Субъекты авторского права соавторство и его виды авторские права наследников
Особенности и характеристики субъекта авторского права
Первоначальным владельцем прав на ту или иную интеллектуальную собственность является сам его автор, но в зависимости от обстоятельств бывают и другие его субъекты, отличные друг от друга по ряду особенностей и ограничений в своём праве.
В широком понимании субъектами авторского права могут быть названы все участники правоотношений, связанных с созданием произведений.
Способность выступать субъектами авторского права возникает у физ.лиц с рождения.
Общая характеристика
Авторское право – это разновидность права собственности, которое автоматически есть у автора после создания интеллектуальной собственности. Публикация для вступления прав в силу не нужна, достаточно придать объекту авторского права любую соответствующую контексту произведения форму. Субъектами авторского права могут быть как физические лица, так и юридические.
Право может передаваться законными путями от одного лица к другому (акт купли-продажи или передача по наследству) и передаваться повторно. Владелец прав может полностью распоряжаться ими по своему усмотрению.
Способы передачи прав от одного лица другому:
- продажа;
- передача по наследству (происходит автоматически, если в завещании прежнего владельца не указано условие, противоречащее этому).
После передачи авторского права его бывший субъект больше не сможет каким-то образом влиять на события, происходящие с этой интеллектуальной собственностью (например, запретить публикацию, потребовать денежную выплату, если она не была прописана в договоре). Сама передача может быть как полной, так и частичной – по этому признаку обычно классифицируют субъектов авторского права.
О том, как получить авторские права:
- на книгу;
- на стихи;
- на фотографию;
- на песню и музыку;
- в интернете;
читайте в статьях по ссылкам.
Кто им может быть?
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
Считаться субъектом может как человек, так и фирма, организация. С произведениями (музыка, книги) часто происходит так, что владельцем прав на продукт является издатель, а автор получает процент или уже получил свою единоразовую выплату при продаже.
Автор не обязан продавать права, чтобы издаваться, но многие из них соглашаются на подобное ради компромисса с издателем или просто потому, что находят сделку выгодной. Так, кто относится с субъектам авторского права?
Создатель произведения
Это первоначальный субъект авторского права. Как только интеллектуальная собственность обретает форму – музыка записывается на диск или в виде нот, книга или научный труд обзаводятся рукописью, авторское право вступает в силу.
Теперь оно закреплено за первоначальным автором в теории, но на практике при возникающих разногласиях и подозрениях других лиц в плагиате, автор должен будет предоставить доказательства, из которых будет ясен настоящий временной период создания.
Автор вправе полностью распоряжаться своим произведением, пока не продаст авторские права. Их можно заверить нотариально – для этого нужно обратиться к ближайшему нотариусу, который законодательно закрепит факт наличия авторского права на конкретное произведение в течение нескольких рабочих дней.
Лица-владельцы по договору
Первоначальным владельцем прав на ту или иную интеллектуальную собственность является сам его автор, но в зависимости от обстоятельств бывают и другие его субъекты, отличные друг от друга по ряду особенностей и ограничений в своём праве. Автор может заключить исключительный договор по передаче прав на интеллектуальную собственность с любыми условиями.
Таким образом субъектами становятся физические лица, ранее не имеющие никакого отношения к объекту права, а также юридические лица. Последнее случается чаще – авторы нередко продают права компаниям, чтобы прославиться или выйти на рынок в своей области. Лица-владельцы исключительных прав могут распоряжаться их объектом полностью – если это не противоречит действующему законодательству.
Работодатели
В том случае, когда интеллектуальная собственность является результатом официальной работы по найму, владельцем авторских прав считается работодатель, а не сотрудник. Это касается любого объекта авторских прав, который осознанно создаётся автором в пользу работодателя во время трудовых часов или в любое произвольное время, если график свободный.
Сотрудники-авторы не обладают авторскими правами на продукты своего труда, так как это прописано в трудовом договоре – работник отказывается от всех прав на результаты своего труда, получая заработную плату. Автор имеет право объявить себя таковым, но юридической или финансовой силы такое заявление иметь не будет, принося только репутационную прибыль в некоторых редких случаях.
Организации и корпорации
Под началом особо крупного производителя или компании с любым другим массовым видом деятельности трудятся сотни и тысячи авторов.
