Судейская практика в древней руси
Введение …………………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. Общие положения о судебной системе в Древней Руси…… | 4 |
1.1 Понятие суда в Древней Руси ………………………………………… | 4 |
Глава 2. Виды судов в Древнерусском государстве ………………….. | 10 |
2.1 Общинный суд ………………………………………………………….. | 10 |
2.2 Княжеский суд………………………………………………………….. | 17 |
2.3 Вотчинный суд …………………………………………………………. | 20 |
2.4 Церковный суд …………………………………………………………. | 23 |
Заключение…………………………………………………………………. | 27 |
Библиографический список……………………………………………… | 29 |
Введение
Возникновениесудебной системы в Древней Руси — вопросмало исследованный. Во многом этообъясняется тем, что в Древней Руси небыло специальных судебных органов.
Судебные функции выполняли представителиадминистрации, включая великого князя.Однако существовали специальныедолжностные лица, помогавшие в отправленииправосудия.
Судебные функции выполнялитакже церковь и отдельные феодалы,которые имели право судить зависимыхот них людей (вотчинная юстиция).
Судебнаявласть сосредоточивалась в древнейРуси в руках князей и их чиновников(посадников и тиунов), веча и общин.Процесс был состязательный и гласный.Дело решалось на основании представленныхсторонами доказательств; таковымиявлялись: признание, свидетели и послухи,присяга, суды Божии или ордалии (т.е.испытание водой или огнем), «поле» илисудебный поединок, поличное и внешниезнаки.Победитель в поединке считалсяправым. С другой стороны, если преступникбыл схвачен на месте или с похищенноювещью, этого считалось достаточным дляосуждения. Суд в своем решении констатировалисход состязания сторон; вначале решениесуда было устное, позднее оно облекалосьв письменную форму.
Обвинительныйприговор суда выдавал «головою»осужденного потерпевшему, дляудовлетворения указанным судом порядком.
1.1 Понятие суда в Древней Руси
Древнерусскоегосударство и право проходят в своемразвитии ряд последовательно сменяющихдруг друга этапов. Период их возникновенияи становления (IX-XI вв.) наименее обеспечендостоверными письменными источниками,в том числе и содержащими информацию оразвитии судебной системы в древнерусскомгосударстве.
Слово«суд» в Древней Руси имело оченьразнообразные значения:
1)суд значил право судить, судебную власть,
2)суд — закон, определяющий порядок суда;в этом смысле суд значил то же, чтосудебник: Правда Русская или некоторыеее статьи озаглавливаются в спискахиногда словами: суд Ярославль, в других— судебник Ярослава,
3)суд — пространство судебной власти — то,что мы называем компетенцией, например«наместник с судом боярским» или «безсуда боярского», т. е. с правом или безправа судить известный круг дел; наконец,
4)суд — судебный процесс, судоговорениесо всеми ему предшествующими актами исо всеми последствиями, из неговытекающими.
Вдревнерусской истории слово суд впервыеупоминается в Уставе князя ВладимираСвятославовича «О десятинах, судахи людях церковных». ВладимирСвятославович — с 969 года Князь Новгородский,а с 980 — Великий князь Киевский, прикотором состоялось крещение Руси, т.е.было принято христианство.
Точная датапринятия Устава историками не определена,но исследователи событий той эпохиотносят его появление к первым годамXI в.
В документе упоминается действующаяцерковь Святой Богородицы (освящена в996 году), княгиня Анна (умерла в 1011 году),митрополит и епископы (первые епископииБелгородская, Новгородская и Полоцкаявозникли в самом начале XI в.).
Болеедревнего источника с упоминанием осудах, чем Устав «О десятинах, судахи людях церковных», до настоящеговремени не обнаружено, что и позволяетсвязывать именно с ним отделение судаот княжеской власти, появление на Русисуда как учреждения правосудия иотсчитывать его историю с первых летXI в.
