Полномочия местных органов власти в жилищной сфере

Полномочия местных органов власти в жилищной сфере

Полномочия местных органов власти в жилищной сфере

Кроме перечисленных, дополнительные полномочия органов местного самоуправления, относящиеся к сфере ЖКХ, предусмотрены в других законодательных актах федерального уровня, регулирующих области общественных отношений, смежные с данной сферой. Например, ЖК РФ (ст. 14) предусматривает, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе в области ЖКХ, относятся:

  1. 1) учет муниципального жилищного фонда;
  2. 4) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
  3. 5) осуществление муниципального жилищного контроля и др.
  4. 3) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
  5. 2) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые;

Жилищный кодекс РФ закрепляет право органов местного самоуправления

Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством

Но кроме увеличения финансирования муниципального хозяйства требует качественного изменения нормативно-правовой базы: принятия и изменения актов федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, подзаконных нормативных правовых актов и муниципальных правовых актов.

Термин «муниципальное хозяйство», широко использовавшийся в российской научной литературе 1920-х гг.

и, как отмечал Л.А. Велихов в своей монографии «Основы городского хозяйства», утративший «свою общеупотребительность в », во второй половине 1990-х гг.

Статья 13 ЖК РФ. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений

1. Регулирование жилищных отношений отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п.

«к» ст. 72). Комментируемая статья содержит достаточно подробный, но не исчерпывающий перечень полномочий субъектов Федерации в регулировании жилищных отношений. К их числу относятся: 1) государственный учет жилищного фонда субъекта Федерации.

Российская Федерация в этом вопросе оставляет за собой право определять лишь порядок, т.е. процедуру, ведения такого учета.

Рассматриваемое полномочие субъектов Федерации успешно реализовывается ими путем принятия соответствующих нормативных актов.

Тема 1. ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ

К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся (ст.

13 ЖК РФ): 1) государственный учёт жилищного фонда субъекта Российской Федерации; 2) определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта РФ; 3) установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 4) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; 5) определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ;

Статья 14 ЖК РФ.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.

1. Комментируемая статья регламентирует возможность принятия жилищно-правовых актов органами местного самоуправления.

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений

Федеральное Собрание – парламент РФ является представительным и законодательным органом РФ (ст.

94–109 гл. 5). Государственная Дума принимает федеральные законы, которые впоследствии должен одобрить Совет Федерации. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации (ст.

В соответствии со ст.

12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относятся: 1) определение порядка государственного учета жилищных фондов; 2) установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах; 3) определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых но договорам социального найма;

Статья 7.

Москвы

определение порядка ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы; 10) определение оснований и порядка предоставления гражданам жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договорам найма, безвозмездного пользования; 11) определение оснований предоставления гражданам субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; 12) установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных и иными правовыми актами города Москвы в жилищной сфере; 13) осуществление контрольных функций в жилищной сфере в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы; 14) осуществление права законодательной инициативы в жилищной сфере в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; 15) решение иных вопросов, отнесенных в соответствии с Российской Федерации, федеральными законами, города Москвы к ведению Московской городской Думы.

2.

Полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ

В свою очередь, это требует глубокого анализа экономики ЖКХ регионов и муниципальных образований, основных закономерностей развития жилищных и коммунальных услуг.

Жилищная и коммунальная услуга как экономическая категория выражает отношение между людьми по поводу производства, распределения и потребления специфических (в форме услуг) благ, относящихся к сфере личного и коллективного потребления.

Это полный цикл работ, обеспечивающий конечный результат — реализация услуги непосредственно потребителю, включающий техническое обслуживание инженерных систем, конструктивных элементов и ремонт жилых зданий, в том числе выполнение заявок на неотложно-аварийные работы, независимо от того выполняются все работы по производству и реализации услуг одним предприятием или отдельные работы поручаются генеральным подрядчиком другим предприятиям и частным фирмам. Следует отметить, что общераспространенное понятие «жилищно-коммунальная услуга» не соответствует современному содержанию.

Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений

К примеру, органы местного самоуправления к органам власти как таковым, согласно Конституции РФ, не относятся. И занимаются только теми вопросами, которые имеют местное значение.

Вместе с тем, их могут наделять государственными функциями в соответствии с законом. Все полномочия органов государственной власти заключаются в законодательных, правоприменительных и контролирующих функциях.

Поэтому они проявляются в частности в административных отношениях.

Если брать во внимание жилищные отношения, то инициатива субъектов РФ недопустима.

Принятый на уровне субъектов РФ любой нормативный акт не может иметь больше правового основания и юридической силы, чем Жилищный кодекс РФ.

