Новые требования к клиническому психологу

➤ Новая номенклатура медицинских специальностей 2019

Новые требования к клиническому психологу

Правительство подготовило новую номенклатуру специальностей медицинских и фармацевтических специалистов. После утверждения нормативно-правового акта, действующий приказ Минздрава России от 7.10.

2015 № 700н отменят.

Эта информация будет полезна не только руководителям медицинских учреждений, но и желающим пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации по медицинским специальностям

★ Проект приказа Минздрава РФ о номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников

Три категории медицинских специальностей

Проект Приказа Минздрава «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» предусматривает выделение трех категорий специальностей специалистов (подготовлен Минздравом России 26.02.2019):

  • основные специальности;
  • базовые специальности;
  • специальности, требующие специализированной подготовки.

Согласно указанной классификации к основным отнесены специальности высшего образования уровня специалитет.

К базовым — специальности, получение права на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, по которым возможно после обучения по программам ординатуры.

К третьей категории относятся такие специальности, которые требуют специализированную подготовку в ординатуре с сокращенным сроком на основе одной из базовых специальностей.

Для специальностей третей категории также предусмотрена возможность пройти обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки. Но пройти переподготовку смогут лишь те, у кого есть стаж работы в определенных должностях и наличие ординатуры по базовой специальности.

Новый список медицинских специальностей

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
+7 499 938-94-65 - Москва и обл.
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ

Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Первая категория: основные медицинские специальности

1. Лечебное дело

2. Педиатрия

3. Медико-профилактическое дело

4. Фармация

5. Стоматология

6. Медицинская биофизика

7. Медицинская биохимия

8. Медицинская кибернетика

9. Сестринское дело

Базовые специальности

1. Акушерство и гинекология

2. Аллергология и иммунология

3. Анестезиология-реаниматология

4. Гастроэнтерология

5. Гематология

6. Генетика

7. Дерматовенерология

8. Детская хирургия

9. Инфекционные болезни

10. Кардиология

11. Клиническая лабораторная диагностика

12. Клиническая фармакология

13. Медицинская микробиология

14. Неврология

15. Нейрохирургия

16. Неонатология

17. Нейропсихология

18. Общая врачебная практика (семейная медицина)

19. Общая гигиена

20. Онкология

21. Организация здравоохранения и общественное здоровье

22. Остеопатия

23. Оториноларингология

24. Офтальмология

25. Патологическая анатомия

26. Пластическая хирургия

27. Педиатрия

28. Промышленная фармация

29. Психиатрия

30. Радиология

31. Рентгенология

32. Сердечно-сосудистая хирургия

33. Скорая медицинская помощь

34. Стоматология общей практики

35. Спортивная медицина

36. Судебно-медицинская экспертиза

37. Терапия

38. Торакальная хирургия

39. Травматология и ортопедия

40. Урология

41. Управление и экономика фармации

42. Управление сестринской деятельностью

43. Фармацевтическая химия и фармакогнозия

44. Физическая и реабилитационная медицина

45. Фтизиатрия

46. Хирургия

47. Челюстно-лицевая хирургия

48. Эндокринология

49. Эпидемиология

Перечень медицинских специальностей, по которым можно пройти профессиональную переподготовку, смотрите в памятке «Специальности третей категории»

Зачем Минздрав меняет номенклатуру специальностей

Предусмотренная проектом приказа градация специальностей необходима, чтобы обеспечить медицинских и фармацевтических работников широким спектром образовательных траекторий, при котором каждый из специалистов получит право на изменение специальности в соответствии со своими предпочтениями. Также она позволит им в сокращенные сроки получить право замещать должности медицинских и фармацевтических работников, где есть кадровый дефицит.

Изменения в профстандарты медицинских работников

Если новую номенклатуру специальностей утвердят, то потребуется внести изменения в действующие профессиональные стандарты. Это нужно, чтобы расширить требования к образованию по ряду специальностей.

Новые медицинские специальности в номенклатуре

Подготовленный проект новой номенклатуры не будет отменять какие-либо специальности. Все они останутся. Но появится новая «Физическая и реабилитационная медицина». Данную специальность отнесли к категории базовых.

Обновление Приказа №707н и новые квалификационные требования к медработникам

Одновременно обновят и Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Соответственно Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8.10.2015 года № 707н также ожидают изменения.

Такие обновления необходимы, чтобы во время разработки отраслевых профессиональных стандартов, произошли изменения в требованиях к медицинским работникам, а именно врачам и провизорам. Напомним, что с 2016 года следование требованиям профстандартов обязательно для некоторых должностей.

Необходимость изменений можно проиллюстрировать актуальностью квалификационных требований к специалистам, которые завершили профессиональное обучение до и после 2016 года. Так те, кто получил базовое медицинское образование до 2016 года, могут пройти интернатуру или ординатуру по специальности «Дерматовенерология».

А вот для тех, кто получил профессиональное медицинское образование после 2016 года, нужно пройти первичную аккредитацию и обучение в ординатуре по специальности «Дерматовенерология» в той части, которая касается профессиональных компетенций, описанных в обобщенных трудовых функциях профессионального стандарта «Врач-дерматовенеролог».

