Требования к содержанию нпа
Требования нпа
Последние в соответствии со сг.
55 Конституции могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой эго необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из содержания данной нормы следует, что нормативные правовые акты не могут ограничивать права и свободы граждан.
Тем не менее сами законодательные нормы не всегда являются образцами законности, поскольку иногда принимаются федеральные законы и иные акты, прямо либо косвенно ущемляющие права, свободы и законные интересы граждан. К большому сожалению, в государстве, провозгласившем себя «правовым», в отдельных законодательных нормах закреплена юридическая ответственность за совершенно правомерные действия.
Так, например, ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ предусматривает карательную санкцию в виде лишения права
19.Требования нормативных актов
е. отвечать требованию целесообразности.
Требование обоснованности Требование обоснованности означает, что нормативные акты должны приниматься с учетом объективных и субъективных фак- торов в соответствии с закономерностями и тенденциями разви- тия общества.
Эффективность акта означает, что все его цели — и ближайшая, и отдаленная, и конечная — выполнены с наименьши ущербом для различных социальных ценностей, с меньшими эко- номическими затратами, в наиболее короткие сроки.
Требование своевременности означает, что содержащиеся в нем правовые предписания должны соответствовать времени издания акта, быть необходимыми и важными именно на данном этапе об-щественного развития.
Требование стабильности Стабильность содержания нормативного акта связана с необходимостью регулирования не только существующих общественных отношений, но и отношений, которые возникнут в будущем.Требование экономичности
Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
В случае нарушения этих требований нормативный правовой акт может быть признан соответствующим судом недействительным и утрачивать силу.
— С. 103. Внешнее оформление нормативного правового акта должно соответствовать следующим требованиям:
- 2. В нормативном правовом акте должно быт обязательно указано кем, то есть каким органом он принят. Это необходимо для того, чтобы определить юридическую силу данного акта.
- 1. Акт должен иметь наименование, в котором выражается его содержание и вид акта. Например, акт правительства должен иметь название постановления, распоряжения, инструкции и т.д.
- 3. Акт должен иметь дату его принятия и указание на время вступления его в силу, также место принятия. Без этих реквизитов невозможно определить, действует ли данный акт в период его использования.
- 4.
Нормативно-правовые акты, их виды и требования к ним
Данная форма права больше относится к выполнению внешних функций государства и к организации формы государственного устройства.
е. обращены к конкретным лицам. Акты применения норм права отличаются от нормативно-правовых актов тем, что акты применения норм права имеют исключительно повелительный характер.
Нормы, содержащиеся в них, отличаются категоричностью. Это либо императивные, либо запретительные нормы права.
Акт применения норм права — официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное
Федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации»
Правотворчество – официальная деятельность государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов.
Правотворчество в Российской Федерации осуществляется на принципах конституционности, законности, научности, демократизма, социальной справедливости, планирования, прогнозирования, эффективности, системности, ресурсной обеспеченности.
1.
Правотворчество в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными нормативными правовыми актами.2. Положения настоящего Федерального закона применяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных федеральными конституционными законами, принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. 3.
V. Требования, предъявляемые к структуре и содержанию проектов нормативных правовых актов
Распорядительная часть проекта приказа МВД России излагается в повелительной (императивной) форме.
Каждый пункт распорядительной части проекта приказа МВД России должен начинаться, как правило, с глагола.58. При наличии в тексте распорядительной части проекта приказа МВД России поручений подразделениям МВД России глагол помещается непосредственно после указания соответствующего подразделения МВД России.
При этом инициалы имени, отчества и фамилия руководителя подразделения МВД России не указываются.59. В распорядительной части приказа МВД России нормативные предписания излагаются в последовательности, обеспечивающей правильное их понимание и применение нормативного правового акта.60.
Как правило, пункты распорядительной части приказа МВД России располагаются в следующей последовательности:пункты об утверждении нормативных правовых актов других видов (уставов, положений, наставлений, инструкций, правил и иных нормативных правовых актов)
Требования, предъявляемые к структуре нормативных правовых актов
Данный термин более приемлем для такой науки, как физика, нежели в тексте федерального закона. Научная дискуссия Дискуссионным является вопрос о включении в преамбулу нормативных положений. Такие авторитетные отечественные ученые в области нормотворчества, как А.
С. Пиголкин и А. В. Мицкевич, в свое время выступали против этого, но недавно Л.
К. Лутова в своем исследовании, а затем и в монографии, написанной совместно с президентом Нижегородского исследовательского научно-прикладного центра «Юридическая техника» профессором В. М. Барановым, попыталась развеять эти утверждения, указывая, что
«преамбула в некоторых случаях может выполнять нормоустанавливающую функцию»
.
