Сроки постановления после составления протокола
Какие сроки по составлению постановления о привлечении к административной ответственности
Основанием для привлечения к ответственности за нарушение правил движения на дорогах является постановление. Оно выносится после составления протокола о нарушении, либо без него. Но закон устанавливает четкий регламент по составления и вынесению постановления об административном правонарушении при нарушении ПДД.
Правила составления постановления
Постановление о привлечении лица к административной ответственности, является распорядительным актом должностного лица ГИБДД или судьи, на основании, которого физическое лицо получает административное наказание.
В связи с тем, что данный акт имеет обязательную распорядительную функцию, и накладывает на лицо ответственность, Кодексом об административных нарушениях (КОАП) предусмотрены четкие правила оформления и составления постановления, нарушение которых влечет за собой его отмену, и признание лица не виновным в совершении правонарушения.
Согласно нормам КОАП выносить такие распорядительные акты (постановления) имеют следующие должностные лица:
- сотрудники ГИБДД, если за нарушение предусмотрены штрафы и предупреждения;
- судьи, если за нарушение предусмотрены такие санкции как штрафы, лишение прав, ограничение свободы в виде административного ареста или исправительных работ.
Важно четко понимать в чем разница между протоколом и постановлением.
Особенности вынесения постановления сотрудниками ГИБДД
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
Вынесение постановления ГИБДД регулируется нормами статьи 29.10 КОАП, на основании них этот распорядительный акт выносится по следующему алгоритму.
- Сотрудник ГИБДД, уполномоченный принимать такие решения, должен внимательно ознакомиться с собранными материалами.
- На основании их анализа (делается это исходя из норм закона и внутренних убеждений), он должен вынести постановление либо закрыть производство.
- Если вынесено постановление, сотрудник должен определить сумму штрафа, вынести предупреждение, соблюсти форму этого распорядительного акта и уведомить об этом водителя (нарушителя ПДД).
Нужно запомнить, что постановление вынесенное сотрудником ГИБДД набирает законную силу в течении 10 дней с даты его составления, если автолюбитель не воспользовался своим правом его обжалования в суд или вышестоящий орган.
Кто имеет право составлять этот документ в ГИБДД
Одним из оснований отмены вышеуказанного распорядительного акта является его составление лицом, не имеющим на это правовые основания.
КОАП и ведомственные инструкции МВД, четко регламентируют перечень сотрудников, что имеют право на составление постановления ГИБДД:
- начальник (руководитель) областного, регионального, районного отделения ГИБДД, а также лицо, которое является его заместителем;
- руководитель специального центра автоматизированной фиксации нарушений ПДД (когда фиксация происходит на основании фото и видеофиксации специальными камерами, установленными на дороге), а также лицо, занимающее должность его заместителя, то есть в данном случае пишется постановление без составления протокола (ст. 20.21 КОАП);
- лицо, являющееся командиром отдельного полка инспекции, его заместитель, если материалы собраны их подчиненными;
- сотрудники ГИБДД, которым присвоены специальные офицерские звания и они имеют должности, что дают им право на составление протокола и постановления о нарушении ПДД на месте;
- в сельской и отдаленной местности составлять административные протокола и постановления могут также участковые инспектора полиции.
Другие должностные не имеют законного права на вынесение постановления без составления протокола или с его написанием.
Особенности составления постановления без протокола
С момента введения новых норм в КОАП, у работников дорожной инспекции появилось право на составление постановления без протокола. Это зафиксировано в нормах статьи 20.21 КОАП.
Она дает право проводить фиксацию нарушений в области дорожных правил на специальные камеры, которые должны быть установлены на дорогах. При этом в местах их установки должны быть специальные дорожные знаки, предупреждающие об их наличии.
Как было указано выше вынесение постановления ст. 20.21 КОАП РФ, происходит без составления протокола, начальником или его заместителем информационного центра ГИБДД.
В данной ситуации, автолюбителю почтой направляется фото его машины с привязкой к месту нарушения, а также составленное постановление. Оно вступает в законную силу через 10 дней с момента его получения нарушителем, если не будет обжаловано в установленном законом порядке.
Нужно знать, что если место где установлена камера для фиксации нарушения не будет оборудовано специальным знаком указателем о ее наличии, то вынесение постановления без составления протокола ст.20.21 КОАП РФ может быть признано незаконным в судебном порядке.
Правила вынесения постановления судом
Как было указано выше, если правонарушение предусматривает такое наказание, как лишение водительского удостоверения, административный арест, специальные общественные работы, то право рассмотрения таких дел принадлежит суду.
Порядок составления постановления судом в принципе ничем не отличается от правил установленных сотрудникам ГИБДД.
