+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Нужен ли журнал для регистрации выездных проверок

Нужен ли журнал для регистрации выездных проверок

Нужен ли журнал для регистрации выездных проверок

Проверочные листы одновременно помогают проверяющим ничего не упустить и ограничивают сферу проверки (в упомянутом выше положении, например в п.

4(1), оговаривается, что в ходе проверки нельзя выходить за пределы контрольных вопросов в проверочных листах). Необходимость оформления журнала учета проведения проверок на предприятии регламентирована п. 8 ст.

16 закона № 294-ФЗ, согласно которому предприниматели, а также предприятия любой формы собственности вправе вести журнал учета.

Цели ведения данного журнала можно определить следующим образом:

  • Фиксация факта контроля со стороны государственных органов.
  • Защита прав проверяемого субъекта.

Поскольку законом определена не обязанность по ведению

Журнал учета проверок юридического лица

А поскольку периодичность практически каждого вида проверок закреплена в законодательстве, излишнее рвение какой-либо контролирующей инстанции при помощи этого документа в дальнейшем можно оспорить.

Сюда же вносит свои данные и представитель контролирующего ведомства. А вот ответственность за наличие и содержание журнала несет не только тот, кто его непосредственно формирует, но и руководитель организации.

Конечно, никто не может обязать компанию вести журнал учета проверок, поэтому некоторые представители предприятий им пренебрегают, тем более законодательно ответственность за его отсутствие не предусмотрена.

Ведение журнала учета проверок юридического лица

Цель такой проверки указывается в плане, она может быть следующей:

  1. другие цели.
  2. проверка санитарно-эпидемиологического состояния;
  3. проверка лицензионных требований;
  4. противопожарной безопасности;
  5. проверка состояния охраны труда;

Планы проверок согласовываются с прокуратурой и публикуются для ознакомления в свободном доступе. Например, в сети интернет на сайте прокуратуры субъекта федерации, ежегодно публикуется сводный план проверок.

Проведение внеплановых проверок

Журнал учета проверок организации

Как правило нарушения находят в большинстве случаев.

Все выявленные недочеты подлежат занесению в указанных документ.

Причем в этот срок входит составление акта по результатам инспекции.

Для малого бизнеса общее время инспекции за календарный год не может превышать:

  1. 15 часов для индивидуальных предпринимателей.
  2. 15 часов для микропредприятия;
  3. 50 часов для малого предприятия;

Также, этот документ может защитить интересы руководителя проверяемой компании.

Благодаря сведениям, внесенным в книгу учета проверок юридического

Кто и когда заполняет журнал проверок

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Важно Каждая организация подвергается обязательным проверкам со стороны различных органов, контролирующих выполнение законодательства, будь оно юридическим или финансовым.

Кроме того, требование ведения подобного учета обязательно для всех юрлиц и закреплено за руководителями учреждений в федеральном законе РФ N 294-ФЗ от 26.12.2008 г.

«О защите

Существует ли форма журнала для регистрации проверок организации?

Срок хранения данного журнала – 5 лет после окончания (требование Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утв.

Вы должны учитывать, что в соответствии с требованиями Трудового Кодекса Российской Федерации ( статья 357), государственные инспектора труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, имеют право: запрашивать у работодателей и их представителей, и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными

8 ст.

16 Закона о защите прав юридических лиц государственные (муниципальные) учреждения вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.

2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Как уже было отмечено, в настоящее время ведение журнала учета проверок является правом, а не обязанностью государственного (муниципального) учреждения.

Однако, по нашему мнению, ведение данного журнала представляется целесообразным,

Как вести журнал учета проверок, проводимых органами государственного контроля?

Соответственно, привлечь юридическое лицо к ответственности за отсутствие журнала проверок контролирующий орган не вправе. Допускается использование как типографской формы журнала учета проверок, так и документа, распечатанного на принтере.

Общие рекомендации по оформлению указанного документа закреплены в законе № 294-ФЗ и выглядят следующим образом:

  • Журнал должен быть заверен печатью предприятия (при ее наличии).
  • Документ должен быть обязательно прошит.
  • Страницы журнала пронумерованы.

Вести и заполнять указанный документ должно лицо, уполномоченное на это распоряжением руководителя. Хранится журнал учета на предприятии, и срок его хранения составляет 5 лет (ст.