Как врачу получить новую специальность «Физическая и реабилитационная медицина»

Выпускники медвузов после 2016 года могут освоить специальность «Физическая и реабилитационная медицина», пройдя обучение в ординатуре.

Что делать тем врачам, у которых есть на руках сертификаты по следующим специальностям:

  • «Лечебная физкультура и спортивная медицина»;
  • «Мануальная терапия»;
  • «Рефлексотерапия»;
  • «Физиотерапия».

Им достаточно будет пройти обучение по программе профессиональной переподготовки по направлению «Физическая и реабилитационная медицина». Пока такая учебная программа еще не разработана в ЦОКО и будет введена в перечень курсов профессиональной переподготовки после утверждения вышеназванного проекта приказа о номенклатуре медицинских специальностей.

Новая номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников

Проект приказа предусматривает также изменения приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Новая Номенклатура должностей будет дополнена новым разделом «Должности специалистов с высшим (медицинским) образованием, выполнивших федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «бакалавр», в связи с появлением в отрасли специалистов с новой подготовкой».

Также введут ряд новых должностей специалистов с высшим (немедицинским) образованием в связи с развитием медицинской реабилитации:

  • эрготерапевт,
  • кинезотерапевт,
  • медицинский психолог.

В новой номенклатуре должностей появиться такая должность, как «врач-ординатор». На эту должность будут назначать специалистов, которые завершили подготовку по программам высшего образования и имеют свидетельство о первичной аккредитации специалиста.

В этот период времени они смогут исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста, только под руководством наставника (врача-специалиста), имеющего сертификат специалиста (свидетельство об аккредитации) по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

Одновременно учтены отдельные требования к занятию должностей, по которым в Минздрав России поступало большее количество обращений от работодателей и медицинских работников. Например, закреплена возможность занятия должности заведующего клинической лабораторией специалиста с высшим немедицинским образованием).

83

Организационные и образовательные аспекты деятельности клинического психолога

Новые требования к клиническому психологу

Федеральный научно-методический центр по психотерапии и медицинской психологии Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Методическое пособие

Организационные и образовательные аспекты деятельности

клинического психолога»

Санкт-Петербург 2005

1. Общие сведения, принципы и подходы к организации медико-психологической помощи.Лечебно-реабилитационный процесс в России в настоящее время все больше обеспечивается участием клинических психологов в работе лечебно-профилактических учреждений.

По данным государственной статистической отчетности, в настоящее время в Российской Федерации в учреждениях оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь занято более 2200 должностей клинических психологов, из них 980 должностей — в психоневрологических диспансерах (отделениях, кабинетах) и 960 — в психиатрических стационарах.

Число занятых должностей клинических психологов за последние 5 лет увеличилась более чем в два раза, что отражает возросшую потребность системы здравоохранения в этих специалистах.

Увеличение числа клинических психологов в психиатрической и психотерапевтической практике явилось результатом роста влияния современной биопсихосоциальной концепции здравоохранения, хотя вне психиатрической и психотерапевтической служб численность психологов остается небольшой.

По оценке некоторых специалистов, она не превышает 500 человек, занятых в реабилитационных центрах, научно-исследовательских учреждениях и др.

Должности клинических психологов вводится в штаты учреждений или подразделений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, с таким расчетом, чтобы клинический психолог работал в тесном сотрудничестве либо с врачом-психиатром, либо с врачом-психотерапевтом. Эта практика оправдывает себя в течения ряда лет, поскольку психологическая помощь ориентирована на работу с пациентами, страдающими психическими расстройствами, в том числе обусловленными соматической патологией.

Находящиеся на одной территории обслуживания (района, города, области, края, республики), клинические психологи, как правило, включаются в систему охраны психического здоровья (психиатрия, психотерапия, наркология, сексология, кризисная помощь), не образуя самостоятельной службы.

Методическое руководство деятельностью клинических психологов осуществляется главным психотерапевтом органа управления здравоохранением Администрации субъекта Российской Федерации.

Кроме того в некоторых регионах методическое руководство работой психологов в лечебно-профилактических учреждениях осуществляет главный внештатный клинический психолог органа управления здравоохранением.

Лечебные учреждения

первичной медико-санитарной и паллиативной медицинской помощи. Лечебные учреждения — Стр 2 В поликлинике …

утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации …

медицинских работников (клинические базы), включают в свое наименование слово «клинический». Лечебно-профилактические медицинские организации …

Основные подходы к организации медико-психологической помощи при определенной их специализации в целом соответствуют, используемым при оказании психиатрической и психотерапевтической помощи:

Принцип приближения психологической помощи к населению реализуется введением должностей клинических психологов в психотерапевтические кабинеты лечебно-профилактических учреждений различного профиля, специализированные центры, психотерапевтические отделения многопрофильных больниц.

Принцип системности обеспечивается включением клинических психологов в бригады специалистов, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь.