Весь контент, так или иначе создаваемый ими, принадлежит не конкретному руководителю, а корпорации, которая очень часто управляется группой людей и является коллективной собственностью (акционерская система). Это называется корпоративным правом.
Работая на такую организацию и получая за свой труд оплату, автор автоматически отказывается от дальнейшего получения от него какой-либо отдельной прибыли. Автор не может запретить использовать объект авторского права так, как считает неподобающим, а также не может заниматься реализацией такой интеллектуальной собственности самостоятельно.
Если в регламенте организации прописаны условия неразглашения на тот или иной объект авторского права, автор обязан соблюдать их. За разглашение, намеренную помощь другим организациям по вопросу этой конкретной интеллектуальной собственности сотрудник может понести ответственность.
Наследники
Когда автор произведения умирает, владея при этом действующими авторскими правами, они классифицируются как наследство и передаются наследникам так же, как и другое имущество.
Автор может указать в нотариально заверенном завещании судьбу своей интеллектуальной собственности, если захочет.
Передавать в наследство авторские права можно не только физическим, но и юридическим лицам.
Наследники получают бессрочное авторское право во владение и могут распоряжаться им так же свободно, как и сам автор – продать, использовать для получения прибыли, видоизменять и модернизировать интеллектуальную собственность. Право передавать её в наследство также вступает в силу.
Если интеллектуальная собственность уже была продана на момент жизни автора-владельца, наследники уже не имеют на неё никаких прав.
Единственная возможность – оспорить сам факт передачи прав, ссылаясь на недееспособность покойного, если передача произошла незадолго до смерти по причине преклонного возраста или болезни, подразумевающей нарушения психики.
Составители сборников
Сборники создаются из многих видов интеллектуальной собственности – музыкальные композиции, литературные произведения, кинофильмы. Включение произведения в сборник, предназначенный для получения выгоды законным путём возможно только с согласия субъекта авторского права, владеющего интеллектуальной собственностью на данный момент.
Практически всегда данное соглашение подразумевает прибыль для владельца произведения. Обойти его согласие – прямое нарушение авторского права. Исключение составляют сборники, чей составитель не рассчитывает на получение прибыли.
Произведения в таких сборниках должны находиться в открытом доступе, владелец ни одного из произведений не должен быть против свободного некоммерческого распространения его собственности.
Составитель сборника не становится совладельцем прав на интеллектуальную собственность с автором или субъектом авторского права.Он получает право на придуманный и реализованный им порядок составления, что не мешает другим лицам составлять свои сборники из тех же произведений, не повторяя порядок и другие индивидуальные особенности этой конкретной сборки – это уже считается плагиатом.
Создатель вторичного творения
Производное произведение создаётся на основе уже имеющегося оригинала.
Наиболее яркими примерами являются киноадаптации, переводы на другие, отличные от оригинала языки, адаптация произведения для какой-либо из социальных или национальных групп, театральные постановки на основе других произведений, а также множественные музыкальные аранжировки и перезаписи музыки в другом качестве.
Производное произведение может появиться только с согласия автора оригинала или других лиц, которые владеют исключительными авторскими правами.
Важно отметить, что такое произведение не становится частью оригинальной интеллектуальной собственности, а создаёт новый копирайт.
Оригинал и производное произведение – два разных объекта авторского права, даже если изменения минимальны.
Автор последнего имеет авторское право только на результат своей работы, не получая никаких прав на оригинал.
Писатель служебного произведения
Служебные произведения – интеллектуальная собственность работодателя, так как созданы в результате регламентированной трудовой деятельности. Если трудоустройство официальное, первоначальный (фактический) автор не имеет никаких прав на реализацию произведения в коммерческих целях и не может рассчитывать на прибыль.
Соавторство
Соавторством называется авторское право нескольких лиц на одно произведение.
Не имеет значение, состоит ли интеллектуальная собственность из нескольких частей или её нельзя разделить без потери содержания (литературное произведение, музыкальная композиция, изображение), соавторство действует одинаково.
Соавторство может быть безусловным, когда все субъекты авторского права наделены одинаковыми полномочиями, так и выделять некоторых среди других. Второй вариант легче всего просматривается на примере соавторства в научных работах, где выделен ведущий автор и тот, кто в силу меньшего опыта и возможностей вложил в общий результат меньший объём труда.
