+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Законы о домах престарелых

Свод, да не тот: Минстрой утвердил новые правила для домов престарелых

Законы о домах престарелых

Дома престарелых станут более просторными и комфортными для проживающих. Минстрой утвердил обновленный свод правил возведения таких зданий, сообщили «Известиям» в ведомстве. Документ снимает ограничение жилой площади в 8 кв. м на человека, также увеличена ширина коридоров для колясочников.

Сегодня в подобных заведениях не хватает мест, большая часть домов престарелых появилась еще в советское время. Создание новых затруднялось в том числе отсутствием современных норм строительства.

Эксперты поддерживают корректировку правил, но считают, что они проработаны недостаточно для серьезных перемен в отрасли.

Новые правила

Минстрой в конце декабря 2019 года утвердил измененный свод правил (СП) по проектированию и строительству домов престарелых. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе ведомства.

Там уточнили, что новые правила прорабатывались совместно с Минтрудом и Всероссийскими объединениями инвалидов.

Также использовались предложения участников проведенного в прошлом году конкурса на лучший проект домов для людей старшего поколения.

Новые правила уточняют требования к строительству таких домов. Так, снято ограничение жилой площади в 8 кв. м на человека, увеличена ширина коридоров для колясочников — до 2 м, введено требование о создании специальных уборных для инвалидов. Кроме того, в документе появился раздел «Обеспечение пожарной безопасности», который раньше отсутствовал, рассказали в Минстрое.

О бытовых проблемах проживающих в домах престарелых говорят давно, отметил член общественного совета при Минстрое Рифат Гарипов. По данным НП «Мир старшего поколения», сегодня в стране занято примерно 280 тыс. мест в таких учреждениях, хотя на самом деле требуется более 630 тыс. коек. Через 10 лет необходимость в таких учреждениях вырастет до 1 млн мест.

По словам управляющего ГК Senior Group Алексея Сиднева, действующие сегодня дома для пожилых людей — это в основном советские дома-интернаты для престарелых и инвалидов и психоневрологические интернаты.

–– Условия проживания в них далеки от современных представлений о комфорте и человеческом достоинстве, –– сказал эксперт.

В хорошем состоянии из 280 тыс. мест находятся около 50 тыс. — в основном в отремонтированных советских интернатах. 10 лет назад начали появляться частные дома престарелых, но на сегодняшний день есть лишь несколько сетевых операторов, отметил гендиректор S.A. Ricci Александр Морозов.

Недостатки перемен

По словам владельца ГК «Удача» Владимира Прохорова, девелоперы пока мало заинтересованы в этом сегменте из-за его низкой рентабельности и слабой инвестиционной составляющей. Так, по информации Алексея Сиднева, на создание дома престарелых на 100 мест требуется около 300–500 млн рублей, а срок его окупаемости достигает 15 лет.

Для получения финансирования от государства частные дома должны соответствовать строительному СП. А старые правила в том числе препятствовали созданию новых комфортных учреждений, добавил эксперт.

Актуализация свода правил и их адаптация к современным нормам строительства создаст стимул для привлечения частного капитала, полагает директор по инвестициям ГК «Гранель» Андрей Носов. Пока же этот вопрос остается открытым, считает он.

Впрочем, как писали «Известия», государство уже разрабатывает стратегические программы, в которые заложено финансирование этой сферы.

Как рассказали «Известиям» в пресс-службе Минтруда, ведомство создало правовые основы для развития частных домов престарелых. Например, изменения в Налоговый кодекс предусматривают 0% по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

С 2020 года эта норма действует бессрочно. Также в рамках федерального проекта «Старшее поколение» нацпроекта «Демография» предусмотрены субсидии регионам на реализацию госпрограмм в сфере соцобслуживания.

На это выделяется 44,7 млрд рублей, из них 41,7 млрд — из федерального бюджета, добавили в ведомстве.

Обновлённые нормы изменят ситуацию со строительством домов престарелых к лучшему, но незначительно, считает Александр Морозов. Документ регулирует стандарты помещений в таких домах, не затрагивая при этом экономику проекта. А пенсионеры чаще всего не могут за счет своих доходов расплатиться за проживание в заведениях, добавил эксперт.

