+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Земля общего пользования между соседями

Земля общего пользования между соседями 2019 год

Земля общего пользования между соседями

Статья акутальна на: Февраль 2020 г.

То есть участок земли (придомовая территория), огражденный забором, находится во владении собственника. А территория, что находится за забором, считается «ничейной землей». Как правило, она является муниципальной. Правом пользования такой прилегающей к забору земли обладают те, кто на законном основании сможет обосновать свои права (сервитут) на владение, пользование ею.

К примеру, данная территория необходима собственнику частного дома, ввиду выезда из гаража машины, провоза каких-то грузов, т.е. приходится перемещаться по ней. Таких причин может быть много. Но в, то, же время правом пользования такой территорией могут обладать несколько лиц. Например, соседи частного дома на два хозяина или домов, калитки которых примыкают к общей территории.

Закон о придомовой территории частного дома

  1. Выкорчевывание ненужных кустарников и деревьев.
  2. Вывоз мусора.
  3. Возведение беседок, арок, живой изгороди, пергол.
  4. Завоз удобрений и новой земли.
  5. Разбивка газонов.
  6. Создание клумб.
  7. Вертикальное озеленение фасада.
  8. Высадка кустарников и деревьев.

  9. Сооружение фонтана или водоема.
  10. Обустройство зоны отдыха и детской площадки.

Несомненно, не все эти пункты могут быть выполнены. Некоторые работы для того или другого владельца будут просто неактуальными или нецелесообразными.

План участка составляется с учетом пожеланий собственников.

Придомовая территория частного дома

  • Выкорчевывание кустарников и деревьев;
  • Устранение мусора;
  • Изготовление беседок, арок, изгороди;
  • Использование удобрений;
  • Создание газонов и клумб;
  • Посадки деревьев;
  • Оборудования зоны для отдыха.

Но это лишь примерный комплекс мероприятий, который нужен для обустройства территорий в частном секторе. В зависимости от видов работ необходима подготовка к оборудованию местности и закупка материалов.

Определяем и узакониваем размеры придомовой территории частных домов

Собственники домов могут приватизировать данную землю. В статье рассказывается, что такое придомовая территория внутри забора и за ним, как оформить права собственности на нее, и что для этого потребуется.
Законодательное регулирование вопроса Основные моменты, касающиеся данного вопроса, определены в:

  • Конституции РФ, которая установила право граждан на частную собственность, а также возможность общего пользования землёй.
  • Положениях Градостроительного кодекса РФ.
  • ФЗ о госкадастре недвижимости, установившим порядок регистрации недвижимости и её правообладателей в базе ЕГРН, а также выдачи правоустанавливающего документа.
  • СанПиН и регламент СНиПа, касающиеся малоэтажных домов.
  • ЗК и ГК РФ, определившие виды таких земель и порядок заключения сделок по переходу прав на участки от одного лица к другому (покупка, аренда и т.п.).

Придомовая территория частного дома: границы, содержание

В праве на аренду или собственности может быть отказано, если:

  • Через участок проходят коммуникационные линии;
  • В результате аренды будет уменьшена ширина улицы;
  • Рядом с участком располагаются историко-культурные объекты;
  • Участок имеет других владельцев и не было получено их разрешения.

Обустройство Важной частью содержания дома в частном секторе является благоустройство его территории. Желательно создать план участка и разместить на нем все по своему желанию.

Что в себя включает придомовая территория частного дома ?

Особенности растений При использовании насаждений важно учитывать их специфику. Высаженные не в том месте деревья или кустарники не будут хорошо развиваться.

Поэтому, благоустраивая придомовую территорию, следует знать факторы, влияющие на рост насаждений:

  1. Тепло- и светолюбивость.
  2. Морозостойкость.
  3. Устойчивость к засухе.
  4. Химический состав почвы и воды.
  5. Влажность грунта.
  6. Рельеф почвы.

