Последние поправки в конституцию рф были внесены
Конституция РФ: последняя редакция Конституции России и поправки на 2019 год
Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт России. Конституция — основной закон страны. Она обладает высшей юридической силой. Это значит, что все прочие федеральные и местные законы, президентские указы, распоряжения правительства и прочие акты должны соответствовать Конституции и не могут ей противоречить.
Полный текст Конституции РФ можно найти на сайте президента России.
В Конституции закреплены основы конституционного строя: государственное устройство, разделение властей, права и свободы человека и гражданина, местное самоуправление etc.
Статья 1
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Конституция Российской Федерации
Когда празднуют День Конституции. Это выходной или рабочий день?
Действующая Конституция РФ принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она вступила в силу 25 декабря 1993 года.
Конституция была принята вскоре после конфликта между президентом Борисом Ельциным и парламентом РСФСР — Верховным Советом. Кризис привел к столкновениям в Москве между сторонниками президента и Верховного Совета. Ельцин силой подавил сопротивление оппозиции. А вскоре его победу закрепила новая Конституция, предоставившая президенту РФ широчайшие полномочия.
12 декабря — День Конституции Российской Федерации, он отмечается с 1994 года. Это рабочий день, выходной в честь Дня Конституции отменен в 2005 году.Почетный караул вносит копию Конституции РФ на церемонии ниаугурации президента Владимира Путина. Reuters
Структура Конституции РФ
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов.
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Преамбула Конституции РФ
Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем. Там описаны основные права и свободы личности, федеративное устройство РФ, статус органов власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.
Второй раздел содержит заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Девушка с Конституцией РФ на акции протеста против пенсионной реформы в Санкт-Петербурге. Reuters
Поправки к Конституции РФ. Редакция 2019 года
В России и сегодня действует Конституция 1993 года, однако в нее с годами был внесен ряд поправок. Часть из них была связана с переименованием отдельных субъектов федерации или изменением их состава.
Но были и поправки, серьезно изменившие политическую систему. По состоянию на 2019 год пакеты поправок к Конституции принимались трижды.
В декабре 2008 года, в президентство Дмитрия Медведева, был увеличены сроки полномочий президента РФ — с четырех до шести лет — и полномочий Госдумы — с четырех до пяти лет. Сам Дмитрий Медведев отработал один четырехлетний срок, затем на этот пост вновь избрался Владимир Путин.
Тогда же, в декабре 2008-го, поправки обязали правительство РФ предоставлять ежегодный отчет Государственной думе.
В феврале 2014 года из Конституции исключили упоминания Высшего арбитражного суда РФ — вскоре ВАС прекратил свое существование, уступив полномочия Верховному Суду. Одновременно были расширены полномочия президента по назначению прокуроров на должности.
В июле 2014 года были приняты поправки, согласно которым президент получил право назначать в состав Совета Федерации дополнительных «президентских» представителей — не более 10% остальных членов Совета Федерации.Противники этих попоравок указывали, что основной закон страны изменили поспешно, без должного обсуждения. Фактически поправки были направлены на усиление власти президента.
Изменение Конституции в 2020 году: 10 поправок, предложенных Президентом РФ
Изменения в Конституции РФ
Действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году в совершенно иных рыночных и политических реалиях.
По мнению Президента, Основной закон до сих пор справляется со своими функциями и не подлежит кардинальным изменениям, но некоторые положения необходимо привести в соответствие с текущими потребностями и целями развития страны.
Изменения, которые предложил В. В.Путин, уже назвали революционными.
Всероссийское ание по поправкам в Конституцию может пройти 12 апреля, в воскресенье.
Хронология
- 15 января – Президентом предложены поправки в Конституцию. Сформирована рабочая группа для подготовки предложений о внесении поправок. Состав группы можно посмотреть в документе на сайте Кремля.
- 20 января – законопроект о поправках вынесен на рассмотрение нижней палаты парламента.
- 23 января – Госдума единогласно приняла в первом чтении президентский законопроект о поправке к Конституции.
- 03 февраля. Опубликован опрос ВЦИОМа. Около 80% россиян считают поправки, предложенные президентом страны Владимиром Путиным важными и поддерживают их.