То же самое говорит и Конституция, согласно которой любое изменение, в том числе, если оно касается жилищных отношений, осуществляется исключительно на федеральном уровне.

Жкх на муниципальном уровне

Полномочия местных органов власти в жилищной сфере

1. Способы ведения Жкх на муниципальном уровне

2. Принципы муниципального управления ЖКХ

3. Функции органов местного самоуправления в ЖКХ

В систему управления городом включено множество отраслей.

Однако, одной из самых значимых является отрасль жилищно-коммунального хозяйства, в то время как в сельской местности отрасль является самостоятельным направлением, однако подчиняется региону и находится под его контролем и надзором.

Сфера ЖКХ в последнее время перестала удовлетворять потребителей, т.е. граждан того или иного муниципального образования.

При этом важно учесть, что в тоже время жилищно-коммунальное хозяйство на территории муниципального образования – представляет собой одну из самых значительных частей муниципальной экономики. В различных субъектах Российской Федерации проблемы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства составляют 60-90% от всех  проблем муниципалитета. В связи, с чем развитие данной сферы является приоритетным направлением любого субъекта РФ.

Существует несколько способов ведения ЖКХ на муниципальном уровне, подразделение которых основано на степени участия органов местного самоуправления в процессе управления:

– прямое управление, которое осуществляется органом местного самоуправления;

– муниципально-подрядная система – по муниципальным тарифам частными подрядчиками;

– муниципально-арендная система – частными арендаторами по своим тарифам с оплатой аренды и присвоением дохода;

– муниципальная концессия – формальная концессия при фактическом сохранении возможности управления за муниципалитетом.

2. Принципы муниципального управления ЖКХ

Если рассматривать муниципальное управление ЖКХ, то оно входит в систему городского самоуправления и является органом управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По своей структуре оно является сложным территориально-хозяйственным комплексом. Принципы муниципального управления ЖКХ показаны на рис. 1

Рисунок 1 – Принципы муниципального управления ЖКХ

В настоящее время многие муниципальные образования разрабатывают муниципальные программы и пытаются сформировать программный бюджет. Это относительно, новые явления, не так давно введенные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно подпункту «к» пункта 1 статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, что приводит к необходимости (часто не очень приветствуемой региональными властями) принятия органами государственной власти субъектов РФ дополнительных нормативных правовых актов, регулирующих жилищную сферу. В результате объем нормативной базы жилищной сферы многократно возрастает. ЖК РФ, определяя состав жилищного законодательства, устанавливает, что в этот состав включены не только ЖК РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, иные федеральные нормативные правовые акты, а также региональные законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, но и нормативные правовые акты органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ).

Собственные полномочия местного самоуправления для решения вопросов местного значения в сфере ЖКХ устанавливаются ФЗ № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Вместе с тем правовым закреплением полномочий местного самоуправления в сфере ЖКХ служат иные федеральные и региональные законы, отраслевые законодательные акты, в том числе и кодифицированного характера (ЖК РФ), уставы муниципальных образований.

Анализ текущего законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными и региональными законами, отраслевыми нормативными актами, уставами муниципальных образований, в реальной действительности значительно шире, чем это предусмотрено в ст.

17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В то же время перечень вопросов местного значения не может быть расширен путем принятия нормативных актов, возлагающих на органы местного самоуправления дополнительные полномочия в какой-либо сфере, поскольку это противоречит п. 1 ст.

18 данного Закона.

3. Функции органов местного самоуправления в ЖКХ

Для решения коммунальных вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов выполняют следующие функции:

– устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

– регулируют тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

– осуществляют проведение сетей теплоснабжения, в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении»;

– осуществляют проведение водоснабжения и водоотведения, в соответствии Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;

– утверждают и реализуют муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Муниципалитет выступает и как непосредственный участник жилищно-коммунального рынка (участвует в конкурсе в виде учрежденных муниципальных унитарных предприятий на общих основаниях), и как организатор этого жилищно-коммунального рынка.

Реализуя мероприятия, направленные на повышение конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг посредством привлечения субъектов предпринимательской деятельности в сферу содержания и эксплуатации инфраструктурных элементов, обеспечивающих функционирование жилищно-коммунального хозяйства муниципалитет должен решать следующие проблемы, сдерживающие развитие конкуренции:

– недостаточную организованность и активность собственников жилья по формированию рационального потребительского поведения на рынке (прежде всего медленное формирование товариществ собственников жилья, формальное отношение к выбору управляющей компании);

– неоправданное административное вмешательство и создание неравных условий участникам рынка при получении в управление многоквартирных домов.

