+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Выход на пенсию в ссср

Пенсии в СССР: от начала до краха, возраст, размер, категории

Выход на пенсию в ссср

Когда ты молод и здоровье бьет ключом, не задумываешься о том, что наступит время, когда производственная деятельность окажется не по силам. В зрелом возрасте вопрос о содержании по окончании трудовых будней становится актуальным.

Впервые пенсионы зародились во времена Юлия Цезаря – так называлось содержание, выплачиваемое военным ветеранам. В царской России такие пособия также существовали. Начиная с Петра I, категории граждан, имевших пенсионное обеспечение, расширялись.

К революции правом на получение государственного обеспечения по выслуге лет пользовались военные, жандармы, преподаватели, медики, инженеры, чиновники, рабочие казенных заводов. При назначении пособия учитывался только стаж непрерывной работы.

Возраст значения не имел.

На заре становления Советской власти о пенсиях речь не шла. Только в 1918 году появилось содержание для инвалидов армии. Исторически сложилось, чтопенсии в СССР, как и в других странах, начинались с военного сословия.

Пенсионная реформа в СССР

Когда в СССР стали платить пенсии? Обеспечение для определенных категорий граждан вводилось постепенно. Сначала военные, затем, в 1923, заслуженные большевики. Далее, пенсия в СССР стала предоставляться для работающих на рудниках и занятых ткачеством (1928 год). В 1937 году пособия стали получать рабочие и служащие городов.

В 1956 году, в результате проведенной Никитой Хрущевым пенсионной реформы, право на пособие получили все граждане советского государства. На основании этого закона упорядочивались правила выплат для пожилых граждан:

  • устанавливался определенный пенсионный возраст для выхода на пенсию в СССР;
  • определялись правила, по которым исчислялся размер пенсии;
  • утверждался порядок выплаты пенсий по льготным условиям.

Финансовое обеспечение осуществлялось за счет бюджета. Предприятия платили взносы за своих работников от 4 до 12%.

Возрастные критерии

Возраст окончания трудоспособности был установлен на основе заключения врачей, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. В то же время, были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий.

  1. Работающие на Крайнем Севере страны, и приравненных к нему местностях. При наличии стажа 20 лет могли выходить на отдых на 5 лет раньше.
  2. Работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, текстильная промышленность, сталелитейные предприятия и пр.)
  3. Медицинские работники и педагоги по выслуге лет.
  4. Родители или опекуны ребенка-инвалида. Многодетные матери.
  5. Военные и милиционеры по выслуге лет.

Принципы начисления пенсии

Пенсия в Советском Союзе начислялась в зависимости от средней заработной платы. По желанию граждан, в зачет мог пойти последний год работы, либо любые пять лет предыдущего стажа.

Средняя заработная плата в рубляхПроцент от заработной платыРазмер пенсии
до 508540
50 – 607542,5
60 – 806545
80 – 1005552
выше 1005055

Средняя заработная плата бралась в расчет до уплаты подоходного налога и иных вычетов. Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы:

  • За непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет – 10%.
  • За общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам – 10%.
  • За непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35 – 20%.

Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимально, при условии высокой заработной платы и большого стажа, получалось 132 рубля.

https://www.youtube.com/watch?v=6Vg8bcxvLgM

Средняя пенсия в СССР выходила в районе 70 рублей.

Персональные пенсии

Привилегированное содержание назначалось еще с 1923 года. Градация была следующая – общесоюзного, республиканского и местного уровня. В эту касту попадали ученые, партийная номенклатура, имеющие звание Героя. Общесоюзные персональные пенсии составляли 250 рублей. Поменьше выходили республиканские и местные – 160 и 140 соответственно.

Существовали ведомственные надбавки к обеспечению. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Военные

Всегда были самой льготной категорией. Не только возраст выхода на отдых, но и денежное содержание военных пенсионеров отличалось. Офицерам выплачивалось около 250 рублей, высшему звену – 300 и выше.

Работники сельского хозяйства

До 1964 года от государства крестьяне ничего не получали, колхозников должны были обеспечивать совхозы и артели. Создавались кассы взаимопомощи с персональными отчислениями, специальные фонды. Только ветераны войны имели право на пособие из бюджета дополнительно.

После 1964 работники сельского хозяйства вошли в категорию лиц, получающих содержание от государства. Однако, размеры были значительно ниже. Средний размер в 1965 году составлял 12,5 рублей, и только в восьмидесятые приблизился к отметке 70.

При этом колхозные выплаты не отменялись, таким образом крестьяне могли получать пенсию из двух источников, при условии, что хозяйство было богатым.