Какие поправки предложено внести в Основной закон в 2020 году
В ходе Послания Федеральному собранию Президент предложил закрепить в Конституции изменения по 10 пунктам:
- Приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны. Фактически это означает, что международные договоренности, подписанные РФ, действуют только в той части, в которой они не ограничивают права и свободы граждан и не противоречат Конституции. В настоящее время международное право по Конституции выступает составной частью правовой системы. Если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора. Таким образом, данная поправка направлена на укрепление российского суверенитета.
- Ужесточение требований к кандидатам на президентский пост. Теперь для того, чтобы претендовать на президентский пост, кандидат должен проживать в стране в течение не менее 25 лет и не иметь иностранного гражданства. Пока же в числе требований к кандидатам в президенты значатся возраст не менее 35 лет и постоянное проживание в РФ не менее 10 лет.
- Запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти. Такие запреты предполагается распространить на глав регионов, депутатов Госдумы, министров, судей и ряд других должностных лиц («критически важные» должности). Указанный запрет действует и сегодня, но предполагается закрепить его на конституционном высшем уровне.
- Изменение статуса и полномочий Госсовета (действует с 2000 года) и усиление позиций губернаторов. Эксперты полагают, что данный губернаторский институт доказал свою эффективность, в связи с чем его роль и значение нужно повышать. Президент предложил повысить роль губернаторов в процессе принятия значимых для федерального уровня власти решений.
- Изменение роли парламента. Теперь кандидатура Премьера должна пройти утверждение Госдумой, а Президент не вправе отклонить одобренного кандидата. Помимо утверждения кандидатуры Председателя Правительства, предполагается, что Госдума примет участие в формировании Правительства. Сейчас эти полномочия, которые передаются Парламенту, являются прерогативой Президента. Тем не менее за главой государства сохранится право на отстранение главы Правительства или иных министров при утрате доверия или ненадлежащем исполнении должностных функций. За Президентом также будет сохранено право руководства ВС и силовыми структурами.
- Изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов. Теперь такие назначения Президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации.
- Закрепление в Конституции РФ социальных гарантий. Законодательно закреплено условие, по которому МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. Предлагается ввести это правило в Конституцию. Еще одна «косметическая поправка» – это закрепление норм об индексации пенсий и достойного пенсионного обеспечения. Пенсия в настоящий момент индексируется 2 раза в год, но Конституция этот вопрос не регулирует.
- Усиление роли Конституционного суда. К новым правам Конституционного суда отнесут право проверки законопроекта на конституционность по запросу Президента.
- Наделение Совета Федерации полномочиями отрешать от должностей судей КС РФ и ВС РФ. Снятие с должности судей такого уровня допускается по представлению Президента и при совершении ими грубых проступков, порочащих честь и достоинство.
- Закрепление принципов единой системы власти. Предлагается также убрать ограничение «не более двух президентских сроков подряд» и заменить на «не более двух президентских сроков». Хотя сам Президент подчеркнул, что этот вопрос не является принципиальным. По действующей редакции один Президент не может находиться у власти более двух сроков подряд. Именно это положение Конституции позволило самому В. В. Путину получить пост Президента в третий раз в 2012 году и в четвертый раз в 2018 году.
Президент уже создал рабочую группу по подготовке конституционных поправок, в которую вошли 75 человек.
История изменений Конституции РФ
Действующая Конституция была принята на референдуме в 1993 году. В нем приняли участие свыше 58 млн россиян.
Конституция за время своего действия неоднократно корректировалась. Так, в период с 1996 по 2008 г. в нее были внесены изменения, связанные с укрупнением субъектов РФ, а также их переименованием.
В 2009 году были внесены более существенные коррективы, когда был расширен срок избрания Президента до 6 лет (ранее он избирался на 4 года), а депутатов Госдумы стали выбирать на 5 лет (ранее – на 4 года). Также в обязанности Правительства включили регулярную отчетность перед Госдумой по результатам работы.
В 2014 году в Конституцию внесли изменения, связанные с объединением ВС и ВАС РФ, а также с принятием в состав РФ Крыма и Севастополя, введением должности федерального сенатора.
В Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года Президент указал на то, что со времени принятия Конституции прошло уже более 25 лет, и текущие российские реалии сегодня изменились. Конституция 1993 года принималась в кризисный период российской истории, который существенно отличается от текущей конъюнктуры.
Хотя налицо ряд острых экономических и социальных проблем, в целом ситуацию в стране можно охарактеризовать, как стабильную.
