Ответственность руководителя образовательной организации

Ответственность руководителя образовательной организации

Ответственность руководителя образовательной организации

Руководитель Образовательной организации несет ответственность: — за уровень квалификации работников Образовательной организации; — за реализацию образовательных программ в соответствии с требованиями государственного стандарта; — за качество образования обучающихся; — за жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод работников и обучающихся Образовательной организации во время образовательного процесса; — за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава Образовательной организации, Правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, распоряжений органов управления образованием, должностных обязанностей — дисциплинарную ответственность; — за нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса — административную ответственность; — за причинение Образовательной организации

Правовой статус руководителя общеобразовательной организации

Устанавливаются дополнительные требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации. Такие лица должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в ЕКС, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

Тем лицам, которые не допущены к педагогической деятельности (см.

От такой аттестации освобождены руководители, назначенные Президентом РФ или Правительством РФ. Руководителям образовательных организаций предоставляются следующие права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников:

3. Правовой статус руководителя образовательной организации

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
+7 499 938-94-65 - Москва и обл.
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ

Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

В соответствии с законодательством РФ ответственность возлагается на руководителя образовательной организации за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

Педагогический работник — физическое лицо, которое

Компетенция и ответственность образовательных организаций согласно закону об образовании

Компетенция и ответственность образовательных организаций отмечены в законодательстве об административной ответственности санкциями.

Скачать файл .docx Частью 4 ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлен запрет на ведение образовательной деятельности в таком структурном подразделении, как представительство. За нарушение этого запрета ст.

На о сновании ч. 3 ст. 19.30 КоАП РФ наказывается штрафом выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или)

Анализ федерального законодательства по вопросу об ответственности руководителей образовательных учреждений

Если указанное соблюдение указанных или каких-либо иных соотношений применительно к образовательному учреждению является требованием нормативных правовых актов, то несоблюдение их должно порождать право учредителя на применение дисциплинарных взысканий к руководителю образовательного учреждения,поскольку именно руководитель образовательного учреждения несет ответственность за деятельность последнего. Согласно п.3. статьи 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения, иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Соответственно, превышение количества обучающихся

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации.

Президент образовательной организации высшего образования

Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству.

6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.7.

Руководитель образовательной организации: правовые нормы его работы

При этом не стоит полагать, что учредитель обязан в обязательном порядке утверждать кандидатуры, выбранные коллегиальными органами управления, что подтверждает ч.

1 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ».

В ЕКС указано, что руководитель школы обязан соответствовать таким требованиям: иметь высшее образование

Кодекс профессиональной этики руководителя образовательной организации

Личность руководителя образовательной организации 2.1. Руководитель стремится быть образцом профессионализма, положительным примером справедливости, доброжелательности, внимания к людям для своих коллег, подчиненных, обучающихся. 2.2. Руководитель не вправе перекладывать свою ответственность на коллег и подчиненных.

2.3. Руководитель дорожит своей репутацией, не занимается противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью.

2.4. Руководитель требователен к себе, стремится к самосовершенствованию. 2.5.

Руководитель не теряет чувства меры и самообладания. 2.6. Руководитель соблюдает нормы русского языка, все виды норм культуры речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз. 2.7.

Руководитель является честным человеком, соблюдающим законодательство Российской Федерации.

2.8. Руководитель бережно и обоснованно расходует материальные и другие ресурсы образовательной организации, не использует для личных нужд имущество образовательной организации (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время.

Правовое положение руководителя образовательной организации

Ответственность руководителя образовательной организации

Законодательство РФ устанавливает особенности правового положения руководителя образовательной организации.

