Источники трудового права по степени обобщенности классифицируются на
Источники трудового права по степени обобщенности классифицируются на — Юридическая помощь
Трудовой кодекс РФ, восполняя пробел КЗоТ, предусмотрел разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию источников трудового права (см. ст. 6 ТК).
К ведению федеральных органов власти относится принятие обязательных для применения на всей территории России федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих: 1) основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; 2) основы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, т. е.
Остальные вопросы, кроме указанных, могут регулировать и субъекты Федерации своими законами и подзаконными нормативными правовыми актами.
Законы о труде могут быть кодифицированными, например Трудовой кодекс РФ, и текущими, по отдельным институтам трудового права, например Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. в ред.
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 1 мая 1999 г.
Кодифицированный закон (Кодекс) — это цельный, внутри согласованный акт, содержащий нормы разных институтов трудового права. Текущие российские законы о труде стали приниматься в основном лишь с 1990 года.
Важно
До этого их было мало, а нормативные акты трудового законодательства в России были союзными. Источники трудового права классифицируются также по системе данной отрасли.
Вопрос 3. классификация источников трудового права
Источники трудового права включают в себя правовые акты, которые содержат нормы трудового права, регулируют обязанности и права сторон трудовых отношений, а также иных отношений, связанных с ними непосредственно.
Источники трудового права – это правовые нормативные акты, которые приняты органами госвласти и местного самоуправления, к ним относятся нормативные, локальные акты и соглашения, которые заключаются при трудовых правоотношениях.
Характеристика источников трудового права основывается на выделении их особенностей, ориентируясь на специфику регулирования трудовых отношений. В соответствии с законодательством, источники трудового права, подразделяются на региональные и федеральные.
Источники трудового права поддаются классификации:.1. По степени важности: подзаконные акты и законы;2. По системе отрасли: источники Особенной и Общей части;3.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76).
Трудовой кодекс РФ, восполняя пробел КЗоТ, предусмотрел разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию источников трудового права (см.
ст. 6 ТК).
К источникам трудового права относятся также договоры и соглашения коллективного характера, т. е. социально-партнер-ские соглашения на всех уровнях и коллективные договоры и соглашения в организациях, содержащие локальные нормы трудового законодательства.
§ 2. классификация источников трудового права
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
При этом необходимо упомянуть Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. Её основные положения закреплены в Конституции РФ 1993 г.
Декларация предусматривает, что общепризнанные международно – правовыми актами права и свободы человека принадлежат ему от рождения, в том числе право на труд, отдых, на предпринимательскую деятельность, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Ратифицированные Российской Федерацией международно – правовые акты о труде имеют преимущество перед федеральными законами и непосредственно порождают права и обязанности граждан.
Законы о труде могут быть кодифицированными, например, Трудовой кодекс РФ, и текущими по отдельным институтам трудового права, например, Закон РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации».
Источники трудового права
Поскольку в России преимущественно договорный характер установления условий труда, то к источникам трудового права относятся также социально – партнёрские соглашения на всех уровнях, а также коллективные договоры и локальные нормативные акты, принимаемые работодателем. По форме акта источники трудового права делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, положения, рекомендации, разъяснения и другие формы.
По сфере действия источники трудового права делятся на общефедеральные (например, Трудовой кодекс РФ), региональные (субъектов РФ), отраслевые (ведомственные), межотраслевые (например, правила по технике безопасности и охране труда), муниципальные (местные) и локальные (действующие у конкретного работодателя).
По сфере действия источники трудового права делятся на международные, общефедеральные (например, Трудовой кодекс РФ), региональные, республиканские в составе Федерации и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда), муниципальные (местные) и локальные (в пределах данного производства), а по контингенту работников — на общие, которые распространяются на всех работников, и специальные источники, распространяющиеся на отдельные категории работников.По степени обобщенности, как ранее указывалось, акты трудового законодательства могут быть кодифицированные, комплексные и текущиеВсе законы о труде и подзаконные акты трудового законодательства должны соответствовать Конституции РФ, а все подзаконные нормативные правовые акты еще — и Трудовому кодексу РФ.
