+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

На сколько вырастет бензин

Как 2018 год поставил рекорд по росту цен на топливо

На сколько вырастет бензин

Газ скакнул, как не снилось, дизель стал дороже 95-го, а 98-й преодолел отметку в полтинник

2018 год стал рекордным за последние несколько лет по темпам роста стоимости топлива. Особенно заметно подорожание для владельцев дизельных автомобилей — цены на солярку переживают уже второе подорожание. Однако по-настоящему заметен рост в стоимости газа — за 2018 год его стоимость выросла сразу на 14%. Подробнее в обзоре аналитической службы «Реального времени».

Вот уже несколько лет аналитическая служба «Реального времени» кропотливо собирает данные о стоимости бензина в городах Приволжского федерального округа.

Показатели эти вряд ли могут показаться радостными — несмотря на заявленные Владимиром Путиным на ежегодной большой пресс-конференции данные об инфляции в 4,1—4,2%, топливо в 2018 году подорожало значительно сильнее.

Казалось бы, сам по себе факт роста цены уже давно никого не удивляет, но интересно другое. Как следует из сравнения с прошлым годом, рост в этом году явно усилился, причем особенно заметно это даже не в случае с бензином.

По итогам 2017 года бензин и дизель подорожали в среднем по Приволжскому федеральному округу на 7—11%, годом ранее — на 4—6%, а в 2018 году — на 7—14%. Таким образом, можно отметить — топливо не просто дорожает, оно дорожает более стремительно.

Кроме того, в конце 2017 года один из видов топлива — газ, набирающий популярность в условиях постоянно дорожающего «классического» бензина и дизеля, даже несколько подешевел. А вот в 2018 году по сравнению с прошлым годом он не только не подешевел, но и стал самым дорожающим видом топлива, обогнав темпы роста и 2016 года.

Можно предположить, что такими темпами в России должна резко повыситься популярность электромобилей — здесь не нужно думать ни о стоимости газа, ни о стоимости бензина, но вряд ли мы в ближайшее время увидим на улицах российских городов пробки, состоящие из Tesla, — тут отпугивает как дороговизна таких автомобилей, так и отсутствие инфраструктуры для зарядки.

Впрочем, вернемся от фантазий к горькой, но подтвержденной фактами реальности.

Год хлопот: водительская тряска 2018-го

Весь 2018 год стал крайне неспокойным с точки зрения роста цен на топливо. Однако по большому счету за весь год цены на большинство видов топлива существенно изменились лишь один раз, но зато очень заметно, и повышение длилось довольно долго.

Из графика видно, что основное подорожание бензина и дизеля пришлось на два месяца: с начала апреля по начало июня. 92-й бензин за это время, например, подорожал с 37,5 до 40,8 рубля. Тогда представители АЗС называли причиной рост закупочных цен.

Они, в свою очередь, росли из-за сезонности и роста акцизов (как показал дальнейший год, «сезонность» прошла, а бензин к прежнему уровню цен уже не вернулся).

Потом, на протяжении всего второго полугодия, стоимость незначительно снижалась, но едва заметно — за все это время примерно на 10 копеек. В октябре, правда, был очередной повод всплеска интереса к теме стоимости топлива: один из крупнейших поставщиков спрогнозировал рост стоимости к январю 2019 года до 60,2 рубля за литр 92-го бензина.

В ноябре правительство достигло договоренности с нефтяными компаниями о стабилизации на топливном рынке — оптовые цены должны вернуться на уровень июня 2018 года, действовать они должны как минимум до марта 2019 года.

А в конце декабря президент Путин на ежегодной пресс-конференции заявил, что надеется, что правительство не допустит скачка цен на бензин в 2019 году.

Из «традиционных» видов топлива динамика отличается только у дизеля: он начал резко и дополнительно дорожать в начале ноября, с тех пор стоимость увеличилась почти на полтора рубля за литр — с 44,24 до 45,51 рубля. Вероятно, это вновь можно связать с сезонностью.

Несколько отличается динамика у стоимости газа — она медленно начала повышаться в середине апреля. Как можно заметить по графику (обратите внимание, для газа — отдельная, правая ось), скачок был не таким резким, как у бензина: пика он достиг примерно в середине октября.

В итоге, однако, стоимость литра выросла больше, чем у бензина, — с 17,7 до 25,2 рубля. С октября стоимость снова медленно пошла вниз, дойдя до 23,7 рубля.

Газ: смысл переоборудования машины постепенно теряется

За последний год стоимость газа на автозаправочных станциях в среднем по Приволжскому федеральному округу выросла более чем на треть: на 35%, с 17,6 до 23,7 рубля за литр.

По итогам прошлого года цена на газ вселяла значительно больший оптимизм — тогда он даже подешевел на 4%, с 18,3 рубля. Отметим, что это прошлогоднее снижение стоимости — единственный период (и единственный вид топлива, в случае с которым за три года было зафиксировано снижение).

Еще одним годом ранее, по итогам 2016, газ подорожал, но не так сильно, как в 2018 году: в среднем на 16%. В целом же за три года газ подорожал ровно в полтора раза — с 15,8 рубля.

Это рекорд среди всех видов топлива, и при сохранении таких темпов газ может скоро перестать быть выгоднее бензина или дизеля, особенно учитывая затраты, которые потребуется понести на переоборудование транспорта.

В зависимости от конкретного города стоимость литра газа по ПФО сейчас варьируется от 23,1 до 24,25 рубля. Дешевле всего он стоит в Альметьевске, дороже всего — в Ульяновске.