Но процесс обжалования этого распорядительного акта другой. Его можно подать апелляционную жалобу, кассационный суды, либо по вновь открывшимся обстоятельствам в районный суд.
Под вновь открывшимися обстоятельствами подразумеваются такие юридические факты, которые существовали в момент рассмотрения дела и вынесения постановления, но не были известны суду и нарушителю по независящим от них обстоятельствам. Например, указанный свидетель указал не свои анкетные данные, и это стало известно после рассмотрения дела.
Сроки рассмотрения
Нормами КОАП также четко установлены сроки вынесения постановления об административном правонарушении ГИБДД и судом. Они существенно отличаются друг от друга, и если временные рамки не выдерживаются судья или сотрудник ГИБДД должны прекратить административное дело (закрыть его), признав водителя не виновным в совершении нарушения ПДД, без наложения административных санкций.
Для судебных инстанций нормами КОАП установлен срок в три месяца. Он начинает исчисляться с момента составления протокола (его даты), и оканчивается в 00.00 часов на следующий день. То есть если документ был составлен 3 марта 2018 года, то 00.00 часов 4 июня 2018 года.
Срок составления административного постановления сотрудниками ГИБДД составляет два календарных месяца с момента заполнения протокола (фиксации нарушения ПДД) сотрудником инспекции.
Алгоритм расчета его окончания аналогичен, как и для судебных инстанций (пример приведен выше).
Нужно запомнить, что нормами действующего законодательства прямо запрещается составление протокола после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности. Поэтому в случае выявления такого нарушения, орган правомочный привлечь водителя к ответственности должен вынести постановление о закрытии административного дела и признании водителя невиновным.
Составление постановления
На сегодняшнее время в ГИБДД и судах утверждена единая форма составления постановления, а информация, что должна в нем содержаться прописана в статье 29.10 КОАП.
На основании норм статьи 29.10 КОАП в этом документе должна содержаться следующая информация:
- название должности лица его составившего (например, инспектор ГИБДД, судья такого-то районного суда), анкетные данные;
- дата и населенный пункт, где оно вынесено;
- полные анкетные данные гражданина, в отношении которого оно составлено;
- какие фактические обстоятельства были выяснены при изучении собранных материалов административного производства;
- ссылка на действующую статью КОАП, которая регламентирует правонарушение, совершенное автолюбителем;
- ссылка на статьи КОАП, которые регулируют порядок составления постановления;
- мотивированное решение по результатам рассмотрения (например, штраф в такой-то сумме);
- порядок и сроки что даются на обжалование (например, решение может быть обжаловано в течении 10 дней в такой-то орган).
Кроме этого, правила составления постановления и нормы КОАП обязывают должностное лицо, принимающее решение, учитывать следующие юридические факты, которые должны быть отображены:
- факты возможности прекращения административного дела, без привлечения лица к ответственности;
- смягчающие обстоятельства;
- отягчающие обстоятельства.
Рассмотрим, как обжаловать постановление инспектора ГИБДД
Прекращение административного дела
- Если установлено отсутствие события правонарушения, то есть нет нормы закона, за нарушение которой на человека можно наложить административное взыскание.
- Отсутствует сам состав правонарушения.
Не установлен виновный умысел, и другие юридические обстоятельства (например, лицо не достигло возраста, с которого его можно привлекать к ответственности).
- Если действия человека несли в себе признаки нарушения, но они были направлены на защиту себя, членов своей семьи, или общественных интересов.
При этом гражданин не мог поступить по-другому. Например, водитель увидел перебегающего пешехода в неустановленном месте, и чтобы предотвратить на него наезд, начал маневрировать и нарушил ПДД.
- Если на момент рассмотрения дела был принят закон об амнистии, освобождающий от ответственности за совершение данного правонарушения.
- В случае если на момент рассмотрения правонарушения человек, его совершивший скоропостижно скончался.
- Если нормы закона, регулирующие наказание за конкретное нарушение ПДД были отменены.
- Когда проходят сроки давности привлечения к ответственности. Как было указано выше, по решениям ГИБДД два месяца со дня составления протокола или видеофиксации, по судебному рассмотрению 3 месяца.
- Если в отношении нарушителя уже открыто административное дело по этому нарушению, и оно уже рассматривается в порядке КОАП.
Нужно запомнить, что нормы КОАП также содержат информацию о том, что основанием для прекращения могут быть и иные обстоятельства. Но в связи с тем, что их трактовка не дана, на практике эти нормы не применяется.