В связи с этим она предложила исключить из методических рекомендаций по подготовке законопроектов установление —
«преамбула не должна иметь положений нормативного характера»
. Между тем в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, опубликованных на официальном сайте Государственной Думы Федерального Собрания РФ, содержатся следующие рекомендации по написанию преамбул.
IV. Приказ ФМС России от 04.12.2013 N 667 «Об организации подготовки правовых актов в центральном аппарате Федеральной миграционной службы» (вместе с «Правилами подготовки ведомственных нормативных правовых актов в центральном аппарате Федеральной миграционной службы», «Правилами подготовки проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ в центральном аппарате Федеральной миграционной службы»)
39.
Как правило, пункты распорядительной части приказа нормативного правового акта располагаются в следующей последовательности: пункты об утверждении устава, положения, состава, инструкции, правил, порядка; пункты, устанавливающие нормы права; пункты, содержащие поручения подразделениям ФМС России; пункты, содержащие поручения территориальным органам ФМС России, организациям, входящим в систему ФМС России; пункты, изменяющие ранее установленные правовые нормы; пункты, признающие утратившими силу ранее установленные нормы права; пункты, возлагающие контроль за исполнением данного нормативного правового акта.
40. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.
Пункты могут подразделяться на подпункты, которые имеют буквенную (например, а), б).) или цифровую нумерацию (например, 1), 2).).
Структурные элементы нормативных правовых актов
Структура нормативного-правового акта (нпа) отражает внутреннее строение его текста, представленного различными пунктами, разделами, положениями. Нет общего шаблона для существующих на сегодняшний день нпа, однако, в юриспруденции присутствует ряд определенных принципов и требований, предъявляемых к форме и виду таких документов.
Большие по текстовому материалу нормативные акты, дающие описание соответствующих видов права, включают в себя множество разделов и подразделов. Меньшие по содержанию текстового материала и не такие сложные нпа требуют соответственно и меньшей степени выделения в документах разделов и подразделов.
Условная схема элементов структуры нормативно-правовых актов приведена на рисунке 1. Далее ознакомимся с ними более подробно.
Рисунок 1. Структура нормативного правового акта
Реквизиты и заголовок нормативно-правовых актов
Внешние официальные реквизиты закона выступают разделом нормативных документов, характеризующих их законодательные признаки, а также установление и распознавание актов, их статус, принадлежность и становление со стороны юридического воззрения.
Законодательные структуры среди главных официальных реквизитов нпа выделяют следующие:
- типовое название документа;
- ФИО и занимаемый должностной пост сотрудника, имеющего право визировать и утверждать нормативный правовой документ, также указывается число и место проведения этой процедуры;
- название страны или государственной единицы (РФ, область, край и прочие административно-территориальные единицы государства) с указанием герба;
- число по последовательности выпуска (в большинстве случаев, каждый год обновляется с единицы, применительно к федеральным законам вносят сокращения «ФЗ», «ФКЗ»);
- законодательный заголовок (означает предмет, регламентируемый рассматриваемым нпа).
Главными распознавательными свойствами нормативно-правовых документов являются: заголовок, число утверждения и номер акта.
Пример 1
К примеру, степень воздействия нормативного акта с юридической стороны характеризуется его видовой принадлежностью; число вступления правового документа в силу законного действия определяет его преимущество перед подобным одновидовым актом.
Заголовок является названием законодательного документа. Он относится к внешней и внутренней структурной составляющей документа, а также характеризует суть определенной отрасли юридических положений.
История законодательства выделяет множество форм создания заголовков.
К примеру, по издавшим законы государственным структурам (магистраты Рима), по именам лиц, придумавших нормы права (законы Хаммурани, Драконта и прочее), по именам лиц, инспирировавших вынесение законопроекта на обсуждение (закон Шермана, Робинсона—Патмана, Тафта—Хартли и прочее), последнее характерно для Соединенных Штатов Америки. В России тоже давали названия законом по именам создавших их лиц (Правда Ярославичей, Уложение царя Алексея Михайловича, судебник Ивана III и прочее).
Замечание 1
В настоящее время, особенно в Российской Федерации, заголовки, как правило, характеризуют предмет, регламентирования правового акта, изложенную в нем суть. Это значительно облегчает применение нормативных документов и ссылок на них, а также поиск таких документов.