Больше всего за год газ подорожал в Уфе — на 45%, произошло это благодаря эффекту «низкой базы» — год назад тут был самый дешевый газ из всех городов ПФО.

Меньше всего заметен рост (хотя вряд ли такую динамику можно не заметить) в Альметьевске и Йошкар-Оле — на 29%.

Дизельное топливо ставит рекорды роста и обгоняет 95-й

Из «традиционных» видов автомобильного топлива больше всего за год подорожал дизель. Рост стоимости в среднем по ПФО составил целых 14% — это в три раза меньше, чем в случае с газом, но в три раза больше, чем заявленный уровень инфляции.

Дизель был одним из самых дорожающих видов топлива еще в прошлом году — тогда рост составил 10%, хотя в 2016 году рост был всего на 5%.

По итогам трех лет дизель стал наиболее подорожавшим нефтяным видом топлива — он подорожал на 31%, или более чем на 10 рублей, — с 34,8 до 45,5 рубля.

Любопытна и еще одна тенденция: дизель, который в большинстве стран стоит дешевле, чем бензин, в России уже в 2015 году был на 6% дороже 92-го бензина, но на 3% дешевле 95-го.

С годами дороговизна дизеля прогрессировала — в прошлом году, например, дизель оказался дешевле 95-го всего на 0,7%, а разница с 92-м достигла 7,3%. Но именно 2018 год ознаменовался по-своему «эпохальным» событием: дизель стал стоить дороже 95-го бензина.

Разница в цене с ним составляет 4,4%, а с 92-м — и вовсе 12%. Причем произошло это знаковое событие практически одновременно во всех городах — в период новогодних праздников.

Отметим, что дизельное топливо очень сильно различается в цене в зависимости от города. Так, в самом дешевом городе — Казани, литр солярки стоит 43,7 рубля, а в самом дорогом, Чебоксарах, — 47,3 рубля. Эти результаты, правда, очень выделяются из общего уровня цен по городам ПФО — в основном дизель стоит 45—46 рубля.

98-й бензин: скоро в магазинах «Все по 50»

Помимо того, что стоимость дизеля стала дороже стоимости 95-го бензина, в 2018 году произошло и еще одно знаковое событие. Один из видов топлива «перевалил» за отметку в 50 рублей. Касается это, конечно, лишь одного, самого дорогого вида бензина — 98/100-го, и лишь в одном городе — Чебоксарах, однако раньше литр бензина еще нигде в ПФО не стоил больше, чем полсотни рублей.

Средняя цена 98-го бензина по городам округа, конечно, несколько меньше — 48,7 рубля. Однако, учитывая рост за 2018 год стоимости на 7%, можно догадаться, что повсеместный переход через отметку «50» не заставит себя долго ждать.

Еще год назад литр 98-го бензина стоил 45,5 рубля. Отметим, впрочем, что в 2018 году стоимость этого бензина подскочила не так сильно, как в прошлом: тогда это премиальное топливо стало лидером роста с 11%.

В лидерах оно было и в 2016 году — с 6%.

В зависимости от города стоимость литра такого бензина сейчас варьируется от 46,2 рубля (в Ульяновске) до 50,3 рубля в Чебоксарах — неоднородность еще большая, чем в случае с дизелем. Лидерами по годовому росту оказались столицы двух национальных республик — Уфа и Казань.

В Уфе 98-й подскочил на 10% — с 42,8 до 47 рубля за литр, в Казани — на 9%, с 45,5 до 49,5 рубля. Отметим, что Уфа — прошлогодний лидер по дешевизне этого топлива, сейчас пропустила вперед только Ульяновск. А вот в Казани литр 98-го — один из самых дорогих в ПФО, дороже — только в упомянутых Чебоксарах.

За три года 98-й бензин подорожал на четверть.

92-й бензин: с середины года — дороже 40 рублей

Два самых популярных вида бензина — 92-й и 95-й — за год подорожали примерно одинаково. Однако рост стоимости 92-го бензина был больше как в процентном, так и в номинальном отношении: он подорожал на 9%, или 3,43 рубля за литр. 95-й бензин вырос в цене лишь на 8% — 3,39 рубля.

Годом ранее в городах ПФО 92-й бензин в среднем стоил 37,2 рубля, а сейчас его стоимость перевалила за 40 рублей и вплотную подбирается к отметке в «41», что тоже является своего рода «психологической вехой». Сейчас в крупнейших городах округа этот вид бензина в среднем можно купить за 40,6 рубля.

Дешевле 40 рублей 92-й бензин сейчас не стоит вообще нигде в округе. В зависимости от города цена варьируется от 40,41 рубля (в Ульяновске) до 40,92 рубля (в Чебоксарах). Годовой рост по городам составил 8—10%.

Психологическая отметка в 40 рублей была пройдена на неделе с 21 по 28 мая — тогда средняя стоимость этого вида бензина по городам ПФО подскочила разом на 80 копеек — с 39,6 до 40,4 рубля за литр.

Можно заметить, что 92-й, в зависимости от города, различается по цене минимально, вероятно, дело в том, что это массовый и в некотором роде «социальный» продукт — большинство бюджетных автомобилей заправляются именно 92-м бензином.

95-й бензин: самый медленный рост

Что касается наименее подорожавшего в ПФО бензина — 95-го, то его средняя стоимость по городам выросла с 40,2 до 43,6 рубля, или на 8%.