Инвалиды

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий:

  • травма на производстве или профессиональное заболевание – 110% для I группы, 100% для II, 65% для III;
  • общее заболевание – I группа 100%, II – 90%, III – 45;
  • военнослужащим срочной службы – I группа в размере 90 рублей, II – 70, III – 40;
  • учащиеся – I группа – 75 рублей, II – 50, III – 30.

Максимальный размер содержания по инвалидности составлял 120 рублей для первой группы и 60 рублей по третьей.

Элита

В Советском Союзе официально назывались «слуги народа», фактически это был чиновничий аппарат под названием «номенклатура».

Попадание в список работников партийного аппарата автоматически влекло за собой получение различных льгот и привилегий.

Элита могла путешествовать за границу, обеспечивалась особыми товарами, жилищные условия отличались от доступных простому смертному, владела дачными участками, пользовалась машинами с личным водителем.

Номенклатуру, отошедшую от власти на покой, правительство СССР не обделяло. Машины с личным водителем и дачи оставлялись в пользование, пенсии значительно отличались – члены политбюро получали 500 рублей, кандидаты – 400, секретари ЦК – 300 рублей.

Система начислений пенсий в СССР была сложной и громоздкой. Индексация не проводилась многие годы. Увеличилась численность граждан пожилого возраста.

Пенсия в 1980 году зависела от пополнения бюджета за счет продажи ресурсов. Падение цен на нефть в середине восьмидесятых сыграло роковую роль с производством и социальными пособиями.

Наступил другой мир, в котором обеспечение возрастных людей происходит по другому принципу.

(4 4,00 из 5)
Загрузка…

Было и стало: как выходили на пенсию в СССР и будут выходить в России

Выход на пенсию в ссср

Пенсионеры. https://pixabay.com

Законопроект об изменениях в пенсионной системе, нацеленной на повышение уровня доходов пенсионеров, был принят в первом чтении 19 июля. “За” проали 328 депутатов, “против” – 104, один парламентарий воздержался.

Депутаты также ратифицировали 102-ю Конвенцию Международной организации труда (МОТ), которая устанавливает размер пенсионных выплат не менее 40% от заработка работника при выходе на заслуженный отдых. Предполагается, что повышение пенсионного возраста начнется в 2019 году и будет идти поэтапно до 2034 года.

Как сообщил председатель Думы Вячеслав Володин, срок принятия поправок ко второму чтению будет продлен на месяц – с 18 августа до 24 сентября.

Дальневосточная объединенная редакция (ДОР) продолжает серию публикаций о пенсионной системе нашей страны и вспоминает опыт СССР (реформа 1956 и 1964 гг.) и Российской Федерации после распада Советского Союза.

История развития пенсионного законодательства в СССР

В 1928 году право на пенсию при утрате трудоспособности применили к рабочим текстильной промышленности (постановление Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5.01.1928г.).

В 1929 году она распространилась на рабочих горной, металлической и электропромышленности, железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР от 15 мая 1929 г.

“Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости”), а в 30-х годах ХХ века стала устанавливаться и рабочим других отраслей.

Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости — 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин — с тех пор не менялся, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин – 50 лет.

Окончательное формирование пенсионной системы Советского Союза относится к 1950-1960 годам: 1 октября 1956 года вступил в силу закон “О государственных пенсиях”, гарантирующий пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий, а в 1964 году – о пенсионном обеспечении колхозников. К этому времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были введены дополнительные пенсии: за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.

Также на пенсию можно было выйти на 10-15 лет раньше: действовали различные льготы, такие, как работа в тяжелых климатических условиях (на Севере и приравненных к нему местностях) или на вредном для здоровья производстве.

Эксперты обращают внимание на накопившиеся со временем перекосы: законодательством того времени не была предусмотрена индексация пенсий в связи с изменением уровня жизни, включая подорожание основных продуктов питания. В результате, к 1980 годам пенсионеры от 70 лет и старше были самым бедным слоем населения.

Для устранения этого перекоса 15 мая 1990 года был принят Закон СССР “О пенсионном обеспечении граждан в СССР”, утвердивший индексацию пенсий.

Пенсионное законодательство РФ: опыт и практика

История пенсионной системы России началась с принятия закона “О государственных пенсиях в РФ” (от 20 ноября 1990 года), в котором были установлены принципы государственного пенсионного страхования. Тогда были установлены два вида пенсий — трудовые и социальные.

Российская пенсионная система стала впервые строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка).