176 перечня типовых управленческих архивных документов…, утв. Министерством культуры Российской Федерации 25.08.2010).

В действующем законодательстве не закреплено четкое количество журналов, которое вправе вести организация, а соответственно, если предприятие обладает несколькими торговыми точками, указанный документ может быть заведен на каждой из них.

Когда журнал учета проверок обязателен?

Это следует из положений статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ. Подробнее о мы написали в материале по ссылке.

Ответственность за отсутствие журнала у работодателя законодательством не предусмотрена.

Заранее узнать о выездной проверке

Нужен ли журнал для регистрации выездных проверок

У налоговой разные проверки, нас интересуют две — камеральная и выездная. Цель проверок одинаковая: убедиться, что компания платит столько налогов, сколько надо. А если недоплачивает, потребовать недостающую сумму.

Камеральная проверка. Налоговая проводит камеральную проверку без посещения компании. Для проверки налоговики изучают декларации и запрашивают пояснения, если какой-то пункт вызывает вопросы.

Камеральная проверка — 88-я статья Налогового кодекса

Для камеральной проверки не надо получать разрешение, налоговая вправе проверять декларации любой компании. Зато есть ограничение: налоговая может запрашивать пояснения только по конкретной декларации. Компания сдает декларацию за третий квартал, значит, вопросы — по сделкам за третий квартал.

Скан запроса налоговой в рамках камеральной проверки

Камеральная проверка — 89-я статья Налогового кодекса

Выездная проверка. Выездная проверка может проходить в офисе компании или в инспекции, но обычно инспекторы приходят в офис. Инспекторы запрашивают документы, осматривают помещения, разговаривают с сотрудниками.

Задача налоговиков — разобраться на месте. Например, компания по документам покупает щебень, при этом нет склада, сотрудников, транспорта для перевозки. Возможно, закупки фиктивные.

Налоговая не вправе просто так приехать, сначала она должна собрать доказательства в пользу подозрений на недоплату налогов, составить план проверок на следующий квартал и согласовать его с вышестоящим налоговым органом, его официальное название — Управление ФНС России по соответствующему субъекту.

Должна ли налоговая предупреждать о проверке

Нет закона, который обязывает налоговую предупреждать о своем приезде, поэтому потребовать предупреждения не получится.

На практике компании обычно узнают о проверке. Это происходит, когда налоговая вызывает компанию, чтобы вручить решение о назначении проверки. Для вызова компании у налоговой есть уведомление.

Решение о проверке — официальный документ. Смысл: такая-то налоговая назначает выездную проверку такой-то компании.

Скан решения о выездной проверке

Проблема с уведомлением — в сроках. По опыту, компания получает его за неделю до начала выездной проверки, а это слишком мало, чтобы успеть подготовиться.

О выездной проверке можно узнать раньше. Есть косвенные признаки, которые помогают понять, что компания заинтересовала налоговую. Если компания нашла один из признаков, у нее от трех до шести месяцев на подготовку к выездной проверке.

Запрос о сделках за три года

Налоговая не приходит в компанию наобум, сначала она выясняет, есть ли повод для выездной проверки. В этом помогает предпроверочный анализ.

Предпроверочный анализ — официальное название процесса, когда инспекторы собирают досье на компанию. В него входит всё, что налоговая поняла из документов. Например:

  • какую отчетность сдавала компания и какие ошибки находили инспекторы;
  • сколько платила налогов и сколько платят конкуренты;
  • какие товары закупала, у кого, в каком объеме и за сколько;
  • от кого получала деньги, сколько и за что;
  • численность сотрудников;
  • банковские счета;
  • какой транспорт покупала и были ли штрафы от ГИБДД;
  • есть ли среди партнеров однодневки;
  • были ли штрафы от ГИБДД;
  • список аффилированных и взаимозависимых лиц. Например, муж — директор в одной компании, жена — в другой. При этом компании друг у друга покупают товары.

Налоговая собирает информацию из открытых источников, сведений от других госорганов, например от ГАИ или ЗАГСа. А еще запрашивает сведения у компании.

Чтобы понять, что это за запрос, надо посмотреть обоснование. Если налоговая запрашивает документы в ходе камеральной проверки, она так и пишет: обоснование для запроса — камеральная проверка.