Именно такие причины Президент озвучил в качестве оснований для изменения Конституции. Озвученные предполагаемые поправки в Конституцию не затрагивают ее базовых основ, поэтому они могут быть утверждены Парламентом.
Но с учетом того, что коррективы предполагают существенное изменение действующей конфигурации политической системы, а также изменение деятельности законодательной и судебной властей, то Президент посчитал необходимым провести всероссийский референдум по вопросам изменения Конституции. Таким образом, В. В.
Путин анонсировал всеобщее ание по конституционным поправкам, которое может состояться уже весной 2020 года.
Бюллетень 1993 года для ания по конституции. Источник: wikipedia.org
Как повлияют поправки на конституционный строй РФ
Принимаемые поправки призваны сделать политическую систему РФ более сбалансированной, с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями и уровнями власти.
Отдельного внимания заслуживает именно усиление роли регионов через повышение значимости института губернатора. Это идет в противовес с ранее доминирующей тенденцией на централизацию власти. Некоторые эксперты предположили, что сам В. В.
Путин может занять определенный пост в Госсовете и сохранить за собой важнейшие властные рычаги.
Важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Госдуме отдельных полномочий по утверждению Правительства. Но это не означает перехода РФ к парламентской республике, так как глава государства сохраняет за собой статус ключевой фигуры в политической системе, и именно у него сконцентрированы ключевые функции.
Что касается закрепления ряда социальных обязательств в Конституции в части зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов.Можно предполагать, что вынесение конституционных поправок на референдум призвано придать легитимность измененному политическому строю и дать возможность рядовым гражданам ощутит сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.
Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил Президент РФ, распространили свое действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию политической системы.
С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!
+7 (499) 110-86-72
Москва и область
+7 (812) 245-61-57
Санкт-Петербург
Изменение конституционного строя: к чему приведет предложенная президентом правка основного закона
После послания Федеральному собранию мы предполагали, что вносимые поправки могут быть потенциально опасны и войдут в противоречие с 1-й и 2-й главами конституции.
Но никому не могло прийти в голову, что внесенный законопроект вступит в противоречие еще и с процедурой, предусмотренной Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» №33-ФЗ, и с 9-й главой конституции.
Ни конституцией, ни указанным законом не предусмотрена возможность создания какой-либо конституционной комиссии, равно как и проведения народного ания «по одобрению».
Все эти мероприятия, финансирование которых к тому же ложится на плечи налогоплательщиков, не имеют ничего общего с процедурой внесения поправок в основной закон страны и откровенно противоречат положениям его 9-й главы.
Предложение ассоциации «Голос» о принятии специального закона для проведения «ания по одобрению» тактически верно, поскольку может помочь избежать особо злостных нарушений, однако и оно не основано на каких-либо конституционных и законодательных предпосылках.
Кроме этого, при внесении проекта поправок в Государственную думу нарушено требование, предусмотренное частью 5 статьи 3 федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», в соответствии с которой «вместе с проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации представляется обоснование необходимости принятия данной поправки» (анализ эксперта А. А. Троицкой).
Как известно, обоснование означает подкрепление убедительными доводами необходимости внесения изменений.
Однако, в частности, никакого обоснования не содержит пункт пояснительной записки о том, что «к полномочиям Совета Федерации предлагается отнести прекращение по представлению президента Российской Федерации полномочий судей Конституционного суда Российской Федерации, судей Верховного суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий». Эта фраза — всего лишь повторение самого содержания поправки. Причина и необходимость сокращения числа судей Конституционного суда не обоснована вообще. Таким образом, процедура не соблюдена.
Об ограничении политических прав и равенства граждан перед законом
Ограничения пассивного избирательного права граждан России и права на доступ к государственной службе по основанию наличия у них документа о праве на проживание за пределами РФ противоречат статье 2 (человек, его права и свободы являются высшей ценностью), части 2 статьи 6 конституции (равенство прав и свобод), которые являются частью 1-й главы. Поправки также противоречат частям 1 и 2 статьи 19 (равенство перед законом и судом независимо от каких-либо обстоятельств), части 2 статьи 27 (право свободного въезда-выезда), статье 32 (право избираться и быть избранным; право на равный доступ к государственной службе), статье 46 (неограничиваемое право на судебную защиту прав и свобод), частям 1 и 2 статьи 62 конституции (право на многогражданство), которые входят во 2-ю главу. Все вводимые ограничения несоразмерны и не обоснованы.