Смягчающие обстоятельства
Нормы КОАП прописывают, что при определении наказания, должностные лица обязаны учитывать смягчающие обстоятельства, к которым относят следующие юридические факты:
- полное признание своей вины и раскаяние человека, что совершил правонарушение;
- добровольное сообщение о совершенном нарушении в правоохранительные органы (водитель сам сообщил о нарушении ПДД инспектору);
- если автолюбитель будет всячески оказывать содействие должностным лицам по скорому рассмотрению дела в отношении него;
- добровольное возмещение нарушителем материального и морального вреда, устранение им самостоятельно других вредных последствий совершенного нарушения (например, восстановление дорожной ограды, которая была повреждена в результате ДТП виновником);
- если правонарушение совершено несовершеннолетним, женщиной, которая беременна;
- если нарушение произошло в состоянии сильного душевного волнения (данный факт может установить только психологическая экспертиза).
Отягчающие обстоятельства
Теперь рассмотрим, какие обстоятельства относятся к отягчающим, и если они будут установлены, правонарушителя может ожидать максимальный штраф или иная санкция.
- Продолжение нарушения ПДД (например, не остановка автомобиля по требования сотрудника ГИБДД, выявившего нарушение).
- Если происходит повторное нарушение ПДД водителем.
- Если водитель находится в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.
- Если в нарушение вовлекается несовершеннолетний (например, передача управления машиной такому человеку).
- Когда нарушение ПДД происходит во время введения режима чрезвычайного происшествия (бедствие, техногенная катастрофа, наводнение и другие неблагоприятные факторы).
Нужно запомнить, что перечень отягчающих и смягчающих обстоятельств четко оговорен в нормах КОАП, и при вынесении постановления, должностное лицо обязано их указывать. Если такого не будет сделано, постановление о привлечении к ответственности можно отменить.
Порядок составления постановлений о наложении штрафов и других взысканий за нарушение ПДД четко регламентирован нормами КОАП. Если он нарушен, то водитель имеет все правовые основания на их обжалование.
:
:
:
:
Сроки вынесения постановления об административном правонарушении: ситуации из жизни
Нарушение ПДД
Большая часть людей, конечно, слышали о таком понятии, как срок давности.
Оно распространяется и на постановления по административным правонарушениям.
Смысл его заключается в возможности привлечения к ответственности.
Согласно законодательству этот срок составляет два месяца.
То есть, если человек, к примеру, нарушил правила дорожного движения (ПДД), к ответственности его можно привлечь только в течение двух месяцев, с момента совершения преступления. Текущая статья разъяснит все важные моменты, касающиеся сроков вынесения постановления об административном правонарушении.
Сроки предъявления протокола
Первое, что делают уполномоченные лица при выявлении нарушений: выписывают протокол, с которым нарушитель закона должен ознакомиться. Оформляется он в двух экземплярах.
Один из которых вручается нарушителю порядка, второй остается у уполномоченного лица. Обычно протокол заполняется сразу на месте совершения нарушения.
Если нужно выяснить данные о нарушителе этот документ может быть предъявлен в течение 2 дней, с момента совершения неправомерного деяния. Иногда при допущенных нарушениях следует провести расследование.
А на него может уйти несколько дней, в некоторых случаях даже недель. Когда проводится расследование по поводу административного нарушения, сроки составления протокола определяются ст. 28. 5 КоАП РФ.Максимальное время оформления документа, даже учитывая факт расследования, не может быть больше 1 месяца. В некоторых случаях, по личному заявлению должностного лица и этот срок продлевается:
Письменным разрешением уполномоченных лиц инстанции, в производстве которой находится дело. Тогда, время предъявления протокола может быть увеличено только на 1 месяц.
Документальным разрешением руководителя вышестоящей инстанции. Если нарушение повлекло за собой причинение вреда здоровью человека, он может быть продлён максимум на полгода. Такие сроки связаны с возможными судебными разбирательствами.
Когда расследование завершается, оформляется соответствующий протокол либо выносится постановление о прекращении дела, связанного с нарушением.
Если нарушитель с ним не согласен, как следствие, стоит ожидать судебного разбирательства.
Дальше документ высылается судье, либо иному органу, уполномоченному рассматривать такие дела в течение трёх дней. Обычно разбирательства назначаются по месту прописки виновного лица.
Что такое постановление о нарушении ПДД и кто его составляет
Составление протокола
На вынесение постановления по протоколу отводится определенное законом время.
То есть, срок, в течение которого человека можно привлечь к ответственности с помощью уполномоченных организаций.
Сроки вынесения постановления об административном правонарушении ПДД установлены двумя месяцами.
Допустим, человек нарушил ПДД. Инспектор в тот же момент его останавливает и выписывает штраф, который требуется оплатить в течение 60 суток.