В зависимости от города цена на этот бензин варьируется от 43,05 до 44,38 рубля — разброс в 1,3 рубля, что заметно больше, чем в случае с 92-м бензином, где разброс составляет всего лишь около 50 копеек.

Сказывается, видимо, то, что 95-й, хоть и довольно распространенный вид топлива, но все же не имеет такой социальной значимости, как 92-й, который в последнее время заменяет еще и почти повсеместно исчезнувший 80-й.

Дешевле всего 95-й бензин можно купить в Набережных Челнах.

Однако при пристальном взгляде можно обнаружить, что стоимость почти по всем городам Татарстана примерно одинаковая — разница с Альметьевском составляет лишь 2 копейки, с Нижнекамском и Казанью — 3 копейки.

То есть разница заключается лишь по конкретным заправкам: фактически бензин по всему региону стоит одинаково. Дороже всего 95-й стоит в Йошкар-Оле — 44,38 рубля за литр. Рост стоимости за год в городах ПФО составил 8—10%, как и в случае с 92-м бензином.

Отметим, что 95-й бензин в течение года также преодолевал «психологические отметки». Например, в начале декабря максимальная зафиксированная стоимость по городам ПФО составляла более 45 рублей, точнее — 45,24 рубля. Такая цена была зафиксирована на одной из федеральных сетей заправок в Йошкар-Оле, правда, речь шла о фирменном «улучшенном» топливе.

Рост цен на топливо в городах ПФО, 2018 год

21.12.2015

Подорожание бензина в 2020 году

На сколько вырастет бензин

  • 1 Прогнозы правительства
  • 2 Прогнозы экспертов
  • 3 Штраф за недолив

Большинство экспертов сходится во мнении, что не стоит ожидать особого подорожания бензина в 2020 году. Топливо вряд ли преодолеет отметку в 50 рублей за литр и не должно превысить скорость инфляции. Основная причина такой стабильности – создание правительством демпферной защиты от резких скачков цен.

Прогнозы правительства

Согласно изданию Федерального собрания РФ, бюджет учитывает показатели инфляции в размере 3%. Это предел для подорожания бензина с 1 января 2020 года. Более того, в декабре 2019 министр энергетики РФ Александр Новак опубликовал собственный прогноз цен.

В статье журнала «Энергетическая политика» он указал, что рост стоимости топлива будет отставать от инфляции.

Слова министра энергетики подтверждают и специалисты антимонопольной службы, в частности замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, пользуясь данными Росстата за 2019 год:

  1. По состоянию на октябрь бензин и солярка подорожали на 2,7%. При этом показатели инфляции составляли 3,7-4%.
  2. Дизельное топливо стало дороже больше чем на 1% только в январе. В последующие месяцы цены только снижались.
  3. Стоимость А-92 снижалась в течение почти полугода, А-95 и А-98 – пары месяцев в течение 2019 года.

Александр Новак также рекомендует не обращать внимания на скачки цен на нефть в 2020 году и переживать насчет того, почему бензин подорожал. Основание для такой уверенности – демпферный механизм.

Эта мера помогает стабилизировать стоимость за счет компенсаций нефтяным компаниям от государства.

По сути правительство РФ выплачивает недополученную прибыль, если топливо за границей стоит дороже, чем на отечественном рынке: 68% за бензин и 65% за дизель.

У такой меры есть и обратная сторона. Если компании искусственно завышают цены, то сверхприбыль изымается и перечисляется в казну.

Прогнозы экспертов

Финансовые специалисты различных сфер предлагают порой противоположные прогнозы. В одном они сходятся – подорожание бензина в 2020 будет, но стоит ли из-за этого переживать неясно. С одной стороны специалисты РАНХиГС и Института Гайдара предложили инфографику с прогнозом цен вплоть до 2024 года:

Согласно ей, ожидается рост цен вплоть до 7%, по сравнению с ноябрем 2019 года. Такой скачок связывается с новым налогом на попутный газ. Этот компонент растворен в природной нефти и используется для создания высокооктановых марок топлива. Однако стоимость сырья в среднем составляет только 6,87% цен на бензин. Новый налог на добычу полезных ископаемых не должен привести к резким изменениям.

Тревогу вызывает очередной рост акцизов на бензин, который должен спровоцировать подорожание с 1 января 2020 года.

Однако Дмитрий Маринченко, эксперт рейтингового агентства Fitch, утверждает, что с учетом демпферного механизма эффект от нововведений будет сглажен.

Так экспортные пошлины для нефтеперерабатывающих предприятий будут снижены и для конечного потребителя рост цен внутри страны будет малозаметен – в пределах 1%.

Главный аналитик Независимого топливного союза Георгий Баженов также придерживается мнения, что с учетом договоренностей между правительством и нефтяными компаниями, не стоит ожидать никаких резких скачков.

Это связано в первую очередь с социальным кризисом вызванным нестабильной ситуацией на топливном рынке внутри РФ в 2018 году.

После негативной реакции населения на резкое повышение цен, правительство старается любыми методами сгладить ситуацию.

Именно поэтому после подорожания с декабря 2019 и января 2020 года можно надеяться на стабилизацию расценок на бензин и их рост в рамках инфляции.

Что касается непосредственно самих инфляционных показателей, к которым привязывают свое мнение эксперты, то и здесь изменений не предвидится.

