Нужно ли вносить изменения в проект контракта во время подачи заявок
Внесение изменений в контракт по 44-ФЗ: порядок действий, существенные условия, дополнительное соглашение

Государственные и муниципальные контракты заключаются на условиях, которые определены положениями ст. 34 закона 44-ФЗ, закупочной документацией и условиями заявки победителя закупки.
Условия контрактов делятся на существенные и прочие (несущественные). К существенным условиям относятся:
- предмет и цена контракта;
- процедура и сроки расчетов с исполнителем;
- порядок приемки и экспертизы результата;
- обязательства сторон, гарантии качества;
- сведения о налоговом вычете для исполнителя.
Предмет контракта включает описание объекта закупки, его количественные и качественные характеристики, позволяющие однозначно определить требуемый товар, работу или услугу в заданном объеме. Цена контракта является постоянной на весь срок его исполнения.
Правовая основа внесения изменений в госконтракт
В ст. 95 44-ФЗ приведены случаи, когда допускается изменение существенных условий госконтракта:
- при снижении цены без изменения объема поставок;
- при пропорциональном изменении цены и объема товаров, работ или услуг не более, чем на 10%;
- когда на текущих условиях выполнить условия контракта невозможно;
- при росте регулируемых тарифов, важных для данной закупки;
- при уменьшении финансирования местных закупок из федерального центра;
- если при закупке услуг лечения граждан РФ за рубежом возросла стоимость такого лечения.
Важно учесть, что все изменения существенных условий возможны только по соглашению сторон, а изменение цены должно быть предусмотрено закупочной документацией. Для изменения отдельных существенных условий госконтракта, связанных с уменьшением финансирования закупки или с невозможностью исполнить контракт на прежних условиях, необходимо распоряжение исполнительной власти соответствующего уровня.
Невозможность исполнения контракта сторонами на текущих условиях при возникновении споров определяется арбитражным судом с учетом экономической ситуации, технической оснащенности поставщика и т. д.
Несущественные условия
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
К несущественным условиям контракта относят:
- условия выполнения работ (оказания услуг, доставки товара);
- технологические нюансы, не имеющие решающего влияния на результат исполнения контракта;
- реквизиты и контакты сторон;
- детали поставок;
- сведения о неустойках.
Несущественными признаются условия исполнения заказа, изменение которых не будет препятствовать исполнению контракта, а также малозначимые детали. Например, адреса промежуточных пунктов разгрузки, которые закрепляются в контракте, но могут быть легко изменены при необходимости на любой стадии исполнения.
Выплата неустоек является важной процедурой для сторон, но тем не менее их размер не является существенным условием по нормам закупочного законодательства: при взыскании пеней и штрафов суд вправе как снизить их завышенный размер, так и дополнительно взыскать с ответчика сумму в счет возмещения ущерба.
Изменение несущественных условий госконтракта возможно на любой его стадии по соглашению сторон, если вносимые правки не нарушают права третьих лиц, законодательные нормы и положение о закупках заказчика.
Изменение условий проекта контракта
На этапе заключения госконтракта изменение условий происходит в следующем порядке:
- Заказчик формирует проект контракта и размещает его в ЕИС.
- Победитель закупки публикует в ЕИС протокол разногласий по поводу условий проекта контракта.
- Разногласия рассматриваются контрактной службой, и в проект контракта вносятся изменения.
- Доработанный проект вновь размещается в ЕИС, после чего его подписывают заказчик и исполнитель, и документ вступает в силу.
Заказчик может изменять условия будущего контракта на этапе формирования проекта контракта, который должен опираться в основном на положения закупочной документации. После публикации проекта контракта в ЕИС у победителя закупки есть 5 дней на размещение протокола разногласий (ч. 4 ст. 83.2 44-ФЗ), причем при размещении электронного документа его необходимо подписать усиленной электронной подписью.
Обычно разногласия затрагивают положения проекта контракта, противоречащие условиям закупочной документации или содержанию заявки заказчика.
Если возражения победителя закупки связаны не с техническими ошибками заказчика при составлении проекта контракта, а с двояким толкованием неоднозначных пунктов закупочной документации или заявки победителя, то стороны проводят переговоры и устраняют недоработки.
Если же есть основания полагать, что недопустимые пункты проекта контракта связаны с попыткой заказчика изменить условия закупки с выгодой для себя, то копию протокола разногласий следует направить в местный орган ФАС и в прокуратуру с заявлением о проведении проверки.
Возражения победителя не принимаются контрактной службой, если они:
- касаются условий, изложенных корректно в соответствии с закупочной документацией;
- требуют добавления новых условий, не содержащихся в документации и заявке победителя;
- противоречат закупочному законодательству.