Принцип непрерывности предполагает участие клинического психолога в ведении пациента на всех этапах лечебно-диагностического процесса и реализуется в различных медико-реабилитационных мероприятий.

Системообразующим фактором участия клинического психолога в деятельности лечебно-профилактического учреждения является расположение его рабочего места: в учреждениях (центрах) и подразделениях психотерапевтической службы — психотерапевтический кабинет, психотерапевтическое отделение, во внебольничных учреждениях психиатрической и наркологической служб — психоневрологический и наркологический диспансеры, в психиатрическом и наркологическом стационарах, психотерапевтических подразделениях, в том числе подразделениях кризисной службы. Рабочее место (лаборатория) клинического психолога организуется также и в других учреждениях и подразделениях — кабинетах психологической разгрузки медико-санитарных частей, кабинетах социально-психологической помощи, психологических консультациях, психотерапевтических клубах и клубах бывших пациентов, психотерапевтических студиях.

Клиническая психология в Российской Федерации за последние годы получила значительное развитие как самостоятельная немедицинская специальность в рамках системы здравоохранения.

В становлении клинической психологии как специальности с собственными научными, организационными и методическими подходами большую роль сыграло ее признание профессиональными психотерапевтическим и психиатрическим сообществами.

Клиническая психология понимается сегодня как психологическая специальность, генетически связанная с психиатрией, психотерапией, нейрореабилитацией, восстановительным обучением. Ее формирование происходит на границах медицины с общей, социальной и другими прикладными областями психологии, коррекционной педагогикой и психолингвистикой.

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития и … точку зрения с помощью различных доказательств. Поэтому метод убеждения и метод принуждения, считаются основными методами при психологическом воздействии на своего …

Период принятия клинической психологии в систему здравоохранения в качестве неотъемлемой части лечебно-профилактической и реабилитационной помощи близится к завершению.

Современные исследования показывают, что практически во всех областях медицины можно выделить психологический аспект этиопатогенеза и, естественно, что учет этого необходим для обеспечения эффективного лечения при всех заболеваниях.

Клиническая психология в течение нескольких десятилетий прошла этот путь от признания ее в качестве вспомогательной дисциплины, предоставляющей врачу психологические данные по результатам экспериментально-психологического исследования с целью уточнения психиатрического диагноза, или оказывающей помощь врачу-неврологу в топической диагностике, до признания ее как важной составляющей всей комплексной медицинской помощи, включающей уникальные и присущие клинической психологии возможности диагностики, лечения и профилактики.

К настоящему времени можно считать прекращающиеся споры о том, что важнее для работы психолога в здравоохранении — психодиагностика или психотерапия.

С формированием клинической психологии как целостной научной и практической дисциплины, в равной мере оперирующей психологическими знаниями для целей психологического изучения личности больного человека и психологической помощи, становиться все более ясным ее значение на всех этапах профилактики, лечения и реабилитации.

Основные направления психологической помощи детям с нарушениями в развитии. Структура психологической помощи детям с проблемами в развитии

помощи аномальным детям. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии аномального ребенка. По мере развития прикладной психологии … решении собственно лечебных психотерапевтических задач, так и … то психокоррекция широко используется в психиатрической клинике (В. П. … учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. …

Развитие психологии в здравоохранении в уже определившихся в настоящее время правовых рамках в наибольшей степени соответствует ее задачам в конкретных социальных и культурных условиях современной России.

Социально-экономические проблемы на этапе реформирования государства, переживаемые каждым гражданином, только усиливает значение клинической психологии как области науки и практической деятельности, способной в возможной для медицинской практики мере оказать влияние на негативные последствия переживаемых трудностей для личности, семьи и общества, и нацеливает организаторов здравоохранения на скорейшее внедрение в практику оправдавших себя теоретических и практических достижений психологических наук.

Развитие отечественной психологической базы в здравоохранении в последние годы определялось рядом нормативных документов — Законом Российской Федерации № 3185−1 от 2 июня 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», другими актами Российской Федерации и ее субъектов.

Эти документы, на правовом уровне закрепившие развитие гуманного отношения общества и государства к психически больному человеку, фактически способствовали интеграции психологии в здравоохранение.

Большое значение для развития клинической психологии как специальности в здравоохранении имели федеральная и региональные целевые программы «Неотложные меры совершенствования психиатрической помощи (1995−1997 гг.

)», которые, в частности, включали меры по улучшению подготовки специалистов, принимающих участие в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи, организации психотерапевтических подразделений, региональных психотерапевтических центров. Фактически в число таких специалистов, наряду с врачом-психиатром, врачом-психотерапевтом и специалистом по социальной работе, был включен клинический психолог.

Российская федерация 6

Правительством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации. (2) Финансовое обеспечение оказания населению психиатрической помощи (за исключением психиатрической помощи, оказываемой в федеральных специализированных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации …

Региональные программы стали традиционными инструментом развития отечественной психиатрии, и хотя по известным экономическим причинам не были выполнены в полном объеме, они несомненно, оказали серьезное воздействие на сознание представителей профессиональной медицинской общественности.

