+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Суды общей юрисдикции германии

Судебная система Германии | Krimhand Rechtsanwaltkanzlei

Суды общей юрисдикции германии

Центральной фигурой в системе правосудия Германии является судья (Richter). Oсновной закон ФРГ видит гарантом права именно судей, так как они не входят в число обычных государственных служащих, что гарантирует их независимость от государственного аппарата. По закону недопустимо чье-либо вторжение в исполнение судьей его обязанностей.

Служебный надзор за деятельностью судей разрешается, но он не должен посягать на их независимость. Судья, считающий, что меры служебного надзора так или иначе ущемляют его независимость, может обратиться в дисциплинарный суд.

Обладателем судейской мантии может стать юрист, имеющий университетское образование и сдавший два государственных экзамена. Второй государственный экзамен считается труднейшим испытанием из когда-либо существовавших в системе высшего образования, и только после успешной его сдачи специалист имеет право работать судьей, адвокатом или прокурором.

Закон ФРГ о судьях требует от них безупречного поведения не только при исполнении служебных обязанностей, но и в частной жизни.

Судьи в ФРГ прекрасно обеспечены материально на всю оставшуюся жизнь, они имеют очень высокие оклады, а впоследствии – хорошие пенсии.

Судьи после прохождения испытательного срока, как правило, назначаются пожизненно – до наступления пенсионного возраста. Всё это сделано, для того чтобы гарантировать их неподкупность и независимость.

Судебная система ФРГ

Гарантом соблюдения права является и многоуровневая иерархия независимых судов.

Судебная система Германии организована по отраслевому принципу. Суды подразделяются на суды общей юрисдикции и суды, специализирующиеся в различных областях права.

Сфера деятельности судов общей юрисдикции делится на:

  • гражданскую (Zivilrecht);
  • уголовную (Strafrecht).

В зависимости от юрисдикции варьируется состав судов и детали судопроизводства.

В системе общих судов существуют четыре инстанции (уровня):

  1. Участковый (районный) суд (Amtsgericht);
  2. Земельный суд (Landgericht);
  3. Верховный земельный суд (Oberlandesgericht);
  4. Федеральная судебная палата как высшая инстанция – (Bundesgerichtshof).

Дела рассматриваемые в участковых судах

Подавляющее большинство всех гражданских и уголовных дел рассматриваются в участковых судах. По гражданским делам участковый суд рассматривает все имущественные споры на сумму до четырех тысяч евро. На этом уровне решение принимается одним судьей. Решения участковых судов могут быть обжалованы в земельном суде.

Дела рассматриваемые в земельных судах

Если сумма иска более четырех тысяч евро, то для таких гражданских дел первой инстанцией служит уже земельный суд. В простых случаях решение там принимается одним судьей, в более сложных случаях – коллегией из нескольких судей. В гражданских судах работают только профессиональные судьи.

Исковые заявления подаются в районный суд (Amtsgericht), как правило, по месту проживания истца. Есть исключения. Например, исковое заявление о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка может подаваться в суд по месту проживания ребенка.

Особенность рассмотрения уголовных дел

Основанием для уголовного судопроизводства в Германии являются Конституция ФРГ и Уголовно-процессуальный кодекс ФРГ (УПК), принятый в 1877 г. и претерпевший за прошедшее время многочисленные изменения.

Назначение уголовного судопроизводства состоит, с одной стороны, в защите прав и законных интересов потерпевших, а с другой – в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения.

Положения уголовного законодательства и УПК действуют в первую очередь в отношении лиц старше 21 года. Для людей в возрасте от 14 до 21 года действует особое судопроизводство.

Дети до 14 лет вообще не могут преследоваться в уголовно-правовом отношении!

В особое производство выделены уголовные дела с участием несовершеннолетних от 14 до 18 лет и от 18 до 21 года.

Такие дела рассматривают специально подготовленные судьи, здесь применяются совсем другие правила и меры, по характеру больше воспитательно-исправительные, чем карающие.

«Тюрьма портит человека» – этот гуманный принцип немецкой судебной системы дает свои положительные результаты в работе с молодежью.

Участниками уголовного судопроизводства являются:

  • суд, который вершит правосудие и делает вывод o виновности или невиновности подозреваемого;
  • защита, задачей которой является деятельность по опровержению инкриминируемого преступления;
  • обвинение, направленное на изобличение подозреваемого в совершении преступления;
  • свидетели, понятые, эксперты.

В судах по уголовным делам наряду с профессиональными судьями участвуют также заседатели-непрофессионалы (die ehrenamtlichen Richter – Schöffen).