Схема взаимодействия органов управления субъектов РФ и органов местного самоуправления представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Схема взаимодействия органов управления субъектов РФ и органов местного самоуправления в системе ЖКХ

Решением проблемы формирования эффективного механизма экономического взаимодействия субъектов ЖКХ предоставляется консолидация усилий всех компонентов данной сферы: малого бизнеса, управляющих компаний, муниципальных органов власти.

Формирование самостоятельности кластерного взаимодействия государственных учреждений и предприятий частного сектора в сфере ЖКХ муниципальных образований обеспечит создание эффективной экономической платформы для развития бизнес-структур, обладающих возможностью внедрения наукоемких технологий в этой сфере народного хозяйства.

Кластерный подход в данной сфере позволит увеличить инвестиции в основной капитал предприятий и организаций, входящих в жилищно-коммунальную сферу; повысить инвестиционный рейтинг отдельных предприятий частного сектора, входящих в подобное объединение; будет способствовать дополнительной занятости в малых и средних предприятиях кластера трудоспособного населения городов; увеличит добавленную стоимость создаваемой в данном бизнесе продукции.

Таким образом, на сегодняшний день в жилищно-коммунальном хозяйстве большинства муниципальных образований сложилась ситуация, говорящая о невозможности нормального функционирования коммунальных предприятий и организаций и качественного удовлетворения ими требований потребителей жилищно-коммунальных услуг. Внедрение эффективных методов управления и форм осложняется особенностями трансформации собственности экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКК, осложняется социально-экономической ситуацией в различных регионах.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

Полномочия местных органов власти в жилищной сфере
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Жилищное право » Жилищные споры » Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

Конституция РФ гарантирует право на принятие необходимых нормативных актов, регламентирующих жилищные правоотношения.

Правовое разрешение жилищных вопросов является одним из наиболее востребованных в современном мире, поскольку многие лица сталкиваются с необходимостью получения информации касательно своих прав и обязанностей. На сегодняшний день в законодательной сфере существует собирательное понятие жилищных отношений, которое фактически представлено в виде предмета регулирования жилищного права.

Конституция РФ гарантирует право на принятие необходимых нормативных актов, касающихся регламентирования жилищных правоотношений.

В первую очередь это касается принципов организации и установления правил ведения такой деятельности представительными органами власти с правом законодательной инициативы и исполнительными органами власти в пределах полномочий, переданных Конституцией субъектам Федерации.

Их компетенция по управлению в сфере жилищных отношений определяется положениями, закрепленными в ст. 13 ЖК РФ и принятыми в ее развитие аналогичными положениями Жилищных кодексов субъектов Федерации.

Современное законодательство РФ отводит органам местного самоуправления важную роль в процедуре осуществления социальных прав, гарантируя их исполнение. Для надлежащего выполнения местные органы власти обязаны обладать возможностью их реализации и обширным спектром полномочий.

Жилищные полномочия органов местного самоуправления в РФ предусматриваются как федеральными, так и региональными, и муниципальными законодательными актами, но четких принципов по реализации всех специфических нюансов нигде не регламентировано.

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления в жилищном законодательстве

Компетенция органов местного самоуправления в жилищных отношениях – это правоприменительные и контрольные полномочия, реже – нормотворческая работа. Нормативные акты и правоприменительные акты органов местного самоуправления в области жилья обязаны соответствовать действующему законодательству (федеральные акты и акты субъектов РФ).

Правотворческие функции органов местного самоуправления — это руководящие начала по созданию юридических норм. В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» рассматривается понятие жилищной политики государства.

Это государственное воздействие с помощью муниципальных и государственных органов при использовании нормативно-правового урегулирования, налоговых и бюджетных механизмов на жилищные отношения, в том числе финансирования и строительства жилых помещений, их содержание, управление и владение ими, а также распоряжение и использование.

Государственная жилищная политика является совокупностью решений и мероприятий для удовлетворения потребностей в жилье населения. Осуществление этой политики – одно из главнейших заданий муниципальных органов. Роль местного самоуправления в ее осуществлении весьма значима, а нормальной реализации требует не только жилищный фонд, но и соответствующее правовое регулирование.

Cт. 72 Конституции РФ и ст. 5 ЖК РФ относят жилищное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов, но п. 7 ст. 5 ЖК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления вправе принимать нормативные акты, которые включают нормы, устанавливающие жилищные отношения в рамках собственной компетенции согласно ЖК РФ, опираясь на другие нормативные правовые акты.

Органы местного самоуправления не имеют права по своей инициативе регулировать жилищные правоотношения, поскольку разрешение этих вопросов не входит в их компетенцию. Им свойственны отдельные государственные полномочия с передачей материальных и финансовых средств, которые необходимы для их осуществления.