Водоснабжение От него напрямую зависит благоустройство как самого дома, так и территории, к нему прилегающей. При какой-либо аварии, прорыве трубы, поломке вентиля может потребоваться срочный ремонт.

Если неприятность произошла внутри сооружения, ее можно устранить достаточно быстро. Поломка наружного водопровода может потребовать земляных работ. Это означает, что заборы, ограды, деревья могут создать серьезные препятствия.

Земли общего пользования: основные правила использования

Однако это понятие имеет обозначение: земельный участок, находящийся около частного домостроения и принадлежащий его владельцу. Территория данного вида требуется собственнику для ведения хозяйства и обслуживания объекта недвижимости.

На ней можно установить забор, дополнительную пристройку, гараж, хранить древесину и пр. Законодательная база На уровне закона представлен ряд документов, которые определяют условия использовании придомовой территории.
Подробную информацию граждане могут найти в:

  • Конституции РФ;
  • Земельном и Гражданском кодексах;
  • Законе «О государственном кадастре недвижимости»;
  • СНиПах;
  • СанПиН;
  • Техническом паспорте и плане дома и земельного участка к нему.

Получение актуальных сведений позволит узнать свои права и обязанности.

Земли общего пользования: незаконный захват

Его положения определили, как можно присвоить участок, находящийся в муниципальной собственности.Аренда или переход права собственности придомовых земель осуществляется согласно договору с органами местного самоуправления. Желающий может получить отказ в случае:

  • Если на данной участке проведены инженерно-коммуникационные линии.
  • Когда оформление права собственности какого-либо лица уменьшит размер общедоступной территории меньше того, что установлен законом: ширина улиц местного и главного значения не должна быть меньше 15 и 40 м соответственно.
  • Если земля имеет особое историко-культурное значение.
  • Когда надел может стать собственностью сразу нескольких лиц, которые не могут достигнуть согласия.

Определение понятий В отношении частных домов законодательство не определило, что считается придомовой территорией.

Привитизация земель общего пользования в дачном коооперативе!

Если в изначальный план нужно будет внести изменения, это необходимо вновь обсудить в другими владельцами домов.Если участок, прилегающий к частному дому, не имеет хозяина, тогда владелец помещения может подать заявление и свидетельства того, что он является бесхозным. На рассмотрение местным органам даётся 18 дней.

Если факт отсутствия собственника был в ходе проверки документов подтверждён, земля вносится на учёт.
Норм, касающихся придомовой территории для жилья частного сектора, установлено не было.

Квадратура земельных участков (ЗУ), примыкающих к дому, в таком случае зависит от территории, которая была арендована или приватизирована.

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земля общего пользования между соседями
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Собственность » Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.

Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.

Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.

Земельные участки общего пользования

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земельных участков общего пользования

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Право прохода через чужой участок

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Земли общего пользования в населенных пунктах и в СНТ

Земля общего пользования между соседями

При рассмотрении и решении вопросов, связанных с земельными участками и межеванием часто возникают вопросы по объектам общественного значения.

Большая часть аспектов касается правового регулирования вопросов использования данных территорий.

Немаловажным в данной случае является необходимость определения их принадлежности, особенно если речь идет о совместном использовании.

Что такое земли общего пользования?

Земли общего пользования по Земельному кодексу регламентируются статьей 85. Она указывает на следующий перечень таких объектов:

  • площади и улицы;
  • проезды, автомобильные дороги;
  • набережные, парковые зоны;
  • водные объекты и пляжи.

Статья 85 ЗК РФ также указывает, что земли общего пользования не подлежат передаче в частную собственность. Однако в судебной практике возникают ситуации, когда определенные объекты могут быть сданы в аренду. Такие действия проводятся с обязательным условием о том, что их использование не будет ограничено ни в коей мере.

Земли общего пользования в населенных пунктах

В населенных пунктах объекты общего пользования могут быть причислены к определенным территориям. Данное распределение необходимо для назначения ответственности за обслуживание и содержание таких участков. В отдельном порядке возникает при этом вопрос, можно ли взять в аренду землю общего пользования.