Важно учесть, что отклонение возражений победителя закупки на проект контракта не дает ему права отказываться от исполнения контракта, а при уклонении от подписания без уважительных причин победитель закупки вносится в список недобросовестных участников закупок.
При несогласии с решением контрактной службы изменить условия проекта контракта победителю закупки следует обращаться в местный орган ФАС с заявлением о неправомерных действиях заказчика.
Направлять протокол разногласий можно только один раз. Принятые заказчиком возражения вносятся в итоговый вариант контракта, который подписывается сторонами.
Изменение условий действующего контракта
Чтобы изменить условия уже подписанного контракта, необходимо составлять дополнительное соглашение – документ, вносящий изменения в действующий контракт и равный ему по юридической силе.
Внесение изменений в действующий контракт происходит в следующем порядке:
- Стороны обговаривают новые условия.
- Составляется дополнительное соглашение.
- Соглашение проверяется контрактной службой и юристами исполнителя.
- Стороны подписывают соглашение, и изменения вступают в силу.
Дополнительное соглашение должно содержать номер контракта, реквизиты сторон, а также пронумерованный перечень пунктов, которые требуется изменить, и новую редакцию их прочтения. Образец соглашения об изменении условий контракта можно посмотреть здесь.
Если вторая сторона отказывается подписывать соглашение об изменении условий при наличии соответствующего распоряжения местной исполнительной власти, необходимо обращаться в арбитражный суд.
Публикация изменений
Важно учесть, что 504-ФЗ отменил ч. 26 ст. 95 закона 44-ФЗ, вследствие чего публикация изменений условий контракта в ЕИС не производится.
(1 5,00 из 5)
Загрузка…
Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
В каких случаях допускается изменение существенных и несущественных условий контракта по 44-фз?

Под изменением условий госконтракта по 44-ФЗ понимается внесение корректировок в соглашение между заказчиком и исполнителем. Законодательство допускает изменять существенные и несущественные условия договора, но только в исключительных ситуациях.
В каких случаях допускается
Условия государственного контракта по 44-ФЗ можно разделить на две крупные группы:
- Существенные.
- Несущественные.
Под корректировкой несущественных условий понимается изменение условий, которые не влияют на результат исполнения договора. Законодательство о контрактной системе и Гражданский кодекс не содержат определения несущественных условий.
Исходя из положений Главы 28 Гражданского кодекса, можно сделать вывод о том, что это такие параметры сделки, которые не являются важными для обеих сторон, никак не влияют на исполнение контракта и не требуют получения согласия от них. К таким условиям можно отнести:
- Платежные реквизиты сторон. Заказчик и поставщик могут на вполне законных основаниях изменять расчетные и корреспондентские счета, менять банковскую организацию для перечисления денег.
- Местонахождение учреждения и контактные сведения. Контакты в виде телефона, фактического адреса, электронного адреса можно поменять без предварительного согласия другой стороны.
- Арифметические и орфографические ошибки, которые были допущены при подписании документа. Это опечатки в названии, ФИО должностных и ответственных лиц, неправильные расчеты в спецификации или смете и пр.
Законодательно допускается изменение как несущественных, так и существенных условий как на этапе подписания, так и исполнения госконтракта. Но для этого следует строго придерживаться установленных правил.
Согласно ч. 4 ст. 7.32 КоАП, изменение условий госконтракта, если такая возможность не была предусмотрена российским законодательством, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. р.
и на юридических лиц – 200 тыс. р.
По правилам ч. 5 ст. 7.
32 КоАП изменение условий контракта и увеличение цены его исполнения, которое привело к росту расходов бюджета, грозит заказчику штрафом в двукратном размере от дополнительно израсходованных средств.
Можно ли изменить существенные условия контракта
В некоторых случаях условия контракта не подлежат изменению. Так, не допускается изменить госконтракт по 44-ФЗ по п. 1 ч. 1 ст. 95 при проведении запроса котировок (это также следует из Писем Минфина от 2017 года №24-03-07/79960, от 2017 года №24-03-07/73936).
Также по общим правилам не допускается изменение существенных условий госконтракта. В 44-ФЗ нет четкого определения того, что можно считать существенными условиями. Указанные данные прописаны только в Гражданском кодексе, на положения которого так же опираются проводимые закупки среди государственных и муниципальных заказчиков.
Согласно ст. 432 Гражданского кодекса, под существенными условиями понимаются условия о предмете договора, а также те, которые названы таковыми в тексте контракта или законодательных актах.
К существенным условиям можно отнести те, без которых договор считается недействительным, а также по которым должно быть достигнуто соглашение сторонами о том, что они являются существенными. В ст. 34 44-ФЗ перечислены некоторые обязательные условия контракта, без которых он будет считаться незаключенным. Поэтому содержащиеся в данной норме условия можно считать существенными.Согласно ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, госконтракт подписывается на условиях, которые предусмотрены извещением или приглашением принять участие в закупке, документацией о закупке и заявкой.