Например, в участковых судах дела о преступлениях, за которые предусматривается наказание от двух до четырех лет лишения свободы, рассматриваются одним профессиональным судьей и двумя заседателями. Чем сложнее дело и выше судебная инстанция, тем больше профессиональных судей принимают участие в судебном заседании.

Суды, специализирующиеся на различных областях права

Кроме судов общей юрисдикции существуют суды, специализирующиеся на различных областях права:

  • трудовые;
  • социальные;
  • семейные;
  • административные;
  • финансовые;
  • дисциплинарные;
  • конституционные;
  • и др.

Трудовые суды

Суды по трудовым спорам (Arbeitsgericht) рассматривают широкий спектр проблем по нарушению трудового законодательства, в том числе различные споры между профсоюзами и союзами работодателей, между работниками и работодателями (забастовки, размеры заработной платы, проблемы, связанные с увольнениями, возмещением материального ущерба и т.д.).

Социальный суд

Социальные суды (Sozialgericht) занимаются исками граждан к государственным учреждениям и их сотрудникам. Они рассматривают дела о различных видах социального страхования, пенсиях, пособиях, споры с больничными кассами и т.д. Социальные суды доступны каждому постоянно проживающему в Германии, так как делопроизводство в них бесплатно.

Досудебное урегулирование социальных споров

Судебному разбирательству по закону всегда предшествует рассмотрение заявления заинтересованного лица в соответствующем ведомстве. Составление такого рода заявлений и жалоб лучше поручить адвокату. Это сэкономит время и нервы. В случае отрицательного ответа ведомства дело передается в первую судебную инстанцию – земельный социальный суд, который рассматривает его в служебном порядке.

Семейный суд

Семейные суды (Familiengericht) с 1976 года являются самостоятельными отделениями районных (участковых) судов (Amtsgericht). Они рассматривают дела о разводах, а также другие проблемы, возникающих между членами одной семьи. Судья этого суда (Familienrichter/in) обычно рассматривает дела единолично.

К членам семьи по закону ФРГ относятся: законные супруги (гражданский супруг, бывший супруг), их дети (также усыновленные), их внуки, их родители, дети супруга, родители супруга (также их новые супруги), родители родителей, братья и сестры с супругами, братья и сестры супругов и т.д.

Все семейные конфликты можно условно подразделить на:

семейные споры между (бывшими) супругами;семейные споры между детьми и родителями;

семейные споры между остальными членами семьи.

Современная судебная система Германии

Суды общей юрисдикции германии

Каждое государство прошло ряд этапов в своем развитии, естественным результатом которых стало формирование эффективных систем управления. В зависимости от того, какой путь прошло государство, таков и практический опыт, применяемый в указанных системах.

В первую очередь он влияет на судебную систему. Примечательно, что во многих европейских странах она имеет множество схожих черт. Особенно это заметно, когда мы говорим о судебных системах Франции и Германии, которые получили свою базу от древних римлян.

А те, в свою очередь, переняли многие черты у эллинов, ставших первыми, кто сумел четко сформулировать принцип функционирования различных институтов власти. Сегодня темой нашей статьи будет современная судебная система Германии.

Мы расскажем о том, как действуют суды в этом государстве и что именно повлияло на их формирование, приведя к определенному виду.

Факторы, повлиявшие на создание судебной системы

Многие ученые считают, что история судебной системы Германии началась еще в Древней Греции.

Именно в этом государстве впервые назрела потребность разделения власти на несколько независимых, но связанных между собой ветвей.

Стоит учитывать, что данный процесс начался не по воле управляющей верхушки, а был инициирован народом. Именно эллины начали формировать основы правовых норм, которые в дальнейшем переняли и усовершенствовали римляне.

Они, в свою очередь, ввели массу понятий. К примеру, благодаря им возникли понятия «частного и публичного права», появились третейские суды и правовая база для них. С течением времени большинство европейских государств переняли для себя именно вариант римского права, который стал прототипом гражданских кодексов. Именно таким образом формировались основы судебной системы Германии.

Специалисты считают, что все факторы, повлиявшие на дальнейшее развитие этой системы можно разделить на позитивные и иррациональные. Совокупность первых позволяла провести анализ имеющейся судебной системы Германии, опираясь на практический опыт.

Таким образом происходило переосмысление и качественный скачок, сопровождающийся существенными изменениями в государственных институтах власти. Во многом они учитывали потребности большей части населения и были продиктованы их стремлением к изменениям.

Иррациональные факторы, в свою очередь, приводили к спаду судебной системы. В Германии, к примеру, на это влияли тоталитарные режимы и периоды революций.