Так, согласно статье 8 закона, финансирование пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей по страховому тарифу 28% от фонда оплаты труда (трудовые пенсии) и ассигнований из федерального бюджета (пенсии для военнослужащих и приравненных к ним категорий, а также социальные пенсии).

Но уже тогда было очевидно, что пенсионная система социалистического периода при рыночной экономике не работают. У государства просто не было денег для выплаты пенсий: на фоне гиперинфляции, роста цен, массового закрытия и банкротства предприятий, пенсии нередко задерживали.

В декабре 2001 года в России, после многочисленных споров и расчетов, были приняты законы, устанавливающие новый подход формирования пенсионной системы: “О государственном пенсионном обеспечении в РФ” и “О трудовых пенсиях в РФ”.

Новая система включала в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Этот формат пенсионной системы просуществовал более 10 лет.

В это время активно развивались негосударственные пенсионные фонды, зафиксированы многочисленные случаи вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии.

Но уже тогда специалисты прогнозировали, что к 2010-2020 годам, на форме снижения рождаемости в 90-ые годы, количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.

Путин о пенсионной реформе: мне не нравится, правительству тоже

В декабре 2012 года правительство, подводя итоги действующей системы, признало: часть проблем решить удалось, но сбалансированность бюджета Пенсионного фонда России, созданного в 1990 году, обеспечить не удается, денег на индексацию пенсий не хватает.

В результате нарастающих проблем, на фоне очередного финансового кризиса, началась череда банкротств негосударственных пенсионных фондов.

Отчисления в накопительную часть государственной пенсии за 2014, 2015 и 2016 годы были “национализированы” государством и направлены на формирование страховой части пенсии, то есть на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам.

В 2015 году была предпринята очередная попытка изменить пенсионную систему России, увеличив рабочий стаж, необходимый для получения пенсии; ввести индивидуальный пенсионный коэффициент. И все же в правительстве пришли к выводу: без повышения возраста выхода на пенсию не обойтись. По этому пути, кстати, идут практически все страны.

По официальным данным Минэкономразвития России, численность населения трудоспособного возраста в стране на 2018 год составляет 82,2 млн человек. Но “трудоспособный” не означает “работающий”. Эксперты отмечают, что россияне стали начинать карьеру гораздо позднее – в среднем, после 22 лет, когда, например, получено высшее образование.

Как отметил в интервью “Известиям” ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Виктор Мау, “один из важных факторов в пользу повышения пенсионного возраста в России – сокращение периода трудовой жизни: когда вводился нынешний пенсионный возраст, большая часть населения начинала трудовую деятельность примерно на 10 лет раньше”.

Пенсионная реформа соседних стран

В большинстве стран евразийского пространства и Восточной Европы пенсионный возраст уже повысили.

Для мужчин трудоспособный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии и Азербайджане, для женщин — на уровне 63 года в Армении. В Эстонии, Латвии и Литвек 2025-2027 годам трудоспособный возраст повысят до 65 лет. Узбекистан недавно заявил, то будет повышать трудоспособный возраст до общемирового.

До 2017 года в Республике Беларусь возраст выхода на пенсию у мужчин был 60 лет, у женщин — 55 лет. С прошлого года трудоспособный возраст обоих полов каждый год повышают на 0,5 года. К 2022 году планируется повысить трудоспособный возраст у мужчин до 63 лет, у женщин — до 58 лет.

В Казахстане с 2001 года возраст выхода на пенсию у мужчин — 63 года, у женщин — 58 лет. С 2018 года трудоспособный возраст женщин каждый год повышается на 0,5 года (до 63 лет к 2027 году). В результате трудоспособный возраст у мужчин и женщин выровняется.

Подготовка законопроекта ко второму чтению

Как заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представляя законопроект в Госдуме,реформа позволит впервые за всю историю России проиндексировать пенсии выше темпов инфляции более чем в два раза: с 2019 года — на 1000 рублей (индексация на 7%, прогноз по инфляции на 2018 год — около 3%)”.

Он также напомнил депутатам и о льготах, предусмотренных реформой: например, люди с большим трудовым стажем (женщины – 40 лет, мужчины – 45) смогут выйти на пенсию на два года раньше.

Также сохраняется досрочная пенсия для работников вредных и опасных производств, для женщин, родивших пять и более детей, для инвалидов, чернобыльцев и других льготников.

— В отличие от стран Запада, Россия принимает решение о повышении планки возраста выхода на пенсию не под давлением кризиса в экономике, а при стабильной ситуации. Ведь необходимо на перспективу обеспечить страховой характер пенсионной системы, не просто сохранить, но и беспрецедентно повысить пенсионные выплаты.