Принятиехристианства, бесспорно, способствовалои становлению древнерусского права.Поначалу посредством восприятиявизантийского права в виде церковныхправил (канонов). В дальнейшем, по мерерасширения связей с западными искандинавскими соседями, усиливалосьи влияние их культуры, в том числеправовой. Древнерусские князья началисоздавать и собственные законы.
Так,появление первых письменных списковзаконов — уставов на славянском языкепод общим названием Ярославова Правдасвязывают с именем князя ЯрославаМудрого.По этим историческим памятникамможно проследить, как происходилозарождение и развитие права исудопроизводства в Древней Руси, закакие деяния люди подвергалисьпреследованиям и как вершился суд.
Вних еще упоминалась кровная месть какформа возмездия обидчику за совершенноеубийство: «кто убьет человека, томуродственники убитого мстят за смертьсмертию; а когда не будет мстителей, тос убийцы взыскать деньгами в казну…».
Далее перечислялись размеры взысканийв зависимости от знатности и положенияубитого: самый большой штраф («вира»)- за голову боярина княжеского. В болеепоздних источниках кровная местьполностью вытесняется штрафом-вирой впользу семьи погибшего.
Крометого, в уставах и грамотах Ярославасодержались нормы, устанавливающиепорядок судопроизводства и системунаказаний за преступления. Местом судаявлялся княжеский двор, а сам князь -главным вершителем правосудия.
В то жевремя князь мог поручить ведение судаспециально назначенным им людям изсвоего окружения, так называемымвирникам, имевшим право взять себе впомощники писца.
Упоминается в Ярославовыхграмотах и о возможности разрешитьтяжбу привлечением 12 граждан, которыеразбирали дело, решали вопрос о виновностиответчика, оставляя за судьей правоназначения наказания. Это, видимо, одиниз первых прообразов будущего судаприсяжных.
Такимобразом, в Древнерусском государствесуд не был отделен от администрации.Посадники и другие должностные лица,осуществлявшие правосудие, получалиопределенную часть вир и продаж, взимаемыхпри рассмотрении дел.
Кроме того, онивознаграждались и сторонами — участникамипроцесса. Высшей судебной инстанциейбыл великий князь.
Древнерусскоеправо еще не знало разграничения междууголовным и гражданским процессом, хотянекоторые процессуальные действиямогли применяться только по уголовнымделам (гонение следа, свод).
Во всякомслучае и по уголовным, и по гражданскимделам применялся состязательный(обвинительный) процесс, при которомстороны были равноправны. Обе стороныв процессе назывались истцами.(Исследователи полагают, что в церковномсуде применялся и инквизиционный,розыскной процесс со всеми его атрибутами,включая пытку).
РусскаяПравда знает две специфическиепроцессуальные формы досудебнойподготовки дела — гонение следа и свод.Гонение следа — это отыскание преступникапо его следам.
Если след привел к домуконкретного человека — значит, он и естьпреступник, если в село — ответственностьнесет община, если потерялся на большойдороге — поиск преступника прекращается.Еслини утраченная вещь, ни похититель ненайдены, потерпевшему не остается ничегодругого, как прибегнуть к закличу, т.е.объявить на торговой площади о пропажев надежде, что кто-нибудь опознаетукраденное или потерянное имущество удругого лица. Человек, у которогообнаружится утраченное имущество,может, однако, заявить, что он приобрелего правомерным способом, напримеркупил. Тогда начинается процесс свода.
Владелец имущества должен доказатьдобросовестность его приобретения,т.е. указать лицо, у которого он приобрелданную вещь. При этом достаточно показанийдвух свидетелей и мытника — сборщикаторговых пошлин.
Ксудебным органам в древнерусскомгосударстве относился общинный суд,который рассматривал дела на основеобычного права.Судво времена Русской Правды не был отделенот администрации, и судьей был, преждевсего, сам князь. Княжеский суд разрешалдела феодальной знати, между княжескиеспоры.
Наиболееважные дела князь решал совместно сосвоими мужами боярами, менее важныерассматривались представителямикняжеской администрации. Обычное местосуда – «княж двор» (резиденция в столицеи дворы княжеских чиновников в провинции).