Однако вне зависимости от объёма, вложенного любым из соавторов, он остаётся в своём праве даже в спорных ситуациях. Разделение прибыли от авторства нередко становится причиной судебных разбирательств.
Авторское право разделено на множество разделов и подразделов по той причине, что может применяться в любой из сфер деятельности человека. Защитить автора – создателя или владельца, исключительно в интересах законодательства, так как это способствует здоровой конкуренции и развитию в соответствующей контексту области.
Соавторство в авторском праве
Соавторство в авторском праве подразумевает коллективную форму творческого процесса, когда в работе над произведением принимают более одного автора. Хотя возникновение прав на такое произведение происходит по общим правилам, т.е.
с момента создания, порядок пользования и распоряжения ими будет иметь существенные особенности.
В этом материале разберем, как распределяются личные и имущественные права между коллективом авторов, и какие меры защиты предоставляет закон соавторам.
Порядок возникновения прав
Коллективный творческий труд может быть связан с созданием любой формы произведений — в сфере литературы и искусства, фотографические изображения, дизайнерский проекты, звукозаписи и т.д.
При этом не имеет значения, какой объект стал итогом такого совместного труда, единое целое или состоящий из нескольких самостоятельных фрагментов.
Поэтому защита будет предоставлены авторам книги, объединенной единым содержанием, или литературного сборника, в который включены самостоятельные фрагменты.
Совместное творчество характерно и для смежных прав, которые носят вторичный (производный) характер.В этом случае группа исполнителей может записать фонограмму, приобрести исключительные права на записанный результат публичного воспроизведения.
Для объектов смежных прав в соавторы может входить и создатель первичного произведения – например, при записи фонограммы в авторы могут быть включены не только исполнители, но и создатель музыки/текста.
Исходя из особенностей коллективного творчества, выделим общие правила возникновения прав у участников этого процесса:
- режим правовой охраны возникает одновременно у всех граждан, принимавших участие в создании произведения;
- на коллективное произведение устанавливаются совместные (равные) права для каждого соавтора, если иное не предусмотрено соглашением между ними;
- еще до начала творческого процесса можно оформить соглашение, по которому имущественные права на готовое произведение возникнут только у одного лица – например, при участии в фотосессии моделей, осветителей и иных специалистов, фотограф может заранее устранить споры об авторстве, заключив соглашение;
- если произведение создано несколькими авторами по договору авторского заказа, имущественные права возникнут у заказчика – при этом режим личных прав сохранится у создателей в неизменном виде.
Поскольку регистрация авторских прав законом не предусмотрена, создателям произведения предстоит самостоятельно подтверждать этот факт.
Использовать можно разные варианты – депонирование через авторские общества, обнародование с использованием знаков правовой охраны и т.д.
При этом каждый из участников коллектива создателей может самостоятельно предпринимать меры по доказыванию своего авторства.
Наиболее сложным вопросом между творческим коллективом может являться разграничение прав на общее произведение. Это будет иметь особое значение при последующем пользовании и распоряжении объектом, когда возникнет вопрос о распределении вознаграждения и доходов. Такие ситуации могут разрешаться следующими способами:
- оформление соглашения до начала творческого процесса;
- заключение соглашения после завершения работы над произведением – стороны могут подробно указать, что из соавторов сможет представлять при передаче или продаже прав, каким образом будет распределяться доход от использования объекта, иные условия;
- при отсутствии соглашения, спор можно разрешить через суд – в этом случае распределение прав будет осуществляться на основании судебного акта.
Основной проблемой будет являться определение вклада каждого из соавторов в создание произведения.
Оценивать степени участия только из объема творческого материала бессмысленно, поскольку отдельные фрагменты могут нести совершенно разную смысловую и содержательную нагрузку (например, основной текст произведения имеет самостоятельное значение даже без рецензии, тогда как обратная ситуация невозможна). Если стороны не смогут договорить об определении вклада каждого из участников, их права будут считаться равными, либо будут распределены судом.