Принятие законопроекта не приведет к росту безработицы в силу плавного увеличения возраста выхода на пенсию.

Этому помешает и тот факт, что на рынок выходит меньше новых работников из-за падения рождаемости в 1990-х годах, — отметил Максим Топилин, подчеркнув, что “правительство планирует выделить порядка 5 млрд рублей на повышение квалификации и переподготовку людей предпенсионного возраста”.

Регионам дали время еще подумать о пенсионной реформе

Более поздний выход на пенсию позволяет отодвинуть появление у многих людей комплексов, связанных с приходом старости, считают психологи.

“Удлинение пенсионного возраста дает людям старшего поколения более спокойно работать, хотя, чем больше пенсионеров работает, тем меньше мест для молодежи, и они стремятся вытеснить пожилых людей с рынка труда. С этим надо работать.

На государственном уровне прорабатывать более активное, здоровое долголетие, также стоит создать психологическую службу для пожилых людей”, — заявила РИА Новости доктор психологических наукВиктория Аршинова.

Также правительство готовит план защиты прав работающих граждан и законопроект о повышении пособия по безработице с нынешних 4,9 тысячи рублей до уровня прожиточного минимума.

Не менее важно и то, что Госдума одновременно с пенсионным законопроектом ратифицировала Конвенцию Международной организации труда (МОТ). Тем самым наша страна взяла на себя международные обязательства — обеспечить пенсии на уровне 40% утраченного заработка.

Как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, “вопрос о ратификации Конвенции начал рассматриваться еще в 90-е годы, и, наконец, решение назрело”.

Одобрив концепцию пенсионных изменений, парламентарии решили продлить общественное и экспертное обсуждение законопроекта на месяц от запланированных ранее сроков (до 24 сентября), чтобы провести “донастройку” в рамках подготовки ко второму чтению, которое состоится в осеннюю сессию.

Дальневосточные парламентарии и профсоюзы предлагают учесть специфику региона и сохранить прежний возраст выхода на пенсию, а также вернуть дальневосточный коэффициент к пенсии дальневосточников.

— Я считаю, не нужно забывать опыт освоения Дальнего Востока в царские времена и во времена СССР, когда людей привлекали сюда льготами, — поделился с ДОР своим мнением председатель некоммерческого партнерства “Лига финансовых институтов” Александр Ивашкин.

Может, стоит возраст для выхода на пенсию оставить прежний, а еще платить районный коэффициент 1,6, как во времена СССР? Тогда, глядишь, и молодые люди из западных регионов страны захотят переехать жить и работать на Дальний Восток, а это поможет государству реализовать демографическую программу в регионе.

Напомним, проект федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий” направлен на обеспечение устойчивого роста размера страховых пенсий по старости и высокого уровня их индексации.

Он предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости. Он предполагает увеличение “базового” возраста выхода на пенсию для мужчин до 65 лет, для женщин — до 63 лет.

Стаж государственной гражданской и муниципальной службы, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, увеличивается с 15 до 20 лет.

Кроме того, к 2026 году срок назначения страховой пенсии по старости для лиц, которым она назначается независимо от возраста, увеличится на восемь лет. Закон может стартовать с 2019 года.

По состоянию на 1 января 2018 года в Приморье получают пенсию 561 230 пенсионеров, из них 494 481 — получатели страховой пенсии. Средний размер страховой пенсии по старости – 14 063,62 рубля (по государственному пенсионному обеспечению — 9 026,69 рублей).

Материал подготовлен Дальневосточной объединенной редакцией (ДОР)

16842

Какой был пенсионный возраст для мужчин и женщин в Советском союзе?

Выход на пенсию в ссср

Время идёт, законы меняются… Сегодня вопрос о повышении возрастной планки для выхода на пенсию стал особенно острой темой для россиян и граждан бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Давайте узнаем, какой был пенсионный возраст в республиках бывшего СССР и как он изменится в ближайшие годы уже в ныне действующих, самостоятельных государствах.

Слово «пенсия» в начале своего применения имело значение, близкое к понятию награды, привилегии или знаку расположения монарха. Гай Юлий Цезарь из своих средств платил состарившимся легионерам, Пётр I положил содержание по старости одним только морским офицерам.

В предреволюционной России тоже были пенсии, их платили чиновникам, жандармам, военным и прочим государевым людям. Из рабочих в эту категорию попадали только те, кто трудился на казённых заводах. Пенсионного возраста, или возрастного ценза как такового не было, а нужна была только выслуга лет:

  • за 35 лет работы на одном месте полагалась полная пенсия,
  • за 25 – половина.