Не все автолюбители спешат оплатить штраф сразу. Зачастую дело доходит и до суда, тогда на основании постановления приставы взыскивают долг с нарушителей.После вынесения постановления, человеку дается 10 дней на его обжалование. Только после его истечения документ вступает в силу и отправляется на исполнение в службу приставов.
Законодательством установлен срок вынесения постановления на основании протокола. Он составляет два месяца. Когда дело доходит до судебных разбирательств и его выносит судья, допускается срок в три месяца.
Человек, которого обвиняют в правонарушении вправе сам выбрать судебную инстанцию, для рассмотрения дела. Если приходится подавать ходатайство о переносе дела в другой суд, срок давности приостанавливается.
Вынесение постановления не является окончательным этапом взыскания долга или привлечения к иной ответственности. Для этого документ должен быть передан приставам исполнителям, которые до определенного времени обязаны пустить его в действие.
Если постановление вынесено судом, но не введено в производство в течение двух лет, его можно считать автоматически аннулированным.
Можно ли обжаловать постановление
Обжалование постановления
В наше время достаточно часто можно столкнуться с несправедливыми решениями органов власти.
Как следствие приходится выплачивать штрафы либо быть привлеченным к другому виду ответственности.
Иногда с доводами специалистов вышестоящих учреждений сложно согласиться, и приходится расплачиваться за несовершенные ошибки.
Когда в деле участвует Федеральная антимонопольная служба (ФАС), штрафные санкции могут доходить от тысяч до сотен миллионов рублей. Крупные штрафы накладываются на юридические лица. Их сумма зависит от стоимости собственных активов.
Когда ответчику приходит постановление, он вынужден оплатить штраф. Не всем людям известно, что существует возможность обжаловать такой документ. Законодательством предусмотрено время для на эту процедуру. Оно составляет десять дней.Только, если человек пришел к решению обжаловать постановление, к заседанию требуется очень тщательно подготовиться. Для этого нужно заручиться документальными подтверждениями правоты, да и помощь юриста здесь не помешает.
Сроки вынесения постановления об административном правонарушении ФАС не отличаются от обычных временных рамок. Как и любой другой документ его можно обжаловать. Тем самым, доказав невиновность.
Допускается подача жалобы на постановление. Предъявить её нужно в течение десяти дней, согласно статье 30. 3 КоАП.
Срок отсчитывается со дня вынесения решения. Подобная жалоба подаётся в судебную или иную уполномоченную организацию, которой утверждалось постановление.
Когда процедура обжалования происходит в суде, срок действия постановления приостанавливается до времени вступления его в силу. Поэтому следует тщательно подготовиться к защите своих интересов, и лучше заручиться поддержкой юридически грамотного человека.
Время рассмотрения жалобы на вынесенное постановление зависит от того в какую инстанцию она подается. При обращении в суд он может достигнуть даже два месяца.
Важные моменты и ситуации из жизни
Разберем часто встречающиеся случаи, происходящие на практике:
- Предположим, извещение о назначенном заседании суда пришло с опозданием. Тогда постановление можно отменить, судом будет назначено другое заседание. В качестве подтверждения придется принести судье документальные доказательства своей невиновности. К примеру, на почте можно взять документ с отметкой фактической даты получения извещения.
- Если извещение вообще не было получено, практически невозможно доказать этот факт. Но постановление тогда можно обжаловать через вышестоящий суд.
- Допустим, извещение выдал инспектор ГИБДД. По указанным данным на участке дела не оказалось, а спустя некоторое время приходит уже утверждённое постановление. Тогда, дело тоже подлежит пересмотру. Даже если прошло уже два месяца, обжалование можно провести в вышестоящей судебной инстанции.
Важно! Инспектор ГИБДД наделён полномочиями вручать извещение. При этом они не застрахованы от ошибок. Многие из них выдают этот документ по неподсудному участку.
Место рассмотрения дела по административным нарушениям выбирает ответчик. Оно может быть:
- в населенном пункте, где произошло нарушение
- по месту постоянной регистрации
- в городе регистрации имущества
Если человек выбрал судебную инстанцию на свое усмотрение, отказа ему поступить не может.
Важной особенностью относительно срока давности является следующий факт. Инспектор обычно выдает извещение по участку постоянной регистрации нарушителя.
Если ответчик пишет ходатайство по переносу дела в другую судебную инстанцию, установленный законом двухмесячный срок приостанавливается и продолжается отсчет времени только после его поступления по месту назначения.
Когда человек не согласен с местом рассмотрения дела и подает ходатайство по месту регистрации транспорта, этот срок не прерывается. Даже если он совпадает с местом постоянной прописки.В данном случае, не имеет значения, сколько времени уйдет на пересылку документации. Если они не успеют дойти до места назначения в течение двух месяцев, дело просто закроют.