Предполагается дальнейшее формирование федеральной программы на предстоящее десятилетие. В действующих региональных программах формулируются цели и задачи целостного развития психологического звена в здравоохранении.

Важную роль сыграло привлечение Минздравом России широкого круга организаторов, ученых и практиков в области клинической психологии для разработки стратегии развития специальности и экспертизы проектов директивных и методических документов.

Результатом предпринятых усилий специалистов, в том числе Федерального центра по психотерапии и медицинской психологии и Российской Психотерапевтической Ассоциации, стала серия приказов Минздрава России, определяющих направления и условия развития отечественной клинической психологии.

В настоящее время в Российской Федерации реализуется реформа психиатрической помощи, сутью которой является реорганизация сети психиатрической помощи в России с целью уменьшения чрезмерной централизацией коечного фонда в крупных психиатрических стационарах, развитие материально-технической базы психиатрических стационаров, полустационарных и других внебольничных форм организации психиатрической помощи (Приказ Минздрава РФ от 27 марта 2002 г. N 98 «Об отраслевой программе «Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003 — 2008 годы)».

В этой программе уделяется необходимости подготовки медицинских (клинических) психологов. Являясь фактически идеологией развития современной отечественной психиатрии, программа ориентирует ее на развития внебольничной помощи и разукрупнение стационарного звена.

Приказом от 13.02.95 г.

№ 27 «О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь» (В настоящее время отменен) определены штаты врачей-психотерапевтов, клинических психологов и специалистов по социальной работе в психиатрических учреждениях.

Включение их в работу психиатрических учреждений способствовало значительной гуманизации психиатрической помощи, созданию предпосылок для внедрения в широкую лечебную сеть бригадного подхода к организации психотерапевтического процесса.

Психологическая помощь медицинским работникам средствами психологической службы

психотерапевтической помощи», приказ Минздрава России от 26.11.96 № 391 «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь … помощи медицинским работникам средствами психологической службы. Предмет исследования: психологическая служба как средство оказания психологической помощи медицинским работникам.

Объект исследования: медицинские …

Новые требования к клиническому психологу

Новые требования к клиническому психологу

Представитель администрации образовательного учреждения

Сотрудник органов внутренних дел

Работник учреждения здравоохранения

Коды причин обращения

Вариант 1 Код причин обращенияПричина обращения 1

2

3

4

5

6

7

8

О…

В…

П…

Э…

У…

Р…

ОМ…

Проф.

Проблемы, связанные с обучением

Проблемы, связанные с воспитанием

Проблемы, связанные с поведением

Эмоциональные проблемы

Определение уровня актуального развития

Проблемы, связанные с развитием речи

Определение дальнейшего образовательного маршрута

Профессиональная ориентация

Многоточие после кода означает, что данный код может быть детализирован (с помощью букв или цифр).

Требования к клиническому психологу

Профстандарт психолога

В Российской Федерации существует специальный реестр профстандартов – документов, которые содержат требования к представителям различных профессий, а также фиксируют функции, возлагаемые на них.

Они позволяют сделать выводы о профессиональной пригодности субъекта к работе на определенной должности.

Для психологов на данный момент не существует отдельного обобщенного профессионального стандарта.

В рамках других федеральных документов действуют профстандарт педагога-психолога, утвержденный 24 июля 2015 года, и психолога в социальной сфере, утвержденный 18 ноября 2013 года.

Понятие профстандарта психолога и функции специалиста согласно документу

Некоторые профстандарты закреплены на законодательном уровне. Это значит, что человек не может работать по определенной специальности, если не соответствует характеристикам, прописанным в них.

  • Пенсионер по возрасту.
  • Ребенок-инвалид.
  • Ребенок-сирота.
  • Ребенок без попечения родителей.
  • Ребенок безнадзорный.
  • Выпускник детского дома.
  • Инвалид.
  • Безработный.
  • Вынужденный переселенец.
  • БОМЖ.
  • Освободившийся из мест лишения свободы.
  • Ветеран ВОВ.
  • Ветеран боевых действий.

Код семейного статуса клиента

  1. Полная.
  2. Неполная.
  3. Бездетная.
  4. Многодетная полная.
  5. Многодетная неполная.
  6. Одинокий (после 21 г.).
  7. Опекунская.
  8. Приемная.
  9. С детьми-инвалидами.

  10. С родителями-инвалидами.
  11. Мать-одиночка.
  12. Отец-одиночка.
  13. Несовершеннолетние родители.

Примечание: запись может не ограничиваться использованием только одного лишь кода из соответствующей группы.

Любая деятельность, как мы знаем, должна начинаться с приказа по основной деятельности в учреждении, так с него и начнем.