Источники трудового права и их классификация
В Англии и США распространено прецедентное право (common law), когда решение суда по конкретному трудового делу многолетней давности является прецедентом для решений подобных дел в дальнейшем, т.е., по существу, становится источником права. Поэтому многие вопросы труда там не урегулированы законодательством.
Внимание
Искать же прецедент — довольно трудоемкая работа, посильная лишь квалифицированным юристам. В источниках трудового права России отражены материальные условия жизни общества и с их изменением меняются и источники трудового права.
Источники трудового права по степени обобщенности классифицируются на
с последующими изменениями и дополнениями относится к институту правового регулирования занятости и трудоустройства и к институту трудового договора; третьи — к нескольким институтам Особенной части, например Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.
относится к институтам трудового договора, оплаты труда, рабочего времени и др.
Подзаконные нормативные правовые акты по труду имеют форму указов Президента РФ; постановлений и распоряжений Правительства РФ; правил, инструкций, приказов, положений и других нормативных актов министерств и ведомств; приказов и распоряжений нормативного характера глав администраций; решений органов местного самоуправления. К подзаконным актам относятся и локальные нормативные
Классификация источников трудового права
Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то он может быть применен лишь после внесения соответствующих изменений в Кодекс.
Однако при применении данного правила следует помнить об особенностях источников трудового права.
Тогда как федеральные законы, создающие дополнительные в сравнении с ТК РФ льготы для работников, подлежат применению на основании ст. ст. 2, 7, 18 Конституции РФ, обязывающих применить нормы, более полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда.
8. Понятие источников трудового права, их классификация и система
6. Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Нижестоящий акт не должен противоречить актам, обладающим большей юридической силой.
7. Постановления Пленума ВС РФ по трудовым делам не являются источником права.
Они дают судам судебное толкование по единообразному и правильному применению конкретных норм трудового законодательства.
Постановления имеют руководящее и обобщающее значение. Также есть такое понятие как — Действие во времени.
Нормативно-правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В пространстве.Нормативно-правовые акты РФ действуют на всей территории РФ, субъектов РФ — на территории соответствующего субъекта РФ, органов местного, самоуправления — в пределах территории соответствующего муниципального образования, локальные нормативные акты организаций — в пределах этой организации.
Трудовое право
Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то он может быть применен лишь после внесения соответствующих изменений в Кодекс.
Однако при применении данного правила следует помнить об особенностях источников трудового права. Противоречащими ТК РФ могут быть признаны лишь федеральные законы, ограничивающие гарантированные в нем права и свободы человека и гражданина, являющиеся в силу ст.
2, 7, 18 Конституции РФ высшей ценностью.
2, 7, 18 Конституции РФ, обязывающих применить нормы, более полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда.
К.Н.Гусов и В.Н.
Толкунова предлагают выделять следующие основания классификации источников трудового законодательства: по степени важности и субординации; по системе трудового права, ее институтам; по органам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по сфере действия; по степени обобщенности. И.К. Дмитриева классифицирует источники трудового права России по юридической силе и органам, принимающим нормативные правовые акты.
Профессор В. И.
Миронов предлагает классифицировать источники трудового права по их «форме» на «законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации». По субъектам правотворчества подразделяет источники трудового права на общие — для всех участников трудовых отношений, и специальные — для отдельных категорий работников.
По территории применения источники трудового
Понятие и классификация источников трудового права
Так, в трудовом договоре не могут быть отражены условия, противоречащие, понижающие уровень гарантий, установленный действующим законодательством с целью защиты прав работников.
1) источники Общей части; 2) источники Особенной части;
- По органам, принявшим соответствующие акты, источники делятся на:
1) принятые высшими органами власти (законы, постановления); 2) принятые Президентом и высшими органами исполнительной власти (указы, распоряжения); 3) принятые центральными органами государственного управления (Минздравсоцразвитие); 4) принятые органами государственной власти субъектов РФ; 5) принятые органами местного самоуправления; 6) локальные нормативные акты; 7) коллективные договоры и соглашения.