Нормативное определение руководителя организации дается в статье 273 Трудового кодекса РФ:

  • руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами:
    • осуществляет руководство этой организацией,
    • в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Регулирование правового положения руководителя образовательной организации Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

Общее регулирование правового положения руководителя любой организации содержится в Трудовом кодексе РФ.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ:

  • предусматриваются лишь специфические правила, определяющие особенности правового положения руководителей образовательных организаций,
  • их права и обязанности в дополнение к общим нормам;
  • в частности, данному вопросу посвящается статья 51 «Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Часть первая данной статьи Федерального закона об образовании предусматривает несколько вариантов, как конкретное лицо может стать руководителем образовательной организации:

  • руководитель образовательной организации может быть:
    • избран общим собранием, конференцией педагогических работников и обучающихся образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
    • назначен учредителем образовательной организации;
    • иные варианты, не актуальные для профессиональных образовательных организаций.

Конкретный способ избрания (назначения) руководителя образовательной организации устанавливается:

  • законодательством либо
  • уставом образовательной организации.

В связи с необходимостью руководствоваться и общими и специальными правилами при заключении трудового договора с руководителем образовательной организации следует отметить:

  • что в соответствии с принципами права в случае расхождения между нормами закона, имеющими общий характер, и специальными нормами Закона об образовании
  • приоритетом обладают и подлежат применению именно специальные нормы, т.е. законодательство об образовании.

Так, например, Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предусмотрено:

  • общее правило о назначении руководителя автономного учреждения учредителем;
  • однако, если данное автономное учреждение является образовательным, то руководитель должен назначаться по правилам, установленным для назначения руководителей образовательных организаций.

По данным правилам устанавливаются дополнительные требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации:

  • такие лица должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам:
  • тем лицам, которые не допущены к педагогической деятельности, запрещается в том числе и занимать должность руководителя образовательной организации.

Кандидаты на должность руководителя и руководитель государственной или муниципальной образовательной организации проходят обязательную аттестацию:

  • порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются учредителем образовательной организации.

Руководителям образовательных организаций предоставляются следующие права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников:

  • право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;
  • право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;
  • право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Вместе с тем, руководитель образовательной организации не является педагогическим работником:

  • и те или иные нормы, регламентирующие статус педагогических работников, распространяются на руководителя образовательной организации в силу прямого указания о том в нормативном правовом акте.

Руководителю государственной или муниципальной образовательной организации (а также руководителю её филиала) Федеральным законом № 273-ФЗ запрещается:

  • занимать свою должность в порядке совместительства.

Поскольку руководитель образовательной организации считается единоличным исполнительным органом образовательной организации, органом, осуществляющим текущее руководство деятельностью образовательной организации:

  • полномочия (права и обязанности) руководителя, его компетенция в области управления образовательной организацией подробно прописываются в уставе образовательной организации.

ч. 3 статьи 26 «Управление образовательной организацией» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Регулирование правового положения руководителя образовательной организации Трудовым кодексом РФ

В области трудовых правоотношений на руководителей образовательных организаций распространяются также общие правила заключения трудовых договоров и оплаты труда, которые установлены Трудовым кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовое законодательство также учитывает особое положение руководителя в организации (учреждении) и предусматривает специальное регулирование в виде исключений из общих правил или дополнений к ним.

Так, например, Трудовой кодекс РФ содержит специальную главу 43 «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации», посвященную особенностям регулирования труда руководителей всех организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Предусматривается, в частности:

  • дополнительное основание для расторжения трудового договора в связи с принятием собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора, которое может быть не мотивировано;

Статья 278 «Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации» Трудового кодекса РФ

  • есть и иные особенности статуса руководителя организации (работа по совместительству с учетом специальных ограничений и т.п.).

Одной из существенных особенностей трудового договора с руководителем организации является:

  • возможность заключения с ним срочного трудового договора на срок до 5 лет несмотря на то, что работа носит постоянный характер и, по общему правилу, для такого рода работ срочные трудовые договоры не допускаются;
  • при этом, если учредительными документами образовательной организации предусмотрено заключение срочного трудового договора, то трудовой договор в таком случае не может быть бессрочным.

Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность установления испытания при приеме на работу:

  • по общему правилу срок испытания не может превышать 3-х месяцев;
  • к особенностям заключения трудового договора с руководителем организации можно отнести то, что для них может быть установлен более длительный испытательный срок – до 6 месяцев.

Статья 70 «Испытание при приеме на работу» Трудового кодекса РФ

Таким образом, руководитель образовательной организации обладает большой спецификой своего статуса в качестве работника организации:

  • устанавливается такая специфика как трудовым законодательством применительно к руководителю любой организации,
  • так и Федеральным законом об образовании № 273-ФЗ применительно к руководителю образовательной организации.

Данная специфика в полной мере обоснована тем особым положением, которое занимает руководитель образовательной организации:

  • с одной стороны, это работник организации,
  • с другой стороны, это единоличный исполнительный орган организации.

Влияние руководителя на деятельность образовательной организации существенно выше, чем любого другого работника. Возможностей, также, больше. Поэтому ряд гарантий, предоставляемых остальным работникам, не предоставляется руководителям образовательной организации с целью обеспечить достаточную степень влияния учредителей образовательной организации на созданное ими юридическое лицо.

За что могут уволить директора школы. Право и бесправие

Ответственность руководителя образовательной организации

Не будем долго ходить вокруг да около: директора, как и любого начальника, могут уволить без объяснения причин («несоблюдение трудового договора»).

Дополнительные условия для увольнения директора школы устанавливаются ее учредителем, который вправе вносить в трудовой договор специальные требования в соответствии с нормами закона и целями школы, — вне зависимости, частная школа или государственная.

Основания для увольнения директора государственной школы шире и жестче, что связано с исполнением ею государственных гарантий, установленных законодательством, по обеспечению всеобщего бесплатного начального, основного и среднего образования.

Анализ содержания уставов школ из нескольких городов разных регионов России (Москва, Череповец, Калининград, Волгоград, Севастополь и др.) позволяет сделать вывод о том, что учредители государственных школ по-разному видят обязанности и ответственность директора.

Однако только московскими типовыми уставами государственных школ закреплены условия, неисполнение которых директором устанавливается учредителем как грубое нарушение, однократный факт которого приводит к расторжению договора с директором (в соответствии с положениями устава).

Часть таких условий закреплена в законе, а часть внесена учредителем по собственной инициативе, которая обоснована, как покажет дальнейший анализ, необходимостью защиты государственных гарантий в области образования.

Между тем именно эти условия, по большому счету, и являются обычно камнем преткновения интересов участников образовательных отношений, в связи с чем интересно проанализировать и попробовать дать правовую оценку таким условиям на примере требований к директору учредителя государственных школ города Москвы.

Так, для директора государственной школы недопустимыми являются грубые нарушения его трудовых обязанностей, такие как:

  • неисполнение возложенных на директора школы Уставом, трудовым договором обязанностей, которые повлекли причинение вреда здоровью детей или работников;
  • несоблюдение предусмотренных законодательством и Уставом школы требований о порядке, условиях использования и распоряжения имуществом и денежными средствами Учреждения, в том числе при совершении крупных сделок и сделок, в отношении которых имелась его заинтересованность, о порядке подготовки и представления отчетов о деятельности и об использовании имущества школы;
  • невыполнение государственного задания;
  • невыполнение школой установленных Уставом целей и видов деятельности, для которых она создана;
  • неэффективное использование имеющихся ресурсов для обеспечения педагогическим работникам заработной платы в размере, определяемом в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, в соответствии с утвержденными городскими нормативами;
  • превышение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности школы, размер которого устанавливается правовым актом Работодателя;
  • осуществление школой деятельности без оформления лицензии, а также принятия лицензирующим органом решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности;
  • лишение учреждения государственной аккредитации;
  • отсутствие обеспечения или ненадлежащее обеспечение безопасных условий обучения, воспитания, присмотра и ухода обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, в том числе нарушение правил пожарной безопасности и неисполнение предписаний органов государственного пожарного надзора, повлекшее возникновение пожаров (возгораний).