В этот временной интервал на институты власти оказывали серьезное давление непрогрессивные представления и сложившиеся обстоятельства.

Можно сказать, что суды становились рычагом, с помощью которого власть управляла народом и навязывала свою волю.

Историки утверждают, что во время подобных спадов происходил даже отказ от уже принятых ранее принципов судоустройства и признанных достижений в области гражданского и уголовного права.

Интересно, что если провести анализ лексики судебных систем России и Германии, то можно выяснить, что обе эти структуры формировались приблизительно по одним правилам. Единственной разницей между системами можно назвать периоды спада и подъема, а также тот факт, что в России суды зачастую являлись тем фактором, который сдерживал рост демократических свобод.

Если говорить о судебной системе Германии кратко, то можно сказать, что ее относят к романо-германской правовой группе. Именно она принята в Европе за основу и по ней можно легко проследить развитие этой системы в разных государствах поэтапно.

Обращаясь к истории, специалисты делают вывод, что развитию судебных институтов способствовало стремление народа жить в определенном обществе в безопасности. Практически все люди тяготеют к общению, а, следовательно, в его процессе вырабатывают ряд правил, которые неукоснительно соблюдают. Любое нарушение требует тщательного разбирательства, что им могут обеспечить суды.

Можно сказать, что правовой статус судебной системы Германии был сформирован под влиянием потребности людей заявить о своих притязаниях на что-то и доказать справедливость этих требований. То есть населению требовалось вмешательство государства, чтобы доказать свои права.

Отличительной особенностью судебной системы Германии является тот факт, что до сих пор эта страна занимает ведущую роль в Европе по гражданским искам. Это доказывает, что суды являются крайне важными не только в государственной структуре, но и в жизни каждого гражданина страны.

Кто формировал судебную власть в Германии?

В данной статье о судебной системе Германии мы рассказываем максимально широко, поэтому не можем не упомянуть о том, кто именно оказал влияние на нее. Ведь то, в каком виде этот институт власти известен сегодня, произошло в процессе столетних преобразований.

В первую очередь хочется отметить, что легитимным правом на формирование судебной системы обладали правители. Поэтому они и создавали подобные институты для защиты своих интересов, прав и свобод.

Правом вершить суд по статусу обладали монархи, причем этой своей привилегией они пользовались вполне успешно. Однако нельзя сказать, что судебную систему они формировали единолично.

Ведь она обязательно должна включать в себя некую идеологию, которая в случае с европейскими судами была взята у церкви.

Именно отношение духовной власти к определенным аспектам жизни социума оказало непосредственное влияние на судебную систему Европы и Германии, в том числе. К тринадцатому веку благодаря церкви были разработаны основы права, которые в дальнейшем успешно использовались при рассмотрении различных исков. Причем сами священнослужители всегда принимали участие в судебных исках.

Новой ступенью можно назвать эволюцию судебной системы Германии 19-20 вв. Именно она способствовала тому, что разрозненные суды превратились в мощную государственную систему. В этот период церковь потеряла свое значение и в дальнейшем она его так и не вернула.

На данном этапе государство полностью сосредоточилось на изменении существующих норм и формировало новые гражданские и уголовные нормативы. Как мы уже говорили, влияние на этот процесс оказали революции и войны.

Они взяли на себя роль рычага, под давлением которого происходила «отливка» новой системы, представленной сегодня в современном варианте.

Отличительные особенности судебной системы в Германии

В ФРГ судебная ветвь власти имеет мало отличий от принятой в других европейских государствах. Но некоторые из них все же можно выделить:

  • значительное количество гражданских исков;
  • востребованность среди простых граждан;
  • формирование основных норм посредством духовенства;
  • опора на самосознание граждан, что поддерживает легитимность данного института власти;
  • централизованность;
  • широкая разветвленность и узкая направленность многих ветвей.

Современная судебная система Германии обладает всеми перечисленными чертами, но чтобы понять все ее особенности, необходимо углубиться в анализ самой структуры. Этим мы и займемся в следующих разделах стать.

Общая характеристика судебной системы

Кратко судебную систему Германии можно описать как абсолютно независимую структуру, которая, в свою очередь, подразделяется на две группы:

  • конституционное судопроизводство;
  • самостоятельные отрасли (их пять).

Примечательно, что каждая из пяти юстиций обладает собственным верховным органом, который никак не связан с другими и абсолютно независим. Список пяти основных юстиций выглядит следующим образом:

  • общая;
  • трудовая;
  • социальная;
  • финансовая;
  • административная.