Судебная практика показывает, что аренда таких объектов возможна в том случае, если будут обеспечены все условия для их функционирования. Также регулируется ситуация, когда на участке, который определяется в общественное использование, уже находятся объекты частного владения. В этой ситуации допускается сдача земли под указанной недвижимостью в аренду на срок до 49 лет.

Земля общего пользования между соседями

Вопросы земельных споров актуальны для всех владельцев земельных участков. Особенно часто они возникают между соседями, и не последнее место занимает совместное использование общественных участков.

Обычно земельные споры возникают касательно дорог и подъездов к отдельным земельным участкам.

Нередко судебная практика фактически позволяет одному из соседей контролировать дорогу, которой пользуются и другие владельцы. Подразумевается, что он не должен при этом ограничивать движение.

Однако часто возникает ситуация, когда такой сосед передвигает забор, сужая проезд до минимально возможного.

В такой ситуации необходимо решать вопрос через суд, возможно проводить межевание. Если имеются документы, подтверждающие, какая территория должна отводиться под проезд — можно его вернуть. Однако если таких документов нет, но при этом есть межевание у соседа, указывающее на правомерность установленного забора — в этом случае что-то решить будет весьма проблематично.

Межевание земель общего пользования помогает определить в законном порядке границы территории. В этом случае исключаются любые попытки захвата или незаконного продвижения.

Полезная информация: Договор сервитута.

Межевание земель общего пользования в СНТ

СНТ — садовое некоммерческое товарищество, которое предполагает выделение земельного надела под ведение огорода и соответствующей хозяйственной деятельности. Однако как и для любого иного типа территории для полноправного владения такой территорией должен быть оформлен кадастровый паспорт. Он включает в себя определение границ и план всех имеющихся построек.

Межевание территорий, которые определены для общественного использования, осуществляется для разграничения всех соседних наделов. При этом оно может проводиться и в том случае, если право на собственность такой территории имеется у отдельного частного лица. В этом случае однако должно соблюдаться основное условие в предоставлении доступа к используемому объекту.

Оформление земель общего пользования в собственность СНТ

В отношении земельных участков совместного использования в СНТ в 2018 году часто возникает вопрос, оформлять их в собственность товарищества или нет. Такой обязанности в переоформлении перед СНТ по законодательству не имеется. Поэтому необходимость переоформления рассматривается им в индивидуальном порядке.

То есть при наличии ранее оформленных документов, которые соответствует действовавшим нормативам, допускается отсутствие современного кадастрового паспорта. Однако для возможности в полной мере оформлять новые документы без задержек и осложнений, рекомендуется все же привести документацию в соответствие с текущими стандартами.

Как поставить земли общего пользования на кадастровый учет в СНТ

Для постановки земли общего пользования в садовом товариществе на кадастровый учет необходимо предоставить следующую информацию:

  • схемы расположения земельных участков согласно межеванию, указание собственников, а также тех территорий, которые назначаются в общее использование;
  • подтверждение правомерности использования выделенных территорий — документы на использование и получение наделов;
  • данные по учредительной документации садового товарищества.

Все документы предоставляются в органы местного самоуправления. На основании проведенного межевания и предоставленной информации разрабатывается план территории, с указанием как частных земельных участков, так и объектов общего пользования. (О том, как поставить на учёт мотоцикл, читайте по ссылке:)

Правила эксплуатации земли общего пользования в СНТ предписывают при этом, что отдельная приватизация допускается только в том случае, если сохраняется совместный доступ.

При этом не допускается возможность определить в частное или долевое использование старых объектов. К примеру имеется дорога.

 Если соседи скинутся и проведут ее улучшение — они не смогут оформить долевую собственность на нее, поскольку она уже числилась по документам.

Налог на земли общего пользования в СНТ в 2018 году

Вопрос о налогообложении земель общего пользования в садовых товариществах является актуальным для всех участников. Часто возникают ситуации, когда налог просто распределяется в равной степени на всех, без учета льгот и их возможностей.