Если речь о предпроверочном анализе, налоговая чаще всего ссылается на статью 93.1 Налогового кодекса. Особенность запроса — вопросы о сделках за два-три года.

Скан запроса налоговой в рамках предпроверочного анализа

Что такое взаимозависимые компании и за что штрафует налоговая

В запросе обращайте внимание, о чем спрашивает налоговая. Это помогает понять, что вызвало подозрение.

Налоговая запросила у компании «Ягодная поляна» анализ своих цен и конкурентов. «Поляна» отправила.

Оказывается, налоговая так искала подтверждение, что «Поляна» занижала цены конкретному клиенту. Потому что этот клиент — бизнес жены владельца «Ягодной поляны», и низкие цены — способ сократить налоговую базу и меньше платить налогов.

Как отвечать на запросы налоговой — тема отдельной статьи. Пока запомните вот что: если видите запрос о сделках за несколько лет и этот запрос вне рамок проверок — значит, налоговая скоро придет.

Вызов на комиссию

Налоговая вправе вызывать компанию на комиссию. Комиссия — беседа с налоговым инспектором: инспектор вызывает директора к себе, задает вопросы и фиксирует ответы.

Налоговая вызывает на комиссию, когда хочет: может после камеральной проверки, до камеральной или выездной, для предпроверочного анализа.

Когда налоговая вызовет на комиссию — письмо налоговой

У налоговой разные причины для комиссии, их описывает письмо налоговой АС-4-2/12722. Письмо перестало действовать, но причины для комиссии не изменились. Среди причин:

  • разрывы по НДС;
  • слишкам большая доля вычетов по НДС;
  • слишком мало оплаченных налогов по сравнению с компаниями;
  • компания в убытках два года подряд;
  • подозрения, что компания платит зарплату в конверте.

Как пройти зарплатную комиссию

Налоговая проводит комиссии, чтобы разобраться, почему у компании такие показатели, и убедить доплатить налоги. При этом у компании нет обязанности отвечать на вопросы или во всем соглашаться. В общем-то, можно послушать вопросы и молчать в ответ, хоть час, хоть два.

Налоговая не вправе штрафовать компанию из-за ответов на комиссии или требовать доплатить налоги сразу после комиссии. Но если ответы директора вызовут подозрения, налоговая начнет копать глубже. Как раз с помощью выездной проверки.

Комиссии — не безусловное зло, они помогают компаниям. С помощью вопросов на комиссии проще понять, что вызывает подозрение. Если вопросы об НДС — значит, надо проверить НДС: сколько компания вычитает и почему, а возможно, сразу доплатить налог. Вдруг компания успеет всё исправить, и налоговая передумает приезжать с проверкой. А если приедет, проверка пройдет спокойнее.

Проверка партнеров

Налоговая проверяет не только саму компанию, а еще ее партнеров и клиентов. Это называется встречной проверкой. Механизм такой же: налоговая запрашивает документы и сведения, а компания отвечает.

Налоговая собирает досье на магазин «Ягодная поляна». Партнер магазина — оптовик «Лукошко».

Чтобы больше узнать о «Поляне», налоговая запрашивает информацию у «Лукошка»: договоры поставок, накладные, отчеты — всё, что показывает, сколько «Поляна» закупает, как часто и на какие суммы.

Запрос помогает сопоставить сведения компаний. А то может быть такое: по документам «Поляна» купила груши на сто тысяч рублей, а по документам «Лукошка» — яблоки. А может, у «Лукошка» вообще нет документов от «Поляны», будто бы она ничего не покупала.

Есть способ понять, на кого налоговая собирает досье. Для этого посмотрите, от какого налоговой пришел запрос.

Когда налоговая запрашивает документы, она присылает требование — это официальный документ. Если налоговая присылает требование не по своей инициативе, она говорит об этом. Для этого к требованию прикладывает поручение от другой налоговой.

На примере. Вот налоговая присылает запрос на информацию. В запросе — ссылка на поручение другой налоговой:

Скан запроса налоговой для встречной проверки

А это — поручение запросить документы:

Скан поручения от одной налоговой к другой

Нет автоматического способа узнать, ведет ли налоговая встречные проверки или нет. Вариант один: дружить с бухгалтерией и директором каждого партнера и клиента. Вдруг они заметят не свой запрос и позвонят предупредить.