Из этого следует, что все условия, которые содержатся в этих документах, можно считать существенными.
В целом заказчикам рекомендовано указывать в договоре те условия, которые являются существенными и не подлежат изменению.
Это позволяет избегать спорных ситуаций в дальнейшем.
При исполнении госконтракта не допускается изменять такие условия, которые считаются существенными:
- Предмет закупки (в данном случае это конкретное наименование товаров, работ и услуг).
- Объем поставки товаров, работ и услуг.
- Порядок и сроки оплаты.
- Источники финансирования (по письму Минэкономразвития №Д28и-2286 от 2015 года).
- Исполнитель госконтракта (смена исполнителя договора недопустима по ч. 5 ст. 95 44-ФЗ). У данного основания есть одно исключение: если компания-поставщик была реорганизована путем преобразования, присоединения или слияния. В данном случае с учетом ч. 6 ст. 95 44-ФЗ допускается переход прав и обязанностей к новой организации.
- Сроки поставки товара по госконтракту, выполнения работ или оказания услуг.
- Цена контракта (на 10% и более).
- Ответственность сторон (размер штрафных санкций).
- Иные требования, которые были признаны сторонами в качестве существенных.
Хотя по общим правилам существенные условия должны оставаться неизменными, но в ст. 95 44-ФЗ прописаны исключения. Для того чтобы изменить существенные условия, подобная возможность должна быть предусмотрена заказчиком в контракте.
Так, допускается изменять такие условия, как:
- Цена договора по соглашению сторон без изменения объема поставки или оказанной услуги.
- Цена договора, если уменьшение или увеличение количества товара, объема работы или услуги составляет не более 10%.
- Цена договора, если изменились регулируемые тарифы (например, при закупках газа, воды и пр.).
- Цена и количество товара, сроки выполнения работы или услуги в случае, когда казенному учреждению уменьшили лимиты финансирования.
- Цена договора при изменении перечня услуг в случае лечения гражданина РФ за границей.
- Количество товара на сумму, которая не превышает разницы между ценой госконтракта, предложенной участником, и НМЦК, если право заказчика предусмотрено закупочной или аукционной документацией.
- Качественные, технические и функциональные параметры товара в сторону их совершенствования.
Стоит отметить, что указанные правки не допускается вносить в контракт на стадии его подписания. Такие изменения можно вносить только при его исполнении через подписание допсоглашения обеими сторонами. Делать корректировки в одностороннем порядке строго недопустимо.
Стоит также обратить внимание на рост НДС до 20% с 2019 года. Поэтому поставщики, которые заключили госконтракты до 2019 года, должны применять новую ставку.
Общая стоимость госконтракта при этом должна оставаться неизменной, а налог должен быть увеличен за счет поставщика. Это следует из Письма Минфина №24-03-07/61247 от 2018 года.
Указанное требование неприменимо для договоров, которые соответствуют критериям, утвержденным в Постановлении Правительства №1186 от 2013 года.
Для поставщика и заказчика нарушение существенных условий контракта грозит начислением штрафных санкций и пени либо ведет к расторжению госконтракта. Штрафы и пени для заказчиков и поставщиков определяются в соответствии с Постановлением Правительства №1042 от 2017 года.
Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе заказчика из-за нарушения существенных условий может привести к включению информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Порядок изменения условий на этапе заключения
Необходимость изменить условия по госконтракту может возникнуть как на этапе его заключения, так и исполнения. В зависимости от стадии, на которой вносятся коррективы, условия контракта изменяются по разному алгоритму.
До того как контракт еще не был подписан, он имеет статус проекта договора, и его положения еще не приобретают юридическую силу. Условия госконтракта подлежат изменению по следующему алгоритму:
- Заказчик направляет в адрес поставщика проект контракта, который тот должен подписать в установленные сроки. Если заказчик после этого обнаружил какие-то технические ошибки или иные недочеты, то законодательство позволяет ему отозвать проект договора на доработку и только потом направить правильную откорректированную версию поставщику.
- Поставщик направляет в адрес заказчика протокол разногласий, в котором указывается на необходимость изменения условий в проекте контракта с указанием причины. Например, из-за того, что у поставщика поменялись реквизиты. При проведении закупки в электронном виде протокол также направляется через ЭТП в электронном формате.
- В случае согласия с предложенными коррективами по протоколу разногласий заказчик изменяет госконтракт и отправляет повторно доработанную версию договора на подписание победителю закупки.