Чтобы определить порядок внесения платежей, необходимо обратиться к правоустанавливающим документам. Если во владении указанной территории перечислены конкретные лица, то налогообложение распределяется между ними. Если такого перечня не имеется, то налоговый сбор взимается с товарищества. Внутреннее поступление взносов на уплату налогов определяется общим собранием.

Расчет размера сборов основывается также на документах, подтверждающих право на данные территории. При отсутствии кадастрового паспорта и постановки на соответствующий учет, размер определяется по общему положению, установленному в регионе.

О том как выйти из СНТ читайте по ссылке:

Незаконный захват земли общего пользования

Незаконный захват земли общего пользования не является редкостью. Сдвиг забора, незаконная постройка за его пределами, расширение пахотной территории — такие случаи бывают достаточно часто.

Законодательство указывает, что в случае самовольного расширения территории, назначаются штрафы:

  • от 500 рублей до тысячи для физических лиц;
  • от одной до двух тысяч — для должностных лиц;
  • от двух до 20 тыс. — для юридических.

Жалоба на захват, незаконное строение или иное нарушение подается в уполномоченные органы местной администрации. Такие заявления принимаются от любых лиц, как юридических, так и физических. Однако важным условием становится правильное оформление документа.

Скачать образец жалобы на незаконный захват земли общего пользования

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Земля общего пользования между соседями: сосед поставил забор, перегородил дорогу

Земля общего пользования между соседями

1 294 просмотров

Еще вчера вы беспрепятственно проезжали по проселочной дороге к дому, а сегодня на ней стоит забор. Вы не можете попасть на свой участок и не знаете, что делать. Сосед категорически отказывается открыть проезд.

Страшная ситуация, не правда ли? Однако с подобными проблемами сталкиваются до 2% жителей территорий частной застройки. Рассмотрим, что является землей общего пользования между соседями и как бороться с ее захватом.

Что относится к землям общего пользования

На территориях, на которых расположена частная застройка, существует несколько вариантов земель:

  • государственная (муниципальная);
  • частная;
  • общего пользования.

Земля общего пользования необходима для того, чтобы собственника (арендаторы, пользователи) земельный участков могли беспрепятственно использовать свои земли.

На территориях частой застройки и садовых (огороднических) участках к землям общего пользования относятся:

  • дороги всех видов;
  • территории, на которых расположены объекты социально-культурной направленности (парки, скверы);
  • участки, предназначенные для удовлетворения нужд жителей (общий колодец).

Каждый собственник, арендатор, пользователь и посторонние граждане имеют право беспрепятственно использовать земли общего пользования. Любой гражданин имеет право требовать восстановления своих прав (не относящихся к вещным правам) в случае незаконного захвата общих земель третьими лицами или соседями.

Что делать, если сосед поставил забор

Популярной ситуацией является установка забора на территории общего пользования. Не всегда такая ситуация нарушает права соседей. Но факт нарушения засчитывается вне зависимости от того, были ли нарушены права соседей.

Пример. Василина разбила палисадник рядом со своим участком. Она оградила его и свою землю общим забором. Хотя ограждение не мешало другим соседям, сотрудники администрации при проверке вынесли штраф за нарушение границ. Женщина пыталась оспорить протокол об административном нарушении в суде. Однако суд подтвердил полномочия сотрудников муниципалитета.

Таким образом, возведение забора на территории общего пользования является нарушением законодательства. Это считается захватом земель муниципалитета. Так как все земли общего пользования, по умолчанию, относятся к муниципальной собственности.

В случае, если такие действия соседей привели к нарушению прав других жильцов, гражданин имеет право инициировать проверку уполномоченных органов. При выявлении факта нарушения виновник будет привлечен к ответственности.

В случае если виновник не устранит нарушение в срок, то штраф будет выписан повторно.

Что делать, если сосед перегородил дорогу

Дороги относятся к землям общего пользования. Причем речь идет не только о крупных дорогах. Землями общего пользования считаются пешеходные дорожки, межи, тропинки. Захват таких земель также запрещен законом.