Конституционный суд рассматривает только те дела, которые требуют пояснений по основным пунктам Конституции. Однако подобных исков немного, и они составляют меньшинство.

Интересно, что в Германии не существует такого понятия, как «суд присяжных», ведь судьи являются не просто вершителями судеб, но и самыми активными участниками процесса, управляющими им. О них хочется рассказать немного подробнее.

Несколько слов о судьях

В первую очередь все судьи являются профессионалами своего дела. Они имеют соответствующее профильное образование, параллельно могут являться адвокатами или оказывать юридические услуги.

Интересно, что в зависимости от сложности процесса меняется и состав судей, рассматривающих дело. Если оно изначально не представляется сложным, то обычно бывает достаточно одного человека. В таком составе рассматриваются незначительные правонарушения. Решение по такому делу принимает один судья, который имеет право вызывать свидетелей и руководить процессом по своему усмотрению.

Если рассматривать предстоит более серьезно преступление, то согласно закону, количество судей увеличивается до пяти. Однако только два из них будут профессионалами. Трое судей нанимаются на определенный срок из граждан Германии. Но не стоит забывать, что все они должны иметь соответствующее образование.

В случаях, когда судом рассматриваются земельные вопросы, участие нанятых специалистов исключается. В данных делах решение выносят только те судьи, которые изначально были приняты на данную должность. Обычно подобное назначение является пожизненным.

Конституционный суд: краткая характеристика

Описание современной судебной системы Германии необходимо начинать именно с данной структуры.

Этот орган является самым важным и относится к высшим инстанциям. В свою очередь его можно разделить на две ветви:

  • Конституционный суд земель.
  • Федеральный конституционный суд.

Все решения этих институтов власти представляю собой некий гарант правовых свобод и соблюдения Конституции всеми членами общества без исключения.

Заседает данная инстанция в городе Карлсруэ, куда и стекаются все дела, которые ранее прошли уже несколько промежуточных инстанций. Конституционный суд рассматривает только те иски, которые касаются нормативно-правовых актов.

Примечательно, что каждый гражданин ФРГ имеет полное право подать иск в этот суд, чтобы удостовериться, что тот или иной закон, постановление или указ не противоречат Конституции Германии. Многие считают, что этот институт имеет очень важное значение для развития правовой системы страны.

Описываемый нами суд практически обеспечивает устойчивость всей системы в целом, а потому выступает ее столпом и гарантом.

Общая юстиция

Суды общей категории являются самыми распространенными в стране. Они рассматривают внушительный список дел:

  • уголовные;
  • гражданские;
  • семейные;
  • наследственные.

Обычно последние три категории исков не вызывают при рассмотрении серьезных проблем и длятся минимальное количество времени. Однако, несмотря на это, суды общей юстиции образуют систему из четырех ступеней. Мы перечислим их по возрастанию значимости:

  • местные;
  • региональные;
  • верховные региональные;
  • высшие федеральные.

В первых двух судах ведутся слушания по всем гражданским искам без исключения. А в случаях, когда истцы не удовлетворены вынесенным решением, они могут подать апелляцию в высшие ступени общей юстиции.

Уголовные дела в зависимости от вменяемой степени тяжести тоже рассматриваются разными судами:

  • участковые (под их юрисдикцию попадают несложные правонарушения, по которым решения выносит один судья);
  • суды земель (сюда подают апелляции);
  • высшие суды земель (высшая инстанция для подачи апелляции);
  • верховный суд.

Примечательно, что часто то, где именно будет рассматриваться дело, зависит от суммы иска и возможности примирения сторон.

Трудовая юстиция

Суды данной ветви власти помогают решить все вопросы, связанные с Трудовым кодексом. Судьи часто рассматривают дела, касающиеся компенсаций при увольнении, внутренних споров сотрудников одной компании, неправильного оформления трудовых контрактов и так далее.

Подобные суды также имеют иерархию, она состоит из трех ступеней. Стоит заметить, что исков, подпадающих под описываемую категорию, в Германии довольно много. Вопросы решаются очень просто и быстро, а апелляции подаются крайне редко.

Социальная юстиция

Система судов по социальным вопросам получила широкое распространение в стране. К основным делам, рассматриваемым данной инстанцией, можно отнести следующие:

  • общественная безопасность;
  • система здравоохранения;
  • социальные гарантии;
  • страхование частных лиц и так далее.

В социальной юстиции система имеет три ступени:

  • суд по социальным вопросам (их в стране сорок восемь);
  • суд земли по социальным вопросам;
  • федеральный суд.

Интересно, что подобные дела рассматриваются чаще всего составом из трех судей. Один из них является профессионалом, а два других – выборными.