На местах действовали суды посадника,волостеля, которым помогали тиуны,вирники (сборщики судебных пошлин) идругие слуги.
Русская Правда определяети размеры этих сборов в пользумногочисленных судебных лиц извспомогательного персонала (мечника,детского, метельника).
Помимосуда государственного (князя и егоадминистрации) в Киевской Руси активноформировался вотчинный суд – судземлевладельца над зависимым населением.Он формируется на основе иммунитетныхпожалований.
Можно назвать также судобщины, на котором могли решаться мелкиевнутриобщинные дела. Но о функциях этогосуда сведений в источниках не сохранилось.
Функции церковного суда, ведавшегосемейно-брачными отношениями, боровшегосяс языческими обрядами, осуществлялиепископы, архиепископы и митрополиты.Делами монастырских людей занималсянастоятель монастыря–архимандрит.Судопроизводствос древнейших времен включало в себя 3стадии: установление сторон, производствосуда и исполнение приговора. Обе стороныименовались истцами или суперниками(чуть позже – сутяжниками от тяжбы –судебного спора).
Государство в качествеистца ещё не выступает, даже в делахуголовных, оно лишь помогает частномулицу в преследовании обвиняемого.
Да иразличия между уголовным и гражданскимпроцессом ещё не существует, как и междуследственным (инквизиционным) иобвинительным (состязательным).
Сторонамиво всех делах выступают частные лица:род, община, семья, потерпевшие. Судпредставлял собой массовое действо, накоторое прибывали толпы родственников,соседей и прочих пособников. Поводом квозбуждению дела могло быть не толькоисковое ходатайство семьи (об увечьеили убийстве родственника), но и захватлица на месте преступления.
Осамом древнем периоде известно ещё, чтоодной из форм начала процесса был заклич– публичное объявление о преступлении(пропаже имущества, к примеру) и началепоиска преступника. Давался трёхдневныйсрок для возврата похищенного, послечего лицо, у которого обнаруживаласьвещь, объявлялось виновным. Оно былообязано вернуть похищенное имуществои доказать законность его приобретения.
Если это удавалось сделать, начиналсясвод – продолжение поиска похитителя.Последний в своде, не имевший доказательств,признавался вором со всеми вытекающимиотсюда последствиями.
В пределах однойтерриториальной единицы (волости,города) свод шёл до последнего лица, привыходе на чужую территорию – до лицатретьего, которое, уплатив повышенноевозмещение убытка, могло начинать сводпо месту своего проживания.
Другоепроцессуальное действие – гонениеследа – розыск преступника по следам.Если это был убийца, то обнаружение егоследов на территории общины обязывалоеё членов платить «дикую виру» илиискать виновника. Если следы терялисьв лесах, на пустошах и дорогах, поискипрекращались.
Судбыл состязательным, a это значит, чтообе стороны «тягались» на равныхусловиях, собирали и представлялидоказательства и улики. В судебномпроцессе использовались различные видыдоказательств устные, письменные,свидетельские показания. Очевидцыпроисшествия назывались видоками, кромених выступали послухи – свидетели«доброй славы» обвиняемого, егопоручители.Послухом мог быть толькосвободный человек, в качестве видоковпривлекались закупы («в малой тяжбе»)и боярские тиуны (холопы).
Приограниченном количестве судебныхдоказательств по решению суда применялисьприсяги («роты») и ордалии (испытанияжелезом и водой). О последних мы знаемлишь по западным источникам, ибо прямыхсвидетельств об ордалиях на Руси нет.
При испытании железом о виновностииспытуемого судили по характеру ожогаот раскаленного металла; при испытанииводой подозреваемого, связанного особымобразом, погружали в воду, если он нетонул, то признавался виновным.
Ордалии– это разновидности суда божьего.
Возможно,что уже в древности на Руси принедостаточности доказательств дляокончательного выяснения истиныприменялся судебный поединок, но сведенияо нём сохранились лишь от более позднеговремени (поле).