И это только для лиц, имеющих право на пенсию.

Основная масса рабочих, крестьяне, прочие категории, которые такого права не имели, заботились о своей старости самостоятельно.

После революции, уже 1 ноября 1917 года, правительство большевиков в своём сообщении по поводу социального страхования объявило о намерении взять на себя заботу об обеспечении стариков, вдов и сирот. Однако до реального воплощения этого намерения прошло немало долгих лет.

Пенсионный возраст в сталинские времена

Только в 1928 году стали назначать пенсию по старости рабочим некоторых отраслей промышленности, потом это распространилось на всех рабочих, а до служащих очередь дошла в 1937 году.

Везде в мире возрастной ценз был высоким, около 70 лет. На этом фоне возраст выхода на пенсию, введённый в СССР, оказался самым низким: это 60 лет для мужчин и 55 для женщин.

К этому времени колхозные артели на селе взялись за силу, и государство обязало их создавать фонды внутри своего хозяйства, предназначенные для помощи престарелым колхозникам. Здесь были задействованы понятия и трудового стажа, и пенсионного возраста, но устанавливались эти критерии на местах самостоятельно.

О том, сколько сейчас нужно трудового стажа женщине и мужчине для выхода на пенсию в России, вы можете узнать здесь.

Документ «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию» был принят в 1930 году, а в 1932 были установлены такие параметры относительно стажа и пенсии по старости:

  • общий возраст выхода на пенсию был оставлен прежний;
  • в условиях тяжёлого труда мужчины (рабочие и служащие) могли выйти на пенсию в 55 лет, если работали в этих условиях не менее 25 лет; для женщин – 50 лет, при стаже в 20 лет;
  • на подземных работах, на вредных производствах и в горячих цехах – для мужчин выход на пенсию разрешался в 50 лет, при стаже в этих условиях не менее 20 лет, для женщин – 45, при стаже в 15 лет;
  • в то время было сложно и тяжело работать в текстильном производстве, и работницы могли тоже выйти на пенсию раньше, в 50 лет, если они отработали в этой отрасли не мене 20 лет.

Колхозники получали по-прежнему пенсии от колхозов, а специалисты и инвалиды ВОВ могли рассчитывать на государственную пенсию.

Пенсионная системе СССР при Хрущёве

Именно в этот период времени в пенсионной истории страны произошли важные перемены.

1. Завершение формирования пенсионной системы

Это произошло в 1956 году. Государство посредством закона, принятого Верховным Советом СССР, гарантировало своим гражданам материальное обеспечение в старости – пенсию.

В сущности, в законе подтверждались основные параметры, которые функционировали и раньше, но кое-что было добавлено. Так, был расширен список работ, которые давали право на более ранний выход на пенсию.

Сюда включили такие категории:

  1. Женщин, родивших 5 детей или более.
  2. Людей, проработавших в районах Крайнего Севера (при стаже в 15 лет) и приравненных к ним (при стаже в 20 лет);
  3. Некоторые категории инвалидов, в том числе инвалидов ВОВ.

Советская пенсионная система обходилась без Пенсионного фонда. Взносы перечислялись предприятиями непосредственно в бюджет, из них же выплачивались пенсии.

Это было абсолютно логично для социалистического государства: поскольку оно взяло на себя обязанность обеспечить пенсионерам старость, то это делалось напрямую, безо всяких дополнительных затрат, перепоручений и переадресовок исполнения.

При социализме так принято – единые основания для получения пенсии, единые требования к стажу, единый порядок начисления пенсий.

Следует отметить, что в это время была введена минимальная пенсия, по сути дела, социальная, которая устанавливалась при недостаточном трудовом стаже или тем, кто вообще не работал.

Кроме того, за дополнительный стаж сверх обязательного полагались различные надбавки:

  • лишние 10 лет стажа, то есть, отработанные 35 лет для мужчин и 30 для женщин, давали прибавку к пенсии в 10%; такая же прибавка начислялась при непрерывном трудовом стаже в 15 лет и более;
  • если человек отработал лишние 10 лет, из них 25 лет на одном месте, то его пенсия увеличивалась на 20%.

В Советском Союзе не приветствовалась частая перемена работы. Считалось, что такой работник, раз он бегает с места на место, либо корыстен, либо безответственен.

На предприятии поощряли трудовые династии, которые воспринимали родное предприятие как второй дом, относились к нему с уважением, бережно и ответственно.

Также ценился стаж непрерывный, когда работник, меняя место работы, успевал это сделать в течение месяца. Эта тенденция отражена и в льготах для пенсии по стажу.