Запрос от полиции

Не только налоговая интересуется делами компании — полиции тоже интересно. Полиция запрашивает документы до возбуждения уголовного дела — это часть доследственной проверки, и — после.

Cкан запроса полиции

«Как пройти проверку с полицией» — статья «Дела»

По опыту, если в компанию пришел запрос — скорее всего, компания оказалась среди подозреваемых на незаконное обналичивание. Например, закупала щебень у поставщика, а поставщик оказался однодневкой. Причем не просто однодневкой, а одной из компаний, которая участвует в цепочке по выводу денег. И таких компаний в цепочке — десяток.

Если пришел запрос от полиции, время готовиться к выездной проверке. И за это время советую перепроверить своих поставщиков, клиентов — всех, кто платит вам и кому платите вы.

Скорее всего, опытный бухгалтер заметит признаки будущей проверки и расскажет директору. На всякий случай советую периодически спрашивать бухгалтера, есть ли запросы от налоговой и полиции и что в них. Это способ заранее узнать о выездной проверке и успеть подготовиться.

Будь готов к трудовой проверке

Анонсы 8 августа 2020 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

22 августа 2020 Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. 3 октября 2014

Порядок начисления и уплаты налогов проверяет только налоговая инспекция, а вот по вопросам трудового законодательства в организацию может прийти и прокуратура, u0004и трудовая инспекцияu0005, и Роскомнадзор, и миграционная служба.

Какие документы представить каждому проверяющему, сколько времени будет длиться проверка, правомерны ли претензии и как их исправить?

Такие вопросы задает себе, наверное, каждый кадровик.

О ведении журнала учета проверок

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Законом о защите прав юридических лиц . Данным Федеральным законом, в частности, установлены права и обязанности государственных (муниципальных) учреждений при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Одной из таких обязанностей до 15.11.2014 было ведение учреждениями журнала учета проверок.

Начиная с указанной даты ведение журнала учета проверок является правом, а не обязанностью учреждения .

Уведомляет ли налоговая о проверке

Нужен ли журнал для регистрации выездных проверок

 Выездные проверки налоговой всегда могут проводиться без предупреждения.

Не в том смысле, что в этот момент вы сразу должны предоставлять все необходимые документы, которые интересуют налоговиков по данной проверке, а для начала визит сотрудников налоговой имеет целью вручение решения о том, что по вашей организации будет проводиться выездная проверка налоговой и какие документы, соответственно, необходимо будет представить.

Без предварительного уведомления также налоговая может проводить осмотр и выемку документов. Правда, у сотрудников обязательно должны быть необходимые разрешительные документы для такой проверки.

Кроме того, не предупреждая о своем визите, сотрудники налоговой могут выезжать по месту регистрации или фактического осуществления деятельности налогоплательщика для того, чтобы проконтролировать применение им кассовых аппаратов, проверить адрес юридического лица и т.д.

Выездная проверка: какие налоги

В рамках одной проверки налоговики могут проверить любые налоги, которые вы уплачиваете, — один или нескольк Обычно они проводят комплексные проверки — по всем уплачиваемым организацией или предпринимателем налогам. Так им рекомендует делать ФНС. Забегая немного вперед, скажем, что в этом случае в решении о проведении у вас проверки будет такая формулировка: «по всем налогам и сбора

А вот тематические проверки, которые проводятся по отдельным налогам (только по НДС или только по налогу на прибыль и т. д.), случаются реже. Это невыгодно самим инспекторам, поскольку они ограничены в периодичности проведения выездных проверок у налогоплательщика.

Сколько выездных проверок могут провести

Кодекс ограничивает жесткими рамками количество выездных проверок. Так, у налогоплательщика инспекторы могут провест

Проверив в течение 1 календарного года сначала налог на прибыль, а потом НДС, ИФНС лишит себя возможности проводить в этом же году проверки по другим налогам.

Выездная проверка в филиале

Но если у организации есть филиалы и представительства, то в отношении них инспекторы проводят самостоятельные выездные проверк То есть у организации, имеющей филиалы и представительства, количество выездных проверок в год может быть больше

Третья выездная проверка за год

Кроме того, в течение календарного года у налогоплательщика в виде исключения может быть проведена и третья выездная проверка, в частности, если:

Как узнать о выездной налоговой проверке

Бухгалтеры, как и представители других профессий, всегда предпочитают заранее готовиться к предстоящим проверкам и инспекциям. В этой небольшой статье мы познакомим читателя с тем, как должно быть организовано оповещение о проверке с точки зрения законодательства, и порассуждаем о том, как узнать, когда будет выездная налоговая проверка.

