способом определяют нормативы в случае, если на производстве одновременно задействуют несколько видов сырья.

После расчета оформляется заявление об утверждении рассчитанных в ПНООЛР нормативов. Если документ оформлен правильно, руководство должно оплатить государственную пошлину. Затем предприятие получит сертификат об утверждении нормативов. Проверка занимает до 30 рабочих дней с момента подачи заявления и ПНООЛР.Штраф за отсутствие проекта – от 190 тыс. руб. до 250 тыс. руб.

Оформление ПНООЛР обязательно для каждого предприятия. Отчетный документ составляется на 5 лет и необходим для уменьшения объемов мусора, образующегося в результате производственных и хозяйственных процессов.

В проекте отражаются лимиты на образование, размещение остаточного сырья, которые утверждаются Росприроднадзором.

За отсутствие проектной документации руководству грозит административная ответственность в виде крупного штрафа.

Пошаговая инструкция расчёта норматива образования отходов и лимитов на их размещение на предприятии

Норматив образования отходов устанавливает

Многие компании образуют отходы, имеющие статус опасных для окружающей среды. В целях экономии многие не выполняют требования законодательства, предусмотревшего особые условия утилизации, транспортировки, сбора и хранения мусора.

Для установления контроля за оборотом отходов, полученных в результате производства, закон предусмотрел обязанность субъектов предпринимательской деятельности вести разработку плана будущих нормативов отходов.

На его основе определяют лимиты (определение нормы отходов, которые могут образовываться при том или ином производстве).

Результаты плановой деятельности оформляются ПНООЛР – документом, который проходит процедуру согласования в отделениях Росприроднадзора и содержит данные о предполагаемом объеме отходов и лимитов на их размещение. определение нормы отходов, которые могут образовываться при том или ином производстве.

Нормативное регулирование с изменениями 2019 года

До 1 января 2019 года оформление документа о запланированном нормативе образования опасных отходов, необходимых лимитов для их размещения на полигонах и других местах утилизации было обязанностью крупных предприятий.

Исключение было сделано для субъектов, которых закон относил к категории малого и среднего бизнеса.

 Если субъекты, попадающие в исключительную категорию, вели деятельность с образованием опасного мусора, на них возлагалась обязанность по составлению отчетности.

1 января 2019 года вступил в силу ФЗ N 219-ФЗ от 21.07.2014 года, который внес изменения в основополагающие акты, принятые в сфере защиты окружающей среды.

Акт изменяет состав обязанных субъектов, включая в этот круг субъекты малого и среднего бизнеса.

По обновленному тексту закона, обязанность по планированию норматива отходов, определения лимитов, возлагается на организации, располагающие мощности на объектах 1 или 2 категории.

Малые и средние предприниматели с этого момента освобождены от сдачи прежней отчетности, в последний раз ее придется представить за 2018 год.

Категории предприятий, обязанных разрабатывать НООЛР

Отдельно Роспотребнадзор выпустил Письмо от 20.06.2018 года N АА-10-02-32/12525 с пояснениями:

  • для объектов 1 и 2 категорий установлена обязанность создания проекта с запланированным нормативом образования отходов ПНООЛР). Он должен быть утвержден и на его основе получена разрешительная документация, одобрен лимит утилизации;
  • 3 категория – выполнение процедуры проектирования нормативов не требуется, возлагается обязанность по представлению периодической отчетности об обращении, транспортировке, переработке мусора;
  • для субъектов 4 категории не требуется ни утверждение нормативов, ни предоставление отчетности.

Если объекты не отнесены ни к одной из указанных категорий, у руководства отсутствует обязанность предоставления особой отчетности.

Порядок их разработки и утверждения

Составление ПНООЛР, учитывающего мощности предприятия и план будущих объемов потенциально опасных отходов, лимитов, требуемых для размещения, может выполняться: работником предприятия, сторонней фирмой на возмездной основе. В организациях и на предприятиях такую функцию выполняет инженер-эколог или лицо, на которое штатным расписание возложена такая обязанность.

