Законы хаммурапи характерные черты

Главные плюсы и минусы законов Хаммурапи

Законы хаммурапи характерные черты

Один из главных столпов современного гражданского общества – юридическая система, то есть совокупность правовых норм и институтов, позволяющая функционировать социуму в надлежащем режиме.

Она подразумевает установление властных предписаний со стороны государства, которые стимулируют граждан соблюдать требования закона.

За нарушение законодательных актов предусматривается применение наказания – неблагоприятных экономических, моральных или физических последствий для нарушителя.

Но очень важно помнить, что современная правовая система не возникла из ничего, не было ниспослана нам свыше, а стала итогом многовекового развития и колоссального труда огромного числа ответственных лиц.

Среди них были правители, государственные служащие, законодатели, юристы, философы и даже богословы. Одними из самых древних правовых памятников, сохранившихся до наших дней, считаются законы Хаммурапи.

Они послужили одновременно фундаментом для дальнейшего развития законов в других древних государствах и самым совершенным кодифицированным актом своего времени.

Общее значение законов Хаммурапи

Законы Хаммурапи были составлены ориентировочно почти 4 тысячи лет назад (предполагается, что они были высечены на знаменитом черном обелиске в 1760-1750-х годах до нашей эры).

Автором этого правового памятника считается Вавилонский царь Хаммурапи. Несмотря на успешную деятельность по объединению практически всех земель Месопотамии в одном государстве, в веках он остался именно благодаря своей законотворческой деятельности.

Законы Хаммурапи представляли собой высокий черный базальтовый столб, на котором были высечены 282 статьи, призванные регулировать общественную и частную жизнь всех жителей Вавилона.

Историки утверждают, что большая часть законов не была разработана самим Хаммурапи, а представляла собой первый унифицированный свод законов древнего времени.

До его вступления в законную силу все спорные ситуации рассматривались по обычаям первобытного строя и на основании решения местного старейшины или мудреца.

Не самая совершенная судебная система: нередко одно и то же деяние могло быть трактовано двумя ответственными за правосудие лицами противоположным образом.

Законы Хаммурапи усовершенствовали правовую систему и позволили немного приблизится к единообразной практике рассмотрения противоправных действий, и надлежащего поведения для всех граждан.

Донесение предписаний Хаммурапи осуществлялось с помощью глиняных дощечек, на которые клинописью наносилось содержание норм и правил поведения. Наряду с традиционными постулатами, характерными для большинства обществ той эпохи, законы Хаммурапи содержали и несколько любопытных нововведений, значительно продвинувших законотворчество вперед.

Положительные черты законов Хаммурапи

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
+7 499 938-94-65 - Москва и обл.
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ

Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
  • Улучшение положения самого низшего сословия вавилонского общества – вардумов (местное название рабов). В отличие от многих других государств и образований того времени, на основании законов рабам было разрешено вступать в брак с представителями более высоких слоев населения. За детьми сохранялись права и привилегии более высокого сословия. Подобная статья незначительно, но улучшала все еще незавидное положение вардумов, снижала социальную напряженность и немного очеловечивала рабов в глазах других жителей Вавилона.
  • Законодательное установление ограничения сроков нахождения в рабстве для лиц, которые в него попадали из-за задолженностей перед ростовщиками. В древнем Вавилоне было удивительно легко попасть в рабство. Достаточно было не возвратить долг кредитору и он имел право забрать любого из членов семьи должника в рабство. Причем без всяких ограничений. Вне зависимости от размера задолженности. Законы Хаммурапи закрепили срок в 3 года и установили запрет на убийство таких рабов (по обычаям тех времен, убийство раба считалось не лишением жизни, а нанесением материального ущерба в виде порчи имущества).
  • Материальное обеспечение семей погибших воинов. Очень важный закон для нормального функционирования общества Вавилона. Хаммурапи прославился не только своим сводом законов, но и объединением всей территории Месопотамии в одном государстве. Подчинение разорённых племен и общин требовало использования грубой военной силы. Сопровождалось большими потерями среди вавилонских воинов. Множество семей оставалось без кормильцев. Несмотря на привычную картину с постоянными войнами по всему миру, именно в законах Хаммурапи впервые была заложена первая социальная помощь для семей погибших.
  • Создание прообраза презумпции невиновности. В одной из статей законов Хаммурапи утверждалось, что не может быть признанным вором то лицо, которое не было поймано на месте преступления. Это простое: «не пойман – не вор» можно рассматривать как первый кирпичик фундамента одного из важнейших институтов современного уголовного и гражданского права.
  • Закрепление суровой ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Естественно, что формулировка была не такой вычурной, но ее суть сводилась к простой ситуации: в случае, если ты обвиняешь человека в убийстве и выясняется, что он невиновен, то тебя самого казнят. Хороший стимул быть более избирательным и обходительным в случае спорной и неоднозначной ситуации. Защищало честных людей от клеветы со стороны недоброжелателей.