Согласно оценке независимого агентства АПЭКОН максимально возможный рост цен не превысит показателей в 4,75%.

Штраф за недолив

Кроме непосредственно мер контроля расценок на бензин, правительство подготовило законопроект, который должен дополнительно улучшить качество жизни водителей. Минпромторг предложило с 1 января 2020 года ужесточить штраф за недолив топлива на АЗС. Но инициатива была отклонена в связи с разработкой нового КоАП.

Согласно данным от проверок каждая 5 заправочная станция недоливает вплоть до 15% бензина покупателям.

В 2020 году штраф составляет согласно ч. 1 ст. 19.19 КоАП 50-100 тыс. рублей и не может использоваться, как сдерживающая мера. Если законопроект утвердят, то в 2021 году размер финансового наказания увеличится до 1% прошлогодней прибыли, минимум 500 тыс. рублей. При повторных нарушениях это будет уже 3% и 2 млн рублей.

Однако эксперт Георгий Баженов считает, что кроме позитивного влияния этот закон также станет основой для новых коррупционных схем. Поэтому владельцам небольших АЗС стоит соблюдать осторожность, учитывая, что при проведении проверок возможны ошибки. Как результат при введении закона часть заправок просто перестанут существовать.

На сколько подорожает бензин в 2020 году: видео

На сколько вырастут цены на бензин в 2019 году

На сколько вырастет бензин

Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 25 августа 2018. Время чтения 5 мин.

Рост цен на бензин в 2019 году может составить 10% на фоне повышения акцизов и НДС. Если не будут предприняты меры «ручной» балансировки рынка, стоимость может увеличиться на 7 руб. уже к концу 2018 г.

О возможности резкого роста цен на бензин в 2019 году администрацию президента предупредил Евгений Аркуша – представитель владельцев независимых АЗС, занимающий должность президента РТС (российского топливного союза), направив 16 августа письмо Кириллу Молодцову.

Причины роста цен

Уже в начале 2019 г. может повториться весенний бензиновый коллапс, который вынудил в 2018 г. правительство предпринимать экстренные меры по «ручному» регулированию рынка.

Принятые решения и искусственное сдерживание цен правительством привели к ситуации, когда поставлять топливо на экспорт стало выгоднее, чем на внутренний рынок.

Резкий скачок экспортного паритета, а также падение курса национальной валюты стало причиной того, что розничные цены на бензин стали на порядок выше оптовых.

Справка! Экспортный паритет – это разница между конечной экспортной стоимостью топлива и надбавками: экспортной пошлиной, затратами на транспортировку.

На фоне такого дисбаланса и искусственного удерживания стоимости владельцы заправок понесли существенные убытки. Только за май, по данным Независимого топливного союза, в который входят трейдеры и собственники АЗС, убытки составили 12 млрд руб.

Рис. 1. Рост стоимости бензина – чьи убытки?

Тенденция роста экспортного паритета, несмотря на предпринятые правительством налоговые маневры, сохраняется. Предпосылками для его увеличения в 2019 г. являются:

  • увеличение налоговой нагрузки, которая ляжет на субъекты топливного рынка;
  • рост цен на нефть в мире;
  • ослабление российского рубля, вероятность чего увеличивается на фоне введения новых санкций США.

Также на бензиновом рынке может отразиться остановка ряда НПЗ осенью для проведения плановых ремонтных работ и ослабление или полное прекращение административного «искусственного» регулирования стоимости бензина, что связывают с окончанием выборной компании.

Но одномоментный скачек цен на бензин в начале 2019 г. может произойти прежде всего на фоне увеличения налоговой нагрузки:

  1. Увеличения акцизов с 1 января 2019 г.
  2. Роста НДС до 20%.

Примечание! На бензин 5-го класса акциз будет увеличен до 12 314 руб. за тонну, то есть рост составит 4 101 руб.

Какие меры предприняты

О несовершенстве параметров налогового маневра, предпринятого для урегулирования цен на топливо на внутреннем рынке, также сообщает Дмитрий Махонин, занимающий должность начальника управления регулирования ТЭК ФАС. Однако работы по регулированию не прекращаются.

Так, за первые 5 месяцев 2018 г. рост составил 7,7%, только в июне стоимость бензина выросла на 2–3 руб., что вынудило правительство предпринимать экстренные меры.

Рост цен на топливо на порядок выше фактической инфляции вынудил правительство предпринимать экстренные меры:

  1. С 1 июня было отменено плановое повышение акцизов.
  2. Удержать розничные цены согласились и крупнейшие поставщики для стабилизации оптового рынка, что было подтверждено на совещании 30 мая у Дмитрия Козака – вице-премьера.

Кстати, повышение акцизов на бензин в начале 2018 г. спровоцировало волну слухов об отмене транспортного налога, что в итоге оказалось фейком.

Также президентом РФ Путиным В.В. было принято решение о повышении вывозных тарифов. 19 июля было подписано постановление, на основании которого разрешается повышать стоимость нефтепродуктов, которые отправляются на экспорт, до 90%.

Отрегулированы параметры налогового маневра, касающегося нефтяной отрасли, в котором предусмотрено:

  1. Обнуление на протяжении 6 лет пошлин на нефтепродукты и нефть.
  2. Повышение до 2024 г. пропорционально налогу на добычу полезных ископаемых.

В результате нефтеперерабатывающие предприятия лишатся бюджетной дотации, которая образуется искусственно за счет разницы пошлины на экспорт нефтепродуктов и нефти.