Такие общие представленияо древнерусском праве, о процессуальныхсудебных нормах дают нам Русская Правдаи другие источники. Мы видим, чтозаконодатель руководствовался принципомказуальности (ссылкой на конкретныйслучай) и не прибегал к теоретическимобобщениям.
Целый ряд правовых нормтолько намечается в законодательстве,и разработка их является делом будущего.
Судейская практика в древней руси
В то же время, как отмечал М.Ф. Владимирский-Буданов, “Киевский князь Изяслав Ярославич (1067 г.), не исполнивший требования народа идти против половцев, был смещен, как не исполнивший главного своего призвания”[6] [7].
Из этого следует, что “полнота власти сохраняется, — писал он, — лишь до тех пор, пока князь находится в согласии (“одиначе- стве”) с народом”[8]. С. 63.
23 Княжеский суд первоначально функционировал только в крупных городах, а затем постепенно стал распространяться и на другие населенные пункты.
Правосудие осуществлял сам князь или по его поручению соответствующие должностные лица. Его судебные функции распространялись на все земли Древнерусского государства.
Княжескому суду были подсудны прежде всего все свободные люди. Что касается рабов, то над ними осуществляли правосудие их хозяева.
«теория и практика судебного процесса в древней руси 9-12 вв.»
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
Для княжеской судебной практики наиболее значительными субъектами являются такие, которые всего ближе стоят к княжескому двору.
За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника.
В Русской Правде упоминаются договоры: купли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения, поручения (выполнять определенные действия) и пр.
Частный характер древнего права проявился в сфере уголовного права.
Судебная система в Древней Руси
Этот человек и был признан вором — «татемом».
С учетом того, что в Древнерусском государстве не было специализированных розыскных органов и лиц, исполняющих данные обязанности, гонение следа реализовывали потерпевшие, а также их близкие, члены общины и добровольцы.
В судебном процессе Древней Руси применялся ряд разнообразных доказательств, к ним относились устные, письменные, а также свидетельские показания.
Очевидцы происшествия именовались видоками, помимо них имели место быть так называемые послухи, то есть свидетели «доброй славы» обвиняемого, его поручители.
Суд в древнерусском государстве
Однако существовали специальные должностные лица, помогавшие в отправлении правосудия.
Судебные функции выполняли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция). Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.
Судебная власть сосредоточивалась в древней Руси в руках князей и их чиновников (посадников и тиунов), веча и общин.
Процесс был состязательный и гласный.
Дело решалось на основании представленных сторонами доказательств; таковыми являлись: признание, свидетели и послухи, присяга, суды Божии или ордалии (т.е.испытание водой или огнем), «поле» или судебный поединок, поличное и внешние знаки. Победитель в поединке считался правым.
С другой стороны, если преступник был схвачен на месте или с похищенною вещью, этого считалось достаточным для осуждения. Суд в своем решении констатировал исход состязания сторон; вначале решение суда было устное, позднее оно облекалось в письменную форму.
Судебный процесс в Древней Руси
По маловажным делам и при отсутствии других прямых и достаточных доказательств, на суде допускалась «рота» (принесение присяги).
В более сложных случаях прибегали к ордалиям – испытанию водой или испытанию железом. Очевидно, что в качестве судебного доказательства применялось и «поле» (судебный поединок).58 В дошедших до нас древнерусских законах ничего не говорится о собственном признании как судебном доказательстве, а также о письменных доказательствах.
, Таблица правового положения в РП: Институт права Основные положения Гражданское 1. отсутствовали ст о праве собственности на землю, но охране собственности уделялось много внимния 2.Обязательства возникали из : причинения вреда, договора (купля-продажа, займ, хранение имущ, личный найм, займ c самозакладом, подряд ) 3.
Договоры заключались устно, при свидетелях, c совершением символич действий.
Наследственное 1.Различали наследование по закону и завещанию 2.сыновья обладали преимущ правом при получении наследства 3.
Судопроизводство в древнерусском государстве — история России
В документе упоминается действующая церковь Святой Богородицы (освящена в 996 году), княгиня Анна (умерла в 1011 году), митрополит и епископы (первые епископии Белгородская, Новгородская и Полоцкая возникли в самом начале XI в.).