1) декларации; 2) конвенции; 3) законы; 4) указы и т.д.
1) международные; 2)
По степени обобщенности кодифицированные
7.
Соглашения и коллективные договоры. 8. Локальные акты организации, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.
Данная классификация имеет решающее значение в других отраслях права. Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения и предусматривает теоретический курс, производственное обучение (производственную практику) и, при необходимости, стажировку.
Право пройти профессиональное обучение в приоритетном порядке имеют инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности). Профессиональная подготовка (переобучение) по одной и той же профессии не могут быть предложены безработному дважды.
Источники трудового права. Их классификация
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
г. Москва — 2004 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….. 3
1.Понятие источников трудового права и их классификация……………………………………………………………………………. 4
1.1. Понятие источников трудового права.…………………………………….. 4
1.2. Классификация источников трудового права.………………………… 5
2. Общая характеристика основных источников трудового права…………………………………………………………………………………………………. 8
2.1. Акты международного правового регулирования.………………….. 8
2.2. Конституция РФ.……………………………………………………………………….. 8
2.3. Законы.…………………………………………………………………………………….. 10
2.4. Подзаконные акты.………………………………………………………………….. 12
2.4.1. Указы Президента РФ.………………………………………………………….. 12
2.4.2. Постановления и распоряжения Правительства РФ.………….. 13
2.4.3. Акты министерств и ведомств.…………………………………………… 13
2.5. Судебная практика.………………………………………………………………….. 15
2.6. Соглашения о труде.………………………………………………………………… 16
2.7. Локальные акты о труде.…………………………………………………………. 18
Заключение…………………………………………………………………………………. 20
Список используемой литературы…………………………………… 21
Актуальность темы. Выбранная тема имеет большое научное и практическое значение, а в настоящее время является особенно актуальной в связи с введением с 1 февраля 2002г.
нового Трудового кодекса РФ (далее ТК) – кодифицированного источника трудового права охватывающего все важнейшие институты. Правильное регулирование трудовых отношений невозможно без знания источников трудового права и их классификации по различным основаниям.
В новом ТК понятию источников трудового права отведена ст.5 в которой это понятие раскрывается и перечисляются источники трудового права в порядке убывания по юридической силе.
В подтверждение актуальности данной темы хочу заметить, что рассматриваемая тема интересна еще и тем, что среди ученых юристов нет единого мнения по вопросу отнесения судебной практики к источникам трудового права. [1]
Целью исследования: рассмотрение вопросов связанных с источниками трудового права и их классификацией.
Задачи исследования:
1. Определить. как понятие источников представлено в литературе и в новом ТК, с выражением своего понимания источников трудового права;
2. Рассмотреть классификацию источников трудового права по различным основаниям;
3. Рассмотреть основные источники трудового права и дать им общую характеристику.
1.1. Понятие источников трудового права.
До введения в действие нового ТК, в КЗоТе РФ 1971г. понятие источников трудового права понятие источников трудового права не раскрывалось, и его можно было встретить только в научной и учебной литературе.
Вот, например один из вариантов понятия источника трудового права: источники трудового права – это нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, устанавливающие права и обязанности участников этих отношений.[2]Трудовые отношения, согласно ст.
15 ТК, — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В ст.4 КЗоТ РФ было указано лишь то, что законодательство о труде РФ состоит из КЗоТ и иных актов трудового законодательства. Новый ТК не только раскрывает понятие источников трудового права, но перечисляет эти источники по юридической силе в порядке убывания.
Согласно ст.
5 ТК, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Следует учесть, что Конституция РФ (ст.15), а вместе с ней и ТК (ст.10) устанавливают приоритет являющихся частью российской правовой системы международно-правовых норм, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, над внутригосударственными.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что источники трудового права – это нормативные правовые акты трудового законодательства (включая нормативные правовые акты законодательства об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
1.2. Классификация источников трудового права.