Алексей Сиднев отметил, что документ обновлен исключительно в части технических характеристик объектов. Изменения полезные, но они неполные и не затрагивают принципы гуманности.

Например, в правилах по-прежнему отсутствует требование наличия индивидуальных санузлов во всех жилых комнатах.

Но зато остается обязательным кормление маломобильных граждан в кровати, вместо того чтобы предусмотреть места для колясочников в общих столовых.

Кроме того, по словам эксперта, появились еще и сомнительные для развития отрасли требования. Например, ограничение на строительство домов выше трех этажей.

Здания низкой этажности комфортнее, но для их возведения требуется больший по площади земельный участок. Например, чтобы построить учреждение на 150 мест, потребуется около 1 га.

Свободные участки подобной площади можно найти только за пределами городов или на окраинах. Однако такие учреждения стоит интегрировать и в городскую среду, объяснил эксперт.

По мнению эксперта, новый свод правил требует доработки.

Он надеется, что в рамках действия регуляторной гильотины, согласно которой отменены устаревшие правительственные акты, документ может быть снова обновлен в 2020 году.

Ведь если правила и законы написаны нечетко, это выливается в большие затраты средств и времени на строительство, добавил управляющий проектной организации «Арбат-Менеджмент» Алексей Окрушко.

Дом-интернат — комфорт, одинокая старость или кормушка для детей? Как наживаются на стариках

Законы о домах престарелых

Количество одиноких инвалидов и пенсионеров с каждым днем неустанно растет. Уже сегодня в России существуют многотысячные очереди из желающих попасть в дом престарелых, или родни, мечтающей сдать, стариков на попечение государства.

Население страны стареет со всеми вытекающими последствиями. Сегодня социальное иждивенчество стало для нас в порядке вещей. А вы знаете, во сколько обходится государству одно койко-место в день в доме престарелых общего или частного типа?

Давайте вместе разбираться, почему дома-интернаты для инвалидов и престарелых стали так привлекательны для проживания пожилых людей и кто на этом откровенно наживается?

Репортаж журналиста, сделанный в стенах психоневрологического интерната, читайте в нашей предыдущей статье.

Откуда берутся очереди?

Несмотря на рост процента количества частных пансионатов для людей почтенного возраста, ситуация с оформлением в дома престарелых людей, нуждающихся в специализированном уходе, оставляет желать лучшего.

В России более миллиона таких людей, но даже половина из них не может получить обеспечение в государственном учреждении. Как правило, комнаты повышенной комфортности в домах-интернатах пустуют.

Родственники, если они есть, в большинстве отказываются платить за комфортное проживание инвалида или старика. Многие вообще подписывают соглашение на минимальный уход за близкими.

Цена вопроса

Государственное учреждение для инвалидов и престарелых

Стоимость одного дня проживания в доме-интернате для инвалидов и престарелых составляет в среднем 25-30 тысяч рублей и выше. Цена зависит от списка оказываемых услуг.

На банковский счет дома престарелых переводится 75% от пенсии постояльца, остальное отдается ему на руки.

Если пенсионных выплат недостаточно для полноценной оплаты содержания, то доплата идет из государственного бюджета.

Подробнее о льготах для пенсионеров смотрите здесь.

В государственных учреждениях на 20-30 человек, нуждающихся в помощи, приходится одна сделка. Правда, в некоторых интернатах встречается больше.

Частный пансионат

В частных пансионатах ситуация лучше. Там одна сиделка обслуживает примерно 2-3 пациента, требующих ухода. Стоимость проживания в частном учреждении составляет от 1,5 тысячи рублей в день и выше. Это зависит от спектра включенных услуг.

Кто имеет право жить в доме престарелых

Начнем с того, что далеко не каждый пожилой человек может рассчитывать на поселение в доме престарелых.

Кто имеет право на получение места:

1. Люди пенсионного возраста, которые не в состоянии самостоятельно ухаживать за собой.

2. Лежачие больные.

3. Инвалиды I и II группы, если у них нет родственников.

4. Люди, нуждающиеся в уходе, который родственники не могут обеспечить по веским причинам.

Вроде все понятно, но на практике дело обстоит несколько иначе.