Уйти, чтобы вернуться. Другой конец истории

По смыслу Закона «Об образовании» (гл. 5) и Постановления Правительства РФ от 08.08.

2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», директор школы при отсутствии педагогической нагрузки не является педагогическим работником.

Однако в случае, если директор преподает, он является также и педагогическим работником, и нарушения, допущенные им в педагогической работе, также являются основанием для его увольнения в соответствии со ст.

336 Трудового кодекса РФ: повторное в течение одного года грубое нарушение устава школы; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Однако эти основания предмет не для нашего исследования. Коротко только могу заметить, что в принципе расторжение трудового договора даже с директором школы для последнего отнюдь не приговор и зачастую успешно оспаривается в суде.

Так, по одному из дел об увольнении, увольнение на дату приказа фактически не состоялось.

Дело в том, что этим приказом был прекращен трудовой договор, фактически являющийся дополнительным соглашением к основному трудовому договору, в связи с чем приказ об увольнении был отменен, а уволенный работник восстановлен в штате.

По другому делу директор отозвал свое заявление «по собственному желанию» до окончания двухнедельного срока предупреждения, а назначение нового директора не наступило. В итоге он был восстановлен на работе со всеми причитающимися ему компенсациями.

Ты в ответе за все, ты — директор

Возвращаясь к главной теме, необходимо в первую очередь выяснить, в чьих интересах устанавливаются приведенные гарантии против самовольного поведения директора по каждому основанию.

Условие увольнения директора за действия, повлекшие причинение вреда здоровью обучающихся или работников, направлено на защиту права детей и работников школы на безопасную среду, и в первую очередь — при организации питания. Возникает много вопросов со стороны директоров школ и организаторов питания — кто за что отвечает в части соблюдения требований по выполнению санитарных правил и нормативов.

Здесь необходимо отметить, что многие регионы, в том числе и московский, отказались от приготовления пищи в школьных столовых и перешли на внешние контрактные поставки. Теперь ответственность за качество еды фактически полностью зависит от подрядной организации.

Эта организация, в свою очередь, должна обеспечивать: наличие СанПиН 2.4.5.

2409-08; выполнение требований санитарных правил всеми сотрудниками предприятия; должное санитарное состояние источников водоснабжения и качество воды в них; организацию производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования; наличие необходимых условий для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья школьников; прием на работу лиц, имеющих допуск к работе по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек у каждого работника; ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на ОРЗ и другие документы, в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08); проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации и многие другие санитарные и гигиенические требования и пр.

должна соответствовать требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и ряда других нормативных документов:

  1. Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ;
  2. СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания»;

Требования к должностной инструкции классного руководителя. Права и обязанности согласно ДИ

Ответственность руководителя образовательной организации

Должностная инструкция классного руководителя – это локальный распорядительный акт, разрабатываемый образовательным учреждением и регламентирующий права и обязанности специалиста.

Требования к документу содержит Приказ Министерства образования и науки РФ №21 от 03.02.

2006 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками».

С принятием федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения должностные обязанности классного руководителя получили уточнения, которые необходимо учесть при разработке инструкций.

Изменения относятся, в первую очередь, к коммуникативным навыкам педагога и к формату выстраивания отношений с подопечными. Как правильно оформить должностную инструкцию и на что обратить особое внимание подробно рассмотрено в нашем руководстве.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 938-51-93 Москва
+7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург

Показать содержание

Профстандарт

Несмотря на то, что разработкой профессиональных стандартов министерство занимается с 2013 года, больших изменений пока не наблюдается. До сих пор принят только документ в отношении:

  • педагогов;
  • воспитателей;
  • вожатых.

Внимание. Для классных руководителей профстандарт по состоянию на январь 2020 года не утвержден. Хотя распоряжение о разработке локальных документов образовательные организации получили и с 01.01.2020 в каждой школе профстандарты быть должны.