Из выше обозначенной практики становится понятно, что знание закона поможет выстроить правильную защиту прав.
На видео автоюрист разъясняет, как обжаловать постановление об административном правонарушении:
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
О сроках рассмотрения, вынесения постановления об административном нарушении
Все совершённые административные правонарушения подлежат рассмотрению в соответствии с нормами КоАП РФ. По сравнению с общим судопроизводством отличаются большей оперативностью и особыми сроками. Это объясняется более лёгким установлением самого факта правонарушения.
Процесс рассмотрения
Чтобы возбудить административное дело, необходимо должностное лицо, наделённое правом составлять соответствующий протокол. Если инициативу о возбуждении проявил прокурор, то он выносит для этого соответствующее постановление.
Рассмотрение административных правонарушений
Расследование производится тем должностным лицом, которое составляло протокол, или другим чиновником, которого уполномочил руководитель этой организации. В определённых законом случаях такие дела могут рассматриваться и судом.
После подготовительного этапа и сбора всех необходимых документов, происходящего в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ, решается вопрос о виновности лица и в соответствии со ст. 29 КоАП РФ определяется мера его наказания. Слушание и вынесение решения происходят в соответствии с нормами ст. 29.7 и 29.9 КоАП РФ.
Обратите внимание! На процессе обязательно должен присутствовать сам виновник. Без него могут провести рассмотрение только после того, как он был извещён надлежащим образом, но не попросил о переносе места и времени. Если решением суда может стать арест или выдворение за пределы РФ, то присутствие обвиняемого в этом случае обязательно.
Обвиняемый человек получает по закону комплекс процессуальных прав, которые позволяют ему:
- в любой момент знакомиться с материалами дела;
- давать объяснения;
- предъявлять письменные или устные доказательства;
- заявлять письменные или устные ходатайства;
- заявлять отводы;
- иметь в процессе своего юриста или адвоката.
По существу процесс проходит в установленном порядке:
- сначала оглашается составленный административный протокол и иные относящиеся к делу документы;
- затем заслушивают объяснения виновного лица или его представителя;
- выступают другие участники процесса, свидетели, специалисты, эксперт и прокурор;
- происходит исследование любых других доказательств;
- составляется протокол.
Основной задачей рассматривающего дело органа является правильная оценка деяния на основании имеющихся доказательств и квалификация содеянного с учётом характера проступка и степени вины лица, в отношении которого был возбуждён процесс.
На заметку. После установления фактических обстоятельств, важно дать им правильную и объективную оценку, а затем применить к виновной стороне справедливое и законное наказание. Результатом процесса будет вынесение постановления или о прекращении производства по начатому делу или о назначении наказания в соответствии с нормами КоАП РФ.
Постановление приобретает статус административного акта, который после вступления в силу обязателен для исполнения не только для виновного, но и для других физических, юридических или должностных лиц. Постановление оформляется должным образом и подписывается лицом, рассматривающим дело.
Решение объявляется сразу после окончания рассмотрения, затем копия постановления вручается заинтересованным лицам под роспись. Если они не присутствовали при оглашении, документ в трёхдневный срок после вынесения высылается по почте. В случаях, предусмотренных законом, копия постановления может быть выслана в соответствующие организации.
Место и сроки рассмотрения
Место рассмотрения дела об административном правонарушении
Статья 29.5 КоАП РФ предусматривает рассмотрение дела в первую очередь по месту его совершения.
Если сначала проводилось расследование, то дело рассматривается по месту нахождения того органа, который его производил.
Если виновное лицо ходатайствует о рассмотрении по месту жительства, то административный орган может пойти ему навстречу.
Если рассматриваются нарушения, связанные со статьями 5.35, 6.10 и 20.22 КоАП РФ, то происходит это по месту проживания обвиняемого. Это же правило относится к делам в отношении несовершеннолетних.
На заметку. Если дело связано с лишением прав на управление автомобилем за вождение в состоянии алкогольного опьянения, когда были грубо нарушены ПДД и ГИБДД вынесло соответствующее постановление, то его рассматривают по тому месту, где транспортное средство стоит на учёте.
Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении зависят от того, какой орган этим занимается и по какой статье было возбуждено дело. Общая продолжительность по делам, наказанием за которые является штраф, не может превышать 15 суток после получения документов.
Если рассматривается дело о выдворении из РФ, то для вынесения решения даётся 48 часов после задержания. Это же относится и к административному аресту физического лица.
Если наказание планируется назначить по статьям 5.1–5.25, 5.45–5.52 и 5.56 КоАП РФ, то рассмотрение сокращается до пяти дней без продления сроков.