Более древнего источника с упоминанием о судах, чем Устав «О десятинах, судах и людях церковных», до настоящего времени не обнаружено, что и позволяет связывать именно с ним отделение суда от княжеской власти, появление на Руси суда как учреждения правосудия и отсчитывать его историю с первых лет XI в.
Принятие христианства, бесспорно, способствовало и становлению древнерусского права. Поначалу посредством восприятия византийского права в виде церковных правил (канонов). В дальнейшем, по мере расширения связей с западными и скандинавскими соседями, усиливалось и влияние их культуры, в том числе правовой.
Древнерусские князья начали создавать и собственные законы.
Суд в древней руси: этапы формирования и некоторые проблемы изучения *
На этом этапе становления права в процессе объединения восточнославянских племен происходит трансформация совокупности обычаев в установления обычного права — «Закон Русский», юридическая сила которого распространялась на территорию южного государственного образования восточных славян, а его нормы учитывались киевскими князьями при заключении договоров с Византией;
Агафонов А.В. Происхождение и источники древнерусского права, VI — XII в.: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2006.
С. 5.
- середина XII — XV в., когда утверждается безраздельное
Судебные органы и судебный процесс в Древней Руси
суд — судебный процесс, судоговорение со всеми ему предшествующими актами и со всеми последствиями, из него вытекающими.
В древнерусской истории слово суд впервые упоминается в Уставе князя Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных». Владимир Святославович — с 969 года Князь Новгородский, а с 980 — Великий князь Киевский, при котором состоялось крещение Руси, т.е.
было принято христианство. Точная дата принятия Устава историками не определена, но исследователи событий той эпохи относят его появление к первым годам XI в.
В документе упоминается действующая церковь Святой Богородицы (освящена в 996 году), княгиня Анна (умерла в 1011 году), митрополит и епископы (первые епископии Белгородская, Новгородская и Полоцкая возникли в самом начале XI в.).
Более древнего источника с упоминанием о судах, чем Устав «О десятинах, судах и людях церковных», до настоящего времени не обнаружено, что и позволяет связывать именно с ним отделение суда от княжеской власти, появление на Руси суда как учреждения правосудия и отсчитывать его историю с первых лет XI в.
Принятие христианства, бесспорно, способствовало и становлению древнерусского права.
Инфо Древнерусские князья начали создавать и собственные законы.
Так, появление первых письменных списков законов — уставов на славянском языке под общим названием Ярославова Правда связывают с именем князя Ярослава Мудрого. Глава 1. Характеристика субъектов и объектов правовых отношений в Древней Руси.
Система наказаний Русскую Правду можно определить как кодекс частного права — все ее субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает. С этим связаны некоторые особенности кодификации.
Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями.
Суд и судопроизводство в Древней Руси
Понятие о государстве как стороне процесса еще не существовало, но в лице князя, его посадника и тиунов оно уже претендовало на получение в казну штрафов, помогало частному истцу в преследовании холопа (ст.
114), возлагало преследование преступников на общины (ст. 77) и даже претендовало на преимущественное право получения долга (ст. 55).
Считается, что по искам, возникающим из преступлений (убийство, увечье), искал весь род, семья, и так же поступала сторона ответчика.
По всем спорам принято было ходить на княжий двор всей семьей или общиной, шумно выкрикивать аргументы, нередко пытаясь утвердить свою правоту кулаками.То есть о порядке в судебном заседании речи пока не шло. Отвечал за обиду или долг тоже не конкретный человек, а его род, семья и даже община.
Несмотря на недифференцированность процесса, отношения сторон до суда и в древности складывались все же немного по-разному, в зависимости от характера дела.
Как вершился Суд Божий в древние времена? Ордалии
Их использовали при недостатке улик в делах об убийстве, разбое, краже, колдовстве. Но не только ответчику назначались такие испытания. В случае отсутствия доказательств у возбудившей иск стороны ей и предстояло их проходить. Считалось, что око Божье и совесть преступника помогут выявить истину.