Захват дорог может препятствовать проезду других соседей к своему участку, проезду спецтехники. Данный вопрос особенно актуален для крупногабаритной техники (пожарная машина, трактор).

В соответствии Гражданским кодексом, граждане должны осуществлять свои права, не нарушая прав других соседей. Поэтому строго запрещается перекрывать единственную дорогу к участку, захламлять ее мусором или перегораживать забором.

Что делать, если сосед присвоил землю общего пользования

Однако запрет зачастую не мешает гражданам присваивать землю общего пользования. При просмотре судебной практики можно встретить массу конфликтов, которые основываются на незаконном использовании общих земель.

Для решения проблемы в правовом поле необходимо следовать следующему алгоритма:

  1. Найти собственника земли.
  2. Оформить обращение к владельцу земель.
  3. Обратиться в Росреестр для привлечения виновника к ответственности.
  4. Обратиться в суд.

Считается, что в подлобной ситуации можно взыскать с виновника моральный вред. На практике подобное практически невозможно. Доказать нравственные страдания от перекрытой территории будет непросто.

Находим собственника земли

В первую очередь необходимо подтвердить, что сосед не является законным владельцем данного участка. Возможно межевые границы его надела установлены таким образом, что спорный участок относится к его собственности.

Кроме того, гражданин вполне имел право заключить с районной администрацией договор аренды и взять недостающую часть надела в аренду на 49 лет. Поэтому не исключено, что он использует его на законных основаниях.

Для выяснения личности собственника необходимо:

  1. Получить выписку из ЕГРН.
  2. Сверить информацию по плану застройки (генеральный план застройки можно посмотреть в местной администрации).

Если участок не постановлен на кадастровый учет, а также на него не распространяются права аренды и пользования, то владельцем является местная администрация. В таком случае захват носит фактический характер.

Устранить его можно обращением к собственнику.

Обращаемся к собственнику

После получения документов о фактическом захвате земельного надела, необходимо обратиться к его владельцу. Например, дорога может быть в собственности:

  • ТСЖ;
  • местной администрации;
  • в общей долевой собственности ТЖС.

Информация о захвате оформляется в письменной форме на имя руководителя ТЖС или главы органа местного самоуправления. После чего, они должны принять меры по привлечению виновника к ответственности за незаконный захват земли.

Обращаемся в Росреестр

Если собственник отказывается или не спешит привлекать виновных к ответственности, инициировать вынесение административного наказания могут и граждане. Для этого необходимо обратиться в территориальный отдел Росреестра и сообщить о самовольном захвате земель.

Росреестр – является государственным органом, который уполномочен самостоятельно привлекать к административной ответственности захватчиков земель.

Важно! Обращение в отдел полиции по вопросам, связанным с незаконным захватом земель, не принесет результат. Полиция не уполномочена на возбуждение административного дела по данным вопросам.

Обращаемся в суд

В ряде случаев возможен юридический захват земли. Это незаконное оформление прав на общую землю.

Например, на данном участке располагается единственный подъезд к наделу соседа, а виновник оформил межевания или выкупил землю у ТСЖ. В таком случае спор может быть разрешен только в суде.

Гражданин, права которого нарушены, имеет право подать заявление о прекращении права собственности, внесении изменений в ЕГРН и устранении препятствий в пользовании участком.

При обращении в суд необходимо доказать следующие моменты:

  • земля относится к территории общего пользования (землеустроительная экспертиза, анализ кадастровых планов участков и генеральных планов строительства);
  • фактические границы не соответствуют официальным (землеустроительная экспертиза).

Заявитель должен установить в иске следующие требования:

  • установить границы земельных участков;
  • признать результаты межевания неверными;
  • признать сделку недействительной (если права на участок возникли на основании выкупа общей земли у ТЖС);
  • демонтировать забор (при наличии ограждения).