2. Пенсия колхозника

Прежняя практика, когда за пенсионное обеспечение отвечали колхозные артели, закончилась в 1964 году, именно тогда был принят Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов».

Обеспечивать старость колхозников теперь взялось государство, согласно общепринятым критериям.

Расчёт вёлся по другим формулам, в результате пенсия получалась ниже, чем для городских жителей. При этом специальным постановлением Совмина СССР колхозам дали право дополнительно к государственной пенсии оставить в силе свои выплаты, те, которые они ранее начисляли членам колхоза. Этот вопрос был передан на усмотрение на местах.

Пенсию не отбирали и не уменьшали у рабочих, которые шли работать после выхода на пенсию. Однако специалист не имел на это право, он обязан был выбрать что-то одно — или пенсию, или зарплату. Не распространялось это ограничение только на те области, где в таких специалистах ощущался недостаток. Например, врачей часто не хватало, поэтому в медицине врачи-пенсионеры получали и то, и другое.

Благословенный брежневский застой

Роль советской пенсии как государственного пособия по старости сохранилась и при Брежневе. Страна развивалась, богатела, и можно было позволить себе перейти на пятидневку, поднять пенсии и зарплаты, ввести льготы ветеранам и прочее.

Во все эти годы шло постепенное выравнивание величины пенсии для колхозников, с тем, чтобы приблизить её к пенсионному обеспечению рабочих и служащих.

Какой был размер пенсии в СССР по годам? Узнайте в этой статье.

Пенсионный возраст в осколках Советского Союза

Россия, уцелевшая часть большой страны и её правопреемница, получила в наследство и пенсионную систему СССР. Осколки, бывшие союзные республики, уходя в самостоятельность и неизвестность, унесли с собой ту же систему.

Но что делать с социалистической системой в условиях резко наступившего капитализма?

Разумеется, преобразовывать, создавать заново, поскольку государство сняло с себя обязанность обеспечивать пенсионеров.

22 декабря 1990 года бы учреждён Пенсионный фонд России (ПФР), автономная внебюджетная система, которая и занялась вопросами обеспечения достойной старости населения.

Сама система пенсионного обеспечения РФ претерпела многие изменения, которые в основном были направлены на то, чтобы удешевить содержание собственных нетрудоспособных граждан.

Особенно актуальным в этом плане оказался пенсионный возраст, тем более, что в странах Европы он был существенно выше.

Поэтому руководители всех стран СНГ, за редкими исключениями, принялись укорачивать возраст дожития, иногда до парадоксальных ситуаций. Например, ожидаемая продолжительность жизни мужчин в Туркменистане – 61-63 лет, она была зафиксирована в 2015 году. При этом на пенсию они могут выйти только в 62 года.

Вот таблица, в которой показан нынешний возраст выхода на пенсию, а также возраст дожития, то есть, количество лет, который человек проживает, закончив свою трудовую деятельность.
СтранаМужчины / Возраст дожитияЖенщины / Возраст дожитияТекущие изменения
Грузия65 / 560 / 18
Армения63 / 463 / 12
Эстония63 / 863 / 18С 2017 начнётся повышение до 63 лет к 2026
Латвия62 / 662 / 16С 2014 идёт повышение до 63 лет к 2020
Литва62,5 / 560 / 19С 2012 идёт повышение до 65 лет к 2026
Азербайджан63 / 759 / 15
Казахстан6358 / 14С 2018 начнётся повышение для женщин до 63 лет к 2027
Кыргызстан6358
Таджикистан6358 / 11
Молдова62 / 457
Туркменистан62 / -257 / 10
Украина60 / 655,5 / 19С 2011 идёт повышение для женщин до 60 лет к 2021
Беларусь60 / 5,655 / 20,9С 2017 начнётся повышение до 63 лет мужчинам и 58 женщинам
Россия60 / 4,755 / 21,3
Узбекистан6055 / 17

Только Россия и Узбекистан пока держатся прежних значений пенсионного возраста. Украина и Беларусь, казалось бы, тоже были тверды, но в 2011 году на Украине запустили процесс увеличения пенсионного возраста для женщин, а теперь и Беларусь решила идти по стопам Украины.

Однако и в РФ с 2017 года увеличивается пенсионный возраст для отдельных категорий работников, а именно – чиновников, муниципальных и государственных служащих. Он возрастёт до 65 лет для мужчин и до 63 — для женщин, произойдёт это постепенно. Между прочим, чиновники никогда не стремились рано выйти на пенсию, так что такое продление, надо думать, их не расстроило.

Но важен сам факт, прецедент, и, может быть, это первая ласточка для России.