Орудие дознания готовилось по особому ритуалу.
Так, в «Законе об ордалии горячим железом и водой» древней Британии сказано:
«…Мы предписываем согласно повелению божьему, архиепископа [Кентерберийского] и других епископов, чтобы никто, за исключением священника и того, кто должен пойти на ордалию, не входил в церковь, как только [туда] будет внесен огонь, которым должны быть разогреты для ордалий железо или вода».
Кроме того, по этому закону не только испытуемого, но и свидетелей полагалось окропить святой водой. Все участники суровой процедуры должны были накануне поститься и «воздержаться от жен».
Подробнейшим образом расписана процедура подготовки и проведения ордалий в древнеиндийских письменных памятниках. Представителем царя в них выступал верховный судья.
Он вместе с обвиняемым должен был нести однодневный пост, затем совершить омовение и явиться к месту, освященному мантрами и жертвоприношением, во влажной одежде.
«Людей, обвиненных в тяжких грехах, пусть царь подвергает ордалии в храме, а тех, кого подозревают в государственной измене — у ворот дворца; для низкокастовых пусть устраивают испытание на перекрестке дорог, а для прочих — в зале суда…»
Огонь
Ордалия огнём состояла в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костёр, ступать на раскаленное железо или держать его руками, принимать на тело расплавленный металл. Длительность пытки измерялась определенным расстоянием, количеством шагов и т. п.
У разных народов имелись свои, порой схожие, а порой сильно отличающиеся критерии оценки результатов.
Так, в Древней Индии ответчику предварительно обматывали ладони семью листами дерева ашваттха, и после преодоления назначенного расстояния проверяли наличие ожогов. Отсутствие их приводило к вердикту о невиновости.
Зато если обвиняемому предстояло лизнуть раскаленный лемех, то никакой защиты языку не полагалось, а наличие полученного ожога становилось доказательством вины.
Древние германцы после испытания железом обвязывали раны льняным полотном, покрытым салом, и на третий день проверяли, как они заживают: скорое залечивание считалось основанием для оправдания. Аналогично поступали поляки.
Особым случаем было добровольное принятие испытания мучеников. Так, по сасанидской легенде, во время религиозной смуты в Иране зороастрийский жрец Адурбад Мараспанд (Атропат Мантраспент) подверг себя ордалии, заключавшейся в пролитии на его грудь расплавленной меди, в результате он приобрел ореол бессметрия, т.к. выдержал испытание, оставшись в живых.
Вода
При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, броситься в реку и т. д.
Еще в законах Хаммурапи можем прочесть:
«Если человек бросит на человека обвинение в чародействе и не докажет этого, то тот, на кого брошено обвинение в чародействе, должен пойти к реке и броситься в нее.
Если река овладеет им, то обличавший его может забрать его дом; а если река этого человека отчистит и он останется невредим, то того, кто бросил на него обвинение в чародействе, должно убить; бросавшийся в реку получает дом обличавшего его».
А вот в Индии обвиняемому могли дать выпить воду после омовения ею скульптуры божества. Если в течение 1−2 недель после этого ни на него самого, ни на его ближайших родственников не обрушится ни одной напасти, оправдательный приговор будет подписан.
Другой вариант предусматривал, чтобы в воде стоял стрелок с луком, а испытуемый, нырнув, держался за его ноги и не показывался на поверхности ни одной частью тела, пока не принесут пущенную в этот момент стрелу, иначе он будет признан преступником.
На Руси тоже применялись ордалии. Епископ Серапион по поводу обвинения в колдовстве велел:«Вы же воду послухомъ постависте и глаголисте: аще утопати начнеть, неповинна есть; аще ли поплыветь Волхов есть».
В одной из новгородских берестяных грамот некий должник обвинил своего кредитора в мошенничестве с процентами и предложил выяснить правоту путем испытания водой. Такое решение вопроса допускалось и Польской Правдой.
К счастью, сохранились свидетельства, как в ходе водных ордалий страховали жизни испытуемых, брошенных в воду (иногда с привязанными к ногам руками). Например, обвязывали за пояс веревками, чтобы успеть вытащить начавшую тонуть жертву, которая отсутствием попыток выплыть доказывала свою невиновность.