Отрицательные черты законов Хаммурапи

  • Испытание водой как один из видов доказательств в судопроизводстве. Кроме свидетельских показаний, которые были основным способом установления истины в споре, широко применялось и испытание водой. Суть «доказательства» заключалась в следующем: обвиняемого в преступлении бросали в воду с сильным течением. Если он не тонул, а выживал, то считался невиновным. В обратном случае – вина считалась доказанной за счет божественного вмешательства. На самом деле, как ни трудно догадаться, испытание водой доказывало только способность человека плавать и реальным свидетельством невиновности его считать сложно.
  • Значительное количество очень суровых наказаний. В отличие от современных законодательных актов, законы Хаммурапи содержали большое количество деяний, за которые полагалась казнь. Особенно печально, что среди них значилась и кража. Украл персик – тебя могут лишить жизни на законных основаниях. Соразмерность преступления и наказания не прослеживалась. Выяснение контекста ситуации также роли не играло.
  • Принцип Талиона – основной вид наказания. Традиция причинять обидчику тот же вид негативных последствий, что был совершен по отношению к пострадавшему, перекочевала из первобытного строя. До денежных штрафов было еще далеко, потому за выбитый зуб приходилось расплачиваться своим же зубом. «Око за око» не самый оптимальный вид наказания, даже для достаточно древнего общества.
  • Бедственное положение рабов. Законы Хаммурапи позволили несколько приблизить правовой статус низшего звена общества Вавилона к низшим слоям населения, но до кардинальных перемен было еще очень далеко. Рабы все еще больше расценивались как орудия труда и вещи, а не полноправные люди. За устное оскорбление представителя высшего сословия вардуму отрезали ухо.
  • Неравные права между представителями формально свободных сословий. Выражалось в куда меньшем объеме личностных прав мушкенумов в сравнении с авилумами. Если мушкенум наносил физические повреждения авилуму, то размер наказания определялся на основании принципа Талиона. При смене ролей с авилума просто взымался денежный штраф.

Выводы

Законы Хаммурапи сыграли значительную роль в зарождении и становлении правовой системы и постепенном замещении первобытных обычаев конкретными законами.

Они содержали ряд прорывных статей, позволившим более современным законодателям создавать все более совершенные нормы и законы, опираясь на опыт применения законодательства в Вавилоне.

Большинство недостатков свода законов царя Хаммурапи продиктованы духом времени и обычаями тех лет.

Для современного общества законы Хаммурапи служат не только первым примером правового памятника, но и источником многих полезных концепций для современных правовых систем. Отдельной похвалы заслуживает четкая систематизация и практически полное отделение религиозных догм от процесса судопроизводства.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. урок. Всеобщая история 5 Класс

Законы хаммурапи характерные черты

Закон — это строгое, непререкаемое предписание, веление, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. На нашем сегодняшнем занятии мы рассмотрим самые древние законы, узнаем, как и за что судили людей в древности.

В III тыс. до н.э. в Двуречье (Месопотамии) возникают первые города-государства (см. урок «Древнее Двуречье»). В начале II тыс. до н.э. государства Двуречья вели друг с другом изнурительные войны.

В результате этих войн наиболее сильным и могущественным царством становится Вавилон (от шумер. «врата бога»). Расцвет Вавилонского царства приходится на период правления царя Хаммурапи в XVIII в. до н.

э.

События

1792–1750 гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи. Был создан первый известный письменный свод законов. Они получили название законы Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи). Законы Хаммурапи были высечены на базальтовом столбе. На эти законы жители Вавилонии должны были ориентироваться при решении любых споров.