Для поддержки нефтеперерабатывающих компаний предусмотрено введение с 1 января 2019 г. надбавок и обратного акциза, которые будут получать прежде всего НПЗ. Так, запланировано в 2019 г. покрыть 60% экспортной премии, в дальнейшем дотация составит ее половину.

На сколько вырастут цены на бензин

Однако, по мнению экспертов, «ручное» регулирование рынка не спасет от бензинового коллапса.

Рис. 2. Последствия бензинового коллапса

Как показывают статистические данные, на протяжении всего лета наблюдалось снижение цен на бензин.

Но на фоне нестабильности рубля, что связано с анонсированием 8 августа введения новых секционных мер, только за неделю с 10 по 17 августа стоимость бензина взлетела на 7%.

На скачке также сказался повышенный спрос, связанный с предстоящими ремонтами НПЗ, а также рост экспортного паритета. После стабилизации рынка стоимость бензина начала незначительно снижаться с 20 августа.

Но предпосылки для увеличения цен сохранились. Только рост акцизов и НДС может привести к резкому скачку стоимости на топливо на 10%, то есть цены на бензин в начале года могут вырасти на 4,4 руб. за литр в рознице.

Но если не будут предприняты дополнительные меры по балансировке внутреннего и экспортного рынка, увеличение стоимости может начаться еще раньше – осенью 2018 г. По худшим прогнозам, цены вырастут уже к концу года, а общее повышение может достигнуть в среднем 7 руб.

Для предотвращения бензинового коллапса необходимо вмешательство на правительственном уровне. Спасение Евгений Аркушин видит в:

  • балансировке внешнего и внутреннего рынка.
  • увеличении объемов продаж нефтепродуктов;
  • либерализации цен на бензин;
  • снижении налоговой нагрузки, в том числе акцизов.

Но будут ли предприняты меры по урегулированию цен на бензиновом внутреннем рынке, неизвестно – запрос РБК по поводу обращения Аркушина к Молодцову, по состоянию на 22 августа 2018 г., остался без ответа и комментариев.

Насколько подорожает бензин осенью? – прогноз «За рулем»

На сколько вырастет бензин

18 июля 2019 года

Мне нужно денег на бензин. Бензин! Дай мне бензин!!!

Т. Линдеманн, Rammstein

В конце мая Российский топливный союз (РТС) и Независимый топливный союз (НТС) предупредили о риске скачкá цен на бензин. Изложили опасения в письмах правительству. Чтобы делать такие прогнозы, наверное, необязательно быть ведущим экспертом по экономике и маркетингу.

Каждый автомобилист прекрасно знает, что топливо подорожает, и даже может предсказать, когда произойдет скачок. Первая фаза — в январе: традиционный «подарок» правительства россиянам в виде увеличения акцизов. Вторая фаза — к периоду летних отпусков.

С 2009 года иначе не бывало.

Случались, правда, и промежуточные подъемы цен, например прошлой осенью. Это «бонусы к базовой комплектации», и они также вполне очевидные. В обозримом прошлом бензин никогда не дешевел (локальные снижения цен на некоторых АЗС не в счет). Да и с чего ему дешеветь-то, если электричество, еда, одежда, запчасти и все услуги постоянно дорожают?

Кто погнул рычаг?

В данном случае поводом для беспокойства топливных союзов послужил стремительный рост биржевых оптовых цен: АИ‑92 подорожал на 23%, АИ‑95 — на 18,5%. Спустя неделю правительство отреагировало на письма РТС и НТС: панику прекратить! «Оснований для тревоги нет — уровень биржевых цен обеспечивает достаточную маржинальность для розничного сегмента», - заявил вице-премьер Дмитрий Козак.

Маржинальность — всё объясняющий и очень успокаивающий термин, но простым людям непонятно, какой смысл розничным торговцам держать цены прежними, если сами они стали покупать бензин существенно дороже.

У правительства, конечно же, есть все рычаги для сдерживания цен. И оно сдерживает как умеет. В прошлом году, к примеру, договорилось с нефтяниками о заморозке цен, а с 1 июня понизило акцизную ставку. Но только на полгода. И осенью независимым сетям АЗС разрешили поднять цены. Рычаг погнулся?

Совершенно непонятно, почему рычаги так коротко действуют и зачем они такие сложные. Около 40% из 15 тысяч российских АЗС принадлежит непосредственно нефтяным компаниям. В числе шести крупнейших сетей автозаправок — «Роснефть» (около 2900 АЗС), «Газпромнефть» (1224), «Татнефть» (600) и «Башнефть» (544).

И все они — госкомпании («Татнефть» примерно на треть). Для сдерживания цен по всей стране достаточно заморозить цены на них. Если остальные АЗС станут продавать бензин дороже, реагируя на оптовые цены, увеличение экспорта и сезонный спрос, то попросту потеряют клиентуру.

Покупатель выберет АЗС с теми ценами, которые ему нравятся (как это делают граждане приграничных районов Латвии, предпочитающие российские заправки). Вроде всё правильно и по законам рынка.

Но Федеральная антимонопольная служба следит, чтобы цены не сильно опережали инфляцию и у всех сетей были схожими — и при этом все сети оставались в достатке. А достаток автомобилистов, кои, по данным ВЦИОМ, составляют 42 % населения, не входит в компетенцию ФАС.