Кто наживается на стариках (или на государстве)?

Большинство получателей социальной пенсии требуют для себя полное гособеспечение, которое включает отдельную комнату в доме-интернате плюс улучшенный медицинский уход.

Причем многие из них являются приезжими их других государств. По документам, которые предоставляют эти граждане, они считаются одинокими. Достоверность этого факта подтвердить невозможно, но они на полном основании занимают койко-места.

Другой вариант, родственники не могут ухаживать за старым и больным человеком и определили его в пансионат. В большинстве случаев таких стариков навещают только один раз в месяц — это день прихода пенсии.

Это противно, но близкие люди не стесняются забирать у немощных людей даже те копейки, которые у них остаются после высчета оплаты за проживание.

Информацию о бесплатной установке пандусов и других устройств в квартире или местах общественного пользования, необходимых для свободного передвижения инвалидов, смотрите на Пандус.су

Способы наживы на гособеспечении

Еще одна интересная картина, в интернат оформляют пожилого человека лет под 80-90 и неожиданно начинают проявлять максимум опеки. Вопрос, вроде так любят, зачем тогда сдали в дом престарелых? Кто мешает заботиться о человеке дома?

Все просто. Оказывается, старичок или старушка являются ветеранам ВОВ с правом получения новой квартиры. Как только родственники завладевают жильем, они тут же бесследно исчезают.

А вот еще! Есть закон, по которому люди пенсионного возраста имеют право определить своих пожилых родителей в дом престарелых. Вы думаете, этим правом мало кто пользуется?

Напротив, из желающих сдать стареньких родителей в интернат стоит огромная очередь! А выгода тут очевидна

Пожарная безопасность социальных учреждений: правила, нормы

Законы о домах престарелых

/ Статьи / Пожарная безопасность / Пожарная безопасность на объекте

Являясь одной из самых незащищенных групп населения, полностью зависящие от посторонней помощи, граждане преклонного возраста, инвалиды, находящиеся в домах-интернатах разного вида и функционального назначения, должны быть в зоне максимальной безопасности как в плане профилактики пожаров, так и при возникновении возгораний в зданиях. Это диктуют требования федеральных законов, противопожарных норм, сводов правил.

К сожалению, статистика пожаров, показывает, что ЧП с гибелью людей в таких учреждениях происходит с удручающей постоянностью.

Проведенные дознания причин, расследования обстоятельств преступлений указывают на одни и те же нарушения элементарных требований противопожарного режима – закрытые двери запасных выходов, зарешеченные окна, неисправная пожарная сигнализация; необученность и нерасторопность дежурного персонала, сотрудников охраны при проведении эвакуации.

Интернат для престарелых и инвалидов

Виды домов интернатов

Пожилые граждане заселяются в учреждения по уходу следующих видов:

  • Государственные, муниципальные дома для престарелых, инвалидов, в том числе ветеранов войны, труда, финансируемые из бюджета РФ – это большая часть учреждений такого функционального назначения, являющиеся новой обителью тех пожилых людей, что не имеют близких родственников или не поддерживают по различным причинам с ними отношений. Кроме того, это престарелые, инвалиды из неблагополучных семей, где за ними не было никакого ухода, была угроза здоровью; бездомные, в том числе лица, что освободились из мест заключения.
  • Хосписы, психиатрические дома-интернаты для пожилых граждан, что страдают соответствующими заболеваниями, расстройствами, за которыми необходим постоянный надзор, медицинская помощь.
  • Частные заведения, в том числе геронтологические учреждения, дома медицинского ухода, где проживают, получают комплексное обслуживание те граждане, что поступили сюда на платной основе.

При этом независимо от правовой формы учреждения, оказывающего такого вида услуги, строительные объекты, территории домов-интернатов для престарелых должны отвечать требованиям норм в области пожарной безопасности.