Характерные черты законов Хаммурапи:

  • принцип «око за око, зуб за зуб»;
  • неравенство перед законом. Рабы не обладали теми же правами, что свободные люди. За оскорбление свободного человека рабу отрезали ухо;
  • долговое рабство. Человек мог попасть в рабство за долги, но срок его службы Хаммурапи ограничил тремя годами. По истечении трёх лет должник снова обретал свободу. Текст законов.

Решая спор, жители Вавилона часто стремились узнать волю богов. Для этого подозреваемого в совершении преступления бросали в реку. Если человек тонул (бог реки забирал его к себе), то его считали виновным.

Участники

Хаммурапи – царь Вавилона из Аморейской династии.

Заключение

В VII в. до н.э. Вавилон попал под власть Ассирии (см. урок «Ассирийская держава»), в VI в. до н.э. был завоеван персами (см. урок «Персидская держава царя царей»).

Город, куда мы отправимся, располагался в очень удобном месте, в самом центре Двуречья на левом берегу реки Евфрата, и назывался он Вавилон. Имея такое выгодное расположение, Вавилон был крупным торговым центром. По реке купцы доставляли товары из разных стран. Город был защищен стенами, длина которых составляла 12 км (рис. 1).

Рис. 1. Древний Вавилон (Источник)

Перед нами ворота Иштар — центральные ворота в город. Вдалеке храм Мардука. Там было создано 7-е чудо света — висячие сады, они были построены для жены царя Навуходоносора в VI в. до н. э. Сады размещались на обширных террасах четырехъярусной башни.

Ярусы садов поднимались уступами, соединяясь между собой лестницами. Для поливки садов сотни рабов целый день качали воду из Евфрата, вращая громадное водоподъемное колесо. Их аромат, тень и прохлада в безлесной и плоской Вавилонии казались чудом (рис. 2).

Рис. 2. Висячие сады Семирамиды (Источник)

Вавилон из небольшого городка превращается в ведущую державу Месопотамии. И самым могущественным царем вавилонского царства был Хаммурапи. Хаммурапи, шестой царь первой династии Вавилонии, правил в 1792–1750 гг. до н. э. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором.

За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад.

Будучи верховным правителем государства, царь Хаммурапи составил законы, по которым должны были жить в его государстве. Стела с законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из черного базальта. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне.

Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо — знак власти над людьми. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом (рис. 3). Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Значение законов Хаммурапи выходит далеко за пределы правления самого царя.

Они стали своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно узнать, как жили древние вавилоняне, и легли в основу вавилонского права на многие столетия.

Рис. 3. Законы Хаммурапи (Источник)

По законам царя Хаммурапи, судьи должны были разбирать споры между людьми. И жители Вавилона знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание. В надписи на камне царь угрожает будущим правителям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги тогда нашлют на всю страну врагов, голод и потоп, и заразные болезни. Ведь царские законы — это воля богов.

Порою судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиняемого тогда вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен.

В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве, — «око за око, зуб за зуб» (рис. 4).

Но не все в Вавилоне были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди.

Если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться, и чтобы все знали, что это строптивый раб. Рабов покупали и продавали, как домашнюю скотину и всякое иное имущество.

А если по чьей-либо вине раб потерял жизнь, то виновный должен был заплатить цену раба или отдать своего раба.

Рис. 4. Из законов царя Хаммурапи

В Вавилоне было распространено долговое рабство. Богатые люди давали в долг беднякам зерно с тем условием, что через определенное время долг должен быть возвращен с излишком. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называли ростовщиками.

Порою приходил срок возврата долгов, а платить бедняку было нечем. Тогда приходилось должнику отдавать богачу своих детей или жену в счет уплаты долга. По законам Хаммурапи, «работать на хозяина они должны лишь три года, а потом их следует отпустить на свободу».

Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Когда Вавилон становится самым могущественным городом Двуречья?
  2. Почему в законах Хаммурапи применялись жестокие меры наказания?
  3. Можно ли назвать законы Хаммурапи справедливыми?
  4. Распространялись ли законы Хаммурапи на рабов?
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
+7 499 938-94-65 - Москва и обл.
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ

Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.