Сезонный спрос — важнейший фактор. Его из года в год называют одной из главных причин роста оптовых цен. Прошлой осенью так и сказали: недостаток предложения на фоне повышенного спроса после (!) ноябрьских праздников. Так что «сезон» у нас может начаться в любой день любого времени года.

Из всего этого однозначный вывод: цены на топливо регулируются государством. Растут или сдерживаются под его присмотром. На это, кстати, регулярно жалуются независимые компании. И если «вдруг» бензин резко дорожает, виноваты вовсе не продавцы. Когда ситуация позволяет продать товар дороже, любой бизнесмен, разумеется, этим воспользуется. А ситуацию контролирует правительство.

Всех обуздать

Как известно, с 1 января повышены акцизы на топливо (на 3,7 тысячи рублей за тонну бензина, на 2,7 тысячи — за тонну ДТ). Увеличены налог на добычу полезных ископаемых (в том числе нефти) и ставка НДС. Надо ли ходить к гадалке, чтобы выяснить, как изменятся цены на АЗС?

Отдельный вопрос — могут ли что-нибудь сделать возмущенные игрищами нефтяников с государством автомобилисты, кроме как отказаться от автомобиля? В силах ли они повлиять на ценовую политику топливных компаний или настроения правительства?

В разное время в нескольких городах стихийно проходили пикеты — автомобилисты перекрывали въезды на АЗС. Приезжала полиция, всех разогнала.

Депутат Камчатского края из-за высоких цен на бензин пересел на лошадь и потребовал организовать ему место для привязи у здания правительства. Просьба не удовлетворена. Коллеги депутата выразили готовность скинуться на проездной.

Неизвестные организаторы назначили на 25 декабря прошлого года всероссийский протест против удорожания топлива: участники акции в полдень должны были заглушить моторы и остановиться — там, где в этот момент находились. Проект не был реализован, но произвел необхо­димый шум.

В 2009 году под эгидой Федерации автовладельцев России прошли митинги — не очень массовые, зато в десятках крупных городов, включая обе столицы. Требовали снизить пошлины и налоги (транспортный тогда подняли в два раза) и обуздать цены на топливо. Местные власти в некоторых регионах пообещали: обуздаем! А бензин продолжает дорожать, на 8–12 % в год.

У рядовых автомобилистов только два варианта действий, которые не бессмысленны. Первый — сократить поездки, избегать пробок, отточить навыки экономичной езды.

А также не покупать машины с мощными моторами и требующие АИ‑95 (прощайте, некоторые двигатели ВАЗ!), крупные, тяжелые машины (прощай, УАЗ!), отдавать приоритет механическим коробкам передач.

Второй, для многих утопический, - наращивать свои доходы.

Времена года

майского заявления РТС и НТС следует понимать так: мы вынуждены повысить цены на бензин, иначе разоримся! Но никаких специальных акций по сдерживанию цен не планировалось.

Реакция властей на «союзное» письмо, тем не менее, была. Федеральная антимонопольная служба вынесла предостережение главе НТС Павлу Баженову: публичные заявления о том, что за лето цены на бензин могут вырасти на 10–13%, расцениваются как нарушение антимонопольного законодательства. В переводе с казенного языка на понятный: только попробуйте поднять, и не надо так громко кричать!

Поэтому, скорее всего, летом топливо не подорожает на 4–5 рублей за литр. Может быть, на рубль-два, что не так страшно. Но после лета наступит осень, потом зима — так издревле повелось, и никто не в силах изменить порядок вещей.Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Подорожание топлива: как правительство будет сдерживать цены на бензин

На сколько вырастет бензин

МОСКВА, 6 янв — РИА Новости, Александр Лесных. Министерство энергетики и Федеральная антимонопольная служба предупредили: цены на топливо в новом году повысятся.

При этом чиновники обещают, что подорожание не выйдет за рамки инфляции и составит примерно три процента за год.

Каким образом правительство собирается сдерживать стоимость бензина и дизеля — в материале РИА Новости.

Не заглохнет

В декабре минувшего года Александр Новак опубликовал статью в журнале “Энергетическая политика” о ценах на топливо в новом году. Министр энергетики утверждает, что бензин будет дорожать не быстрее инфляции. Напомним, по прогнозу Минэкономразвития общий рост цен в стране в наступившем году составит около трех процентов.

“Сегодня мы уже убедились в правильности выбранной тактики — рынок топлива в Российской Федерации стабилен, а рост цен в этом сегменте существенно отстает от темпов инфляции”, — пишет Новак.

Доверять словам министра можно хотя бы потому, что аналогичная ситуация на топливном рынке наблюдалась в прошлом году — при уровне инфляции 3,7-4 процента в октябре 2019-го бензин и солярка подорожали в среднем на 2,7 процента.

Дизельное топливо заметно (больше чем на процент) подорожало только в январе прошлого года, а с февраля по май цены на него снижались. Аналогичная динамика наблюдалась в ценах на бензин: 92-й дешевел в течение пяти, 95-й — двух месяцев, а 98-й — три месяца подряд. В период, когда топливо дорожало, рост цен не превышал 0,5 процента. Такие данные приводит Росстат.

Александр Новак отметил, что никакие форс-мажоры, связанные с возможными скачками цен на нефть, не скажутся на бензине в России благодаря введению демпферного механизма.

Его суть в том, что нефтяникам, отказавшимся от экспорта топлива в пользу поставок на российский рынок, компенсируется недополученная прибыль, если цены на бензин и дизельное топливо за рубежом были выше, чем у нас. В обратной ситуации они обязаны перечислить в бюджет часть своей сверхприбыли.