Нормативные документы

В полной мере к основным зданиям, вспомогательным строениям, территории, организации противопожарного режима в домах для престарелых, инвалидов на стадиях проектирования, возведения, обустройства, эксплуатации, реконструкции относятся требования следующих официальных документов:

Документы по пожарной безопасности на объекте

  • Федеральных законов № 69, 123.
  • «ППР в РФ».
  • СП 35-113, разработанный в 2004 году – о проектировании, строительстве геронтологических учреждений, домов медицинского ухода, хосписов.
  • СП 147.13330, утвержденного Госстроем РФ в 2012 году – о правилах реконструкции строительных объектов организаций соцзащиты, обслуживания граждан.

Кроме того, в части технической оснащенности строительных объектов таких учреждений установками сигнализации, дымоудаления, системами тушения огня, противопожарного водопровода, оповещения проживающих на случай пожара следует руководствоваться требованиями соответствующих сводов правил по каждому инженерному направлению, а также указаниями СП о жилых, общественных зданиях.

Приказы, инструкции по пожарной безопасности в домах престарелых разрабатывают должностные лица, прошедшие обучение ПТМ. В доме-интернате престарелых, инвалидов – это ответственный за пожарную безопасность, или инженер по ТБ и ПБ при наличии в штатном расписании, другой подготовленный сотрудник учреждения.

Требования норм

Среди многочисленных указаний для зданий домов-интернатов следует выделить такие противопожарные мероприятия:

  • Вокруг строительных объектов со стационарами для проживания независимо от этажности зданий должны выполняться круговые проезды для пожарной автотехники шириной не меньше 3, 5 м – до пяти этажей включительно, не меньше 4,2 м при 6–9 этажности.
  • Основные строения для проживания, обслуживания, лечения необходимо проектировать II степени стойкости к огню, а их архитектурно-планировочные решения должны быть приближены к жилым зданиям.
  • Отделения, предназначенные для постоянного проживания престарелых, инвалидов, должны включать комнаты на 1, 2 человек, различные хозяйственно-вспомогательные помещения, пост дежурной сестры; его рекомендованная вместимость – 100–150 коек.
  • Допускается совместное размещение помещений жилого, общественного назначения в одном здании при разделении противопожарными перегородками со стойкостью к огневому воздействию не меньше REI
  • Если дома-интернаты для престарелых размещены в нескольких зданиях, то их следует соединять теплыми переходами, выполненными из негорючих строительных, отделочных материалов, при этом пределы стойкости к огню капитальных стен каждого строения в местах примыкания в габаритах переходов должны быть R
  • Жилые отделения для престарелых, что нуждаются в постоянном присмотре, уходе, необходимо размещать не выше третьих этажей зданий, а инвалидов, что передвигаются в креслах-колясках – не выше вторых этажей.
  • В цокольных этажах, подвалах запрещено размещать помещения, что связаны с хранением, использованием горючих, негорючих материалов в сгораемой упаковке.
  • А также запрещается размещать смежно, под/над жилыми комнатами, врачебными кабинетами любые технические, складские помещения, камеры для сбора мусора, машинные отделения лифтов.
  • Ширина служебных помещений, коридоров в жилых отделениях должна быть не меньше 2 м без мест сужения, выступающих строительных, отделочных элементов.
  • Общие коридоры каждого здания должны иметь пути, выходы на 2 внутренние эвакуационные лестницы, а использовать наружные пожарные лестницы для эвакуации запрещается.
  • Максимальное расстояние при движении по коридорам из наиболее удаленных жилых комнат, врачебных кабинетов до эвакуационных лестниц, наружных выходов не должно превышать 35 м, а из любых помещений, выходящих в тупиковые коридоры – не больше 15 м.
  • Ширина площадок, маршей лестниц в жилых корпусах должна быть не меньше 1, 35 м, дверей выходов наружу – не меньше ширины марша лестницы.
  • Лестничные марши в домах-интернатах должны оборудоваться двусторонними поручнями.
  • Ширина дверей в жилых, медицинских помещениях выполняется не меньше 1, 1 м, в остальных – не меньше 0, 9 м.
  • В комнатах жилых корпусов необходимо предусматривать балконы, лоджии глубиной не меньше 1, 6 м.
  • Отделка общих залов, коридоров, лестничных блоков, иных помещений на путях эвакуации должна выполняться строительными материалами, отвечающими требованиям сертификатов соответствия ПБ – НГ, Г1, то есть они должны быть негорючими, слабо горючими.