Ордалии — испытания не из легких, конечно. Но современная наука не считает их исключительно шарлатанским способом, признает возможность доказать невиновность, пройдя их и не заплатив за это жизнью, не став калекой.
Психологи в союзе с антропологами объясняют это механизмами действия страха и сомнений и свойствами ментальности наших предков. Физики заявляют, что при соприкосновении тела с раскаленным железом или кипящей массой на коже образуется особая испарина, препятствующая ожогу, но нейтрализуемая холодным потом дрожащего от страха человека.
И все-таки пусть ордалии, жестокие предшественники детектора лжи, остаются в далеком прошлом. Древняя Индия, традиции, обвинение, суд, культура
5. Древнерусское право: источники и система
Российский Государственный университет нефти и газа им. Губкина Керосинка.
Источниками права, как известно, служат законодательная власть, создающая закон; суд, вырабатывающий своими решениями новые нормы права; частные лица и органы правительства, содействующие созданию новых юридических обычаев.
Таким образом, источники права: закон, обычай, договор, судебные решения. Источниками нормативно-правового акта являются обычное право, судебная практика, иностранное часто византийское и церковное право.
Нормативно-правовые акты в раннефеодальном государстве рождаются, в основном, на базе обычного права.
Большая часть обычаев не получила поддержки государства и осталась обычаями календарь, наследование имущества господина его детьми от рабыни , часть обычаев была санкционирована государством и превратилась в нормативно-правовые акты. Главными нормативно-правовыми актами Древнерусского государства были: — договоры.
Договор — иначе ряд, крестное целование, докончанье — широко распространенная форма древнего права. Им определялись не только международные отношения, но и отношения между князьями, князей с народом, дружиной, между частными лицами. Важные международные договоры были заключены с греками и немцами.
Договоры Руси с Византией , гг в большей своей части посвящены вопросам уголовного права, международным, торговым отношениям. Под влиянием греков, в договорах встречаются общие термины для выражения понятия преступления: проказа, согрешение, понятия о наказании: казнь, епитимия.
В договорах ясно видны правовые воззрения, свойственные первобытному народу. В договоре Олега г. Первые князья, раздавая города своим мужам, устанавливали порядок управления и суда.
Подчиняя своей власти новые племена и земли, они определяли размеры дани. Уставы закрепляли взаимоотношения государства и церковных властей, В Уставе князя Владимира Святославича содержится история крещения Руси, определяется юрисдикция церкви по регулированию внутрисемейных отношений, дел о колдовстве.В Уставе Ярослава Владимировича были установлены нормы, регулирующие семейно-брачные отношения, половые преступления, преступления против церкви. Вопрос о времени ее возникновения спорен.
Некоторые авторы относят древнейшую часть этого документа к VII в. Однако основная часть документа, бесспорно, связана с именем Ярослава Мудрого. Сыновья Ярослава во второй половине ХI в.
Владимир Мономах еще существеннее переработал этот документ.
Все редакции дошли до нас в составе летописей, различных судебных сборниках. Кроме обычаев, в нее вошли записи отдельных судебных решений, княжеские уставы, заимствованные из Византии правовые нормы. Хостинг от uCoz.
Вы точно человек?
Становление Киевской Руси сопровождалось формированием древнерусского права. И сточники права: закон, обычай, договор, судебные решения.
Договор — иначе ряд, крестное целование, докончанье — широко распространенная форма древнего права.
Им определялись не только международные отношения, но и отношения между князьями, князей с народом, дружиной, между частными лицами. Важные международные договоры были заключены с греками и немцами.
Российский Государственный университет нефти и газа им. Губкина Керосинка.
.
.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Кодекс судейской этики на практике
.
.
Киевской Руси сопровождалось формированием древнерусского права. обычное право, судебная практика, иностранное (часто византийское) и прообразом законодательной деятельности в Древней Руси. Первые князья, .
.
.
.
.
.
.
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!