Ответственность на незаконный захват земель

К незаконному захвату земель относится:

  • перенос забора за пределы границ его участка;
  • расширение пахотной территории;
  • незаконная постройка за пределами межевых границ участка.

В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ, к нарушителю применяются следующие меры ответственности:

  • для физических лиц – от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости участка (не менее 5 000 р.);
  • для должностных лиц – от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости участка (не менее 20 000 р.);
  • для юридических лиц – от 2 до 3% от кадастровой стоимости участка (не менее 100 000 р.)

Если кадастровая стоимость участка не установлена, то величина штрафа рассчитывается иначе.

№ п/пСтатус нарушителяВеличина штрафа
1Для физических лицот 5 000 р. до 10 000 р.
2Для должностных лицот 20 000 р. до 50 000 р.
3Для юридических лицот 100 000 р. до 200 000 р.

Точная величина штрафа выносится по решению административной комиссии. Однако сумма не может быть меньше минимального размера штрафа, установленного законом.

Споры между соседями относятся к нервным и не простым. Чтобы избежать личного негатива, целесообразно привлечь к разбирательству юриста. Специалист освободит вас от участив в процессе, сам подготовит иск и соберет документы. Просто опишите ситуацию дежурному юристу, и он предложит юридическую помощь.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями

Правила пользования землёй общего пользования: особенности и нюансы

Земля общего пользования между соседями

Среди категорий земельных участков нет более свободной, чем земли общего пользования. Их нельзя сделать частными, закрыть для личного использования, выстроить жилой дом или завод.

Особенности пользования землей общего пользования упомянуты в законодательстве – Земельном Кодексе, Гражданском Кодексе и региональных документах, определяющих нюансы пользования в конкретной местности.

Закон даёт исчерпывающую информацию, и нарушения могут повлечь ответственность.

Для чего нужна категория земли общего пользования?

Основная цель создания таких территорий – обеспечение удобного проживания и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан. Для комфортной жизни, беспрепятственного перемещения необходимы зоны общего использования, поэтому их всегда проектируют сразу.

Эти земельные участки используются как:

  1. улицы, дворы, прилегающие территории к жилым и общественным зданиям;
  2. инфраструктура: дороги, подъездные пути;
  3. места отдыха: парки, скверы, площади, бульвары;
  4. кромка (подход, прибрежная территория) водных объектов;
  5. набережные и общественные пляжи.

Таким образом, земли общего пользования в основном находятся в населённых пунктах: городах, посёлках, в СНТ и дачных хозяйствах, и т.д. Они пригодны для публичного свободного использования. Использовать их можно любым образом, не нарушая законодательство РФ.

К землям, которые могут использоваться неограниченным кругом лиц (такое определение даёт Градостроительный Кодекс), относятся не только территории в границах населённых пунктов, но и официально созданные национальные парки, заповедники, заказники. А так же:

  • лесополосы;
  • берега водных объектов за пределами населённых пунктов;
  • охотничьи угодья.

На эти объекты распространяется действие Лесного и Водного Кодекса.

Особенности правового статуса

Согласно Земельному Кодексу и Федеральному закону 178-ФЗ земли общего пользования не могут находиться в частных руках. Их нельзя приватизировать или выкупить как для своих, так и для общественных нужд.

Так как у каждого участка земли на территории РФ есть владелец, территории общего использования тоже имеют хозяина: муниципальное образование, на территории которого участок находится. Именно органы государственной власти ответственны за содержание, развитие и охрану земель общего пользования.

Ст.262 ГК РФ предполагает:

  • возможность граждан свободно проходить и перемещаться по территориям, отнесённым на кадастровом плане к землям общественного пользования;
  • право использовать любые ресурсы на этих землях, если способ использования не противоречит законодательству (в сквере можно собирать осенние листья, но нельзя по своему желанию спиливать деревья);
  • запрет на приватизацию;
  • запрет на постройку капитальных строений.