Жить за пределами родины — не значит быть предателем родины. Считаю, что подобные поправки, априори записывающие всех граждан России, проживающих или временно пребывающих за ее пределами, в потенциальные изменники, противоречат части 1 статьи 21 (достоинство граждан) конституции Российской Федерации.
О местном самоуправлении (мсу)
В послании президента было сказано о необходимости закрепления принципа единства системы публичной власти и одновременно о расширении и укреплении полномочий МСУ.
Во внесенном проекте поправок действительно сказано о запрете на ограничение прав местного самоуправления и о компенсации дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение.
Однако все эти гарантии предлагается реализовывать в совершенно иной конфигурации отношений между государственной властью и органами МСУ. Речь идет о подменной трактовке термина «единая система публичной власти». Нет сомнения, что и государственная власть, и МСУ являются властью публичной.
Но смысл МСУ в том и состоит, что МСУ не входит в единую систему государственной власти. И это положение четко и ясно закреплено в российской конституции.Статья 12 (1-я глава) специально подчеркивает самостоятельность МСУ в пределах собственных полномочий и невхождение его в систему государственной власти.
Использование на конституционном уровне термина «единая система публичной власти» на самом деле ведет к восстановлению единой (по советскому образцу) централизованной и соподчиненной системы представительных органов власти и (по образцу статьи 77 Конституции СССР) единой вертикали исполнительной власти.
Таким образом, предложенные поправки фактически отменяют независимость муниципальной власти.
Эта независимость декларируется, но организационно муниципальная власть оказывается встроена в систему государственной власти, что категорически противоречит статье 12 конституции, а также части 2 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления.
Если на протяжении ряда последних лет такая ситуация уже существовала на практике и отчасти на уровне законодательного регулирования, то возведение ее на конституционный уровень стабилизирует и кратно усилит данную практику, не позволяя воспрепятствовать ей в судебном порядке.
О судебной системе
Для судебной системы предложения о поправках к конституции будут означать, что президентская администрация фактически сместит систему сдержек и противовесов в пользу президентской власти.
Если президент, а не высшая квалификационная коллегия будет рассматривать дела судей и преследовать их дисциплинарно, он получит чрезмерный контроль над органами, которые должны проверять конституционность и правомерность его же указов. По сути, судьи теряют независимость, и их несменяемость оказывается под угрозой.
Это противоречит статьям 120 и 121 конституции. Таким образом, возникает неразрешимая внутриконституционная коллизия, порождающая правовую неопределенность.
Предложение о смещении судей Советом Федерации также противоречит конституции. Судья, которого смещала высшая квалификационная коллегия, мог обжаловать ее решение, но на Совет Федерации судья жаловаться не сможет.
Как на него жаловаться? Разве Совет Федерации потратит несколько часов на персональное рассмотрение дела судьи? Это будет очень быстрая чиновничья процедура. Конституция (статья 46, 2-я глава) предполагает право всех граждан на судебную защиту, которое в силу части 3 статьи 56 Конституции не подлежит ограничению.
Следовательно, предлагаемые поправки нарушают статью 46 конституции (2-я глава) — право на судебную защиту.
О конституционном суде
Все полномочия КС строго ограничены статьей 125 конституции. Наличие в проекте поправок возможности их расширения внеконституционным путем (через ФКЗ «О конституционном суде») открывают возможность свободной — и обязательной к исполнению — интерпретации любых конституционных положений вне рамок статей 16 и части 1 статьи 135 конституции (1 и 9 главы).
Наделение президента правом инициировать абстрактный конституционный контроль проектов федеральных законов и проектов законов субъектов федерации ставит КС в недопустимое положение судьи в собственном деле, при возможном последующем конкретном нормоконтроле по этим законам.
Кроме того, сокращение численности Конституционного суда ничем не обосновано и крайне вредно, учитывая количество обращений в суд и правило, в соответствии с которым КС не может рассматривать два дела одновременно.Это ограничивает право граждан на судебную защиту, предусмотренную статьей 46 конституции (2-я глава).
Нарушение принципа разделения властей
Проект поправок де-факто включает прокуратуру и судебную власть, в том числе Верховный и Конституционный суды, в вертикаль президентской власти.