Если же предложенные изменения по протоколу разногласий являются недопустимыми, то заказчик предоставляет участнику официальный письменный отказ от внесения изменений. В этом случае поставщику остается подписать контракт в установленные сроки, иначе он будет признан уклонившимся от заключения договора, и информация о нем должна быть передана в реестр недобросовестных поставщиков. Если он не согласен с решением заказчика, то может обжаловать его действия в ФАС или в судебном порядке.
Корректировки в ошибочный договор вносятся только после его публикации в ЕИС. Если неточность является несущественной и никак не повлияет на результаты исполнения договора и не приведет к наложению штрафных санкций, то сторонам лучше ее проигнорировать.
Порядок изменения условий на этапе исполнения контракта
Изменить несущественные условия контракта по 44-ФЗ допускается и на этапе исполнения госконтракта. Для этого необходимо придерживаться такого алгоритма действий:
- Сторона, которая выступает инициатором внесения изменений, направляет второй стороне соответствующее уведомление о необходимости корректировок. В нем содержится указание на основания для изменения договора с учетом норм гражданско-правового законодательства и ФЗ-44.
- Вторая сторона после анализа поступившего предложения выносит решение и передает его в письменной форме. Соблюдение письменной формы в данном случае обязательно. Если отказ будет необоснованным, то инициатор внесения изменений может обжаловать его в судебном порядке.
- Стороны подписывают дополнительное соглашение о внесении изменений в госконтракт, если это допустимо его условиями и законодательством. Дополнительное соглашение составляется в свободной форме и содержит указание на стороны договора (заказчика и поставщика), реквизиты изменяемого контракта, указание на пункты договора, которые подлежат изменениям и их интерпретация в новой редакции.
- Заказчик размещает акт о корректировке подписанного ранее договора в ЕИС в установленные сроки.
В какой срок нужно опубликовать изменения в контракте в открытом доступе
Изменения в госконтракте в обязательном порядке следует размещать в ЕИС.
Согласно ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, сведения об изменении государственного контракта или о его расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня, который следует за датой его изменения.
Информация не передается в ЕИС только в случае, если госконтракт содержит государственную тайну.
Согласно ч. 3 ст.
103 44-ФЗ, заказчик в течение 3 рабочих дней после изменения контракта обязан передать сведения об этом в федеральное казначейство.
Таким образом, несущественные условия контракта, которые никак не повлияют на ход и результаты его исполнения, допускается изменять в упрощенном порядке. В случае если речь идет о существенных условиях, то по общим правилам они должны оставаться неизменными.
Перечень исключений из указанного порядка, когда допускается внесение правок, содержится в ст. 95 44-ФЗ. Внесенные изменения должны быть зафиксированы в письменной форме в виде дополнительного соглашения, которое подписывается обеими сторонами.
Если заказчик внесет изменения в существенные условия госконтракта вопреки установленным правилам, то ему грозит административная ответственность.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!
+7 (499) 110-86-72
Москва и область
Что делать, если в документах закупки разные условия?

Статья актуальна на 14 сентября 2019
Бывает, что характеристики товаров или условия исполнения работ в техническом задании не соответствуют тексту из проекта контракта. Как на это реагировать, зависит от того, на каком этапе участник обнаружил разночтения.
Разночтения в документах закупки и извещении
Идеальный вариант — заранее внимательно прочитать все документы, которые прилагаются к закупке: извещение, техническое задание, проект контракта, инструкцию по заполнению заявки, обоснование НМЦ и т.д. Например, разночтения могут быть такими:
- В извещении установлено, что закупка только для СМП по 30 ст. 44-ФЗ, а по документации — закупка на общих основаниях.
- В извещении указан один срок подачи заявок, а в документах — другой.
- В ТЗ единицы товары — штуки, а в контракте — упаковки.
- В документах срок оплаты — 30 дней, а в проекте контракта — 240 дней.
Разночтения часто возникают из-за того, что заказчик просто ошибается, копируя условия одной закупки в другую. Обнаружив несоответствия, отправляйте запрос на разъяснения. На официальный запрос заказчик должен ответить в установленный законом срок и внести изменения в документацию. Если времени до окончания подачи заявок останется мало, то срок подачи заявок продлят.
Если не успели в срок, установленный для подачи запроса на разъяснения, остается обращаться в ФАС.
Разночтения в техзадании и разъяснениях заказчика
Как быть, если заказчик согласился с доводами участника в запросе на разъяснения, но ничего не изменил в документах закупки? В ФАС по этому вопросу сложилась однозначная практика: заказчик обязан внести изменения в документацию и продлить срок подачи заявок, иначе он нарушит закон. Даже если в инструкции по заполнению заявки есть фраза «В случае разночтения между данными, указанными в разъяснениях, и данными, указанными в техническом задании, участники должны руководствоваться данными, указанными в техзадании».