Режим использования и распоряжения при соавторстве
Общим правилом для использования коллективного произведения является совместный характер, т.е. каждый из авторов имеет равные права. Однако закон предусматривает и иные варианты пользования:
- соглашение между создателями может передавать право пользования одному лицу, определять режим использования каждым и участников;
- если результат творческого труда является единым целым, т.е. не может быть разделен на самостоятельные фрагменты, ни один из соавторов не может запретить иным участникам использовать произведение;
- если в коллективном произведении имеется самостоятельный фрагмент, он может использоваться создателем по собственному усмотрению – однако иной режим может предусматриваться соглашением между соавторами (например, если самостоятельный хореографический номер включен в сложную постановку, в соглашении может предусматриваться запрет на его отдельное воспроизведение).
Срок действия авторских прав на коллективный творческий объект сохраняется на протяжении всей жизни соавторов, а также на 70 лет с момента смерти последнего из создателей. Это правило распространяется только на имущественные права, тогда как комплекс личных (неимущественных) прав сохранится бессрочно.
Режим правовой охраны при соавторстве позволяет создателям:
- пользоваться произведением по совместному решению или на условиях, определенных соглашением – обнародовать творение или оставить его неопубликованным, издать за свой счет или через агентов, размещать в открытый доступ для неограниченного круга лиц;
- пользовать и защищать личные права — вносить изменения в наименование и содержание исходного произведения;
- продавать или передавать права – для этого могут заключаться договору уступки или лицензионные соглашения;
- осуществлять защиту свои права, в том числе независимо от остальных соавторов.
Каждый из участников коллективного творчества может рассчитывать на выплату авторского вознаграждения при продаже прав или заключении авторских договоров. Размер вознаграждения будет определяться по договоренности сторон, по соглашению или в судебном порядке.
Юридические последствия передачи прав наступают сразу после подписания договоров и соглашений, так как их регистрация не проводится. Стороны могут самостоятельно обратиться к нотариусу для удостоверения договоров, либо сделать это через авторское общество.
При отсутствии соглашения, каждый из создателей сможет самостоятельно пользоваться целым произведением или отдельным фрагментов. Однако такой режим пользования не должен нарушать интересы остальных создателей. Распоряжение правами допускается только при наличии общего согласия создателей, если иное не будет закреплено в соглашении.
Как происходит защита прав при соавторстве
Каждому из соавторов предоставлены равные права по защите личных и имущественных прав, даже если иные участники коллективного творчества не предпринимают аналогичных мер.
При этом возможные нарушения могут возникать не только по причине противоправных действий третьих лиц, но и недобросовестного поведения остальных соавторов.
Например, нарушение может возникать, если иные соавторы распорядились правами без разрешения одного из создателей.
Закон предоставляет каждому из соавторов следующие варианты защиты прав:
- предъявление письменных требований по каждому факту нарушения, либо при выявлении угрозы противоправных действий – в требовании можно указать на недопустимость использования произведения без согласия всех или нескольких создателей, возмещения убытков или выплаты вознаграждения в добровольном порядке;
- обращение в суд для подтверждения соавторства, для принудительного взыскания убытков или выплаты компенсации;
- подача заявлений в правоохранительные органы для привлечения нарушителей к уголовной или административной ответственности.
Если один из участников творческого процесса был неправомерно исключен из числа соавторов, он может добиться восстановления прав в судебном порядке. Для этого можно представить доказательства – переписка с остальными авторами, оригиналы рукописей или иных объектов творчества с авторскими правками, черновики и проекты будущего произведения.
При защите от нарушений со стороны иных лиц, соавторы могут одновременно выступать заявителями или истцами.
Также допускается передача полномочий по представительству одному из соавторов, который будет выступать в интересах всего коллектива.
При любом варианте защиты, все участники имеют права на возмещение убытков или выплату вознаграждения, пропорционально их вкладу в результат творческого труда.
Россия → Южный Федеральный Округ → Ростовская область → Ростов-на-Дону
Право интелектуальной собственности: Шпаргалка
Субъектами авторского права, т. е. владельцами субъективных авторских прав, в соответствии с российским законодательством могут выступать физические лица, юридические лица и публично-правовые образования.
Первоначальным субъектом авторского права является автор – физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение.