Приказ: пример-образец

Это приказ об утверждении Положения о деятельности клинического/медицинского психолога и ведения учетно отчетных форм документации, рассмотрим примерный образец такого приказа.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Наименование центральная районная больница» станица Наименование

ПРИКАЗ

от 17 февраля 2017 года № 128 А «Об утверждении Положения о деятельности клинического/медицинского* психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» и ведения учетно-отчетных форм документации медицинского психолога»

В целях повышения эффективности деятельности ГБУЗ «Наименование ЦРБ»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.1.

(1) Психотерапевтическую консультацию осуществляет врач-психотерапевт; при этом решаются следующие вопросы: страдает ли обследуемый психическим заболеванием или расстройством, при котором показана психотерапия, нуждается ли он в психотерапевтической помощи, может ли он с учетом своего клинического состояния, психологических особенностей личности и социально-психологических факторов участвовать в психотерапии, в каком ее виде он нуждается; при необходимости в консультации принимают участие клинический психолог-психотерапевт и/или специалист по социальной работе-психотерапевт.

(2) Данные психотерапевтической консультации и заключение о состоянии психического и соматического состояния обследуемого фиксируются в медицинской документации, в которой указываются также причины обращения к врачу-психотерапевту и медицинские рекомендации.

Раздел VI.

1205 Супружеская измена 1206 Семейный кризис (изменение в жизни семьи: рождение ребенка, разлука, связанная с отъездом) 1207 Другие семейные и супружеские проблемы 13Взаимоотношения детей и родителей 1301 Конфликт с родителями 1302 Конфликт с ребенком 1303 Угроза развода или развод родителей 1304 Проблемы воспитания, развития ребенка 1305 Взрослые дети, отношения с повзрослевшими детьми. «Пустое гнездо». 1306 Неродные дети. Неродные родители 1307 Брошеные дети. Изоляция ребенка (детдом, приют, интернат, тюрьма) 1308 Смерть одного или обоих родителей.

согласие и отказ на каждой стадии от применения любых методов и форм психотерапии, ее воздействия, интенсивности, продолжительности и объема;

согласие и отказ на каждой стадии от использования в качестве объекта испытаний психотерапевтических методов, научных исследований или учебного процесса, фото-, видео- или киносъемки;

приглашение по требованию любого специалиста, с согласия последнего, для участия в оказании психотерапевтической помощи, консультативных и супервизорских мероприятиях;

помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном Законом.

(3) Ограничение прав и свобод лиц, которым проводилась психотерапия, только на основании самого факта ее проведения, психиатрического диагноза, результатов психологического исследования, а также возможностей социального обеспечения или обучения не допускается.

В этом разделе изложены принципы сертификации и лицензирования в психотерапии, определены причины, по которым может быть прекращено право на психотерапевтическую деятельность (статья 17).

В качестве одной из причин может быть несоблюдение этических норм.

Общероссийские профессиональные психотерапевтические медицинские ассоциации, учитывая этические нормы проведения психотерапии (статья 20), через свои этические комиссии смогут предлагать органам лицензирования отозвать лицензии в подобных случаях.

В оказании психотерапевтической помощи впервые в нашей стране сможет принимать участие помощник (ассистент) врача-психотерапевта (статья 24).

(3) В состав сертификационных комиссий Общероссийских профессиональных психотерапевтических медицинских ассоциаций входят ученые — представители научно-исследовательских и педагогических учреждений в области психотерапии, — организаторы психотерапевтической помощи; комиссии организуются на базе медицинских учреждений, проводящих подготовку психотерапевтов и имеющих для этого соответствующие лицензии, по решению Министерства Здравоохранения Российской Федерации и осуществляют свою деятельность по региональному принципу в соответствии со статьей 15 настоящего Закона.

(4) Этические комиссии Общероссийских профессиональных психотерапевтических медицинских ассоциаций включают в себя известных и авторитетных в профессиональной среде психотерапевтов и осуществляют свою деятельность в соответствии со статьями 20, 22 и 23 настоящего Закона.

Раздел VII.

Сохранение профессиональной тайны при оказании психотерапевтической помощи

Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, особенностей его личности, результатов психологического обследования, фактах обращения за психотерапевтической помощью и лечении в учреждениях, оказывающих такую помощь, а также иные сведения личного характера, ставшие известными специалистам при проведении психотерапии, являются профессиональной тайной, охраняемой Законом. Для реализации прав и законных интересов лица, обращавшегося за психотерапевтической помощью, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя им могут быть предоставлены вышеуказанные сведения.

С т а т ь я 8.

Финансирование психотерапевтической помощи

(1) Финансирование деятельности государственных и муниципальных учреждений и лиц, оказывающих психотерапевтическую помощь в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляется из бюджета здравоохранения или фонда медицинского страхования и иных источников, не запрещенных Законодательством Российской Федерации, в размерах, обеспечивающих гарантированный ее уровень и высокое качество.

(2) Финансирование работы негосударственных учреждений и лиц, оказывающих психотерапевтическую помощь в негосударственных медицинских учреждениях, осуществляется за счет фондов медицинского страхования, учреждений обязательного и добровольного медицинского страхования, собственных средств граждан, благотворительных поступлений или иных источников, не запрещенных Законодательством Российской Федерации.