Вот одно из решений ФАС в пользу участника закупки.
На этапе подписания контракта
Поставщик готовит заявку на условиях из документации о закупке, а контракт заключают, дополняя эти условия информацией из заявки победителя. Заказчики не имеют права включать в контракт дополнительные пункты, которых не было в извещении о закупке. Но на практике условия в контракте иногда меняются: уменьшают сроки поставки, добавляют новые работы и т.д.
Присланный на подписание контракт не соответствует проекту контракта
Например, в проекте контракта из документов закупки срок поставки товара составляет 30 календарных дней, а в присланном на подписание документе он сократился до 20 дней. Давайте посмотрим, как могут развиваться события.
- Заказчик исправляет ошибку. Если это электронный аукцион, отправьте заказчику протокол разногласий. Дождитесь от него исправленный контракт, проверьте, что он соответствует проекту, и только после этого подписывайте.
- Заказчик отказывается вносить изменения. Заказчик говорит, что у него изменились условия и просит вас пойти на встречу. Но даже если новые условия вас устраивают, не следует соглашаться на них, так как у такого решения могут быть негативные последствия. Если вы подпишите контракт, то другие участники, обнаружив несоответствия, смогут через суд отменить сделку. Если заказчик не исправляет контракт, не соответствующий проекту, рекомендуем обратиться с жалобой в ФАС.
Условия в проекте контракта отличаются от требований в документации
Например, поставщик выиграл электронный аукцион на поставку оборудования, которое по инструкции производителя не относится к технически сложному и не требует монтажа одновременно с поставкой.
По техническому заданию заказчик закупал водонагреватели с определенными характеристиками, а условие о монтаже было только в проекте контракта, и участник закупки его не заметил.
Рассмотрим, какие тут могут быть варианты.
- Исполнить контракт на предложенных условиях. В этом случае победитель потеряет часть прибыли, выполняя работы, которые не были заложены в предложенную им цену. Убрать монтаж из контракта протоколом разногласий нельзя, так как предмет закупки — это существенное условие контракта, которое нельзя менять.
- . Поставщик может только поставить товар, а заказчику нужен монтаж. Тут два сценария:
- Если победитель не планирует выполнять монтаж, а заказчик — выставлять претензии поставщику, можно расторгнуть контракт по обоюдному согласию. В этом случае победитель не попадет в РНП, а заказчику придется проводить новую закупку.
- Заказчик настаивает на выполнении всех условий контракта, а победитель не может их исполнить. В этом случае придется отказаться от подписания контракта. Это не лучший вариант развития событий, так как победитель потеряет обеспечение заявки и право участвовать в закупках на 2 года.
- Заказчику нужен только товар. Посмотрите, как описан объект закупки в плане-графике, найдите обоснование НМЦ в документах. В вашу пользу сыграет то, что в плане-графике нет условия о монтаже, а на этапе запроса рыночных цен просчитывали только поставку оборудования. Задайте вопрос заказчику, действительно ли нужен монтаж? Может получиться так, что внутреннему заказчику сейчас нужна только поставка, а составитель закупочной документации просто ошибся, скопировав в контракт условие о монтаже из другого контракта на поставку оборудования. Если заказчик согласен только на поставку и вы уверены, что он не передумает после подписания контракта, подписывайте контракт и исполняйте.
После подписания контракта
В этом случае исход событий предсказуем. Раз вы подписали контракт, значит, вы согласились с его условиями. Придется исполнять контракт на новых условиях или расторгать его:
- По соглашению сторон, но маловероятно, что заказчик на это согласится.
- В одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Будьте готовы, что заказчик обжалует ваше решение в суде, и вы его проиграете.
- По решению суда с риском попасть в РНП. Как правило суд в этой ситуации оказывается на стороне заказчика.
Выводы:
- Проверяйте все документы закупки «на берегу».
- Если не заметили каких-то условий в проекте контракта в момент подачи заявок, выполняйте контракт или попробуйте договориться расторгнуть его по соглашению сторон.
- Заказчик не может менять существенные условия контракта. Незаконное включение новые условий можно оспорить в ФАС или в арбитраже.
В следующей статье мы подробнее расскажем о том, в каких ситуациях заказчик может изменить цену контракта.
Нужно ли вносить изменения в проект контракта во время подачи заявок

Если следовать тому, что в ней написано, то существенным можно считать все, что должно быть включено в контракт в обязательном порядке, то есть информация, предусмотренная статьей 34 Федерального закона №44.
Что касается изменения несущественных условий контракта — закон не накладывает на них никаких ограничений. Они могут быть переиначены по согласованию заказчика и победителя закупки.
увеличение или уменьшение объема поставляемой продукции/оказываемых услуг/выполняемых набор не более, чем на 10%.