Финансовая юстиция

Данные суды в первую очередь созданы для решения налоговых вопросов. Система имеет всего два уровня. На первом дела рассматриваются тремя судьями, на втором – коллегией из пяти человек.

К налоговым вопросам в Германии относят и иски по таможенным сборам. Они также попадают под финансовую юрисдикцию.

Административная юстиция

Суды этой категории рассматривают множество дел. К примеру, сюда попадают иски между государством и отдельными регионами, спорные дела по строительству дорог, вопросы между органами управления.

Трехступенчатая система подразумевает три судебные инстанции:

  • административные суды;
  • высшие административные суды;
  • федеральный суд.

Часто первую ступень судов можно подразделить еще на несколько категорий. Их относят к профессиональным, так как они рассматривают конкретные вопросы, связанные с узкой направленностью.

Система судебной власти Германии

Суды общей юрисдикции германии

Конституционными нормами закрепляются главные начала организации и работы судебных властей в Федеративной Республике Германия. В 92 статье Основных законов Германии указано, что судебную власть доверяют судьям и она может осуществляться в Федеральном Конституционном суде и федеральных судах, которые предусматриваются Основным законом.

Определение 1

Статья 97 провозглашает важные принципы, которые должны соблюдать все правовые государства – факт независимости суда и то, что подчиняться он должен только законам.

Германия имеет сложную и разветвленную систему. В ее основе принцип того, что суды должны специализироваться на основании характера дел, которые они рассматривают: общая подсудность (компетенция), трудовая, социальная, административная и финансовая.

На основании конституционных положений, общая, административная, финансовая, трудовая и социальная юрисдикции учреждаются  Федерацией как высшие судебные инстанции: Федеральные верховные суды, Федеральные административные суды, Федеральные суды трудовых споров и Федеральные суды социальных вопросов. Данные положения установлены 95 статьей.

Помимо этого, возможно учреждение других судов. Такая судебная система ФРГ в конституционном праве является специализированной.

Федеральные суды Германии

В данной системе судопроизводство может подразделяться (кроме основной юстиции на основе Конституции) на 5 отраслей судебного производства, которые являются самостоятельными и стоят во главе верховных судов ФРГ. Эти суды являются независимыми один от другого и, если возникают разногласия, на совещании, которое проходит с участием председателей, принимаются консолидированные решения.

В Германии существуют эффективные институты, осуществляющие конституционный контроль. Федеральным конституционным судом осуществляются предварительные и последующие контроли.

Для ФРГ характерной чертой можно считать парламентскую модель при вопросе того, как формируется орган, осуществляющий конституционный контроль.

Данный статус может быть определен на основании Основного закона и специального ФКЗ.

Судьи Федеральных конституционных судов обязаны избираться на основе ания квалифицированного большинства, составляющего не менее ⅔ от обеих палат парламента.

Одна половина судей должна избираться на основании бундестага, а вторая – бундесрата. В состав данных судов входят несколько коллегий (сенатов), каждый из которых включает в себя 8 судей.

Нести свои полномочия они могут в 12-летний период.

Что входит в компетенцию Федеральных конституционных судов?

  1. Трактовка Конституции Германии, в случае возникновения спора насчет объема прав и обязанностей субъекта, находящегося под влиянием конституционно-правовых отношений.

  2. Рассмотрение спорных моментов и внесение ясности во взаимоотношениях между Федерацией и землями, а также между землями.

  3. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушениями Основного закона, прав человек, которые гарантированы на основе конституционных норм, а также жалоб по поводу действий, противоречащих установкам Основного закона.

  4. Рассмотрение жалоб относительно решений бундестага, которые относятся к выборам, приобретению или утрате положения нижней палаты и др.

Федеральным конституционным судом может проверяться федеральный закон по поводу одобрения любого международно-правового договора.

Замечание 1

Отметим, что в отличие от превалирующей практики большого количества стран, предпочитающих последующий конституционный контроль, данным судом может осуществляться предварительный контроль на основании решений бундестага (перед тем, как проводить выработку законов одобрения в лице федерального президента).

Проверять акты государственных или конституционных прав, к примеру, закона, основанного на международном праве, без соответствующего запроса – нельзя.

Федеральным конституционным судом не делаются ссылки на факт наличия международно-правовых источников (к примеру Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека от 1950 года) или международных пактов по правам человека.

Они также не являются поддерживающими (дополнительными) аргументами, как это может происходить в Конституционном Суде РФ.