Перечень полномочий органов местного самоуправления в жилищных отношениях

Жилищный кодекс РФ регламентирует конкретные полномочия органов самоуправления в сфере, представляющей жилищные отношения:

  • определение категории граждан, которым предоставляют служебные квартиры (муниципальный жилищный фонд);
  • установление нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на них;
  • предоставление компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и жилья из бюджетных средств определенным категориям граждан на условиях, которые предусматривают нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
  • перевод жилья в нежилой фонд и нежилых помещений в жилые;
  • переустройство жилья;
  • определение категорий лиц, которым предоставляют служебное жилье (муниципальный жилищный фонд);
  • установление оплаты за содержание и ремонт жилья, если владельцами квартир в многоквартирном доме на общем собрании не принято решение об ее установлении;
  • предоставление компенсации расходов на плату за жилье и коммунальные услуги из бюджетных средств;
  • установление порядка правления многоквартирным домом, все квартиры которого являются собственностью муниципального образования;
  • созыв собрания собственников жилья в многоквартирном доме для принятия решения касательно того, как формировать фонд капремонта;
  • сотрудничество с региональным оператором для обеспечения проведения капремонта общего имущества многоквартирного дома, предоставления субсидий из местного бюджета на проведение такого капремонта;
  • другие вопросы, которые входят в компетенцию органов местного самоуправления (жилищные отношения) и которые предусматривают соответствующие нормативно-правовые акты.

Компетенция относительно прав граждан

Ст. 1 и 2 ЖК РФ предусматривают, что жилищное законодательство базируется на потребности обеспечения не только государственными органами, но и полномочиями органов местного самоуправления. Они воплощаются в условиях для реализации прав граждан, вытекающих из жилищных отношений:

  • содействие рыночному развитию недвижимого имущества в области жилья для создания нужных условий по удовлетворению потребностей народа;
  • использование бюджетных средств и других источников средств, не запрещенных законом, по улучшению жилищных условий, включая предоставление субсидий на покупку или строительство жилья;
  • предоставление жилых помещений по договорам соцнайма или найма жилья, которые входят в государственный фонд или муниципальный фонд;
  • стимулирование жилищного строительства;
  • обеспечение защиты прав граждан, которые покупают жилье и пользуются им на законном основании, потребителей коммунальных услуг и услуг, которые касаются обслуживания помещений, входящих в жилищный фонд;
  • обеспечение контроля за использованием и сохранностью входящего в жилищный фонд жилья;
  • организация обеспечения проведения капремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет взносов владельцев жилья в таких домах;
  • осуществление согласно своей компетенции государственного контроля при соблюдении предусмотренных законом требований в осуществлении строительства;
  • осуществление согласно своим полномочиям функций, которые представляют собой государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Таким образом, можно увидеть, что диапазон полномочий достаточно широк.

Муниципальный контроль

Для осуществления задач по контролю за соблюдением законодательства в сфере жилищных отношений ст. 20 ЖК РФ устанавливает вместе с жилищным надзором государства также муниципальный жилищный контроль.

Его суть состоит в проведении на территории муниципального образования уполномоченными органами проверок по соблюдению юрлицами, ИП и гражданами обязательных требований, которые установлены относительно жилья, входящего в муниципальный жилищный фонд.

Сегодня ситуация в области жилья характеризуется комплексом серьезных проблем. Так, среди них можно выделить следующие:

  • ненадлежащее качество коммунальных и жилищных услуг;
  • отсутствие настоящих перспектив по обеспечению социальным жилищем тех категорий граждан, которые реально в нем нуждаются;
  • непрозрачность тарифов;
  • недобросовестные управляющие компаний и пр.

Наличие подобных проблем вынуждает государство действовать путем поиска формирования методов по усовершенствованию действующего законодательства в жилищной сфере, объединения настоящих усилий государственных органов власти и органов местного самоуправления для их решения.

Лишь выработка соответствующих механизмов по контролю за соблюдением нормативно-правовых актов, усиление индивидуальной ответственности как государственных, так и муниципальных чиновников за невыполнение или же ненадлежащие выполнение возложенных на них должностных полномочий приблизит государство к решению насущных проблем.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений

В первую очередь, необходимо обратить внимание на положения, записанные в статье 12 Жилищного кодекса РФ.

Объекты градостроительства должны учитываться органами государственной исполнительной власти, действующими в субъектах РФ. Они же наделены полномочиями устанавливать требования в части определения правил, касающихся порядка содержания жилых помещений и общего имущества, принадлежащих жильцам многоквартирных домов на правах общей долевой собственности.