В РФ, безусловно, охраняются произведения лиц. являющихся гражданами РФ. Произведения иностранных граждан и лиц без гражданства охраняются при соблюдении одного из следующих условий;
• если произведение обнародовано на территории РФ;
• если произведение находится в какой-либо объективной форме на территории РФ.
• если этого требует международный договор, участником которого является РФ.
Возможность иметь авторские права является одним из элементов правоспособности человека, такой возможностью человек обладает с момента рождения и до смерти, независимо от возраста и состояния психики.
Правом самостоятельно осуществлять свои авторские права (заключать авторские договоры) человек наделяется с 14-летнего возраста.
До достижения возраста 14 лет от имени несовершеннолетних авторов выступают их законные представители: родители, усыновители или опекуны.
Презумпция авторства гласит, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство. Авторское право в этом случае принадлежит соавторам совместно. Условиями возникновения соавторства считаются:
• создание единого творческого произведения;
• совместный творческий труд соавторов;
• наличие соглашения о возникновении соавторства (возможно, в устной форме).
Различают соавторство делимое и неделимое (раздельное и нераздельное).Взаимоотношения соавторов регулируются соглашением между ними. Если таким соглашением не предусмотрено иное, часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, может быть использована ее автором по своему усмотрению, а доходы от использования произведения распределяются между правообладателями поровну.
Распоряжение исключительным правом на произведение осуществляется соавторами совместно.
Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав.
Авторами аудиовизуального произведения (теле– и видеофильма и т. п.) являются: режиссер-постановщик, автор сценария, композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для данного аудиовизуального произведения.
11. НАСЛЕДНИКИ, ИНЫЕ СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
Наследники автора как субъекты авторского права
Исключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Общий срок действия прав наследников – 70 лет после смерти автора.
Неимущественные права автора (право авторства, право на имя и неприкосновенность произведения) не переходят к наследникам, но могут охраняться ими наряду с другими заинтересованными лицами.
Иные правообладатели – физические и юридические лица, получившие авторские права на основании закона или договора. Объем приобретенных имущественных прав определяется законом или договором.
Среди иных правообладателей выделяется новый субъект – изготовитель аудиовизуального произведения, который имеет право на указание своего имени (наименования), использование произведения и получение вознаграждения, в том числе за свободное использование аудиовизуального произведения в личных целях.
Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими правами, – некоммерческие организации, осуществляющие управление определенными имущественными правами авторов.
Основанием для действий такой организации является договор с автором или иным правообладателем о передаче полномочий по управлению правами.
Данные организации не вправе использовать объекты интеллектуальной собственности, права на которые переданы в их управление, но могут защищать соответствующие права.
Основные функции организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами:
• заключение с пользователями лицензионных договоров;
• сбор вознаграждения за использование произведений;
• распределение и выплата вознаграждения правообладателям;
• предоставление правообладателям отчетов об использовании их прав;
• формирование реестров сведений о правообладателях, правах и объектах авторских прав. Государственная аккредитация организации по коллективному управлению правами предоставляется на следующие виды деятельности:
1) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения;
2) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений и др.Аккредитованная организация обязана принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Контроль за деятельностью аккредитованных организаций осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
12. СУБЪЕКТИВНОЕ АВТОРСКОЕ ПРАВО. ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА (АВТОРСТВО, ПРАВО НА ИМЯ)
Субъективное авторское право возникает в силу факта создания творческого произведения независимо от его назначения, достоинств, завершенности, обнародования и других характеристик.
Исключительное право на произведение первоначально возникает у автора. Исключительный характер носят все авторские права, принадлежащие самим авторам, их наследникам или иным лицам, приобретающим авторские права в силу указания закона. Если же авторские права приобретены на основании договора, то их характер (исключительный или неисключительный) определяется содержанием договора.
Авторское право предполагает, что автору предоставлены определенные возможности (правомочия), связанные с созданием творческого произведения Единое авторское право можно считать состоящим из отдельных авторских правомочий. Авторские правомочия также часто называют субъективными авторскими правами.
Традиционно авторские права делятся на личные неимущественные и имущественные. В соответствии с терминологией ч. 4 ГК имущественные права автора именуются «исключительным правом».
Исключительное право носит абсолютный характер и должно соблюдаться всеми субъектами.
Право авторства – это право признаваться автором произведения, т. е. юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и соответствующая возможность требовать признания данного факта от других лиц.