Такой же срок предусмотрен и для нарушений, связанных с наказанием в виде приостановления деятельности или временного запрета на деятельность.
Обратите внимание! Если участники процесса ходатайствовали о продлении срока или если нужно дополнительное время для выяснения обстоятельств совершенного правонарушения, то на основании мотивированного определения соответствующего органа рассмотрение может быть продлёно не более чем на месяц.
При передаче дела судом исследование доказательств может затянуться до двух месяцев со дня получения документов или ходатайства о совершении нарушения, что указано в статье 29.6 КоАП РФ.Возможность продления сроков вынесения постановления об административном правонарушении зависит от ходатайств участников и наличия веских причин. Это происходит не так часто. По своей инициативе судья может продлить конечные сроки рассмотрения, но не более чем на месяц. Для этого он должен вынести определение, соответствующее нормам закона.
Последствия нарушения сроков
Возбуждение дела об административном правонарушении
При несоблюдении сроков рассмотрения административного дела нарушаются не только нормы закона, но и право физического лица на защиту от посягательств других физических, а также юридических или должностных лиц на его права и интересы. Поэтому суд или иной рассматривающий такие дела орган обязан предпринимать все меры к устранению затягивания сроков.
При нарушении общих сроков проведения процесса действия должностного лица или судьи можно обжаловать в вышестоящей инстанции, подкрепляя свои доводы не только нормами законодательства, но и конкретными примерами.
Обратите внимание! Нередко загруженность судов приводит к увеличению ожидания времени для удовлетворения административных жалоб. Поэтому выбирать, каким образом поступить в этой ситуации, нужно каждой из сторон процесса, так как быстрота не всегда может привести к взвешенному и правильному решению.
Сроки давности
Рассмотрение дела об административном правонарушении
Если, к примеру, по уголовным делам предусмотрены достаточно длительные сроки привлечения к ответственности, то в административном праве они максимально короткие.
По основным делам постановление соответствующим органом или судом выносится не позднее двухмесячного срока после совершения проступка.
В случае нарушения налогового или антимонопольного законодательства, законов, связанных с таможенным или валютным регулированием, закона о рекламной деятельности или о защите прав потребителей, а также в некоторых других областях привлечь к ответственности могут не позднее года после обнаружения правонарушения.
Таким образом, для основных видов административных дел предусмотрен общий срок проведения процесса и вынесения постановления, равный 15 дням. Максимум, на что может рассчитывать одна из заинтересованных сторон, — это 2 месяца с момента поступления документов для рассмотрения. Нарушение сроков можно обжаловать в вышестоящий орган.
Сроки рассмотрения административного протокола и нюансы его составления — Адвокат Закон
Составление протокола об административном правонарушении – главное действие, которое возлагается на должностное лицо, выявившее соответствующий факт. Законом перечислен ряд обязательных требований к документу.
Нормативное регулирование
Составление протокола об административном нарушении регулируется КоАП. Кроме него, в стране действует еще ряд актов, затрагивающих административное производство.
И лишь КоАП описывает процедуры привлечения к ответственности, в частности и составление протокола. Все иные законы, принимаемы на федеральном или региональном уровне, не могут противоречить кодексу.
В частности, положения о сроках составления протокола об административном правонарушении.
Протокол — не единственный документ в деле, но занимает он в нем центральное место. Именно его наличие служит для судьи или органа, рассматривающего дело, ориентиром в том, как поступить.
Определение того, чем является протокол, законом не дано. Основная статья, посвященная ему, – 28.2 КоАП.
Форма протокола утверждается органами, имеющими отношение к административной практике. Сказать, что разработанные бланки ведомств серьезно отличаются между собой, нельзя.
Значение имеет и Постановление Пленума от 2005 года № 5, его разъяснения изданы для помощи судам и гражданам, отстаивающим свои права.
На подход к делам сказывается судебная практика, сложившаяся в конкретном регионе.
Что такое протокол
Составление протокола об административном правонарушении — написание документа уполномоченным должностным лицом. Он описывает правонарушение, допущенное по мнению должностного лица гражданином.
Как он формируется? Ответственное лицо (полицейский или чиновник) обязаны описать все согласно пунктам закона, иначе в суде протокол признают непригодным, и дело прекратится.
Если гражданин проявляет смекалку и знания, а также не отказывается от жалоб в прокуратуру или иные вышестоящие органы, в зависимости от того, в какой сфере рассматривается дело, то материалы имеют шанс вообще не дойти до суда или органа, выносящего решение по протоколу.