Что говорит закон

Выездные проверки организуются сотрудниками налоговых служб непосредственно на рабочем месте налогоплательщика, и для их проведения никаких разрешений не предусмотрено. За редким исключением, например, тогда, когда плательщик налогов не имеет возможности предоставить место для проведения проверки, они проводятся в самой инспекции.

Решение о проведения выездной проверки принимает руководитель инспекции по налогам и сборам. Цель таких проверок – выполнение комплексного анализа разного рода показателей работы организаций и предприятий, оценка качества ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, налоговых рисков.

Как правило, проверка начинается с даты, когда руководитель налоговой инспекции принял решение о ее проведении.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности предупреждать налогоплательщиков о том, что к ним придут налоговики.

Однако сотрудники налоговых служб предпочитают заранее оповещать бухгалтерии о предстоящей проверке. Делают они это или по телефону, или путем отправки письма.

Прецеденты, когда налоговые инспекторы приходят с проверкой внезапно, случаются крайне редко, потому что такая практика невыгодна самим налоговикам.

Кроме того, в самом ведомстве имеется рекомендация (письмо ФНС № АС-4-2/13622), которая говорит о желательности предварительного оповещения о выездной проверке путем отправки соответствующего решения.

Факт ознакомления должен подтверждаться отметкой работника бухгалтерии о получении документа.

Исключения возможны лишь в том случае, если у налоговиков есть основания полагать, что компания может скрыть или уничтожить документы, подтверждающие совершение экономических или иных преступлений.

Имеется еще одно законное обстоятельство, которое склоняет работников инспекций к предварительному ознакомлению налогоплательщиков с предстоящей проверкой. Дело в том, что в соответствии со ст.

89 НК РФ, налоговикам должен быть обеспечен доступ ко всем материалам по уплате налогов. А это потребует дополнительного времени на подготовку документации, что задержит проверяющих.

Поэтому предварительное сообщение о том, что налоговая планирует прийти с проверкой, удобна и выгодна обеим сторонам.

Узнаем сами

Налогоплательщиков всегда волнует вопрос, как узнать о выездной налоговой проверке заранее самостоятельно. В этом нет ничего предосудительного, скорее наоборот, эта информация может сделать проверку гораздо более эффективной и быстрой.

Как рассказывают сами работники налоговой инспекции, в большей мере выездная налоговая проверка грозит тем предприятиям и организациям, у которых были обнаружены недостатки и нарушения в ходе предыдущих камеральных проверок.

Если это относится к вам, такие обстоятельства косвенно могут стать причиной тому, что налоговики приедут лично.

Информация о сроках проведения выездных проверок не публикуется, она является конфиденциальной и может на протяжении года изменяться. Тем не менее, существует Концепция планирования выездных проверок, в которой указаны конкретные критерии, по которым налогоплательщик может с высокой степенью вероятности оценить, будет ли на его предприятии проводиться такая проверка или нет.

Данный подход позволяет существенно повысить качество организации выездных проверок, улучшить взаимодействие между налоговиками и налогоплательщиками и способствовать повышению налоговой дисциплины.

Налоговики не должны заранее оповещать о начале выездной проверки

ФНС России подчеркнула в своих разъяснениях, что НК РФ не устанавливает срок для вручения налогоплательщику решения о проведении выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 10 марта 2016 г. № ЕД-4-2/[email protected]). Следовательно, инспекция не обязана заблаговременно извещать организацию о том, что в отношении последней планируется проведение контрольных мероприятий.

Читайте так же:  Пример расчета и учета налогов

Тем не менее срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения этого решения и оканчивается днем составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Напомним, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Ее срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях и до шести месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС России по субъекту РФ (п.

6 ст 89 НК РФ). Основаниями для продления, в частности, могут служить те факты, что налогоплательщик относится к категории крупнейших или получены материалы, требующие дополнительной проверки, и т. д. (п. 2 Приложения № 4 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г.

№ ММВ-7-2/[email protected]).