Цена в этом случае изменяется пропорционально; изменение цен длительных контрактов (на срок не менее трех лет на федеральном или субъектовом уровне и на срок не менее одного года на муниципальном) в случае если они превышают предельные нормы, установленные Правительством; изменение цены после принятия новых тарифов на государственном или региональном уровне;
Можно ли вносить изменения в проект контракта
Это условия о предмете контракта, названные в правовых актах существенными и необходимыми, а также те, по которым по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Учитывая, что контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, следует понимать, что существенными считаются условия, которые содержатся в такой документации – в извещении, проекте контракта, заявке на участие.
✔ Материалы по теме: В частности, извещение должно содержать:
- количество товара,
- данные об объекте закупки,
- сроки поставки,
- источник финансирования.
- место доставки или выполнения работы,
- максимальную цену контракта,
Резюмируем.
Содержащиеся в документации к закупке, в том числе и в проекте контракта, условия являются существенными, и изменению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ. Разберем это на примере электронного аукциона.
Что делать, если в документах закупки разные условия?
Даже если в инструкции по заполнению заявки есть фраза «В случае разночтения между данными, указанными в разъяснениях и данными, указанными в техническом задании, участники должны руководствоваться данными, указанными в техзадании».
Присланный на подписание контракт не соответствует проекту контракта Например, в проекте контракта из документов закупки срок поставки товара составляет 30 календарных дней, а в присланном на подписание документе он сократился до 20 дней.
Давайте посмотрим, как могут развиваться события.
Можно ли при использовании типового контракта вносить изменения в проект контракта?
и обоснование ответственность конкурс контроль контракт описание предмета закупки реестр контрактов реестр недобросовестных поставщиков план график обеспечение заявки обеспечение исполнения контракта реестр банковских гарантий запрос котировок заявка план закупок НМЦК реестр единых поставщиков ЕИС контрактная служба шаблоны 44 ФЗ комиссия запрос предложений электронные процедуры общественное обсуждение закрытые процедуры строительство перечни СМП(СП) и СОНО опыт исполнения контракта предварительный отбор преимущества организации инвалидов Казначейство извещение положение о закупках приемочная комиссия реестр субъектов естественных монополий совместные торги обоснование цены контракта антидемпинговые меры отчетность жалоба специализированная организация контрактный управляющий нормирование транспорт запреты реестр экспертов разъяснения документации техническое задание сроки СГОЗ экспертиза
Внесение изменений в проект контракта до аукциона по 44 фз
1 ч.
1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Инфо Кроме того, можно обратить внимание, что к документации о закупке либо к извещению о закупке в качестве неотъемлемой части всегда прилагается проект контракта (ч.
2 ст. 50, ч. 4 ст. 64, ч. 2 ст. 73, ч. 7 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).
Отсюда также можно сделать вывод, что неизменными являются все условия, включенные в проект контракта и заявку на участие в закупке. Тем не менее мы полагаем, что предпочтительным является первый вариант толкования закона, поскольку в ином случае неясно, зачем в ч.
1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ упомянуты именно существенные условия контракта.
В этой связи можно заметить, что ч.
4 ст. 7.32 КоАП РФ представляется не вполне корректной, поскольку Закон не содержит исчерпывающего перечня указаний о возможности изменения любых условий контракта, а только, как сказано выше, существенных. Можно ли внести изменения в муниципальный контракт,
Изменение лица подписывающего контракт
2 ст.
5 настоящего Федерального закона. Согласно ч. 2 ст.
5 Закона о контрактной системе ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования в целях Закона о контрактной системе, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», или в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, удостоверяющими центрами, созданными в соответствии с нормами права иностранного государства.
В свою очередь, в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г.
№ 63-ФЗ (ред. от 28 июня 2014 г.) «Об электронной подписи» электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным
Можно ли вносить изменения в проект контракта (закупка по ФЗ №44) в части прав и обязанностей сторон при его направлении участнику закупки?
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В этой связи следует учитывать, что согласно ч. 1 ст.
34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение
Как изменить несущественные условия контракта
Адрес, контактные данные в виде телефона, электронной почты подлежат правке без необходимости получения разрешения другой стороной. Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в наименовании организации, в фамилии, имени, отчестве сторон договора, неверные расчеты в спецификации, не совпадающие с ценой контракта.
В зависимости от стадии закупки, изменение условий контракта по 44-ФЗ происходит в различном порядке. Далее рассмотрим, как производится изменение условий в договоре — этапы заключения и исполнения. Поставщик направляет заказчику протокол разногласий, указывающий на изменение несущественных условий государственного контракта и причины таких корректировок.
Комитет государственных закупок Мурманской области
Учитывая вышеизложенное, при признании несостоявшимся аукциона в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона заказчик имеет право внести изменения в план-график и через один день разместить извещение о проведении новой процедуры закупки.