Заголовок обязан строго соответствовать предмету регулирования акта, выражая регламентируемые актом социальные взаимоотношения. Текст заголовка в наименовании нормативного документа должен облегчить сотрудникам правовой системы и всем иным лицам его поиск и мгновенное понимание сущности документа. Заголовок должен быть коротким и максимально выражать суть нпа.
Пример 2
В основном современное законодательство соответствует этому требованию. К примеру, законы: «О несостоятельности (банкротстве)», «О ветеранах», «Об акционерных обществах», «О погребении и похоронном деле».
А в качестве примера, не отвечающего данному требованию можно привести закон: «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».
Бытует общественное мнение о введении коротких подзаголовков в тех случаях, когда невозможно избежать длинного названия документа в основном заголовке.
Главные правила, по которым заголовок нпа должен:
- быть точным и передавать содержание правового документа (к примеру, «О политических партиях»);
- быть коротким и емко выражать сущность правового документа. В качестве несоответствия этому правилу можно привести пример Указа Банка России от 31.03.2014 № 3220-У «О порядке представления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании требования Банка России, направляемого в соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», и порядке признания утратившей силу лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или генеральной лицензии». Подобные наименования сложно употребимы в практическом и словесном обращении;
- содержать приемлемую обобщенность материала, передающую смысловое значение документа, чтобы оно не было нарушено короткой длиной заголовка. К примеру, заголовок Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» дает только обобщенное понятие о том, что регламентирует данный закон. Однокомпонентные заголовки не раскрывают содержание и не передают нужной информации нпа для удобного использования сотрудниками системы права или иными лицами;
- быть емким, данное обстоятельство особенно касается разносторонних правовых документов, любая составляющая часть которых может рассматриваться в качестве независимого нормативно-правового акта, но для удобства применения в ходе практической работы такие части объединены в целостный нормативный документ под одним заголовком. К примеру, заголовок Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», который регламентирует обеспечение и предоставление услуг связи на территории РФ, удовлетворение необходимостей в использовании услугами связи государственных органов, подразделений обороны, структур, обеспечивающих безопасность и отсутствие правонарушений на территории государства, поддержка подающих надежды нововведений в технологической сфере, охрану и соблюдение интересов потребителей услуг связи, обеспечение и поддержку качественной связи различных хозяйствующих организаций РФ, создание законной конкуренции в сфере предоставления услуг связи, обеспечение расширения отечественных предприятий и учреждений по предоставлению услуг связи, расширения их взаимодействия с международным рынком с сохранением центрального регулирования отечественными радиочастотными ресурсами, в частности орбитально-частотным и ресурсом нумерации. В рассмотренном федеральном законе отражен совокупный подход к управлению и предоставлению услуг связи, чему соответствует емкий заголовок;
- быть формально официальным, без эмоциональных штрихов.
Наименование и введение нормативно-правовых актов
Наименование нормативного акта может быть полным, либо сокращенной аббревиатурой.
Полное наименование является формализованным, оно в кратком виде характеризует внутреннюю суть нпа, указывает предмет управления, обеспечивая возможность безошибочно распознавать законодательный документ среди других и формировать на него сноски с полным наименованием.
Замечание 2
В полное наименование нормативных актов не стоит добавлять разъяснительные комментарии по предмету управления, в частности ведущие элементы текста, берущиеся в скобки, так как они затрудняют формирование сносок.
Короткое наименование нормативно-правовых актов применяется для упрощения его употребления в различных юридическо-правовых отношениях. Данное наименование обычно складывается из ведущих частей полного заголовка. К примеру, Федеральный закон от 14.06.
2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» в сокращенном виде будет употребляться как Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика пассажиров метрополитеном.
Пример 3
Главные элементы сокращенного наименования формируются из элементов полного наименования. К примеру, Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» коротко именуется Законом об охоте.
Основной целью образования сокращенных наименований нпа является облегчение и упрощение использования правовых документов в практической деятельности, поэтому короткое наименование должно быть четким и емким для большей информативности о внутреннем содержании документа и удобства работы с ним.В некоторых законодательных документах зарубежных государств присутствует оглавление, отражающее все разделы и пункты нормативного акта. Преимущественно оглавление содержится в законах. Оно выступает официальным признаком нпа. Данную технику можно применять и в отечественной законодательной практике относительно актов с весомым объемом разделов.
Преамбула, или введение, является независимой единицей структуры правовых документов, дополняющей его базисную составляющую. Преамбула не содержит статьи. Введение нпа, задавая цели и назначение создания правового документа, целостно связывает каждую его часть одной идеей, политическим базисом права и направлением.
Замечание 3
Большой значимостью наделяются преамбулы в нормативных документах, устремленных к гражданскому населению, социальным объединениям, различным организациям и учреждениям.