Добавим, что именно решение о проведении выездной налоговой проверки является основанием для ее начала. По общему правилу его выносит налоговая инспекция по месту расположения организации (п. 2 ст. 89 НК РФ).

При этом налоговики указывают, что на территорию или в помещение проверяемого лица проверяющие могут быть допущены только при предъявлении ими служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Истребование документов при выездной проверке: что нужно знать о сроках

Передача налоговикам документов по требованию в срок означает избавление налогоплательщика от штрафов. Что нужно знать о сроках в такой ситуации, узнайте из нашего материала.

Какие документы налоговики могут запросить в рамках выездной проверки, а какие нет

В ходе налоговых проверок инспекторы вправе запрашивать у вас документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). Причем в рамках выездной проверки это могут быть любые документы, которые связаны с предметом проверки и проверяемым периодом. Из общей массы документов, которые мы привыкли передавать налоговикам во время проверки, в настоящее время исключены:

  • бумаги, которые уже были ранее представлены инспекторам;
  • документы, содержащие сведения, имеющиеся в распоряжении госорганов и в официальных госреестрах (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сведения о численности работников и т. д.).

Изучайте нюансы законодательства с помощью материалов нашего сайта:

В какой срок нужно представить документы

О сроках представления документов налогоплательщику необходимо знать следующее (п. 3 ст. 93 НК РФ):

  • 10 дней отводится на представление документов, истребованных в ходе обычной налоговой проверки;
  • 20 дней – при налоговой проверке КГН (консолидированной группы налогоплательщиков);
  • 30 дней – при проверке иностранной компании, подлежащей постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ.

Отсчет срока начинается с момента получения от налоговиков требования о представлении документов.

Если налогоплательщик не может в указанные сроки представить документы, ему необходимо в течение 1 дня после получения требования письменно уведомить налоговиков о невозможности представления документов в установленные сроки и причине, по которой истребуемые документы не могут быть представлены, а также сообщить срок, в течение которого документы будут переданы контролерам.

Решение о продлении срока или об отказе в его продлении налоговики принимают в течение 2 дней после получения уведомления от налогоплательщика.

При проведении налоговой проверки КГН продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

Нужно ли представлять документы, если проверка приостановлена

Выше мы рассказали о сроках представления документов, запрошенных в рамках налоговой проверки. А нужно ли соблюдать сроки представления документов, если они запрошены в период приостановления проверки или после ее окончания? Ответим на эти вопросы.

На период приостановления выездной проверки налоговый орган обязан (п. 9 ст. 89 НК РФ):

  • приостановить действия по истребованию у вас документов;
  • вернуть все истребованные у вас подлинники, за исключением документов, полученных в ходе выемки;
  • приостановить все связанные с проверкой действия на вашей территории (в помещении).

Журнал учета проверок индивидуальных предпринимателей – правила оформления

Нужен ли журнал для регистрации выездных проверок

Для защиты прав бизнесменов, а также с целью учета выполнения государственными органами контроля и надзора их функций, для каждого предприятия предусмотрено обязательное ведение журнала учета проверок.

В предыдущие годы многие индивидуальные предприниматели (далее — ИП) и юридические лица достаточно пострадали от тех или иных барьеров, создававшихся уполномоченными органами при проведении контрольно-надзорных функций, поэтому сейчас, в условиях современного мира и нынешней экономики, государство в лице законодателя старается защитить права предпринимателей, в том числе императивными нормами, предусматривающими новые обязательные формы учета.

Зачем необходима книга проверок для ИП

Те предприниматели, которые просуществовали на рынке не один год, не понаслышке знают, какие проверки могут быть у ИП — помимо плановых проверок, которые публикуются на сайте Генпрокуратуры РФ и которые можно отследить заранее, существуют также внеплановые проверки.

Если же предприятие существует недавно или же за последние годы к нему не применялись никакие проверки, это совершенно не значит, что они вовсе не будут проводиться.

Достаточно жалобы одного единственного потребителя, бывшего сотрудника и вообще любого гражданина, верно оформленная и поданная в надлежащий орган власти, она моментально приведет к назначению документарной или выездной внеплановой проверки.

В отличие от плановой, внеплановая проверка не требует соблюдения различных условий, включая истечение трех лет после регистрации ИП или с момента последней проверки и может быть назначена в любой момент после получения сигнала о различных нарушениях со стороны ИП.