Особое внимание уделяется государством нуждам малоимущих россиян.

В компетенцию руководства органов государственной

Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.

3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

. 1. Комментируемая статья регламентирует возможность принятия жилищно-правовых актов органами местного самоуправления.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти г.

Москвы и органов местного самоуправления городских округов и поселений в жилищной сфере г. Москвы

определение порядка ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы; 10) определение оснований и порядка предоставления гражданам жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договорам найма, безвозмездного пользования; 11) определение оснований предоставления гражданам субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; 12) установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных и иными правовыми актами города Москвы в жилищной сфере; 13) осуществление контрольных функций в жилищной сфере в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы; 14) осуществление права законодательной инициативы в жилищной сфере в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; 15) решение иных вопросов, отнесенных в соответствии с Российской Федерации, федеральными законами, города Москвы к ведению Московской городской Думы. 2.

Статья 14 ЖК РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.

3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

.

Полномочия органов местного самоуправления по отдельным вопросам обеспечения права на жилище

Во-вторых, это нормы федерального законодательства, определяющие единство основных полномочий органов местного самоуправления в сферах их ведения, в том числе, в жилищной сфере.

Эти нормы содержатся, прежде всего, в Конституции Российской Федерации, в Законе об общих принципах организации местного самоуправления 2003 года, а также в нормативных правовых актах отраслевого законодательства: ЖК РФ, ГрК РФ, ЗК РФ, иных федеральных законах, указах Президента, актах федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, на федеральном уровне принимаются специальные программы, содержащие базовые положения, задающие актуальное направление для детального правового регулирования тех или иных вопросов (федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы). Третий блок в системе правового регулирования полномочий местного самоуправления составляют нормы законодательных актов субъектов Российской Федерации.

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

Полномочия местных органов власти в жилищной сфере

К нам поступил вопрос или, скорее, даже просьба от одного из наших клиентов, рассказать, что такое муниципальный жилищный контроль, каковы его задачи и функции. Поэтому появилась такая тема для статьи. Просили – рассказываем.

Что такое муниципальный жилищный контроль

По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ.

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).

Основания

Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании:

Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль

В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти.

Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления.

При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.

Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный.

Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Функции муниципального жилищного контроля

Функции муниципального жилищного контроля исполняются Администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов.

В их число входит:

  • проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
  • выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;
  • подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

Основания для проверок

В соответствии с ч.4.1 ст.

20 ЖК РФ, основанием для проведения ежегодных плановых проверок является истечение одного года со дня:

  • начала осуществления юридическим лицом или ИП деятельности по управлению МКД и оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно представленного в орган ГЖН уведомления о начале упомянутой деятельности;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основе соответствующей лицензии.

Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

Кроме того, внеплановые проверки могут быть инициированы поступлением, в частности через ГИС ЖКХ, в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, а также выявление в системе информации о фактах нарушений требований:

  • о выборе управляющей компании;
  • решения о заключении с УК договора управления (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
  • порядка утверждения условий ДУ и его заключения;
  • порядка содержания общего имущества и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД на основании заключённого договора;
  • обязательств УК, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
  • применения предельных индексов изменения размера вносимой населением платы за КУ.

Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке. Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании.

Полномочия муниципальных жилищных инспекторов

Муниципальные жилищные инспекторы, в порядке, установленном законодательством РФ (ч.5 ст.

20 ЖК РФ), имеют право:

  • запрашивать и получать на основании обоснованных письменных обращений от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, ИП и граждан информацию и документацию, необходимую для проверки соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа/распоряжения руководителя (его заместителя) органа ГЖН, муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в жилых домах; (с согласия собственников помещений) жилые помещения и проводить их обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и прочие действия по контролю, а также определять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе УК, заключения с УК договора управления и соблюдения условий данного ДУ;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по недопущению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы информацию по нарушениям обязательных (лицензионных) требований для возбуждения уголовных дел (при наличии признаков совершённых преступлений).

Полномочия органа ГЖН и муниципального жилищного контроля

Данные ведомства могут обратиться в суд с заявлениями (ч.6 ст.

20 ЖК РФ):

  • о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, если были выявлены нарушения требований Жилищного Кодекса;
  • о признании договора управления МКД, договора оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме недействительными, если в установленный срок не было исполнено предписание об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УК, утверждении условий договора управления и его заключении;
  • для защиты прав, свобод и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений в МКД на основании их обращений при выявлении нарушений обязательных (лицензионных) требований управляющими компаниями.

ВАЖНО! Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии.

Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ).

Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.