Как подать (изменить, отозвать) заявку на участие в закупках по контрактной системе — НалогОбзор.Инфо

После того как организация составит заявку, ее нужно подать заказчику (оператору электронной площадки, если речь идет об электронном аукционе). Порядок и сроки определяют закон и документация о закупке.
Закон устанавливает две формы подачи заявки:
Выбор между ними делает участник. Исключение составляет электронный аукцион, где заявку подать можно только в электронной форме.
Как подать заявку в письменном виде
Заявку в письменной форме можно подать:
- лично (через доверенное лицо).
Заказчик в документации о закупке не вправе указывать конкретный способ, который должен использовать потенциальный участник, чтобы подать заявку. Ведь такое ограничение может сузить круг потенциальных участников, что противоречит основным принципам системы закупок.
Адрес, по которому нужно передать заявку, заказчик устанавливает в извещении о закупке.
Совет: Заказчик должен зарегистрировать каждую заявку (ч. 6 ст. 51, ч. 3 ст. 77, ч. 7 ст. 88 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). Поэтому организации разумно запросить расписку в получении заявки с ее регистрационным номером.
Такая расписка послужит доказательством того, что:
- организация подала заявку и
- заказчик зарегистрировал ее под определенным номером (это особо ценно для тех случаев, когда очередность важна для определения победителя).
Способ оформления заявки зависит от того, в каком именно виде закупки организация решила принять участие.
Заявка на участие в конкурсе и закрытом аукционе
Закон устанавливает схожие правила для подачи заявок на участие в открытом конкурсе (ст. 51 Закона № 44-ФЗ), конкурсе с ограниченным участием (ст. 56 Закона № 44-ФЗ), двухэтапном конкурсе (ст. 57 Закона № 44-ФЗ) и закрытом аукционе (ч. 4 ст. 88 Закона № 44-ФЗ).
Так, заявка организации должна отвечать следующим требованиям:
- все листы прошиты и пронумерованы (если заявка большая, то прошивается и пронумеровывается каждый том);
- содержит опись входящих в ее состав документов (если заявка подается в томах, то описать нужно каждый том);
- скреплена печатью потенциального участника, если он – юридическое лицо, у которого есть печать;
- подписана потенциальным участником или лицом, уполномоченным им;
- вложена в запечатанный конверт, который не позволяет просматривать ее содержание до вскрытия.
Заказчик не вправе устанавливать иные или дополнительные требования к оформлению заявки.
Внимание! Если организация нарушит требования к оформлению заявки, то заказчик сможет отклонить заявку на участие в конкурсе.
Нарушения в оформлении (например, отсутствие прошивки, приложение описи не в составе заявки, а отдельным документом и т. д.
) – возможные основания для того, чтобы заказчик отклонил заявку как не соответствующую требованиям Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации (см., например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2015 г.
№ Ф09-733/15 по делу № А71-6214/2014, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2015 г. по делу № А14-11137/2014).
Исключение сделано только для нумерации всех листов заявки (тома заявки) на участие в конкурсе. Если организация ненадлежащее исполнила это требование, то заказчик не сможет отклонить заявку (ч. 4 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).
Заявка на участие в запросе котировок и запросе предложений
Организация должна подать заявку в запечатанном конверте. Причем если она участвует в запросе котировок, то конверт нужно подобрать такой, который не позволяет просматривать содержимое до вскрытия.Такие правила установлены частью 2 статьи 77 и частью 8 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.
Иных требований закон не устанавливает. Вот поэтому организации нужно внимательно ознакомиться с документацией о закупке и исполнить ее требования.
Так, заказчик, например, может потребовать, чтобы:
- заявка и все приложения были сшиты;
- все листы заявки и документов, которые прилагаются, были пронумерованы и скреплены печатью участника (для юридического лица) и подписаны участником или уполномоченным им лицом (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 января 2016 г. № Ф01-5478/2015, Ф01-5099/2015 по делу № А11-1788/2015).
Нарушение таких требований может повлечь отклонение заявки, поскольку она не будет соответствовать документации о закупке.
Как подать заявку в электронном виде
Сейчас подать заявку в электронном виде можно только для участия в электронном аукционе. Причем для этого предварительно нужно пройти аккредитацию на электронной площадке.
Заявка делится на первую и вторую часть. Обе части организация подает одновременно, подписав электронной подписью.
Документы, которые организация прилагает к заявке, подаются либо в электронном формате, либо в виде скан-копий.
В отношении остальных видов закупок возможность подать заявку в электронном виде появится до конца 2016 года (абз. 2 п. 2 постановления Правительства РФ от 23 января 2015 г.