Сведения, вписываемые в протокол
В бланках протоколов строки для заполнения подписаны, и сотрудник знает, как их заполнять. Порядок составления протокола об административном правонарушении, предусматривает следующие пункты:
- дата и место составления;
- должность (звание), фамилия и инициалы сотрудника или чиновника;
- паспортные данные привлекаемого человека (фамилия, имя, отчество);
- регистрационные данные о предприятии или организации, которые привлекаются;
- фамилии, имена, отчества свидетелей, их место жительства;
- место и событие совершения нарушения, в чем именно оно заключается;
- статья закона, служащая основанием для привлечения к ответственности;
- объяснения привлеченного лица;
- опись материалов дела;
- отметка о разъяснении прав;
- отметка о выдаче копии протокола;
- подпись должностных лиц, составивших протокол;
- подпись привлекаемого лица, объяснения о причинах отказа.
Кто отвечает за составление материалов
В КоАП описывается, какие органы и лица имеют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Как, например, действуют, если правонарушение зафиксировано полицейским, а протокол по закону составляется трудовым инспектором или сотрудником иной профильной организации, смотря какое нарушение выявлено? Лицо, считающее, что им обнаружено нарушение, составляет рапорт или иным образом направляет сообщение в компетентную организацию. Там уже и принимается решение о составлении протокола об административном правонарушении.
Производством по делам занимается уполномоченное лицо. Его назначают по приказу вышестоящего чиновника или начальника.
На некоторых должностных лиц имеется непосредственная ссылка в законе, в частности, на старших инспекторов ГИБДД и начальников отделов органов власти.Так, в отделах полиции формируются подразделения, ответственные за административную практику, в основном они работают с нарушениями ПДД.
Если же документы составлены лицом, не назначенным на соответствующую должность, они считаются незаконными.
Так что, если материалами начал заниматься один человек, а продолжил другой, хотя в документах имеется ссылка только на одного из них, это тоже считается нарушением. Поэтому на предложение составить новый документ лучше не соглашаться.
Место составления и рассмотрения
Автовладельцы сталкиваются с тем, что живут в одном регионе, а протокол на них составляют в другом. Остальные граждане сталкиваются с подобными вещами, но не так часто.
Не имея возможности задержаться в регионе пребывания, человек вправе просить направить дело в орган рассмотрения по месту его жительства. Судьи и чиновники почти никогда не отказывают в просьбе.
За время, пока материалы передадут, гражданин сумеет подготовиться, в частности, найти юриста, который проконсультирует или представит его в суде.
Нельзя забывать, что положения закона о месте составления протокола об административном правонарушении дают лишь выигрыш во времени. Ведь на время передачи материала течение сроков привлечения к ответственности приостанавливается.
Некоторые нюансы
Под событием подразумевается перечень действий, которые произвел нарушитель. Если нет достаточного описания, состав правонарушения не является доказанным. Копия протокола дополнительно удостоверяется должностным лицом, его подписью, в противном случае она считается недействительной.
Привлекаемое лицо вправе не давать объяснения в отношении себя и близких лиц, кроме того, изложить свои замечания на отдельном листе бумаги. Об отдельных записях обязательно сделать отметку в протоколе.
И полностью описать все нарушения, какие, по его мнению, имели место. Затем подставить свою подпись и дату.
Свободное от записей место юристы советуют зачеркивать буквой Z, чтобы недобросовестные должностные лица не вписали свой текст.
Обращение с жалобой
В обязанности прокуратуры входит обеспечивать надзор за деятельностью органов власти, в частности полиции и других контрольных органов. Жалобу в прокуратуру на нарушения КоАП при составлении протокола об административном правонарушени надо подавать как можно скорее, до того как протокол с материалами передадут в комиссию или суд. Данное учреждение вынуждено будет отреагировать.
Если же ответа от него не будет, то после получения повестки в суд или на заседание комиссии направить все свои возражения надо еще и им, сообщив одновременно о жалобе в прокуратуру, на которую не было ответа.
Подача жалобы начальнику полиции или другому чиновнику, который может повлиять на дело, делается исключительно в письменной форме. Устные заявления, которые нигде не зафиксированы, никакого результата не принесут.
Как производится процедура
Порядок составления протокола об административном правонарушении обязывают уполномоченных лиц действовать немедленно. Его написание законом отмечено как один из моментов начала производства по делу.
В качестве поводов кодекс указывает заявления граждан и организаций, выявление нарушений другими органами, должностными лицами, сообщения, полученные, в частности, из СМИ. Не так давно в список добавилась съемка с камер, расположенных вдоль дорог.
В большинстве случаев документы составляются на месте происшествия, в противном случае протокол должен отсылаться виновному лицу по почте.