Инструкции о мерах пожарной безопасности

В зданиях домов-интернатов следует устанавливать для защиты строительных проемов противопожарные двери с пределом стойкости к огню не меньше EI 30 в следующих местах:

  • В стенах, перегородках, что разделяют жилые, общественные помещения.
  • В стенах, что отделяют жилые корпуса от теплых переходов в здания с общественными помещениями.
  • В технических, складских помещениях, что связаны с хранением, оборотом, обработкой горючих материалов.
  • В перегородках, что отделяют лифтовые холлы от поэтажных коридоров.

Противопожарные двери должны быть оборудованы уплотнителями от огня, дыма, специальной фурнитурой – противопожарными замками, ручками с защелками, доводчиками, порогами, нажимными планками типа «антипаника»; иметь в комплекте поставки, продажи сертификат пожарной безопасности.

Вести монтаж, регулярно осуществлять технический сервис противопожарных дверей, а также всех установок, систем автоматической защиты помещений, зданий домов-интернатов – сигнализации, пожаротушения, оповещения, дымоудаления; внутреннего водопровода с кранами, укомплектованными рукавами, стволами; а также заниматься перезарядкой огнетушителей должны исключительно те предприятия, которые имеют лицензионные разрешения МЧС РФ.

Закон о пожилых людях – кто защищает права стариков

Законы о домах престарелых

Александра Краснова

В современном обществе пожилые люди часто оказываются беззащитными перед целым рядом экономических, социальных, юридических проблем. Порой старикам не хватает необходимых знаний.

В силу своих возрастных особенностей и состояния здоровья они являются наиболее уязвимой категорией населения.

Старики часто становятся жертвами мошенников, не владеют достаточной информацией о своих правах, не знают, как можно истолковать тот или иной закон. О пожилых людях и защите их прав мы поговорим в этой статье.

Определение прав пожилых людей

Права человека закреплены законодательно и составляют основу правового статуса личности. Государство обеспечивает защиту прав и свобод всех своих граждан независимо от возраста, пола, вероисповедания, национальной, расовой или этнической принадлежности, сексуальной ориентации.

Реализация правовых норм, неукоснительное соблюдение законов позволяют соблюдать интересы каждого человека и предоставлять равенство возможностей. В международных правовых актах права пожилых людей не выделены в отдельную группу. Различные сферы жизни граждан старшего поколения регулируются общепринятыми законами.

Старики наравне с другими возрастными категориями имеют право на защиту перед законом, на владение собственностью, на получение образования, на трудовую деятельность и на участие в политической жизни страны. Законом не допускается дискриминация пожилых лиц. Государство защищает права стариков, создает необходимые условия для обеспечения достойной и безопасной жизни.

Но наряду с этим в обществе присутствует потребность в создании специальных мер поддержки пожилого населения. Недостаточно относиться к пенсионерам только с уважением.

В стране и обществе должны быть созданы такие условия, при которых человек, достигший преклонного возраста, смог бы оставаться его полноправным членом: принимать активное участие в общественной жизни, вносить свой посильный вклад в развитие социальных институтов, жить полноценно.

Принимая новые законы, необходимо учитывать, что сегодняшнее трудоспособное население в недалеком будущем перейдет в категорию пенсионеров. Поэтому так важно, чтобы законы о защите пожилых людей были хорошо продуманными и действующими.

Пенсионеры – это граждане, отошедшие от активной трудовой деятельности.

Они не являются однородной группой и по-разному переходят на новый этап. Дискриминацию по возрасту как общественную проблему необходимо рассматривать с нескольких сторон. Несмотря на закон, пожилые люди часто испытывают негативное, предвзятое или несправедливое отношение к себе, а иногда даже подвергаются насилию и лишению определенных прав. К основным причинам дискриминации можно отнести инвалидность, экономическое положение, социальный статус, уровень образования, место проживания.

Нередко старикам отказывают в трудоустройстве, для них недоступны некоторые услуги. Человек преклонного возраста может подвергнуться различным формам насилия: словесному, сексуальному, психологическому, финансовому, а иногда и физическому.