На сегодняшний день, складывается ситуация, согласно которой большинство предпринимателей знают, что закон предполагает наличие журнала учета проверок индивидуальных предпринимателей, но не заводят его до тех пор, пока к ним не нагрянет проверка.

По факту, Федеральный Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.

2008 года N 294-ФЗ не устанавливает требований о наличии журнала учета на каждом предприятии.

Подробно о правах и обязанностях индивидуальных предпринимателей читайте в этой статье: https://ipshnik.com/vedenie-ip/chto-otnositsya-k-pravam-i-obyazannostyam-individualnogo-predprinimatelya.html

Пункт 8 статьи 16 вышеупомянутого закона говорит о том, что ИП имеют право вести такой журнал, а значит, могут и совершенно не вести его.

Соответственно, каких-либо административных санкций за отсутствие книги проверок для ИП не предусмотрено, тем не менее, каждая проверяющая организация, в подводящем итоги проверки акте, будет вносить соответствующую запись об его отсутствии на предприятии.

Такая запись не страшна сама по себе, но в данном случае, в ведении подобного учета заинтересован прежде всего ИП, который с его помощью может проследить, а при необходимости — подтвердить проведенную на его предприятии проверку, её длительность и итоги.

Как правильно оформить журнал учета проверок

После введения в действие Федерального Закона, о котором упоминалось выше, целый год предпринимателям приходилось вести журнал учета проверок в произвольной форме и лишь после издания Приказа Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 года N 141 была утверждена долгожданная, типовая форма журнала.

Приложение 4 данного Приказа содержит установленный для использования образец книги проверок, последние изменения в который вносились в 2010 году.

Следует заметить, форма журнала учета проверок в целом достаточно простая, помимо традиционных сведений о предприятии в нее предполагается вносить следующие краткие сведения о проводимых проверках:

  • данные о начале проверки (дата, время), включая сведения из приказа о её проведении;
  • совокупное время уже проведенной проверки;
  • сведения об организации, которая её проводила;
  • цель, предмет и задачу проверки;
  • данные из акта проверки организации;
  • сведения о лице, проводившем проверку;
  • данные о выданных ИП в результате проверки предписаниях.

С образцами документов для ИП можно ознакомиться здесь: https://ipshnik.com/obraztsyi-dokumentov-dlya-ip

Что касается требований к оформлению журнала учета, они установлены все тем же Федеральным Законом, в котором определено лишь требование о необходимости прошить журнал, пронумеровать, а также удостоверить печатью (при её наличии у ИП).

Таким образом, журнал учета может быть распечатан на стандартных листах бумаги размером А4, главное — выполнить вышеуказанные требования.

В отношении срока хранения данного журнала законодательно не установлено никаких требований, тем не менее, по общей практике, рекомендуется придерживаться общих нормативных требований к хранению управленческих архивных документов, которыми предусмотрено 5 лет срока для хранения подобных типов документов. Наличие у ИП нескольких филиалов, магазинов или отделений подразумевает ведение журналов на каждом из них.

При первой же проверке, ИП, на предприятии которого заведена книга проверок, должен напомнить проверяющим лицам о необходимости отметиться в ней, а также внести сведения о проводимом мероприятии по контролю.

Своевременно внесенные и верно заполненные в книгу сведения позволят апеллировать к вышестоящим органам, в случае любых нарушений в ходе любой проверки. Следует обратить особое внимание на требование закона к проверяющему лицу о внесении собственной подписи в журнал учета проверок индивидуального предпринимателя, к которому пришли с проверкой.

Как можно защитить себя от основных угроз при осуществлении коммерческой деятельности ИП узнайте в этой статье: https://ipshnik.com/vedenie-ip/osnovnyie-ugrozyi-i-sposobyi-zashhityi-pri-osushhestvlenii-kommercheskoy-deyatelnosti-ip.html

В том случае, если проверяющий отказывается подписаться, ИП не стоит допускать его на свое предприятие, в тоже время немедленно сообщить об отказе в то ведомство, откуда прибыла проверка.

В иной ситуации, если результаты проверки или её общий ход связаны с нарушением действующего законодательства и также нарушением прав ИП, он может, согласно закону, в течение 15 календарных дней после её окончания (получения акта проверки) подать все свои возражения в соответствующий орган.