Реализация требований министерства остается под вопросом, пока нет утвержденных на высшем уровне регламентов и требований к:

  • образованию;
  • квалификации;
  • стажу работы.

Если опираться на ФГОС, то от классного руководителя требуется:

  • индивидуальный подход к обучающимся, исходя из умственных и физических способностей ребенка;
  • понимание психологических особенностей разных возрастных групп;
  • умение организовывать деятельность и коммуникацию для детей с особыми образовательными потребностями;
  • эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся;
  • участие во внешкольной жизни подопечных, вовлечение их в организации дополнительного образования;
  • соблюдение педагогической этики.

По замыслу инициаторов введения профессиональных стандартов, школы должны стать бесконфликтной средой для всех участников образовательного процесса, а ключевую роль в ее формировании отводят именно классным руководителям.

Кто должен разрабатывать ДИ?

Должностную инструкцию разрабатывает и утверждает руководитель образовательной организации. Иногда эту функцию выполняют муниципальные отделы образования. Документ носит обязательный характер и является приложением к трудовому договору.

Правила оформления ДИ в 2020 в соответствии с ФГОС

Для достижения единообразия в документах все должностные инструкции желательно разрабатывать в едином ключе. При составлении должностной инструкции руководитель школы опирается на учредительные документы, образовательные стандарты, «Методические рекомендации» Министерства образования и науки, утвержденные Приказом №21 от 03.02.2006г.

В данном разделе отражают квалификационные требования к должности классного руководителя, правила назначения и подчиненность.

При разработке ДИ в части профессионального образования и стажа работы принимают во внимание профстандарт педагога. В документе указывают, что наделение педагога функциями классного руководителя возможно только с его письменного согласия.

Обязанности

Цель работы классного руководителя – формирование благоприятной среды для самореализации и саморазвития личности подопечного, его дальнейшей успешной социализации.

В соответствии с целью формулируют задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива учащихся в классе;
  • пропаганда и личный пример здорового образа жизни;
  • помощь каждому ребенку в классе в сохранении индивидуальности и развитии потенциала личности;
  • воспитание нравственных и духовных качеств учащихся;
  • организация творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и интересов детей;
  • вовлечение в коллективный труд каждого ребенка;
  • гуманизация отношений между участниками детского коллектива.

Вся работа с детским коллективом должна иметь системный, а не эпизодический характер, что достигается в результате регулярного качественного анализа и составления планов воспитательной работы.

Важно! Деятельность классного руководителя основана на личностно-ориентированном подходе с учетом задач педагогического коллектива, ситуации в классном коллективе, межнациональных и межконфессиональных отношений.

Обязанности классного руководителя можно поделить на:

  1. Организационно-координирующие:
    • обеспечение коммуникации между школой и семьей;
    • оказание помощи родителям в воспитании детей;
    • организация образовательного процесса класса в пределах своих полномочий;
    • проведение воспитательных мероприятий;
    • ведение документации (журнал, дневники обучающихся, личные дела, план воспитательной работы).
  2. Коммуникативные:
    • установление эффективного взаимодействия между учащимися и педагогами;
    • регулирование межличностных отношений в детском коллективе;
    • создание благоприятной психологической атмосферы в классе;
    • помощь детям с проблемами в общении.
  3. Аналитико-прогностические:
    • изучение личностных особенностей детей;
    • анализ состояния и перспективы развития детского коллектива.
  4. Контрольные:
    • учет успеваемости каждого обучающегося, принятие мер по устранению задолженностей по предметам;
    • учет посещаемости, принятие мер в случае отсутствия ребенка в школе без уважительной причины.

Важно! С учетом конкретной ситуации в образовательной организации список обязанностей классного руководителя дополняют или сокращают.