Больные пенсионеры зачастую лишены возможности получать необходимую медицинскую или социальную помощь. Финансовое положение стариков оставляет желать лучшего, многие из них находятся за чертой бедности. В России принят свод законов о пожилых людях.

Они направлены на улучшение качества жизни лиц преклонного возраста и не содержат каких-либо ограничений, влияющих на эту категорию граждан.

Иногда наниматели отказывают людям старше 55–60 лет в приеме на работу, ссылаясь на их нетрудоспособность. Подобный аргумент является нарушением прав стариков. Закон о труде – Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующий трудовые отношения, – запрещает дискриминацию пенсионеров. Любой пожилой человек имеет право на занятость. Нередки ситуации, когда граждане преклонного возраста не знают законов, охраняющих их, не всегда могут правильно интерпретировать законодательную базу РФ и остаются один на один с возникшими проблемами. В молодом возрасте люди часто не задумываются о важности тех или иных нормативных правовых актов и только с годами начинают понимать актуальность законов о защите прав пожилых людей.

Законы, охраняющие права пожилых людей

В нашей стране основные положения государственной политики в отношении лиц старшего возраста закреплены в своде законов, принятых представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке: Конституции Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Федеральных законах «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об опеке и попечительстве».

Пенсионное обеспечение пожилых людей

Государство гарантирует своим пожилым гражданам пенсионное обеспечение. Право на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации – основном государственном законе. О правах стариков на достойный уровень жизни говорят с высоких правительственных трибун.

Законы об уходе за пожилыми людьми, об опекунстве над ними должны исполняться как на федеральном, так и на региональном уровнях. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет правовую основу и порядок назначения пенсионных выплат гражданам России.

В нашей стране пожилым людям гарантируются различные виды трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Право на пенсионное обеспечение по старости возникает у мужчин с 60 лет, у женщин с 55 лет. При этом страховой стаж этих лиц независимо от пола должен составлять не менее пяти лет.

В настоящее время Правительство РФ рассматривает возможность повышения пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. В законе о защите прав пожилых людей на трудовые пенсии оговаривается социальное обеспечение граждан, по каким-либо причинам не имеющих страхового стажа, предоставляющего право на пенсию по старости.

Для этой категории населения на основании Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрена социальная выплата.

Для пожилых людей, достигших возраста 80 лет, предусмотрено повышение размера фиксированной страховой части трудовой пенсии.

Социальная поддержка пенсионеров

Различные льготы и доплаты к ежемесячным пенсиям являются важной частью доходов пожилых людей. Социальные доплаты назначаются как специальная мера поддержки граждан Российской Федерации, наделенных особым правовым статусом.

В соответствии с законом «О государственной социальной помощи» некоторые категории федеральных льготников имеют право на ежемесячную денежную доплату и набор социальных услуг. Такая поддержка со стороны государства очень важна для стариков.

Закон о защите пожилых людей четко регламентирует порядок оказания правовой и социальной помощи престарелым и малоимущим гражданам РФ. Наряду с ежемесячными денежными выплатами государством определен набор предоставляемых пенсионерам социальных услуг.

К ним относятся дополнительная бесплатная помощь медицинских специалистов, обеспечение необходимыми лекарствами, предоставление санаторно-курортного лечения, оплата проезда к месту оздоровления и обратно.

Социальное обслуживание пожилых людей

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» регулирует работу социальных служб и гарантирует социальную и психологическую поддержку старикам, которым по состоянию здоровья необходима помощь.

Закон об уходе за пожилыми людьми определяет условия предоставления престарелым гражданам не только материальной помощи, но и предусмотренных государством различных видов специальных услуг: медицинских, психологических, образовательных, бытовых и т. д.

Старики, попавшие в сложную жизненную ситуацию, имеют право на социальную, психологическую и медицинскую реабилитацию. Одиноким пожилым людям, инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию, предоставляется в полном объеме гарантированная законом социально-бытовая и медицинская помощь на дому.

Такое обслуживание осуществляется специально обученными работниками социальных служб как безвозмездно, так и за определенную законом плату. Порядок предоставления бесплатных услуг определяется органами государственной власти Российской Федерации. Возмездное обслуживание пожилых граждан оказывается в порядке, установленном законом.