Такие возражения оформляются в письменной форме и к ним ИП может приложить документы, а также их копии, подтверждающие обоснованность поданных возражений. Очевидно, одним из таких документов вполне может пригодится именно журнал учета проверок.

Ведение журнала учета проверок юридического лица

Нужен ли журнал для регистрации выездных проверок

В ходе проверки предприятия инспектирующими учреждениями, обе стороны руководствуются действующими правовыми нормами, включая ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», где определены:

  • понятия плановой и внеплановой проверки (ст.ст.9,10);
  • процедура назначения;
  • сроки проведения проверки;
  • процедура определения итогов (ст.16).

Проведение плановых проверок

Плановая проверка предприятия – это процедура контролирующего органа, который руководствуется утвержденным и согласованным с прокуратурой планом по определению функционирования организации на выполнение требований законодательных норм, и которая может проводиться не более чем один раз в три года.

Цель такой проверки указывается в плане, она может быть следующей:

  • проверка санитарно-эпидемиологического состояния;
  • противопожарной безопасности;
  • проверка состояния охраны труда;
  • проверка лицензионных требований;
  • другие цели.

Планы проверок согласовываются с прокуратурой и публикуются для ознакомления в свободном доступе. Например, в сети интернет на сайте прокуратуры субъекта федерации, ежегодно публикуется сводный план проверок.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта “Договор подряда (выполнения работ)”, подробно описывающая детали этого документа.

Или посмотрите ЗДЕСЬ, как происходит ликвидация общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Проведение внеплановых проверок

Внеплановая проверка на предприятии может быть назначена в следующих случаях:

  • для контроля выполнения предписаний надзирающих органов;
  • принятие мер по ликвидации условий, в результате которых вероятно нанесение вреда жизни, здоровью людей, вреда флоре и фауне;
  • по защите безопасности государства;
  • по пресечению появления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и по преодолению ущерба от этих обстоятельств.

Поводом для назначения такой проверки служат:

  • конец срока устранения недостатков предприятием, учреждением по ранее выданному предписанию;
  • поступление в государственные и муниципальные контролирующие инстанции письменных сообщений от граждан, сведений от организаций, органов власти, из средств массовой информации о нижеприведенных фактах:
    • наличие угрозы и причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животному и растительному миру, экологической безопасности, угрозы разрушения или повреждения памятников истории и культуры народов России, безопасности государства, а также возможности наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей при поступлении достоверных данных от граждан, пострадавшим от не соблюдения их прав.

Внеплановая проверка проводится после согласования с прокуратурой.

Журнал учета проверок

По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, где отражаются результаты, в том числе обнаруженные недостатки, и производится отметка в журнале проверок юридического лица.

Каждая организация, осуществляющая свою деятельность на территории России, обязана иметь Журнал учета проверок юридического лица по утвержденной форме, Приказ Министерства экономического развития РФ №141 от 30.04.2009г.

В журнале заполняется титул:

  • наименование предприятия;
  • ОГРН;
  • полные данные руководителя;
  • фамилия имя отчество ответственного за ведение и хранение журнала.

Ответственный за ведение и хранение журнала назначается приказом по организации.

В разделе Сведения о проводимых проверках, соответственно графам, вносятся данные об итогах проверки должностными лицами контролирующего органа, содержащие исходные данные о:

  • наименовании органа;
  • датах начала и окончания процедуры проверки;
  • времени ее проведения;
  • законодательных основаниях;
  • целях, задачах и предмете проверки;
  • обнаруженных нарушениях и выданных предписаниях;
  • а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

Журнал в обязательном порядке прошивается, нумеруется и удостоверяется печатью организации, ст.16 ФЗ №294.

В случае отсутствия журнала проверок инспектирующий орган в Акте проверки делает запись, но какой-либо ответственности в законодательстве за отсутствие у юридического лица журнала не предусмотрено.

Требования ФЗ №294 о необходимости наличия у предприятия журнала не подкреплены законодательной ответственностью за нарушение, а потому каждая организация может сделать выбор выгодно ли ей иметь этот документ.

Но при проведении проверок, в случае отсутствия журнала, проверяющий сделает об этом запись в акте, как недостаток, который в последующем придется устранять.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.