Решения, выдвигаемые Федеральным конституционным судом ФРГ, являются обязывающими для каждого органа гос. власти, земель и судов. Существуют также случаи, которые отдельно перечислены в законах Федерального конституционного суда, а решения, вынесенные им, могут обладать законной силой.

Для земель действителен Земельный конституционный суд.

Система судов, имеющих общую юрисдикцию, так называемых частей обычного судебного производства, состоит из четырех звеньев:

  1. Суд низовых инстанций (участковые суды), в которых рассматриваются практически все уголовные и гражданские дела.
  2. Земельные суды.
  3. Высшие (верховные) земельные суды.
  4. Федеральные судебные палаты, являющиеся верховным звеном. В данных судах происходит рассмотрение правовых споров относительно договоров, бракоразводных процессов и уголовных дел, а также дел по поводу нарушения общественного порядка и др. В них также могут рассматриваться дела, которые связаны с правом на владение землей, опека и попечительство, наследство и другие.

В Германии отлично развита система, которая называется административной юстицией. У административных судов есть полномочия на обеспечение законности, когда дело касается публичных выступлений и других вопросов подобного характера. В данных судах также рассматриваются публично-правовые споры, споры физических лиц и официальных инстанций.

Административные суды в Германии

Административные суды организуются по трехступенчатой системе. Высшим органом считаются Федеральные административные суды. Суд первой и второй инстанции подчинены землям.

Определение 2

Низовые, первичные инстанции, которые могут рассматривать данные споры – административные суды, а суды второй инстанции – Высшие административные суды (земельные) или Административные судебные палаты.

На каждой земле может существовать только один единственный суд второй инстанции, но иногда несколько земель могут объединяться и создавать один суд второй инстанции, как в случае с Шлезвиг-Гольштейном и Нижней Саксонией.

Федеральные административные суды являются кассационной инстанцией, но иногда и первой (в случае рассмотрения дел, которые имеют большую важность). Большинство дел рассматриваются в судах второй инстанции, в земельных судах, находящихся под административной юстицией.

Вынесенные ими решения являются обязательными для донесения в соответствующие ведомства. К примеру, спор между авторами в области технического решения, может быть разрешен в Патентном суде, который представляет Патентное ведомство Германии.

Вторая и последняя инстанции в этом случае – это Федеральные административные суды.

Необходимо придавать значение существованию особого порядка того, как рассматриваются иски в административных судах.

Особенно в случаях, когда перед судебным разбирательством рассматриваются протесты оспариваемых актов, изданных органами исполнительной власти (в качестве предварительной стадии административного процесса), в органах, которых издали данные акты, на основании жалоб лиц, чьи интересы затрагивались.

Во время рассмотрение протестов на формальном уровне преследуется цель обязательства органов, издавших соответствующий акт, рассмотреть его на предмет соответствия законам. Данные протесты могут стать причиной для отмены акта или его части.

Определение 3

Финансовые суды могут подразделяться на несколько уровней: нижняя инстанция и Федеральные финансовые суды. В них рассматриваются споры относительно налоговых деклараций, налогов и сборов.

Определение 4

В трудовых судах рассматриваются дела, которые затрагивают трудовые правоотношения: спор или конфликт на основании тарифного соглашения или устава предприятия, внутренний трудовой распорядок и участие представителей наемных рабочих в организации управления предприятием.

Определение 5

Социальные суды также имеют несколько уровней: земельный суд социальных вопросов и Федеральные социальные суды. Они решают споры относительно проблем с социальными пособиями, пенсиями, страхованием безработных, права оплаты мед. помощи в больничных кассах и т.д.

Суды по уголовным делам ФРГ

Суды общей юрисдикции германии

Уголовное правосудие в ФРГ осуществляется судами общей юрисдикции (ordentliche Gerichtsbarkeit).

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным делам, делам по административным правонарушениям, а также судебные споры, вытекающие из торговых правоотношений.

Суды общей юрисдикции по уголовным делам формируются из

  • Участковых Судов (Amtsgericht)
  • Земельных Судов (Landgericht)
  • Высших Земельных Судов (Oberlandesgericht) и
  • Федерального Верховного Суда (Bundesgerichtshof)

Следует отметить, что, в зависимости от предмета рассматриваемого уголовного дела, Участковые, Земельные и Высшие Земельные суды могут быть судами первой инстанции.

Участковые суды (Amtsgericht)

Участковые суды рассматривают дела, которые не подпадают под юрисдикцию Земельных судов (Landgericht) и Высших Земельных Судов (Oberlandesgericht) (см. ниже).

Участковые суды, как правило, рассматривают уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает четырех лет лишения свободы или размещения в психиатрическую больницу.