Поправки понижают статус правительства и его председателя, силовой и международный блок правительства превращается в часть президентского офиса, не подотчетный парламенту, председатель правительства фактически уравнен с министрами с точки зрения своей независимости и подотчетности Думе, его можно теперь увольнять отдельно от всего правительства.
Для понимания конструкции следует помнить, что Совет Федерации в России не избираемый орган: 55% его членов назначаются президентом и главами субъектов Федерации, а 45% делегируются региональными законодательными собраниями.
Таким образом, в случае утверждения поправок в конституцию президент организационно руководит работой судов, прокуратуры и силовых министров с согласия представителей, большинство из которых назначаются органами исполнительной власти.
Этим нарушается принцип разделения властей, декларированный в статье 10 1-й главы конституции.
О госсовете
В соответствии со статьей 11 конституции (1-я глава, «Основы конституционного строя») государственную власть в Российской Федерации осуществляют президент, Федеральное собрание (Совет федерации и Государственная дума), правительство, суды.
Этот перечень закрытый и не предусматривает никаких других видов государственных органов. Тем более таких, которые смогут определять основы внутренней, внешней политики и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.
То есть речь идет о перемещении центра тяжести власти от институтов президента и парламента в другое место, где не существует конституционных ограничений.
Предлагаемые контуры порядка формирования и функций Госсовета противоречат статье 10 (1-я глава), поскольку формирование его должностным лицом, стоящим над всеми ветвями власти, как и конституционная отсылка к закону об этом органе без определения пределов его полномочий, категорически не вписывается в установленный Конституцией принцип разделения властей.
Из органа, призванного декларативно обеспечивать взаимодействие с регионами и особое представительство губернаторов в системе исполнительной власти, Госсовет теперь превращается в еще один президентский орган, в который, вероятно, войдут, помимо президента и премьера, руководители палат Федерального собрания и ключевые силовики, образуя своего рода «старшее правительство».
Таким образом, создание Госсовета противоречит основам конституционного строя России, что категорически запрещено статьей 16 Конституции.
Резюме
Таким образом, предлагаемые поправки к конституции РФ, а также процедура их обсуждения и принятия, вступают в противоречие и фактически приводят к пересмотру ряда положений глав 1, 2 и 9 конституции.
В соответствии со статьей 16 конституции, никакие другие положения не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации, а положения ее 1-й главы не могут быть пересмотрены иначе, чем в порядке, установленном настоящей конституцией.
Следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 135 конституции такие поправки не могут рассматриваться Федеральным собранием и должны приниматься по иной, установленной конституцией процедуре.
Этот текст носит экспертно-аналитический характер
Госдума одобрила поправки в Конституцию: мнения политиков
Напомним, в послении Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин озвучил предложение о внесении поправок в Конституцию России. В частности, Путин предложил закрепить в Конституции следующее:
- минимальный размер оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума и индексация социальных пособий
- регулярная индексация пенсий и формирование системы пенсионного обеспечения граждан России на основе принципов «всеобщности, справедливости и солидарности поколений»
- приоритет российского права над международным
- статус Госсовета: его формирует президент для обеспечения согласованного функционирования органов власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ, определения приоритетных направлений социально-экономического развития страны
- расширение полномочий Госдумы: утверждение кандидатуры премьер-министра, вице-премьеров и министров за исключением глав силовых ведомств. При этом за президентов остается право утверждать структуру федеральных органов исполнительной власти, вносить в нее изменения и освобождать председателя правительства от должности
- право президента назначать на должность после консультаций с Совфедом и освобождать от должности глав МВД, Минобороны, МИД, Минюста, МЧС, прокуроров регионов
- расширение полномочий Совфеда: Верхняя палата сможет по представлению президента отстранять от должности судей Верховного и Конституционного судов
- губернаторы, председатели правительства, его заместители, федеральные министры, руководители иных федеральных органов, члены Совфеда, депутаты Госдумы и судьи не могут иметь двойного гражданства или вида на жительство за рубежом
- ужесточение требований к кандидатам на пост президента России: срок непрерывного проживания на территории страны увеличивается до 25 лет (было — 10 лет), также претенденту запрещено иметь иностранное гражданство или вид на жительство за рубежом в момент выдвижения или когда-либо в прошлом
- уточнение срока президентских полномочий: из соответствующей статьи исчезнет слово «подряд». Новая формулировка: одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков
- вхождение органов местного самоуправления и органов государственной власти в единую систему публичной власти и осуществление взаимодействия
- вынесение пакета поправок в Конституцию на общероссийское ание
Кирилл Черкасов, депутат Государственной думы:
-Это первое чтение планируемых изменений в Конституцию. Есть еще второе, есть третье, т. е. есть возможность для внесения поправок.