Как формировалась пенсия в Советском Союзе?

Выход на пенсию в ссср

Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии. Чтобы понимать суть сегодняшней пенсионной реформы, каждый гражданин должен знать, с чего все начиналось, поэтому сегодня речь пойдет о самых важных исторических моментах реформы пенсионеров СССР.

Когда появилась?

Пенсия в СССР зародилась в 1956 году, а именно 14 июля после подписания соответствующего закона.

В принятом законопроекте были такие важные моменты, как:

  • общие требования пенсионной системы;
  • возрастные критерии и период трудового стажа;
  • порядок выплата пенсии;
  • единый порядок расчета;
  • размер пенсионных отчислений для разных категорий граждан.

Спустя 10 лет после вышеуказанного законопроекта, была разработана новая система пенсионного обеспечения, по итогу которой все пенсионные выплаты осуществлялись за счет государства.

Плюс советской пенсионной системы — все граждане страны получали минимальный уровень пенсии.

Характеристика пенсионной реформы СССР

Выделим основные особенности пенсионной реформы СССР:

  1. Пенсионный возраст не отличается от показателей настоящего времени — 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины).
  2. Пенсию назначали по следующим категориям:
    • по старости;
    • инвалидности;
    • по потере кормильца;
    • за выслугу лет.
  3. Пенсионные выплаты инвалидам войны или детства выплачивали из союзного бюджета, а военнослужащим — из бюджетных средств Министерства Обороны. В итоге главная проблема пенсионной структуры – несбалансированные расходы и доходы бюджетных средств.
  4. Все граждане пенсионного возраста получали пенсионные выплаты не ниже прожиточного минимума.
  1. С 1964 года разработана система пенсионных выплат для колхозников, в соответствии с которой пенсию назначали из союзного бюджета.
  2. С 1967 года был увеличен размер пенсионных отчислений, но уже в 80-х годах пенсия постепенно уменьшалась, поскольку не было действующего механизма ежегодной индексации.
  3. В 90-е нужно было изменить реформу по ряду причин:
    • активное старение жителей страны;
    • уменьшение численности работающего населения;
    • распространение системы досрочного оформления пенсии;
    • низкий уровень доходов;
    • падение цены на нефть;
    • сокращение объема производства;
    • дефицит бюджета.
  4. С 1987 года были внесены изменения, в соответствии с которыми каждый гражданин мог добровольно пополнять свои пенсионные накопления.
  5. В 1990 году был создан ПФР (Пенсионный фонд).

Стаж работы

Пенсионные отчисления в СССР назначали при наличии стажа 20 (среди женского населения) и 25 лет (среди мужского).

Однако часть пожилых людей могли оформить пенсию на 5 лет раньше, а именно:

  • шахтеры;
  • сотрудники горячего цеха;
  • работники текстильной промышленности;
  • граждане, проработавшие на Крайнем Севере 15 (женщины) и 20 лет (мужчины);
  • женщины, имеющие 5-х детей, которым уже исполнилось 8 лет — стаж не меньше 20 лет;
  • женщины, воспитывающие инвалидов детства — стаж 20 лет.

Пенсию назначали при соблюдении таких условий, как:

  • достижение соответствующего возраста;
  • общий стаж от 5 лет;
  • стаж перед оформлением пенсионных отчислений — 3 года и выше.

Средние показатели пенсии

Суммарный объем пенсионных выплат в СССР зависел от окладной части и количества проработанных лет.

Пенсионные выплаты сельских жителей были на 15% ниже, нежели размер пенсионных выплат сотрудников города!

Так, средние показатели пенсионных отчислений по городу варьировались от 70-120 рублей в месяц.

Но были и более высокие показатели, например, руководитель крупной организации мог получать 250 рублей в месяц после оформления пенсии.

Граждане, которые не работали официально получали социальные выплаты в размере 35 рублей.

Кроме базового размера пенсионных выплат, граждане могли рассчитывать на надбавки со стороны государства при выполнении следующих условий:

  1. Непрерывный стаж от 15 лет — 10% к пенсии;
  2. Длительный стаж более 30 и 35 лет (женщины и мужчины) — 10%;
  3. Стаж более 25 лет на одном предприятии — 20%.

Сколько была минимальная пенсия?

Минимальные показатели пенсии СССР составляли 35 рублей.

Пенсия в таком объеме выплачивалась следующим категориям пожилых людей:

  • не работающим лицам;
  • не имеющим стаж выше 20 лет;
  • колхозники — большинство жителей сельских поселений продолжали работать при достижении пенсионного возраста, чтобы поучить доплату к пенсии размером 10 рублей за каждый переработанный год. Сумма надбавок могла быть не больше 40 рублей.