Демпфер позволяет сгладить колебания цен на топливо, поэтому даже если мы столкнемся с резким ростом нефтяных котировок, о чем сейчас говорят некоторые эксперты, риски для внутреннего рынка будут практически отсутствовать, уточнил министр энергетики в своей статье.

О том, что повышение цен на бензин в новом году не превысит темпов инфляции, заявляют и представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин в декабре сообщил, что на основе статистики, собранной в прошлые годы, можно утверждать, что “динамика цен на топливо в России близка к темпам инфляции, хотя бывают низкие периоды, бывают высокие”.

Штрафы за недолив

Другая хорошая новость для владельцев автомобилей — еще в середине ноября прошлого года Минпромторг разработал и направил в правительство законопроект о введении оборотных штрафов для АЗС за недолив топлива. В нынешнем варианте предполагается, что недобросовестных заправщиков будут штрафовать на один процент от прошлогодней выручки, но не менее чем на полмиллиона рублей.

По данным ведомства, проблема носит систематический характер: примерно две трети российских заправок грешат этим, а объем недолива превышает норму в два-три раза. Так, при допустимых 25 миллилитрах для десятилитрового налива нарушения в среднем составили от 50 до 90 миллилитров.

“Введение оборотных штрафов заставит организации следить за состоянием оборудования для отпуска топлива, его соответствием установленным нормам, а также исключит противоправные действия сотрудников по донастройке оборудования на отпуск определенного объема”, — пояснили представители ведомства.

Отметим, что такие меры уже доказали свою эффективность в борьбе за качественное топливо. После введения оборотных штрафов за нарушение физико-химических показателей реализуемого топлива в 2015 году их доля составляла 20 процентов, а за неполных четыре года снизилась более чем в два раза.

Российское правительство выучило уроки резких колебаний цен на топливо в 2018 году, вызвавших большое социальное напряжение.

Поэтому власти при необходимости будут любыми способами давить на производителей бензина и дизеля, чтобы не позволить им чрезмерно задирать цены. По крайней мере, именно об этом говорит опыт 2018-2019 годов.

Исходя из этих соображений, опасаться существенного роста ценников на заправках в 2020 году не стоит.

А водителям, привыкшим не доверять обещаниям чиновников, стоит присмотреться к транспорту на газомоторном топливе (ГМТ) или задуматься об установке ГБО на свой автомобиль.

Дело в том, что автогаз стоит гораздо дешевле бензина и “дизеля”, и цены на него растут еще медленнее. Хотя правильнее будет сказать — они чаще снижаются: в 2019 году это происходило в январе — феврале и с июня по октябрь.

Причем в первый месяц прошлого года ГМТ подешевело сразу на восемь, а в феврале — еще на пять с половиной процентов.

Горючая линия: цены на бензин покажут минимальный рост за 11 лет

На сколько вырастет бензин

Цены на моторное топливо по итогам года покажут самый низкий рост за 10–11 лет, подсчитали «Известия» на основании данных Росстата. Так, бензин с 1 января подорожал всего на 1,9% — впервые с 2016-го уступив общему уровню инфляции.

В Минэнерго и ФАС главным фактором столь сдержанной динамики называют действие демпфирующего механизма, компенсирующего производителям топлива часть упущенной выгоды. Эксперты говорят также о снижении спроса на бензин и стабилизации мировых котировок нефти.

В следующем году, по мнению аналитиков, топливные цены также не должны подняться выше инфляции.

Десятилетний минимум

Подорожание бензина в этом году может оказаться минимальным за последние 11 лет, а дизельного топлива — за последние 10, подсчитали «Известия» на основании данных Росстата. По информации службы на 16 декабря, цена бензина выросла с начала 2019 года на 1,9%, дизельного топлива — на 2,4%.

В Росстате подтвердили «Известиям» правильность такой оценки.

— Действительно, рост потребительских цен на бензин в 2019 году составил минимальное значение с 2008-го, а подорожание дизельного топлива стало минимальным с 2009-го, — сообщили в Федеральной службе государственной статистики.

Очевидно, что в этом году рост цен на моторное топливо будет ниже уровня инфляции, которая на 16 декабря достигла 2,9%. Между тем в предыдущие два года подорожание бензина более чем вдвое превышало общий рост потребительских цен — 9,4% против 4,3% в 2018-м и 7,3% против 2,5% в 2017-м, сообщили в Росстате.

Разогнать цены в этом году не смогло даже повышение налоговой нагрузки. С 1 января ставки акцизов на бензин и дизель выросли на 50% в сравнении с 2018-м, а ставка НДС увеличилась с 18% до 20%. Между тем, как сообщили «Известиям» в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), налоги составляют порядка 55% в конечной цене литра автомобильного топлива.

В ФАС полагают, что сдержать цены на АЗС помогли меры правительства, в частности введение демпфирующего механизма, частично компенсирующего нефтяным компаниям упущенную выгоду при поставках топлива на внутренний рынок вместо экспорта. Демпфер начал работать с 1 января этого года, а с 1 июля правительство скорректировало его формулу, понизив условную цену топлива, при которой компании могли рассчитывать на компенсацию.

Как ранее заявил глава департамента Минфина Алексей Сазанов, демпфер позволил сдержать подорожание топлива на 15%. По его словам, без этого механизма литр бензина стоил бы на 4 рубля дороже, а зимнего дизеля — на 2–3 рубля. Алексей Сазанов также сообщил, что в 2019 году нефтяные компании получат из бюджета компенсацию по демпферу в размере 320–330 млрд рублей.