Оплата социально-бытовых услуг в социальных учреждениях иной собственности определяется данными организациями самостоятельно.
Закон о пожилых людях и инвалидах гарантирует предоставление социальной помощи гражданам РФ в следующих формах:

  1. Нестационарная – старикам оказывается помощь на дому, без проживания в социальном учреждении;

  2. Полустационарная – услуги предоставляются социальным центром дневного пребывания (организация горячего питания, культурного досуга, медицинского обслуживания);

  3. Стационарная – пожилые люди круглосуточно проживают в специальном социальном учреждении (срок пребывания определяется в индивидуальном порядке).

В России насчитывается около 4 000 предприятий социального обслуживания и 2 220 социально-культурных центров, которые предоставляют услуги в нестационарной и полустационарной формах.

Согласно закону о защите пожилых людей, более 15 миллионов граждан старшего возраста состоят в социальных учреждениях различного профиля. Специалисты служб при организации работы с пожилыми людьми учитывают все основные потребности этой категории населения. Социально активные пенсионеры нередко испытывают потребность в новых знаниях. В центрах социального обслуживания создаются университеты «третьего возраста» с различными факультетами. Обучение происходит по следующим направлениям: «Правовые основы», «Охрана здоровья», «Политические знания», «Экономическая грамотность», «Психология», «Агротехника», «Культура».

В университете «третьего возраста» пожилые люди получают:

  • правовые знания по вопросам собственности, наследования, дарения, завещания, имущественных отношений;
  • основы медицинских знаний и ЗОЖ;
  • психологические знания об изменениях в привычном образе жизни после выхода на пенсию, адаптации в процессе индивидуального старения, построении взаимоотношений с детьми, родственниками и сверстниками и др.

Обучение пожилых граждан в университетах «третьего возраста» способствует формированию активной гражданской позиции, повышению социальной активности пенсионеров. Новые законы о стариках в РФ разрабатываются с учетом всех современных потребностей старшего поколения. Особое внимание обращается на культурные и образовательные интересы данной категории лиц. Для этого на базе социально-культурных центров открываются курсы «Компьютерная грамотность», «Правовед», «Экономическая компетентность». Для пожилых людей, испытывающих потребность в психологической поддержке, работают телефоны доверия и горячая линия.
Одним из наиболее востребованных и экономически обоснованных направлений в деятельности центров социальной помощи является организация обслуживания стариков на дому. Такая социальная поддержка направлена на удовлетворение бытовых, медицинских, психологических и других потребностей лиц преклонного возраста.

В различных регионах действует единая модель нестационарного социального обслуживания.

Пенсионерам предоставляется комплекс услуг, предусмотренный законом об уходе за пожилыми людьми:

  1. Доставка на дом продуктов питания, лекарственных препаратов, необходимых товаров и др.;

  2. Предоставление хозяйственных, бытовых, гигиенических, санитарных, личных услуг;

  3. Помощь в поддержании социальных связей пенсионера с прежним местом работы;

  4. Предоставление медицинских услуг и лечебно-профилактической помощи в специализированных центрах здоровья или поликлиниках;

  5. Оказание транспортных услуг;

  6. Организация досуга по интересам.

Сегодня основной проблемой является недостаточное обеспечение социальными и медицинскими услугами стариков сельской местности, малонаселенных и отдаленных сёл и деревень.

Законом о защите пожилых людей предусмотрено внедрение новых моделей мобильной социальной службы: медицинские бригады, выездная помощь специалистов разного профиля. Основная задача мобильных бригад – обеспечение пенсионеров доступной медицинской, социальной, психологической, юридической помощью. Благодаря этому каждый пожилой житель отдаленного села или деревни может пройти медицинский осмотр, получить консультацию юриста, представителя Пенсионного фонда РФ.

Занятость пожилых людей

По данным статистики, в настоящее время в Российской Федерации работают около 12,04 млн людей, достигших пенсионного возраста. Иными словами, 30,7 % от общей численности пенсионеров продолжают свою трудовую деятельность.

В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости РФ содействуют трудоустройству лиц предпенсионного и пенсионного возраста.