Раздел III.

Клинический психолог: плюсы и минусы профессии

Новые требования к клиническому психологу

Журналы «Forbes» и «Деньги» внесли в список перспективных профессий XXI века такую специальность, как клинический психолог. Данная специализация относится как к области медицины, так и к психологии.

За рубежом она уже успела завоевать популярность, а в России такая тенденция только зарождается.

Выпускники школ, подходящие серьезно к выбору будущей профессии и изучая подобные списки и рейтинги, стали задаваться вопросом: «Клинический психолог: кто это, чем он занимается?». Ответ на поставленный вопрос раскрыт ниже в статье.

Общие сведения

Предпосылками становления клинической психологии были исследования французских и русских психиатров конца 19 века. Большое количество ученых посвящали свои научные труды психологической тематике.

На территории России в 1885 году была основана первая психологическая лаборатория, где было проведено большое количество исследований.

Помимо этого, большой толчок развитию данной отрасли оказали полученные труды во время Великой Отечественной войны.

Накопленный опыт как зарубежных, так и отечественных ученых послужил образованию отдельной профессии на стыке медицины и психологии, а именно клинического психолога.

Клинический психолог – это специалист, деятельность которого направлена на исследование медицинских и психологических проблем, а именно на диагностирование и корректирование различных психических расстройств. Такие специалисты могут быть как теоретиками, так и практиками. Второе направление считается более перспективным и подразумевает работу с одной из трех категорий пациентов:

  • Соматические больные – люди, страдающие телесными заболеваниями. Суть работы психолога в данном случае состоит в выявлении психологических затруднений у клиента и способствованию изменению его состояния в лучшую сторону. Также подобного рода специалист принимает участие в подготовке пациентов к операциям, болезненным процедурам и другим лечебным мероприятиям.
  • Психические больные – люди, страдающие психическими расстройствами. Часто клинического психолога приглашают на работу в психиатрические клиники, для проведения диагностики и психотерапевтических мероприятий с пациентами.
  • Здоровые люди. Клинический психолог, как и любой другой психолог, может оказывать частные услуги клиентам, имеющим различные трудности, даже если они не лежат в сфере того или иного заболевания.

Таким образом, специалист может работать как в клинике совместно с врачом, так и в иных учреждениях в качестве специалиста гуманитарного профиля.

Выбирая подобное направление профессиональной деятельности, необходимо знать, что хоть данную профессию можно получить, окончив медицинское высшее учебное заведение, специалист не является врачом и соответственно не имеет лицензии на оказание медицинских услуг. Несмотря на такой нюанс, рассматриваемый профиль имеет множество преимуществ. А именно:

  • Умение разбираться в людях, понимать их лучше, чем они себя сами;
  • Способность находить общий язык с собеседником, беседовать с ним без стеснения, различать, когда человек говорит правду или лжет;
  • Способствовать оказанию помощи пациенту, наблюдать положительные тенденции в жизни клиентов от проделанной работы;
  • Широкий спектр областей применения своих умений и навыков;
  • Возможность открытия собственного дела.

Также, как и любая другая профессия, деятельность клинического психолога имеет ряд недостатков:

  • Влияние негативных эмоциональных состояний пациента;
  • В связи с тем, что не всем клиентам удастся помочь, это может повлечь огорчения от неудач;
  • Эмоциональная напряженность;
  • Со временем развитие такого качества в себе, как определенного рода бесчувственность.

Стоит отметить, что выбрать данный вид профессиональной деятельности могут те выпускники школ, которые не имеют заболеваний, входящих в список медицинских ограничений:

  1. Вирусоносительство.
  2. Нервно-психические заболевания.
  3. Хронические мигрени.
  4. Нарушения речи, зрения и слуха.
  5. Сердечно-сосудистые заболевания.
  6. Проблемы с памятью и вниманием.

Обязанности

В компетенции клинического психолога входит:

  1. Проведение работ, направленных на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности пациентов.
  2. Определять факторы, затрудняющие гармоничное развитие личности клиента.
  3. Проводить деятельность по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, благодаря чему оказывать помощь пациентам и их родным в решении личностных и бытовых психологических проблем.
  4. Осуществлять психодиагностические исследования и диагностические наблюдения за больными.
  5. Взаимодействовать с лечащим врачом, для составления развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов пациентов.
  6. Сотрудничать с медицинским персоналом, для его обучения вопросам медицинской и социальной психологии, деонтологии.
  7. Осуществлять оценивание результатов проведения психологических, лечебных и профилактических мероприятий.

Представленный выше перечень должностных обязанностей требует от специалиста определенных качеств и умений. Так, например, на данный вид профессиональной деятельности стоит обращать внимание абитуриентам, обладающим такими качествами, как:

  • Гуманитарный склад ума;
  • Аналитическое мышление;
  • Широкий кругозор;
  • Умение находить подход к человеку;
  • Склонность к работе с массивами информации;
  • Наличие лексического навыка;
  • Логические способности;
  • Умение концентрировать внимание;
  • Стрессоустойчивость.