Данное право может принадлежать только создателю произведения, оно способствует доведению до общества информации об авторе и его творчестве и позволяет индивидуализировать результаты интеллектуальной деятельности.
Право автора на имя – это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.
Автор вправе требовать указания своего имени при любом способе использования произведения, причем имя автора (псевдоним) не должно искажаться.
Право на имя возникает в силу факта создания произведения, но реализуется, как правило, при осуществлении права на обнародование или использование произведения. Способ указания имени определяется самим автором.
При соавторстве последовательность указания имен определяется соглашением соавторов; при отсутствии такового имена, как правило, располагаются в алфавитном порядке.
Все вопросы, связанные с использованием псевдонима, решаются автором самостоятельно.При использовании псевдонима не допускается злоупотребление данным правом, в том числе использование псевдонима в целях причинения вреда другому лицу, недобросовестной конкуренции, нарушение норм морали и нравственности.
Право авторства и право на имя неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения; охраняются бессрочно. Отказ от этих прав ничтожен.
13. ИНЫЕ ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРА
Право на неприкосновенность произведения
Наследники как субъекты авторского права?
Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.
В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.
2. Возникновение авторского права и оповещение об авторских правах
Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания.
В этом заключается одно из главных достоинств авторского права по сравнению с патентным правом на изобретения и другие объекты промышленной собственности.
Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может (но не обязан) использовать знак охраны авторского права, помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов:
латинской буквы «С» в окружности: (c); имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
года первого опубликования произведения.
Поскольку знак охраны авторского права служит информационным целям и его помещение имеет факультативный характер, противоречат п. 1 ст. 9 ЗоАП и Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. допускаемые иногда ведомственные предписания об обязательном помещении на каждом издании знака охраны авторского права.
Буква «С» является начальной буквой английского слова «copyright» («авторское право»).
Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призвано на практике обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения.
С помощью знака охраны службы, бюро и общества (таможенные, авторско-правовые и т. п.), в чьи задачи входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с недозволенным использованием охраняемых законом произведений.Например, таможенные органы, имея перечни опубликованных в стране произведений, следят за наличием на экземплярах импортируемой печатной продукции знака охраны. Отсутствие знака охраны, равно как и его незаконное помещение могут повлечь запрет на ввоз, арест продукции и другие санкции, налагаемые, как правило, судом.
Существует презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т. е. соавторами.
3. Соавторство
Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц.
Соавторы имеют единое авторское право на произведение, как образующее одно неразрывное целое, так и состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга.
Первое соавторство именуется нераздельным, а второе — раздельным Эти два вида соавторства различаются режимом использования произведений.
Примеры нераздельного соавторства — творчество художников Кукрыниксы (Куприянова, Крылова, Ник. Соколова) или писателей И. Ильфа и Е. Петрова (романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»). Они не выделяют свои части коллективных произведений.
Типичный пример раздельного соавторства — настоящий коллективный учебник для юридических вузов, главы которого, написанные отдельными соавторами, четко разграничены и могут использоваться самостоятельно
Другой пример — музыкально-драматическое произведение с текстом, скажем опера. Будучи единым объектом авторского права, она легко распадается на два самостоятельных произведения (либретто и музыку) с двумя разными авторами
По общему правилу, право на использование любого коллективного произведения принадлежит соавторам совместно. При желании они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением.
Вместе с тем при раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения по своему усмотрению, в том числе запретить ее использование, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами.Напротив, при нераздельном соавторстве, когда произведение образует одно неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.
Вопросы соавторства являются одними из наиболее распространенных и сложных в спорах, возникающих из авторских правоотношений1.
Сложившаяся судебная практика исходит из возможности достижения соглашений о соавторстве на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения.
Соавторство на коллективное произведение может возникать и при отсутствии такого соглашения, например при использовании композитором изданных литературных произведений для создания музыкальных произведений с текстом. В любом случае важен факт творческого участия в создании произведения.
Оказание автору или соавторам лишь технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков и т. п.) соавторства не порождает. Не ведет к соавторству и распространенное ныне спонсорство, т. е. оказание авторам финансовой помощи для создания произведения.