Я надеюсь, что поправки, которые внесет моя фракция, все замечания, позволят учесть мнения всех экспертов, всего профессионального сообщества. Подобные изменения — это очень большая ответственность.
Внося поправки, мы должны учитывать все наши сегодняшние обязательства в рамках существующих союзов, в рамках российско-белорусских отношений, взаимодействия с ЕС.
Эксперты наверняка будут вчитываться в каждую запятую и все анализировать. Предложения, которые планирует внести наша фракция сейчас обсуждаются.
Например, как отметил Владимир Жириновский, если мы утверждаем министров, то нужно разработать и механизм их отзыва.
Также то, что ни одна партия, будь это «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ или любая другая, не может набрать более 40% в парламенте, чтобы сохранить баланс как в Госдуме, так и в обществе. Сейчас наши юристы работают над предлагаемыми нашей фракцией поправками.
Вячеслав Тимченко, член Совета Федерации от Кировской области:
-Я считаю, что тот текст поправок, с которым я ознакомился, взвешенный и грамотно проработанный, грамотно прописан и с юридической и с политической точек зрения.
Уверен, что этот текст с большой вероятностью будет принят и во втором, и в третьем чтении. Конечно, будут внесены какие-то поправки, но не думаю, что существенные. Не думаю, что текст сильно перекроят.
Его облекут в юридическую форму, но сам смысл поправок не изменится.
Ольга Сыкчина, депутат ОЗС:
-Такие фундаментальные законы и поправки к ним не могут приниматься с кондачка. Необходима работа, расчеты, просчет последствий от принятия той или иной поправки, к чему это может привести. Сейчас же все кинулись принимать поправки, предложенные президентом.
Лично у меня не возникает вопросов только по двум изменениям — по гражданству президента, губернатором, министров и т. д., а также по двум срокам президентства. По остальным изменениям вопросы есть, особенно по изменениям судебной системы.
У нас нет и не было независимой судебной системы, а с внесением поправок в Конституцию по этому поводу, возникает еще больше сомнений.
Госдума единогласно поддержала поправки в Конституцию
Поправки, нацеленные на реализацию предложений из Послания, превращают Конституцию в закон прямого действия, закрепляют статус России как социального государства, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Законопроект был подготовлен с учетом предложений созданной президентом рабочей группы, заявил на пленарном заседании ее сопредседатель, глава профильного комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Инициативы, по его словам, потребуют внесения изменений не менее чем в 34 закона, а также принятия отдельного документа о Госсовете.
Крашенинников подчеркнул, что систему разделения властей реформировать не предлагается: «Лишь повышаем эффективность уже действующей структуры власти».
— Сразу хочу сказать, что на конституционный уровень выносится ряд важнейших положений, которые уже сейчас многие действуют на уровне закона, — заявил парламентарий. — Это обосновано их особой общественной значимостью и позволит придать этим нормам высшую степень защиты, оградив их от меняющихся настроений, эмоций, каких-то политических историй.
Так, привел в пример он, социальные гарантии и основные запреты, применяемые к кандидатам на ключевые государственные посты, уже существуют в нормативных актах России. «Но здесь они будут достаточно четки, понятны и унифицированы для всего законодательства Российской Федерации», — добавил он.
О социальных гарантиях
Депутаты начали обсуждение поправок с социального блока. Нормы «связаны с поднятием на конституционный уровень тех социальных завоеваний, которых мы добились за последнее время», уточнил Крашенинников.
В Основном законе устанавливается, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Кроме того, закрепляется обязательная индексация пенсий, пособий и иных социальных выплат.
«Вводятся важные конституционные правила, что государство поддерживает эффективное функционирование этой системы», — заявил депутат.
Путин объяснил цель двух поправок в Конституцию
Предусмотренные социальные гарантии касаются каждого гражданина и дают уверенность в завтрашнем дне, подчеркнул, со своей стороны, глава фракции «Единая Россия» Сергей Неверов.