Помимо личных качеств, специалист в области клинической психологии должен владеть следующими умениями и знаниями:

  • Наличие знаний в проведении психологических обследований;
  • Иметь общее представление о методах семейного, индивидуального и группового консультирования;
  • Осведомленность в экспериментально-психологических методиках;
  • Знание подходов организации психотерапевтического сообщества и психотерапевтической среды;
  • Умение применять на практике приемы нейропсихологического исследования;
  • Умение применять приемы восстановительного обучения;
  • Иметь представление о методах компьютерной диагностики;
  • Владение знаниями проведения личностно-ориентированных и профессиональных тренингов;
  • Умение использовать различные методы психологической коррекции.

Место работы

Благодаря обширным знаниям, которые специалисты получают во время обучения в ВУЗе, клинический психолог имеет большой выбор для трудовой деятельности, и не только в области психологии.

Итак, данный профиль подразумевает как возможность заниматься частной практикой и проводить консультирование, так и найти применение своим знаниям в следующих заведениях:

  • Детских или взрослых больницах;
  • Поликлиниках, при пcиxo-нeвpoлoгичecкиx диспансерах;
  • Хосписах;
  • Лечебных учреждениях, где находятся пациенты с различными физическими или психическими нарушениями;
  • Различных лечебницах, специализирующихся на работе с пациентами страдающими неврозами или другими пограничными состояниями;
  • Домах престарелых;
  • Интернатах и детских домах, где находятся дети с различными нарушениями в развитии;
  • Реабилитационных центрах

Обучение

Получить диплом по направлению, готовящему клинических психологов, можно в любом ВУЗе страны, где имеется кафедра психологии. Особый акцент во время обучения для данного направления делается на изучение таких дисциплин, как:

  • Нейропсихология;
  • Патопсихология;
  • Психосоматика.

Обучение по специализации клинический психолог не предполагает интернатуру, выпускники таких кафедр по окончанию обучения получают диплом специалиста (Специалитет, срок обучения 5,5 лет).

Для поступления в ВУЗ на образовательную программу 37.05.01 «Клиническая психология», выпускнику школы необходимо предоставить сертификаты ЕГЭ по:

  1. Математика.
  2. Русский язык.
  3. Биология/Обществознание.

Подготовку специалистов соответствующего профиля осуществляют следующие ВУЗы:

  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова;
  • Московский государственный психолого-педагогический университет;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
  • Кемеровский государственный университет;
  • Южно-Уральский государственный медицинский университет.

Для повышения квалификации, уже практикующих клинических психологов, существуют следующие курсы и тренинги:

  • Курсы на базе МПГУ;
  • Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования;
  • Образовательный центр «Аристек»;
  • Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии.

Стоимость обучения в представленных выше ВУЗах колеблется в пределах 115-360 руб. в год.

Заработная плата

Что касается заработной платы, то она зависит от опыта работы, места трудовой деятельности, региона и пр. Однако, обобщенный средний показатель зарплаты таких специалистов по России составляет 26 тыс. руб. Что касается столицы, то данный показатель практически в два раза выше (45 тыс. руб.).

Выпускник кафедры клинической психологии начинает свой трудовой путь с окладом в размере 15,4 тыс. руб. Продвигаясь по карьерной лестнице либо открыв свое собственное дело, его доход может возрасти до 235 тыс. руб.

Медицинские интернет-конференции

Продолжительность такой профессиональной переподготовки определяется уровнем додипломного образования и регламентируется приказом МЗ РФ «О подготовке медицинских психологов» от 26 ноября 1996 г. N 391.

Подготовка осуществляется в очно — заочной форме в объеме 1080ч.

В Московском регионе от работающих медицинских психологов с необходимостью потребовали получение диплома государственного образца по клинической психологии.

По сути своей это интернатура для психологов, закончивших вуз немедицинского профиля.

Но если для выпускников медицинских вузов интернатура планируется, выдаются контрольные цифры приема и выделяются бюджетные места, то психологи вынуждены изыскивать средства для оплаты обучения самостоятельно. Еще ряд несоответствий.

Должность в медицинских учреждениях, как правило, называется «медицинский психолог», (в некоторых по-прежнему – просто психолог), специальность по защите

Требования к повышению квалификации медицинского психолога

Исходя из этого в отделе кадров считают, что должны быть повышенные требования к образованию и к переподготовке, ссылаясь то на один, то на другой закон, где по сути (после изучения мною этих законов и приказов (от 26 ноября 1996 г.

N 391, от 23 июля 2010 г. N 541н и № 273-ФЗ)) требования к квалификации сводятся к тому .что мои сертификаты об обучении, согласно юридической логике, подходят.

Но отдел кадров, возможно, часы не устраивают, или вуз, выдавший сертификаты.

Это аккредитованный коммерческий институт психоанализа, а сами семинары проводились известными на международной арене психиатрами и клиническими психологами на базе данного института.
Сам же диплом по клинической психологии выдан государственным вузом Московским государственным медико-стоматологическим университетом.