Представители государства могут огораживать участок земли общего пользования, если:

  • расположенные за ограждением объекты могут нанести вред здоровью и жизни граждан;
  • эти объекты нуждаются в усиленной охране;
  • проводятся ремонтные работы, которые будут затруднены, если по территории начнут ходить граждане.

Оградить участок просто так не имеет право даже представитель государства. Однако, даже если есть конкретный запрет на перемещение по территории, гражданин может по ней пройти, если не причинит ущерб и беспокойство собственнику.

Нюансы сделок с участием территории общего пользования

Территории общего пользования запрещено выкупать, но можно использовать на правах краткосрочной аренды или краткосрочной передачи в безвозмездное пользование.

В зависимости от содержания договора бывает разрешено:

  • возведение некапитальных объектов;
  • установка торговых точек, ларьков;
  • создание рекреационной зоны за счёт средств арендатора с целью последующего получения прибыли (например, торговые точки на территории парка).

Цена договора аренды варьируется в зависимости от кадастровой стоимости земли, условий использования и региона. Срок, на который заключается соглашение, не может превышать трёх лет (в некоторых субъектах пользоваться землёй общественного пользования можно не более года).

Публичные и непубличные места

Публичными считаются те территории, которыми ежедневно пользуются граждане с разными целями: кто-то идёт до места работы, кто-то гуляет, кто-то проходит мимо в магазин и т.д. Но существуют так же непубличные места, которыми пользуется гораздо меньше людей. К непубличным зонам общественного пользования относятся:

  • подъездные пути к домам в частном секторе;
  • земля общего пользования между соседями в СНТ и т.д.

Спорные ситуации возникают, когда частные территории тесно переплетены с общими дорогами или площадками. Например, в садовых кооперативах собственники частенько переносят ограждение своего участка, расширяя его за счёт общей территории. Межевание и обращение в суд всегда остаются на стороне потерпевших, так как увеличивать свой участок таким образом недопустимо.

В целом, территория СНТ или закрытых посёлков относится одновременно к частным и общим. Земля, как правило, принадлежит не государству, а правлению или организации-застройщику.

Находится обычно под охраной, и допускаются на неё только члены кооператива (СНТ, жители посёлка) и их гости по предварительному информированию охраны.

За ограждением территория поделена на зоны: частные и общие, использовать которые могут все члены кооператива.

Они обязаны своими силами:

  • содержать общественную зону (в основном, это дороги и подъездные пути) в чистоте и сохранности;
  • не захватывать её для личных нужд.

Обычно содержание территории берёт на себя правление или застройщик, они устанавливают цену за эти услуги и берут плату со всех собственников.

Налоговое бремя

Ст.388 НК РФ определяет порядок уплаты земельного налога: он взимается только с собственников. Возложить обязанность платить в казну на арендатора нельзя. Поэтому до тех пор, пока земля общественного пользования не сменит категорию и не перейдёт в собственность частному лицу или организации, бюджет не пополняется за счёт этих участков.

Если земля находится в собственности СНТ, налог определяется методом, с помощью которого было образовано товарищество:

  • налог делится между членами кооператива или товарищества, если оно было образовано через целевые взносы;
  • налог остаётся за правлением СНТ, если оно было создано за счёт фонда СНТ.

Нарушения использования и административная ответственность

К нарушениям относятся:

  • нецелевое использование с нарушением общественного порядка;
  • нанесение вреда территории, её обеднение;
  • самовольный захват.

Все эти действия квалифицируются как административные правонарушения с наложением штрафов. Размер определяется КоАП. Он зависит от тяжести деяния и от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Для физических и юридических лиц размеры штрафов, как всегда, разные.

Нюанс: если самовольный захват осуществило частное лицо и вело на земле общего пользования коммерческую деятельность, оно приравнивается к юридическим лицам с соответствующим ростом штрафных санкций.

Заключение

Общими землями могут пользоваться граждане в своих целях, если они не мешают собственнику – государственным и муниципальным структурам. Запрет на использование должен быть мотивирован. Налоги с этих земель не платит ни государство, ни арендаторы.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.