Норма о МРОТ, по его словам, означает, что «независимо от того, где родился и проживает человек, он будет знать, что везде ему положены одинаковые гарантии».
Он также отметил важность закрепления в Конституции регулярной индексации размера пенсий.
«Мы знаем примеры из недавней истории, когда под нажимом и аргументами финансового блока правительства мы принимали решение о приостановке индексации пенсий в 2015 и 2016 годах, — пояснил депутат.
— Нужного эффекта для бюджета это не принесло. И теперь такого соблазна ни у кого не будет — потому что индексация гарантирована Основным законом страны».
Согласно поправкам, МРОТ устанавливается на уровне не ниже прожиточного минимума
Первый замглавы думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко («Единая Россия») спросил у представителей профильной рабочей группы, распространяется ли внесенная президентом поправка к Конституции РФ об индексации пенсий на работающих пенсионеров.
Сопредседатель рабочей группы Талия Хабриева дала по этому поводу пояснение. «Ответ находим в дополняемой поправками Конституции части шестой 75 статьи Конституции», — заявила Хабриева.Она зачитала положение из законопроекта о том, что в РФ формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, а также регулярно осуществляется индексация пенсий в порядке, установленном федеральным законом.
Владимир Путин предложил вкладывать деньги в родителей и детей
— Это означает, что не только повышается юридическая защита, а речь идет о стабильности социального стандарта… Почему я делаю на этом акцент? Потому что соединяется обладание правом и социальным благом. В дальнейшем возможна только конкретизация порядка в федеральном законе, — продолжила она. — Так что ответ — индексируются.
Ряд депутатов предложили закрепить в Конституции более детальные решения о начислении пенсий — то есть не просто прописать сам факт индексации, а указать, какой она должна быть.
Это вопрос, который решается в рамках федеральных законов, пояснил Павел Крашенинников.
«Мы можем все законодательство в Конституцию предложить! Но это только бы ухудшило текст, сделало бы его более сиюминутным», — отметил он.
О приоритете российского права
Дискуссию ожидаемо вызвало предложение из законопроекта о том, что решения межгосударственных органов, истолкованные в противоречии с Основным законом, не подлежат исполнению Россией.
Евгений Примаков («Единая Россия») поинтересовался, насколько оправданы опасения критиков о том, что наша страна выпадет из системы международного права.
Как пояснил Павел Крашенинников, поправки в статью Конституции фактически уже цементирует то направление, которое Россия избрала ранее. Конституционный суд, напомнил он, указывал, что международное право выше федеральных законов, но существует Конституция, которая является главным источником права в нашей стране.
В случаях коллизий остается возможность вмешательства Конституционного суда и снятия конфликта в ту или иную сторону, уточнил он. Вячеслав Володин добавил, что российский суд может не согласиться с решением ЕСПЧ, и решение российской стороны будет приоритетно. Такой же порядок действует, например, в Великобритании.
О повышении роли парламента
Важный блок поправок в Конституцию — совершенствование системы сдержек и противовесов. Вводится новая процедура формирования правительства с повышением роли парламента. Так, Госдума будет утверждать кандидатуры премьер-министра, его заместителей и федеральных министров, после чего они будут назначаться на должности президентом.
В то же время, назначать министров так называемого силового блока предлагается после консультаций с Советом Федерации.
Кроме того, верхняя палата парламента будет участвовать в консультациях по кандидатурам прокуроров регионов, прекращать по представлению главы государства полномочий судей Конституционного суда, Верховного суда, судей кассационных и апелляционных судов.
Мишустин поставил задачи новому кабинету министров
По сути, лидер страны делегировал часть своих полномочий гражданам, чтобы у них было больше возможности контролировать власть через парламентариев, считает спикер Госдумы.
Данные поправки позволят сделать процедуру более открытой и прозрачной, поделился мнением Павел Крашенинников.
Игорь Лебедев (ЛДПР) призвал наделить Госдуму правом отзывать тех министров, которые не справляются со своей работой. Этот вопрос широко обсуждался, прокомментировал Крашенинников.
В России, считает он, должны быть механизмы ответственности назначаемых лиц.