В конечном итоге, мне отказано в приёме на работу по причине отсутствия повышения квалификации и последний закон, на который идёт попытка опереться — это № 273-ФЗ.

Должностная инструкция медицинского психолога

Выполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей. Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии.

Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий.

Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

2) Медицинский психолог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан; Декларацию прав и свобод человека; медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику); методы психологического консультирования; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности; психологию труда; деонтологию; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

3) Требования к квалификации.

Групповая психокоррекционная работа

  • Б. Индивидуальная психокоррекционная работа
  • Порядок оформления направления на экспериментально-психологическое обследование к психологу
    1. Цель исследования
    2. Варианты
  • по теме
    1. Клиническая и медицинская психология
  • Приказ: пример-образец Это приказ об утверждении Положения о деятельности клинического/медицинского психолога и ведения учетно отчетных форм документации, рассмотрим примерный образец такого приказа.

    Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Наименование центральная районная больница» станица Наименование ПРИКАЗ от 17 февраля 2017 года № 128 А «Об утверждении Положения о деятельности клинического/медицинского* психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» и ведения учетно-отчетных форм документации медицинского психолога» В целях повышения эффективности деятельности ГБУЗ «Наименование ЦРБ» ПРИКАЗЫВАЮ:

    1.1.

    Психолог: положение о деятельности и должностная инструкция

    “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред.

    Авторы из Санкт-Петербургского психологического общества (Saint-Petersburg psychological association). Адрес: 199034, Санкт-Петербург, наб.

    Макарова, д. 6, комн. 209а. Тел./факс (812) 305-06-42, эл. почта [email protected] Методические рекомендации содержат основные положения деятельности медицинского психолога в учреждениях здравоохранения и адресованы администрации учреждений здравоохранения для руководства и контроля над работой психологов и психологам в качестве методических указаний в практической работе.

    В подготовке настоящих рекомендаций участвовали: Фалалеева О.

    Научный журнал Научное обозрение. Медицинские науки ISSN 2500-0780 ПИ №ФС77-57452 ИФ РИНЦ = 0,374

    1 1 Regional clinical psychiatric hospital «Bogorodskoye» Abstract: In article organizational aspects of psychological assistance in structure of service of mental health are considered.

    The historical moments of formation of psychological assistance, its development are given in dynamics.

    The regulatory base regulating work of the psychologist in different years is given. The special attention in article is paid to modern legal status of the clinical psychologist, regular security, the methodical principles of work. Experience of large lunatic asylum, its providing with psychologists, tasks which are set for them also work methods is given as an example.

    At the same time in work shortcomings of organizational

    Закон РФ (проект) О психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью

    использования методов психотерапии для воздействия на отдельных людей, групп и общество в целом с корыстными целями;исходя из необходимости реализации в Законодательстве Российской Федерации признанных международным сообществом и Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;Дума Федерального собрания Российской Федерации принимает настоящий Закон.Раздел I. Психотерапевтическая помощь и принципы ее оказания(1) Психотерапевтическая помощь включает в себя изучение психического здоровья граждан по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом и другими Законами Российской Федерации, диагностику психических расстройств и заболеваний, в возникновении, развитии и течении которых существенное значение имеют психические (психологические, личностные) факторы, заключение психотерапевтического контракта, проведение психотерапии, участие

    Предполагается представить ее в качестве врачебной (оказываемой врачом-психотерапевтом) и неврачебной (оказываемой клиническим психологом-психотерапевтом, специалистом по социальной работе-психотерапевтом) — статья 31.

    Лицензирование психотерапевтической деятельности (1) Лицензирование профессиональной психотерапевтической деятельности осуществляется уполномоченными органами в соответствии с Законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

    (2) Лицензирующие органы при оформлении лицензии на право профессиональной психотерапевтической деятельности действуют в соответствии со статьями настоящего Закона и существующими положениями о лицензировании психотерапевтической деятельности, утвержденными в установленном порядке Министерством здравоохранения Российской Федерации. С т а т ь я 17. (2) Стационарная врачебная психотерапия лиц с неустойчивым течением психического расстройства осуществляется по направлению врача-психиатра учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, что фиксируется записью в медицинской документации этого учреждения.

    О статусе медицинского психолога в системе здравоохранения, недостатках системы подготовки клинических психологов и связанных с ними проблемами и перспективах

    При этом практически отсутствуют указания на научную специальность, по которой защищались диссертации сотрудниками, а характер описания профессиональной карьеры преподавателей свидетельствует, в лучшем случае, о наличии у них профессиональных достижений в области психиатрии и психотерапии, либо в (психо)физиологии (при том, что в составе таких кафедр трудятся и бывшие интернисты, онкологи, анатомы и др.).

    Получает распространение практика получения преподавателями таких кафедр второго высшего психологического образования (как правило, в тех же вузах, в которых они сейчас и преподают).

    Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
    +7 499 938-94-65 - Москва и обл.
    +7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
    8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ

    Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.