Источник, знакомый с расчетами Министерства энергетики по демпферу, сообщил «Известиям», что общий размер компенсации ближе к 310 млрд рублей.

В самом Минэнерго также полагают, что главным фактором сдерживания топливных цен стал демпфирующий механизм. За счет него формируется достаточная маржинальность оптово-розничной торговли, что в конкурентных условиях позволяет естественным образом снизить давление на розничные цены, пояснили «Известиям» в ведомстве.

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша отмечает, что демпфирующий механизм — не льгота из бюджета, а возврат к первоначальным условиям налогового маневра в несколько ином виде.

— Изначально предполагалось, что перенос налоговой нагрузки на добычу нефти должен сопровождаться регулярным снижением топливных акцизов, чтобы не допустить роста внутренних цен. Вместо этого акциз, наоборот, каждый год увеличивался.

Сейчас правительство вернулось к прежнему варианту, но в другой форме — собрало деньги и выдало их в виде демпфера, причем более целенаправленно и под определенные обязательства нефтяных компаний — модернизацию заводов и обеспечение необходимого уровня биржевых продаж, — пояснил «Известиям» Евгений Аркуша.

Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев считает, что можно было просто не поднимать акцизы на топливо. В прошлом году их принудительно опустили и всё работало без всяких демпферов, отметил эксперт.

Падающий спрос

Еще одним фактором сдерживания цен на АЗС в Минэнерго называют рост производства моторного топлива.

— Объем производства бензина на начало декабря вырос на 2,3%, или на 800 тыс. т, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство дизеля увеличилось на 1,8%, или 1,1 млн т, — сообщили в министерстве.

По словам Дмитрия Гусева, снизился и спрос на моторное топливо. Как писали «Известия», с января по сентябрь суммарное потребление бензина сократилось почти на 1% к аналогичному периоду прошлого года, что для этого стабильного рынка — довольно серьезно. За последние 10 лет более заметное падение наблюдалось только в 2015 году — 1,9%.

Запасы моторного топлива, напротив, растут. В ФАС сообщили, что они превышают показатели аналогичного периода прошлого года. Это создает гарантию обеспеченности страны этими ресурсами в достаточных объемах, заверили в ФАС. По данным ЦДУ ТЭК, товарные остатки бензина в России на 16 декабря составили 1,59 млн т, дизельного топлива — 2,48 млн т.

Эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев считает, что этот рынок в России в настоящее время достаточно сбалансирован. Нет дефицита бензина и дизеля и нет рыночных причин для роста розничных цен, отметил он. Дополнительным стимулом для их сдерживания, по мнению эксперта, стало прекращение давления со стороны внешних факторов.

— В прошлом году при росте нефтяных котировок рубль неожиданно начал слабеть и цены на нефть в российской валюте достигли исторического максимума.

Это резко увеличило себестоимость топлива, и производители, годами сдерживавшие цены, больше не могли этого делать.

Сейчас рынок нефти стабилизировался, экспортные цены на топливо перестали расти, а рубль снова начал реагировать на изменение стоимости сырья, — сказал «Известиям» Алексей Калачев.

Евгений Аркуша отмечает, что сейчас на топливном рынке остается одна болевая точка — зимний дизель, которого в целом по стране не хватает, что ведет к росту цен на этот продукт.

Если брать весь 2019 год, то производство дизтоплива, включая зимний вид, увеличилось по сравнению с 2018-м на фоне вытеснения с рынка различных суррогатов.

Но в ноябре-декабре выпуск и отгрузка на внутренний рынок зимнего горючего оказались меньше, чем в те же месяцы прошлого года, отметил президент РТС.

Не выше инфляции

С 1 января 2020 года произойдет очередное увеличение акцизов на моторное топливо. Для бензина Евро-5 сборы вырастут на 3,6%, для дизеля — на 3,4%. Одновременно размер компенсации по демпферу будет снижен для бензина с нынешних 75% до 68%, для дизеля — с 70% до 65%.

— Из-за увеличения акцизов на бензин и дизель цены на оптовом рынке в январе могут подняться, — считает консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов. — Но этот рост будет почти незаметен из-за традиционного зимнего снижения спроса на моторное топливо, что приводит к уменьшению цен и в опте.

По словам эксперта, именно зимой АЗС имеют самую высокую маржу по году и поэтому не только не повышают цены, но иногда в условиях жесткой конкуренции даже немного их снижают. В целом в 2020 году рост цен на моторное топливо не превысит темпов инфляции — 3–4% — в рамках устных договоренностей между компаниями и государством, считает эксперт.

По мнению Евгения Тыртова, дополнительные меры регулирования потребуются только в случае резкого роста нефтяных котировок. При ценах на нефть около $80 за баррель убытки по бензину с учетом демпфера составят около 15–20 млрд рублей в месяц. В этом случае потребуются дополнительные меры для сдерживания цен на внутреннем рынке.

В Минэнерго отметили, что продолжают мониторинг работы демпфера и пока не видят необходимости в его корректировке. С учетом нынешней ценовой и макроэкономической ситуации в ведомстве предпосылок для роста розничных цен выше уровня инфляции в 2020 году быть не должно, сказали в министерстве.

В крупных нефтяных компаниях не ответили на запросы «Известий».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.