«Если при представлении говорил одно, а делает совершенно другое, должны быть механизмы постановки такого вопроса… Я с этим согласен, будем продолжать эту работу», — сказал он.
Опровергли домыслы
Отдельно обсудили исключение слова «подряд» в отношении двух сроков, на которые может избираться глава государства.
Глава комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) попросил прокомментировать информацию о том, что в результате сроки «обнуляются» и гражданин, который ранее был президентом по «старым нормам», теперь сможет еще два раза баллотироваться на эту должность.
«Никакого обнуления здесь не предусматривается. Из текста убирается слово «подряд» и соответственно предусматривается процедура, что гражданин может быть президентом РФ только два раза — вот и все», — заявил Крашенинников.
Опровергать пришлось и домыслы о том, что поправки предполагают самороспуск Думы и досрочные выборы. Эта тема была «привнесена в повестку» зарубежными СМИ, пояснил глава нижней палаты. Неспроста, отметил Володин, часть иностранных изданий начали волну атаки на принимаемые поправки — это происходит, потому что благодаря им страна станет сильнее, а органы власти — более эффективными.
Консолидированное решение
Все фракции поддержали поправки, и их лидеры поделились своими ожиданиями.
Так, глава «Справедливой России» Сергей Миронов высказал мнение, что в результате изменений в Конституцию и работы обновленного правительства уже в 2020 году «мы увидим конкретные результаты, которые приведут к снижению неравенства социального, снижению уровня бедности». А по мнению лидера КПРФ Геннадия Зюганова, предложенные президентом решения — отклик на запрос трудящихся.
О подготовке ко второму чтению
После принятия законопроекта в первом чтении у субъектов законодательной инициативы будет 15 дней на то, чтобы предложить свои поправки, работа над которыми уже началась.
Путин эмоционально выступил на открытии памятника в Иерусалиме
Как уже было отмечено, в рабочей группе обсудят вопрос об участии Госдумы в прекращении полномочий назначенных ею же представителей правительства. Речь может пойти о других изменениях.
В частности, как отметил Крашенинников, предстоит прописать механизм, который не даст парламенту возможности затягивать с назначением правительства.
Помимо этого, не исключено внесение дополнений с целью защитить право занимать высокие государственные посты для тех, кто долгое время находился за рубежом по долгу службы или по работе, не меняя при этом своего постоянного места жительства в РФ.Также будет обсуждаться предложение спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о том, чтобы расширить список лиц, которым запрещено иметь иностранное гражданство или вид на жительство, включив в него дипломатов.
Парламентская оппозиция тоже предложит поправки. Так, «Справедливая Россия» будет настаивать на закреплении в Конституции права на досрочную социальную пенсию.
ЛДПР хочет прописать в Конституции, что замглавы Совбеза (за введение этой должности депутаты также проали на заседании) является вице-президентом в РФ, курирующим силовой блок.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов предложил закрепить в Конституции статус русского народа как государствообразующего. «Слова «русский» во всей конституции нет, мы должны определить порядок, потому что с исчезновением русских разваливаются наши гигантские просторы», — считает он.
В КПРФ также предложили вернуть практику частичной выборности судей. В профильном комитете уже пояснили, что это предложение не входит в концепцию законопроекта, и в рамках его обсуждения эта тема подниматься не будет.
Да и в целом «раздувать» поправки в ГД не собираются. Перечень вопросов, обозначенных в президентском законопроекте, не нуждается в расширении при рассмотрении документа во втором чтении, считает спикер Госдумы. Он призвал сконцентрироваться и поддержать те предложения, которые были проработаны в рамках рабочей группы, созданной президентом.
Минтруд предложил в два раза сократить сроки перечисления маткапитала
В конце обсуждения Володин призвал парламентариев более активно работать над поправками в Конституцию, чтобы провести 11 февраля второе чтение законопроекта. Третье чтение, по его словам, может состояться до конца февраля.
В «Единой России» уже заявили, что на предстоящей региональной неделе проведут максимальное количество встреч с представителями гражданского общества. «По итогам встреч с нашими гражданами прозвучавшие от них вопросы мы также сформулируем и направим в адрес рабочей группы», — заверил Неверов.
И, конечно же, предстоит серьезно подумать о процедуре общероссийского ания, которое должно будет состояться после принятия закона об изменении Конституции. Этим также займется профильная рабочая группа при участии ЦИК.*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!