В 1986 году минимальный размер подняли до 76 рублей!

По сути, минимальные пенсионные отчисления получала четвертая часть пожилых людей СССР.

Максимальные критерии пенсионных выплат

Максимальные показатели пенсионных выплат составляли 120 рублей.

На данную сумму могли рассчитывать жители города, которые занимались умственным трудом, например, врачи, учителя, инженеры и прочее.

При этом сумма пенсии зависела от суммы ежемесячного оклада. Например, при заработной плате до 50 рублей, гражданин пенсионного возраста мог рассчитывать на пенсионные отчисления в размере 85% от оклада, то есть всего на 40 рублей.

Пенсия народных депутатов

В 1989 году высшим органом власти были назначены народные депутаты, которые проводили съезды для обсуждения государственных вопросов. Последний съезд состоялся 05.09.1991. Именно в этот день было принято решение о самороспуске депутатов.

В настоящий момент большинство народных депутатов вышли на пенсию по старости и в Государственной думе подняли вопрос о повышении пенсионных выплат для данной категории граждан. На сегодняшний день количество «бывших» народных депутатов составляет всего 285 человек.

Министерство труда и социальной защиты предлагает установить размер пенсии 200 000 рублей. Основная причина разработанного законопроекта — ликвидация положения о персональных пенсиях для данной категории граждан, в соответствии с которым народные депутаты и их семьи могли получать достойную пенсию.

К числу народных депутатов хотели добавить категорию граждан, которые выполняли аналогичные функции в союзном парламентарии. Но новый законопроект не вступил в законную силу!

Основные условия для повышения пенсии будут следующими:

  • возраст 65 лет;
  • наличие российского гражданства;
  • депутатская деятельность до 1994 года не меньше 1 года.

В настоящий момент разработанный законопроект не одобрен в Государственной думе. Основная причина отказа — высокий размер бюджетных расходов.

Пенсионные выплаты колхозникам

В настоящий момент есть заблуждение, что в советские времена колхозники не получали пенсионных отчислений.

В действительности, пенсия выплачивалась всем категориям граждан страны, но из разных финансовых источников. Так, колхозники получали пенсию из артелей, которые создавали собственный фонд для осуществления пенсионных выплат.

Рекомендуем для прочтения: сколько пенсионеров в России?

Созданный фонд должен был оплачивать пенсию в виде денежных выплат, выдачи продуктов питания либо начислялись дополнительные трудодни. Сумму пенсионных выплат устанавливали отдельно для каждого колхозника на общем собрании членов артели или на собрании уполномоченных лиц.

Выделим основные особенности:

  • возраст 60 и 65 лет (соответственно женщины и мужчины);
  • стаж — от 20лет;
  • минимальные показатели пенсии — 12 рублей;
  • максимальные критерии – 102 рубля;
  • размер пенсии рассчитывали из половины оклада за последние 2 года работы либо за любые 5 лет трудовой активности;
  • граждане пенсионного возраста могли при желании продолжать рабочую деятельность;
  • на дополнительные пособия и прибавки имели право:
    • беременные женщины;
    • дамы, ухаживающие за ребенком до 3 лет;
    • лица, имеющие на попечении иждивенцев;
    • инвалиды.

Инвалиды войны могли получать дополнительные выплаты из государственного бюджета!

В 1964 году, когда вступил в силу законопроект о назначении пенсии членам колхоза, выплаты начинают производить из государственного бюджета. Однако колхозы, по своему усмотрению, могли сохранить выплаты пенсии из собственного бюджета.

Закон о пенсии

Основным законопроектом СССР, который регулировал вопросы начисления пенсии, является закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956.

В законе закреплены такие важные моменты, как:

  • максимальный пенсионный возраст;
  • стаж;
  • среднемесячный размер пенсии и прочее.

Многие пункты законопроекта давно устарели, однако разработанная реформа в 1956 году позволила пожилым людям получать достойную пенсию.

При этом не учитывалась ежегодная инфляция, ведь цены на товары с каждый годом только росли.

Поэтому в реформу постоянно вносились коррективы и даже в настоящий момент органы власти планируют кардинально изменить пенсионную систему, чтобы граждане смогли самостоятельно формировать будущую пенсию.

С какими проблемами рабочего стажа столкнулись пенсионеры после развала СССР, смотрите в этом видео.

Следовательно, каждый гражданин должен понимать процедуру начисления пенсии с самого начала ее образования, чтобы знать, в каком направлении двигается пенсионная политика страны. Как говорил Цицерон «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.