К основным правам классного руководителя относятся:

  • получение достоверной информации о психофизиологическом развитии детей и семейной ситуации;
  • контроль успеваемости;
  • работа с родителями (законными представителями);
  • методическая поддержка педагогического коллектива и администрации школы;
  • поощрение обучающихся за успехи и привлечение к дисциплинарной ответственности за проступки;
  • защита чести и достоинства.

Ответственность

Во время образовательного процесса классный руководитель несет ответственность:

  • за сохранение жизни и здоровья учащихся;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией;
  • нарушение правил безопасности;
  • нарушение норм воспитания и профессиональной этики;
  • несоблюдение психолого-педагогических рекомендаций по воспитательному воздействию и нормам коммуникации.

От того, насколько ответственно руководитель школы подошел к составлению должностной инструкции, зависит деятельность не только каждого классного руководителя, но и образовательной организации в целом.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 938-51-93 Москва
+7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург

Должностная инструкция руководителя образовательной организации

Ответственность руководителя образовательной организации

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждать

должностную инструкцию] [число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция руководителя образовательной организации [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв.

приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Руководитель образовательной организации относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2.

На должность руководителя образовательной организации принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях — не менее 5 лет.

1.3. На должность руководителя образовательной организации в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Руководитель образовательной организации должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

— Конституцию РФ, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— педагогику;

— достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

— психологию;

— основы физиологии, гигиены;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— основы экономики, социологии;

— способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации;

— гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных организаций и органов управления образованием различных уровней;

— основы менеджмента, управления персоналом;

— основы управления проектами;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности;

— [иные знания].

1.5. Руководитель образовательной организации [избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации/назначается на должность учредителем образовательной организации].

2. Должностные обязанности

Руководитель образовательной организации:

2.1. Осуществляет руководство организацией в соответствии с ее Уставом и законодательством Российской Федерации.

2.2. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательной организации.

2.3. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований.

2.4. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2.5.

Определяет стратегию, цели и задачи развития образовательной организации, принимает решения о программном планировании ее работы, участии образовательной организации в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательной организации и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в образовательной организации.

2.6. Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей).

2.7. Совместно с советом образовательной организации и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательной организации, образовательной программы, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, Устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательной организации.

2.8. Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников, направленных на улучшение работы образовательной организации и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

2.9. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования.

2.10. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть.

2.11. Утверждает структуру и штатное расписание образовательной организации.

2.12. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с Уставом образовательной организации.

2.13. Осуществляет подбор и расстановку кадров.

2.14. Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников.

2.15. Обеспечивает установление заработной платы работников, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам) ставкам заработной платы работников) выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

2.16. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.

2.17. Принимает меры по обеспечению образовательной организации квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в образовательной организации.

2.18. Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в образовательной организации, рационализации управления и укреплению дисциплины труда.

2.19. Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении образовательной организации.

2.20. Принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, с учетом мнения представительного органа работников.

2.21. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников образовательной организации.

2.22. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами.

2.23. Представляет образовательную организацию в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях.

2.24. Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций.

2.25. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом образовательной организации дополнительных источников финансовых и материальных средств.

2.26. Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности образовательной организации в целом.

2.27. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.28. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Руководитель образовательной организации имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Действовать от имени образовательной организации во взаимоотношениях с иными организациями и органами государственной власти.

3.3. Давать руководителям структурных подразделений и отдельным специалистам указания, обязательные для исполнения.

3.4. Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных взысканий на работников, не выполняющих или ненадлежащим образом выполняющих свои должностные обязанности, и о поощрении отличившихся работников.

3.5. Распоряжаться средствами и имуществом образовательной организации с соблюдением требований соответствующих нормативных актов и устава.

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Руководитель образовательной организации несет ответственность:

4.1. За руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

4.2. За нарушение Устава образовательной организации.

4.3. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

[должность] [инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
+7 499 938-94-65 - Москва и обл.
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ

Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.