Участковый суд формируются из одного участкового судьи в качестве председателя и двух заседателей-шеффенов. Этот суд обозначается как «Schöffengericht».

Судья Участкового Суда может рассматривать уголовные дела и выносить решения без заседателей-шеффенов, если уголовное дело было возбуждено на основе частного обвинения или максимальное ожидаемое наказание за совершение преступления не превышает двух лет. Такое формирование суда называется «Strafrichter», т.е. Участковый Судья.

Земельные суды (Landgericht)

Земельные Суды состоят из судебной коллегии по уголовным делам (Strafkammer) и судебной коллегии по гражданским делам (Zivilkammer).

Судебная коллегия по уголовным делам (Strafkammer) является коллегией по рассмотрению апелляций против приговоров Участкового Судьи (Strafrichter) или Участковых Судов (Schöffengericht). В этом случае коллегия формируется из одного судьи в качестве председателя и двух заседателей-шеффенов.

Такое формирование суда носит обозначение (kleine Strafkammer). Эта коллегия рассматривает также жалобы против распоряжений или решений Участкового Судьи или Участковых Судов (напр., обжалование решений по размещению обвиняемого в следственный изолятор).

Однако в этом случае содействие заседателей-шеффенов не предусмотрено.

В качестве суда первой инстанции судебная коллегия по уголовным делам рассматривает все уголовные дела, не подпадающие под юрисдикцию Участковых Судов (см. выше) или Высших Земельных Судов (см. ниже). Она также может выносить решения в уголовных производствах, в которых ожидаемое наказание за совершение преступления превышает четыре года.

Во всех уголовных делах со смертельным исходом коллегия по уголовным делам несет обозначение «Schwurgericht». Коллегия формируется в этом случае их трех судей включая председателя и двух заседателей-шеффенов (große Strafkammer). Такой состав судей предписан также в делах с особой сложностью или, если дело является объемным.

В остальных случаях коллегия формируется из двух судей включая председателя и двух заседателей-шеффенов.

В качестве суда первой инстанции судебная коллегия по уголовным делам Земельного Суда рассматривает также следующие уголовные дела:

  • Подстрекательство и призыв к наступательной войне
  • Продолжение деятельности запрещенной партии
  • Нарушение запрета объединений
  • Распространение пропаганды антиконституционных организаций
  • Агентская деятельность с целью саботажа
  • Антиконституционный саботаж
  • Антиконституционное воздействие на «Бундесвер» или общественные органы безопасности
  • Подготовка тяжких преступлений, подрывающих безопасность государства
  • Контакт с террористическими организациями
  • Финансирование терроризма
  • Похищение людей
  • Политическое преследование
  • и др.

Коллегия, рассматривающая уголовные дела по экономическим преступлениям, носит обозначение «Wirtschaftsstrafkammer».

Высшие земельные суды (Oberlandesgericht)

Высшие Земельные Суды состоят из сената по уголовным делам (Strafkammer) и сената по гражданским делам (Zivilkammer).

Сенат по уголовным делам рассматривает следующие дела в качестве суда первой инстанции:

  • Подготовка наступательной войны, с участием ФРГ
  • Государственная измена
  • Подготовка деятельности, направленную на государственную измену
  • Измена федеральной земле
  • Разглашение государственной тайны
  • Шпионаж за государственной тайной
  • Агентская деятельность
  • Установление и поддерживание отношений со странами или организациями с целью развязывания войны против ФРГ
  • Посягательство на органы или представителей иностранных государств
  • Уголовные преступления против конституционных органов страны
  • Недонесение об уголовно наказуемых деяниях
  • и др.

Помимо того, в качестве суда первой инстанции уголовный сенат может рассматривать уголовные дела, подпадающие под юрисдикцию Земельных Судов (см. выше), если федеральный прокурор из-за важности дела берет следствие на себя.

Также существуют ряд других случаев, когда высшие земельные суды могут рассматривать дела, подпадающие под юрисдикцию Земельных Судов (напр., дело затрагивает особые интересы ФРГ или федеральный прокурор берет следствие на себя).

Уголовный сенат высшего земельного суда рассматривает также жалобы против распоряжений или решений Земельных Судов.

В качестве суда второй или третьей инстанции уголовный сенат Высшего Земельного Суда рассматривает кассационные жалобы против

  • Приговоров Участковых Судей, которые невозможно оспорить путём апелляции
  • Апелляционных приговоров Земельных Судов
  • Приговоров Земельных Судов, если кассация опирается на нарушения земельных норм

а также жалобы против распоряжений Участкового Судьи, если решение не подпадает под юрисдикцию Земельных Судов или Федерального Верховного Суда.