В преамбулах не должны содержаться автономные правовые постановления, обобщенные требования по развитию и улучшению производственной и трудовой деятельности, ужесточение притязательности к исполнителям, усиление требований по несению обязанностей предусмотренных актом санкций, иные законодательные документы, отмененные или измененные из-за выпуска нового нпа.
Принципы введения нпа выступают ориентиром правоприменения законодательных документов и их конкретных постановлений, что является отражением нормо-управительного свойства преамбул. Важность преамбулы представляют в разрешении вопросов на основе аналогии прав.
Основные принципы
В процессе создания правовых документов законодательные органы стремятся разместить в начале нормативного акта материалы, касающиеся единых принципов управления и единых положений, которые затрагивают каждый момент и грань предусмотренных задач. Таким образом, складывается первая часть нпа, именуемая «общие положения», «основные принципы», «общие предписания» и иное. В различных отечественных правовых документах данная часть может именоваться «общей частью».
Замечание 4
Во многокомпонентных структурированных документах права общие предписания могут входить в любой большой раздел.
Общие предписания нпа включают себя ведущую терминологию и определенные положения, регламентирующие:
- область законодательного влияния и предмет управления;
- цели и область законного правоприменения;
- принципы или базисные пункты;
- законы РФ в регулируемых задачах;
- компетенцию федеральных органов государства (и других подразделений и лиц);
- деяния по исчислению временных промежутков, по участвующим лицам, по месту положения и прочее.
Рубрикация нормативно-правовых актов
Структура нпа, как правило, включает в себя части, разделы, главы, подразделы и различные меньшие по объему элементы.
Внутренняя рубрикация правовых документов основывается на материальных началах, что подразумевает под собой разделение отношений общества, регламентируемых законодательно, на конкретные области согласно их направленности и смыслу. Данная рубрикация обязательно должна отражать строй выбранного вида (подвида, института) права.
Пример 4
К примеру, Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве подвида права трактует договорное право, предписания из причинения вреда, наследственное право, международное частное право, право интеллектуальной собственности.
Законодательство других стран в структуре рубрик нпа рассматривает разделы, главы, параграфы, титулы, книги. Документы с большим количеством страниц и текстового материала имеют двух- или трехуровневое деление, к примеру части (титулы, книги) подразделяются на разделы, которые содержат главы (параграфы).
Замечание 5
Отечественное законодательство мало внимания отводит рубрикации нормативных актов, и практика ее применения складывается сложно и мало стандартизирована, в ней нет единообразия, но присутствует ряд коллизий.
В случае одноуровневой рубрикации документов в основном встречаются главы, однако, есть акты, содержащие в себе разделы (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
Требования к нормативно-правовому акту
В нормативно-правовой акт может включаться преамбула, содержащая разъяснение мотивов и целей его принятия. Нормативные предписания в преамбулу не включаются. В законах нормативные предписания излагаются в виде статей, имеющих порядковый номер.
Статьи законов могут подразделяться на части. В частях статей могут содержаться пункты, подпункты и абзацы. В иных нормативно-правовых актах нормативные предписания излагаются в виде пунктов, имеющих порядковый номер.
Пункты могут подразделяться на подпункты и абзацы. Статьи (пункты) близкого содержания значительных по объему нормативно-правовых актов объединяются в параграфы и главы.
В необходимых случаях главы могут объединяться в разделы и подразделы.
Разделы, подразделы, главы и параграфы имеют заголовки и нумеруются.
Вопрос 3. требования к форме нпа
Задачи оглавления: — соориентировать пользователя в НПА — облегчить поиск нормативно-правовых норм — сделать текст НПА доступным для восприятия(в оглавление вносятся все основные структурные единицы текста НПА – части, разделы, главы, статьи).
Она содержит указания на обстоятельства, вызвавшие принятия НПА, а также указание на цели и задачи, которые должны быть достигнуты в процессе реализации этого акта.
Включение этих элементов в преамбулу имеет, прежде всего, психологическое значение, а также может использоваться в последующем при толковании правовых норм. Помещение в преамбулу конкретных правовых норм нецелесообразно 4) Структурные единицы текста.
Требования, предъявляемые к нормативным актам
Аналогичной экспертизе подвергаются и проекты нормативных актов, которые разрабатываются данными органами и учреждениями, но принимаются другими властными структурами.
2) В нормативных актах не должно содержаться норм, ущемляющих или ограничивающих законные права человека и гражданина. Последние в соответствии со ст.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции конституционные нормы имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. Законы и другие нормативные акты, которые
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!