Согласно закону о защите пожилых людей, эти граждане имеют право на получение следующих услуг: содействие в подборе подходящей работы, консультация специалистов, бесплатная профессиональная ориентация, обучение новой профессии.

Нетрудоустроенные лица предпенсионного возраста вправе обратиться в государственную службу занятости по месту жительства и получить в установленном законом порядке статус безработного. В этом случае государство также гарантирует человеку социальную поддержку: выплату пособия, бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации.

Нужна консультация?

Чтобы получить подробную информацию по всем интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или

позвонить по номеру: +7-495-021-85-54

Законы о домах престарелых

Законы о домах престарелых

Согласно ст.

15 Закона граждане пожилого возраста и инвалиды могут быть помещены без их согласия в учреждения социального обслуживания только в случаях, если они: — лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей; — при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (например, утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению); — признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарное учреждение социального обслуживания без их согласия по вышеприведенным основаниям решается только судом по представлению органов социальной защиты населения. Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1978 года N 202 было утверждено Типовое положение о доме для престарелых и инвалидов. Оно сохраняет свое действие и по сей день.

Федеральный закон о доме престарелых № 442

Согласно части 3 ст. 7 Закона каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

В статье 10 Закона об основах социального обслуживания населения сказано: “Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровью условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга”. Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1978 г.

Дом престарелых

Минтруда России №552н от 13 августа 2014 г.)

  • Рекомендуемые нормативы обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания (Приказ Минтруда России №505н от 30 июля 2014 г.)(сколько лет должна служить простыня, наволочка, матрас и т.д.)
  • Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения (утвержден приказом Минтруда России от 31.12.2013 № 792)
  • О результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей на 1 июня 2015 года (доклад Минтруда России)
  • Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г.

Фз о соц. обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов

Какие существуют правила помещения в дом престарелых (какие документы необходимы)?Возможно ли так называемое “временное проживание” в доме престарелых? Согласно статье 27 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с последними изменениями от 2 декабря 2000 г.

) нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения. В соответствии с частью 1 ст.

7 Закона РФ от 10 декабря 1995 г.

An error occurred

ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” указано, что социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому I или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Из статьи 4 Закона следует, что “государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка и др.”. При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют, в том числе, право на согласие на социальное обслуживание (ст.
7).

Курсы

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 338″О развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов» С изменениями и дополнениями от: 6 июля 1999 г., 29 июля 2010 г. Правительство Российской Федерации постановляет: 1.

Признать необходимым дальнейшее развитие сети специальных домов — интернатов (специальных отделений) для престарелых и инвалидов в государственной системе органов социальной защиты населения.

Создание специальных домов — интернатов (специальных отделений) для престарелых и инвалидов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно.

Расходы, связанные с созданием и содержанием специальных домов — интернатов (специальных отделений), производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. 2.

Закон о домах престарелых

При наличии свободных мест в доме-интернате престарелые и инвалиды могут приниматься на временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев на общих основаниях. Согласно п.20 Положения пенсионерам, проживающим в доме-интернате, пенсия выплачивается в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, при переходе пенсионера на постоянное или временное (до 6 месяцев) проживание в дом престарелых размер и порядок получения пенсии не меняется.
Граждане, проживающие в доме-интернате, с разрешения администрации могут пользоваться принадлежащими им вещами. Согласно п.

26 Положения временное выбытие престарелых и инвалидов из дома-интерната по личным мотивам разрешается с согласия директора на срок не более 1 месяца.

В соответствии со ст.9 Закона РФ от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание «осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг.

Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания производится на основании личного добровольного письменного заявления граждан пожилого возраста и инвалидов и подтверждается их подписью».

Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается на основаниях и в порядке, предусмотренных ст.15 Закона о социальном обслуживании граждан.

Внимание Вот полный текст этой нормы: “Сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального или общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, — в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое, ими жилое помещение”. Итак, в статье указаны два случая: когда инвалид проживает в квартире с родственниками; когда инвалид проживает в квартире один. Согласно ч.3 ст.7 этого Закона каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. О социальном обслуживании в стационарных учреждениях говорится в ст.

10 Закона «Об основах социального обслуживания населения»: «Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровью условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.