Федеральный Верховный Суд (Bundesgerichtshof)

При Федеральном Верховном Суде формируются также два сената: уголовный и гражданский.

Уголовный сенат Федерального Верховного Суда призван рассматривать кассационные жалобы против решений Высших Земельных Судов и Земельных Судов, которые вынесены в первой инстанции и, если кассационная жалоба не подпадает по юрисдикцию Высших Земельных Судов. Помимо того, Федеральный Верховный Суд рассматривает жалобы против распоряжений Высшего Земельного Суда.

Григор Эксузян
– Адвокат – (ФРГ)

Телефон:+49 911 244447 15
Моб.:+49 151 533143 13
E-mail:info@eksuzian.de

Судебная система Германии

Суды общей юрисдикции германии

Судебная система Германии в основном включает в себя три различных типа судов, различающихся характером и серьезностью рассматриваемых дел: суды общей юрисдикции, ведущие дела, связанные с криминальными преступлениями и большинство гражданских дел, специализированные суды, такие как административные, трудовые, социальные и финансовые суды, и, наконец, конституционный суд, в компетенцию которого входит рассмотрение и толкование Конституции. В германии нет такого понятия, как суд присяжных, а судьи принимают активное участие в судебных разбирательствах.

Судьи и их состав

В зависимости от специфики суда состав судей сочетается из различного количества профессиональных судей и «народных заседателей».

При рассмотрении незначительных правонарушений суд может состоять из одного председательствующего профессионального судьи.

Если обвинение серьезное и обвиняемым грозит тяжелое наказание, состав суда может быть до пяти человек – трое профессиональных судей и двое народных заседателей.

Судьи, работающие в органах федеральных Земель Германии (Länder) – это профессионально-обученные эксперты, как правило нанятые пожизненно на государственную службу. Народные заседатели – обычные граждане, выдвинутые на эту должность на ограниченный срок. Все судьи, участвующие в заседании, должны иметь специализированное правовое образование и быть профессиональными юристами или адвокатами.

Германская судебная система подразделяется на следующие типы:

  • конституционные суды
  • общие суды, состоящие их гражданских и уголовных судов
  • административные суды
  • трудовые суды.
  • социальные суды
  • финансовые суды

Конституционный суд

Федеральный Конституционный суд («Bundesverfassungsgericht«) – высший и самый важный судебный орган Германии. Решения этого суда имеют огромное влияние на устойчивость и развитие правовой системы Федеративной Республики. Этот суд, в своем роде, известен как гарант конституции.

В Германии каждый гражданин имеет право подать жалобу в Конституционный суд, чтобы удостоверить акты государственных органов (законы, указы, постановления) на соответствие Конституции государства.

Конституционный суд является «последней инстанции», т. е. необходимо, чтобы прошли слушания и были вынесены решения во всех нижестоящих судах до того, как «отправиться в Карлсруэ» — город в Германии, где расположен данный суд. Тем не менее, сюда не принимаются к обжалованию дела, кроме тех, что относятся к вопросам о конституционном праве.

Общие суды

Общие суды рассматривают уголовные, гражданские, семейные и наследственные дела. (Местные суды также связанны с регистрации компаний и прочими административными процедурами, не требующими рассмотрения по существу).

Это самые распространенные суды в Германии.

Общие суды образуют четырехуровневую систему с возрастающими полномочиями: Местные суды («Amtsgerichte«), Региональные суды («Landgerichte«), Верховные региональные суды («Oberlandesgerichte») и Высший Федеральный суд («Bundesgerichtshof«).

Уголовные дела в зависимости от тяжести преступления рассматриваются в одном из трех судов низшего уровня. Слушания по гражданским делам ведутся либо в Местных, либо в Региональных судах. Апелляции можно подавать в два суда высшей инстанции.

Административные суды

В компетенцию данных судов входит рассмотрение дел по общественным правонарушениям, несвязанным с финансовыми, социальными или конституционными правонарушениями. Также здесь ведутся дела по разрешению споров по всем нормативным правовым актам и процедурам публичной исполнительной власти. Административные суды образуют трехуровневую систему от низшего к высшему.

Социальные суды

В компетенцию социальных судов входит рассмотрение всех дел, связанных с общественной безопасностью, главным образом общим здравоохранением, страховым договорам, пенсионным и социальным обеспечением. Имеют три уровня иерархии.

Финансовые суды

Специализированные суды, имеющие двухуровневую систему. Ведут в основном дела по вопросам уплаты и взыскания налогов.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.