4. Составители как субъекты авторского права
Правовой статус авторов отдельных, прежде всего составных и производных, произведений обладает определенной спецификой Автору сборника, базы данных или другого составного произведения, именуемому составителем, принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов. Со-ставительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируемые идеи или факты не являются объектами авторского права.
Субъекты авторского права
Субъектами авторского права, те. владельцами субъективных авторских прав, в соответствии с российским законодательством могут выступать физические лица, юридические лица и публично-правовые образования.
1. Первоначальным субъектом авторского права является автор (соавторы) — физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение.
Презумпция авторства гласит, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 ГК).
Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство.
Авторами аудиовизуального произведения (теле- и видеофильма и т.п.) являются: режиссер-постановщик, автор сценария, композитор — автор музыкального произведения, специально созданного для данного аудиовизуального произведения.
2. Наследники автора как субъекты авторского права.
Исключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону.
Общий срок действия прав наследников — 70 лет после смерти автора.
Неимущественные права автора (право авторства, право на имя и неприкосновенность произведения) не переходят к наследникам, но могут охраняться ими — наряду с другими заинтересованными лицами.
3. Иные правообладатели — физические и юридические лица, получившие авторские права на основании закона или договора. Объем приобретенных имущественных прав определяется законом или договором.
Среди иных правообладателей выделяется новый субъект — изготовитель аудиовизуального произведения, который имеет право на указание своего имени (наименования), использование произведения и получение вознаграждения, в том числе за свободное использование аудиовизуального произведения в личных целях.
- 4. Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими правами, — некоммерческие организации, осуществляющиеуправление определенными имущественными правами авторов. Основные функции организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами:
- • заключениес пользователями лицензионныхдогово- ров;
- • сбор вознаграждения за использование произведений;
- • распределение и выплата вознаграждения правообладателям;
- • предоставление правообладателям отчетов об использовании их прав;
- • формирование реестров сведений о правообладателях, правах и объектах авторских прав.
Субъективное авторское право возникает в силу факта создания творческого произведения, независимо от его назначения, достоинств, завершенности, обнародования и других характеристик.
Традиционно авторские права делятся наличные неимущественные и имущественные. В соответствии с терминологией части IV ГК имущественные права автора именуются «исключительным правом».
Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение).
Неисчерпывающий перечень способов использования произведения приведен в ГК. 1. Воспроизведение произведения — изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме. 2. Распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.
При распространении действует принцип «исчерпания прав», согласно которому, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.Исключением является право на получение вознаграждения в особых случаях (право следования). 3.
Публичный показ произведения — любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иныхтехнических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.
- 4. Импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения. Право на импорт дополняет право автора на распространение и позволяет ему контролировать распространение экземпляров произведения, ввозимых с территории других государств.
- 5. Прокат оригинала или экземпляра произведения.
- 6. Публичное исполнение произведения — представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. 7. Сообщение в эфир — сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению. 8. Сообщение по кабелю — сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. 9. Ретрансляция — прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания. 10. Перевод или другая переработка произведения. 11. Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. 12. Доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.
Page 3
Авторы (правообладатели) некоторых видов произведений имеют дополнительные права, связанные с особенностями реализации исключительного права на произведение.
Право доступа — это право автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. По аналогии автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.
Право следования — это право автора на получение вознаграждения от продавца в виде процентных отчислений от цены перепродажи в случае публичной перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства через галерею, художественный салон и т.п.
Право следования распространяется также на случаи перепродажи авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.
Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.
Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение.
Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта.
Автор также имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта.
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение и вправе получать вознаграждение при реализации этого права. Право на распоряжение исключительным правом должно оформляться заключением соответствующего договора: об отчуждении права или лицензионного договора.
Право автора на вознаграждение может быть реализовано в различных формах: а) в виде вознаграждения за отчуждение исключительного права; б) в виде вознаграждения за право использования произведения по лицензионному договору (вознаграждение может выплачиваться в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме); в) в виде продажной цены при отчуждении оригинала произведения; г) в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения (право следования); д) в виде вознаграждения композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК); е) в виде вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (ст. 1245 ГК); ж) в виде вознаграждения за использование служебного произведения (ст. 1295 ГК).
Page 4
|
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!