Этапы создания:

  1. Сбор данных о деятельности предприятия: технологические карты, статистические данные о выбросах и других воздействиях.
  2. Оформление образуемых отходов по спискам, содержащимся в предметном каталоге, инвентаризация всех источников загрязнения.
  3. Создание проекта: на основе обобщенных данных рассчитывают совокупный объем образуемых вредных отходов. На этом ж этапе определяют класс опасности, к которому относится каждый вид, организуют места для хранения образуемых отходов, оформляют паспорта. Необходимо и получение разрешений, лицензий на сбор, перевозку и размещение.
  4. Процедура утверждения в Росприроднадзоре. Проект представляют в двух экземплярах, один из которых остаётся в согласующем органе: на рассмотрение уходит до 30 дней. Перед подачей субъект должен оплатить госпошлину. На заметку: перечисление выполняют с расчетного счета заявителя.

Поскольку срок рассмотрения проектной документации составляет почти месяц, подготовкой начинают заниматься заранее. Это позволит избежать проблем: остановки работы производства, оплаты денежного штрафа, материальных потерь в связи с остановкой мощности.

Обязательные пункты норматива

ПНООЛР должен содержать пункты:

  • общая информация о заявителе – название, организационно- правовая форма, адрес, ИНН, коды экономической деятельности, копии уставных документов, данные руководителя и др.;
  • детальное описание всех видов экономической деятельности, которые приводят к образованию опасного для окружающей среды мусора;
  • расчет предполагаемого совокупного объема опасного мусора, представленный на год. Расчет выполняют по каждому виду деятельности отдельно;
  • таблица с уточненными цифрами по нормативам на каждую структурную единицу организации;
  • данные о местах, в которых отходы складируются и хранятся;
  • сводка о планируемом объеме опасного мусора, который будет передан третьим лицам. Указывают и цель такой передачи: утилизация, дальнейшее использование и др. Оформляют в виде таблицы, детально указывая информацию о таких партнерах;
  • информация о планируемом использовании или утилизации отходов. План ежегодный, обязателен для организаций, если один из видов деятельности – переработка и утилизация.

Разрабатываемый проект должен содержать все необходимые пункты, иначе орган, осуществляющий согласование, откажет и вернет документ для внесения изменений. Составление ПНООЛР ведется на основе рекомендаций, выпускаемых Министерством природных ресурсов и экологии.

Отказ в утверждении ПНООЛР возможен по основаниям:

  • ошибки, допущенные при составлении и приведшие к недостоверности представленной информации;
  • отсутствие объекта для будущего размещения опасного мусора в реестре Росприроднадзора;
  • объем заявленных нормативов отходов превышает возможности полигона для размещения.

Используемые методики

Существует пять основных методов расчета норматива образования отходов при составлении проекта. Они близки, отличие состоит в таблицах-основах, последовательности этапов, информационных источниках и т. д.

Экспериментальный метод

Данный метод расчета основан на проведении опытных измерений непосредственно в условиях производства. К нему прибегают редко. Эффективен, когда сырьевые составы технологических процессов имеют небольшой диапазон отличий. Связан с трудоемкими аналитическими расчетами.

Расчётно-аналитический метод

Подходит для выполнения расчетов, если на предприятии есть детальные конструкторско-технологические документы. Расчеты производят по формулам, определяя нужный норматив как разницу между количеством материала, подлежащего затрате на единицу продукта, и чистым выходом. Подлежат учету потери, избежать которых невозможно.

Метод расчёта по материально-сырьевому балансу

За основу расчетов нормативов образования отходов берут показатель фактического расхода материалов на производство. Эколог запрашивает внутренние документы по предприятию, в которых отражены фактически затраты сырья и полученные отходы. Это самый простой и часто используемый способ.

Метод расчёта по удельным отраслевым нормативам

Расчеты производят на основе специализированных справочников, содержащих информацию по удельным показателям образования отходов. Справочные материалы выбираются по конкретной области деятельности.