Источники трудового права многочисленны и многообразны, их можно классифицироватьпо характеру принятия, по сфере действия, по юридической силе и др. Рассмотрим, классификацию источников трудового права по некоторым основаниям: [3]
а) по характеру принятия:
принимаемые государственными органами (законы, указы и др.);
принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.);
принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации Международной организации труда).
б) по сфере действия:
действующие в пределах всей РФ;
действующие в пределах отдельных субъектов РФ;
действующие в пределах отдельных регионов;
действующие в пределах организаций.
в) по юридической силе:
Конституция РФ;
акты международного правового регулирования труда;
законы;
подзаконные акты;
акты судебных органов;
соглашения о труде;
локальные акты.
Классификация источников трудового права по юридической силе наиболее удобна, т.к. она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника. Вышеприведенный вариант классификации источников трудового права в целом соответствует классификации закрепленной в ст.
5 ТК с учетом того, что Конституция РФ (ст.15), а вместе с ней и ТК (ст.10) устанавливают приоритет являющихся частью российской правовой системы международно-правовых норм, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, над внутригосударственными.
Однако в классификации закрепленной в нормах ТК нет места актам судебных органов.
Являются ли акты судебных органов источниками трудового права? До сегодняшнего дня среди ученых нет единого мнения по этому вопросу. Большинство ученых считают, что акты судебных органов являются источниками трудового права. Одни ученые считают, что акты судебных органов не являются источниками трудового права, т.к. акты судебных органов – это акты применения норм права.
[4] Другие ученые считают, что акты судебных органов, признавая незаконными нормы закрепленные в источниках трудового права, создают новую норму и поэтому сами являются источником трудового права. [5] Причем, по этому мнению считается, что источниками трудового права могут являться не все акты судебных органов, а только опубликованные и реально изменяющие права и обязанности участников трудовых отношений.Скорее всего, последняя точка зрения была бы более правильной, т.к. признание нормы трудового права незаконной означает создание новой нормы, а следовательно нового источника трудового права. [6]
Место судебной практики, в общем смысле, нельзя определить в иерархической структуре источников трудового права.
Каждый отдельно взятый акт судебного органа, который можно приравнять к источнику трудового права, будет занимать свое место среди источников трудового права в зависимости от его юридической силы.
Место судебной практики, как источника трудового права, в классификации по юридической силе должно быть между актами органов местного самоуправления (соглашениями о труде) и централизованными актами о труде. [7]
Учитывая вышеизложенное, и в соответствии со ст.15 Конституции РФ, ст.5 и ст.10 ТК РФ, можно сделать вывод, что классификация источников трудового права по юридической силе должна выглядеть так:
акты международного правового регулирования;
Источники трудового права.
Их классификация (стр. 1 из 4)
8 2.1. Акты международного правового регулирования.
. 8 2.2. Конституция РФ. . 8 2.3. Законы. . 10 2.4. Подзаконные акты.
. 12 2.4.1. Указы Президента РФ.
. 12 2.4.2. Постановления и распоряжения Правительства РФ. .
Классификация источников трудового права, их виды
Федеральный закон принимается Государственной Думой РФ и затем одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.
Законы субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и Федеральным законам; сфере действия: общефедеральные (Конституция РФ, КЗоТ), республиканские, областные и других субъектов Федерации, отраслевые (ведомственные), действующие только в данной отрасли народного хозяйства (например отраслевое тарифное социально-партнерское соглашение), уставы, положения (о дисциплине работников отдельных отраслей народного хозяйства), межотраслевые акты (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда), муниципальные (местные, районные, городские), и локальные, действующие только для работников данного предприятия, организации.
8.
Понятие источников трудового права, их классификация и система.
и др. 4. Подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов государственной власти, содержащие нормы трудового права. 5. Законы, нормативно-правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права.
6. Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Нижестоящий акт не должен противоречить актам, обладающим большей юридической силой. 7. Постановления Пленума ВС РФ по трудовым делам не являются источником права.
Они дают судам судебное толкование по единообразному и правильному применению конкретных норм трудового законодательства. Постановления имеют руководящее и обобщающее значение.
Также есть такое понятие как — Действие во времени. Нормативно-правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!