Ограничены ли должностные лица во времени
Что говорит закон о сроках составления протокола об административном правонарушении? Дается 3 варианта:
- немедленно;
- не позже 2 дней;
- после завершения административного расследования.
Первый вариант характерен для автомобилистов, других категорий граждан, действия которых не нуждаются в длительном процессе документирования. Например, нет нужды проводить экспертизу, оценку имущества, иные действия.
Составление могут отложить на два дня для выяснения каких-то подробностей или сведений, имеющих значение.
Расследование проводится, если об этом говорится в законе. Его проводит должностное лицо, готовящее документы для комиссии или суда.
Мероприятия проводятся в двухмесячный отрезок времени с момента выявления или совершения, включая разбирательство на комиссии. На дела, где решение принимает суд, дается 3 месяца.Выход за рамки срока давности делает составление материалов бессмысленным, и дело прекращается автоматически. На практике прекращение оформляется уже в комиссиях или судах.
Ошибки при составлении
Указанный перечень пунктов в ст. 28.2 КоАП является обязательным, неточности или нарушения в отношении их приводит к признанию протокола недопустимым доказательством.
Например, документ составлен без присутствия виновного лица и нет достоверных сведений о разъяснении ему прав и обязанностей. Подобные вещи считаются существенным нарушением прав гражданина.
При составлении должностными лицами протокола об административном правонарушении исправления удостоверяются их же подписями.
Как писалось выше, гражданин вправе сделать замечания, изложив их отдельно.
Все ошибки, не считающиеся существенными, не препятствуют дальнейшему ходу дела.
Например, орфографические ошибки, за исключением написания фамилии и имени человека. Аналогично судебная практика оценивает и использование инициалов граждан, а не их полного имени и отчества.
Всегда ли составляется протокол
Составление протокола по делу об административном правонарушении обязательно за исключением ситуаций, если:
- нарушение не несет большой опасности;
- выносится предупреждение или штраф, и гражданин с ним согласен;
- по делу выносится сразу же постановление.
Если привлекаемое лицо не соглашается с претензиями, составляется протокол и формируется дело в общем порядке.
Заключение
Протокол — главный документ в деле, не считая исключений, прямо обозначенных в законе, и то, как он составлен, влияет на исход дела.
Активное участие гражданина — отказ его соглашаться с незаконными действиями, использование законных прав, заставит чиновников или полицейских отступиться или увеличит шансы на победу в суде.
Полагаться лишь на их добрую волю или советы, в частности, сотрудников ГИБДД, не стоит.
Победы в ряде дел удается добиться лишь в Верховном Суде страны, пройдя все инстанции.
Источник:
Статья 28.5 КоАП РФ. Сроки составления протокола об административном правонарушении :
Довольно часто стало встречаться такое понятие как административное правонарушение. Его, как правило, можно выявить в ходе проверки, осуществляемой органами государственного контроля. По ее результатам составляется протокол. Рассмотрим более подробно, что собой представляет административное нарушение и каковы сроки составления протокола об административном правонарушении.
Причины возбуждения дела
Кодекс об административных правонарушениях РФ относит к числу причин следующие факты:
- Обнаружение лицами, имеющие полномочия составлять акты о такого рода нарушениях, необходимых данных, указывающих на наличие нарушения.
- Поступление от правоохранительных органов, госорганов, общественных организаций материалов, которые доказывают факт нарушения.
- Сообщение или заявление лиц, сообщение в СМИ, которые содержат данные, указывающие на факт нарушения.
- Регистрация нарушения в месте дорожного движения или в области устройства территорий, которые предусматривает законодательство, совершенная некоторым лицом при помощи транспортного средства или строения, оснащенных средствами, которые могут фотографировать и вести видеосъемку.
- Подтверждение данных, указанных в заявлении лица, владеющего транспортным средством или объектом недвижимости, о которых говорилось выше, о том, что транспорт или объект собственности находились в момент фиксации у другого лица.
Дело считается открытым
Кодекс об административных правонарушениях РФ считает дело открытым, если произошли следующие события:
- Написан документ осмотра места, где произошедшло нарушение.
- Составлен первый акт об использовании мер по делу о правонарушении.
- Составлен акт о нарушении или прокуратурой вынесено постановление об открытии дела по данному факту.
- Вынесено определение об открытии дела о нарушении при необходимости проведения расследования, согласно условий законодательства.
- Вынесено постановление по факту рассматриваемого дела о назначении наказания без написания протокола.
Если в открытии дела о правонарушении при предоставлении всех необходимых материалов было отказано, то должностное лицо, которое рассматривает все предоставленные факты и материалы, должно вынести мотивированное определение об отказе в открытии дела.
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!