Метод расчёта по фактическим объемам

Расчет ведут, беря за основу статистические данные образования отходов за последние три года. Собираются все данные по образованию мусора за этот период, полученная сумма делится на 3. Экологом моет быть принято решение о проведении расчетов за более длительный период в целях получения более точных данных.

Лица, занимающиеся расчетом на предприятии

Если организация или предприятие не обращается за возмездной услугой разработки ПНООЛР в профильную компанию, в штате должна быть предусмотрена единица, ответственная за составление такого документа.

Чаще всего такие обязанности возлагаются на инженеров-экологов, которые должны обладать целым рядом знаний:

  • отслеживать изменения в законодательных актах;
  • знать правила расчетов в зависимости от применяемого метода;
  • знать тонкости производственного процесса;
  • разбираться в технической документации.

Специалисты выполняют все вычисления и составляют проект вручную. Существуют специализированные программы, но они рассчитаны на небольшие организации. Такая программа не может учесть всего многообразия производственных процессов и образования отходов.

Утверждение НООЛР

После составления проекта, происходит его согласование в Росприроднадзоре. После отправки заявления и проектной документации в территориальный орган Министерства, остается только ожидать принятого решения.

В течение 30 дней Министерство даст ответ:

  • одобрение расчета норматива опасных отходов, необходимых для размещения лимитов;
  • отказ. ПНООЛР возвращается заявителю в течение 3 дней после принятия решения. В ответе указываются причины отказа. По возможности, заявитель может исправить недочеты и обратиться за согласованием вновь.

ПНООЛР имеет ограниченный срок действия – 5 лет или равен сроку лицензии организации, занимающейся размещением отходов. В течение этих 5 лет, организация обязана предоставлять письменную отчётность с подтверждением сохранения условий проекта. Форма – ежегодный технический отчет.

Подается отчет в местное отделение Росприроднадзора: почтовым отправлением или лично. Периодичность: в течение 10 дней после даты окончания очередного года. Начало течения года для такой отчетности – дата утверждения ПНООЛР.

Ответственность за отсутствие документа

Отсутствие ПНООЛР – правонарушение в сфере экологического права. Предусмотрена административная ответственность:

  • юридическое лицо, ведущее деятельность без составления ПНООЛР, наказывается денежным штрафом до 250 тысяч рублей или остановкой работы предприятия на срок до 90 суток;
  • для ИП – штраф до 50 тысяч (не менее 30), остановка деятельности на любой срок (не более чем на 3 месяца);
  • должностные лица, на которых возложена обязанность по составлению ПНООЛР – штраф на сумму от 10 до 30 тысяч.

Наказание, наложенное на виновного, не освобождает от обязанности составления и согласования документа. Его все равно придется представить, но с большими материальными потерями.

Превышение нормативов и возможные последствия

Проект действителен 5 лет – этот период требует строгого соблюдения заявленных в нем нормативов и лимитов размещения на полигоне или другом отведенном месте.

Из анализа текста закона можно сделать вывод, что с первого дня 2019 года наказание может быть назначено только за превышение лимита размещения отходов, но не за превышение их образования. Наказание в этом случае может применяться в ходе контрольных мероприятий за 2018 год.

Административное законодательство не содержит пункта о предупредительных мерах за это правонарушение. При выявлении превышения заявленного норматива или лимита, назначается наказание в виде денежного штрафа.

Проект, отражающий размер будущих отходов, образуемых на предприятии, и лимитов для их размещения – обязателен к составлению для всех субъектов предпринимательства.

Главное условие – производство продукции ведется на объектах, относимых законом к 1 и 2 категории негативного воздействия. Проект подлежит согласованию в структурном отделении Росприроднадзора.

За отсутствие документа или превышение данных, предусмотрена административная ответственность. Санкции накладываются без предварительного предупреждения. Выполнение возложенных мер административного взыскания не избавляет от обязанности составления и согласования ПНООЛР.

Нажмите на звездочку =)

Средний рейтинг / 5.

Стань первым! Голосов еще нет.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.