№ 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок»). Потенциальные участники смогут сделать это через ЕИС. В настоящее время такая опция недоступна.
Поэтому пока заявки можно подать только в письменном виде.
Внимание! Нельзя подать заявку на участие в закупке по электронной почте. Закон не предусматривает такого порядка.
Заказчик не допустит поданную по электронной почте заявку к участию в закупке (письмо Минэкономразвития России от 14 августа 2015 г. № Д28и-2348, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 января 2015 г.
№ Ф01-5914/2014 по делу № А17-2592/2014, от 20 января 2016 г. № Ф01-5708/2015 по делу № А38-1275/2015).
Внимание! При проведении некоторых видов закупок подавать заявку в электронной форме запрещено. Так, заявку на участие в закрытых способах определения поставщика организация вправе подать только в письменной форме.
Такие правила установлены статьей 85 и частью 4 статьи 88 Закона № 44-ФЗ.
В какой срок нужно подать заявку
Срок, до истечения которого нужно успеть подать заявку, зависит от вида закупки и обязательно указан в извещении и (или) документации о проведении закупки:
- открытый и закрытый конкурс, запрос предложений, закрытый аукцион – до вскрытия конвертов или открытия доступа к электронным заявкам (ч. 10 ст. 51, ч. 7.1 ст. 83, ст. 85, ч. 6 ст. 88 Закона № 44-ФЗ);
- запрос котировок – в срок, который указан в извещении о проведении (ч. 3 ст. 77 Закона № 44-ФЗ);
- аукцион – до даты и времени окончания срока подачи, который указан в извещении о проведении аукциона (ч. 7 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).
Если потенциальный участник подаст заявку после установленного срока, то она не будет принимать участия в закупке. Заказчик вернет опоздавшую письменную заявку подавшей организации. К опоздавшим электронным заявкам доступ не открывается.
Можно ли подать заявку с неполным комплектом приложений, а потом передать недостающие документы?
Нет, нельзя.
Такая передача означает, что организация дополняет заявку, а это законом не предусмотрено (постановления Арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2015 г. № Ф09-9930/14 по делу № А76-8552/2014, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2016 г. № 11АП-17492/2015 по делу № А49-7674/2015).Если необходимо дополнить заявку, то организации нужно отозвать поданную, а потом вновь подать.
Как изменить и отозвать заявку
По общему правилу закон разрешает организации изменить или отозвать свою заявку.
Для этого нужно соблюсти порядок, который указан в документации о закупке. Так, изменения подают в тех же форме и виде, что и первоначальная заявка. Например, если организация подала заявку в письменном виде, то изменения также нужно подписать, вложить в запечатанный конверт и т. п. При этом заказчик должен зарегистрировать их и выдать расписку по требованию организации.
Если необходимо отозвать заявку для участия в электронном аукционе, то организация направляет оператору электронной площадки уведомление об этом через личный кабинет (ч. 14 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).
Внимание! Уведомление об изменении или отзыве необходимо подать до истечения срока подачи заявок.
Более того, чтобы изменение и отзыв были действительны, заказчик должен успеть получить их до истечения этого срока.
Например, изменения, отправленные почтой, заказчик должен получить прежде, чем закончится срок подачи заявок. Такое правило установлено в статье 43 Закона № 44-ФЗ.
Внимание! Изменение заявки может повлиять на результаты конкурса. Если несколько организаций подали заявки с одинаковыми условиями, победителем признается та, чья заявка поступила раньше (ч. 7 ст.
53 Закона № 44-ФЗ). В ситуации, когда организация вносит изменения в заявку, она считается поданной в момент, когда были внесены последние изменения (письмо Минэкономразвития России от 11 июня 2015 г. № Д28и-1758).
Может ли организация изменить заявку, внеся недостающие документы?
Нет, не может.
Изменить можно только заявку, которая:
- надлежащим образом оформлена;
- подана с соблюдением требований закона и документации о закупке;
- подлежит допуску к участию в закупке.
Внесение недостающих документов означает, что заявка не отвечает вышеприведенным требованиям, то есть изменить ее нельзя. См. также Можно ли подать заявку с неполным комплектом приложений, а потом передать недостающие документы.
В такой ситуации организация вправе отозвать заявку и подать новую, соответствующую требованиям закона и документации о закупке.
Однако для отдельных видов закупок установлены специальные правила, а именно:
- при проведении электронного аукциона организация не может изменить заявку, только отозвать и вновь подать (ст. 66 Закона № 44-ФЗ). Но это никак не повлияет на результат аукциона, если участник совершит данные действия в срок, указанный в документации;
- при запросе котировок организация может изменить или отозвать заявку только в случае, если в закупочную документацию внесены изменения (ч. 1 ст. 77 Закона № 44-ФЗ).
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
