Нормативное регулирование оплаты труда в рф
Правовое регулирование оплаты труда: положения ТК, основные понятия
Согласно Конституции Российской Федерации одной из основных категорий гражданских прав и свобод является право на вознаграждение за выполненный труд.
Это право пресекает любой вид дискриминации, а также устанавливает положение, что это вознаграждение не должно быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), который устанавливается федеральным законодательством.
Это конституционное право реализуется посредством закрепленного в Трудовом Кодексе РФ механизма, который базируется на основных понятиях и определениях оплаты труда.
Как осуществляется правовое регулирование заработной платы
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (иначе — оплата труда) является совокупностью таких выплат, как:
- вознаграждение за труд — оно начисляется, исходя из квалификации работника, степени сложности и количества выполняемой им работы, а также ее качества и условий;
- компенсационные выплаты — это различные доплаты/надбавки, призванные компенсировать неудобства работника того или иного плана, включая такие, как работа в условиях, не соответствующих понятию нормальных, работа в сложных климатических условиях, работа на территориях с радиоактивным загрязнением и прочее подобного типа;
- стимулирующие выплаты — это доплаты/надбавки, призванные стимулировать работника, включая премии и прочие выплаты с целью поощрения.
Оплачиваться труд может в различной форме: денежной или натуральной, а также смешанной.
Замечание 1
Согласно статье 131 Трудового Кодекса РФ выплата заработной платы должна осуществляться в денежной форме, в валюте Российской Федерации, то есть — в рублях.
Помимо этого оплачиваться труд может и в других формах, если это закреплено коллективным/трудовым договором с приложением письменного заявления работника, при условии, что эти формы не нарушают законодательство РФ, а также международные договоры государства. Неденежная форма в качестве оплаты труда не должна превышать 20% от общей суммы зарплаты. При этом запрещается оплачивать труд:
- бонами;
- долговыми обязательствами;
- купонами;
- расписками;
- спиртным;
- наркотиками;
- ядовитыми, токсичными и иными вредными веществами.
Государство не только закрепляет за гражданами право на оплату выполненного труда, но также устанавливает гарантии на его реализацию. К основным государственным гарантиям, относящимся к оплате труда, причисляют:
- меры обеспечения роста уровня реального содержания зарплаты;
- ограничение оснований и размеров удержаний из зарплаты на основе распоряжения руководителя, включая размеры налогообложения доходов, получаемых с зарплаты;
- ограничение натуральной формы оплаты труда;
- обеспечение согласно федеральному законодательству получения работником зарплаты в ситуациях, когда работодатель прекращает свою деятельность и при установлении его неплатежеспособности;
- осуществление госнадзора на федеральном уровне за соблюдением трудового законодательства, а также прочих нормативных правовых актов, имеющих отношение к нормам трудового права — этот надзор должен включать в себя проверки выплат зарплаты (ее полноту и своевременность), а также того, как реализуются госгарантии по оплате труда;
- ответственность работодателей в случае нарушения требований Трудового Кодекса, законов и других нормативных правовых актов, коллективных договоров и прочих соглашений;
- сроки/очередность выплаты зарплаты.
Правовое регулирование оплаты труда на основе МРОТ
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
Статья 133 Трудового Кодекса имеет важное дополнение, которое внесено Законом о внесении изменений в Трудовой Кодекс — это привязка обеспечения МРОТ к размеру соответствующего бюджета. Например, МРОТ, который был установлен федеральным законом, обеспечивается следующими организациями:
- финансируемыми из федерального бюджета — это осуществляется посредством средств федерального бюджета, внебюджетных средств, включая средства, которые были получены в ходе предпринимательской и иной деятельности, которая приносит доход;
- финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации — они формируются за счет средств бюджетов этих субъектов, внебюджетных средств, включая средства, полученные от любой деятельности, приносящей доход;
- финансируемыми из местных бюджетов — такие средства формируются из средств местного бюджета, внебюджетных средств и иных источников, приносящих доход;
- другие — все прочие работодатели осуществляют это за счет собственных средств.
МРОТ имеет гарантийный характер, так как выступает в виде социального стандарта. Он одновременно устанавливается на всей территории РФ федеральным законом.
В статье 133 Трудового Кодекса РФ прописано, что заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума для трудоспособного гражданина.
Определение 1
Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины (включая платежи и сборы обязательного характера).
Определение 2
Потребительская корзина — это минимальный продуктовый набор, рассчитанный на питание, а также товары непродовольственного характера и услуги, которые являются необходимыми для сохранности здоровья и обеспечения жизнедеятельности гражданина.
Размер потребительской корзины определяется по основным социально-демографическим группам населения как в целом по стране, так и по ее отдельным субъектам.
Размер определяется Правительством РФ вместе с исполнительными органами каждый квартал — за его основу берутся потребительская корзина и данные Федеральной службы государственной статистики, в которых содержатся уровни цен на пищевые и непродовольственные продукты, услуги, обязательные сборы и платежи. Расчет прожиточного минимума и потребительской корзины проводится для трех основных групп населения:
- трудоспособные граждане;
- пенсионеры;
- дети.
В своей основе МРОТ содержит величину прожиточного минимума, которая устанавливается для категории трудоспособных граждан.
Правило, которое прописано в части 1 статьи 133 Трудового Кодекса РФ, будет введено специальным федеральным законом, в котором должны быть прописаны порядок/сроки введения минимальной заработной платы в поэтапном режиме, так как подобную операцию невозможно провести одновременно во всех отраслях — этому препятствуют экономические причины.
Замечание 2
Работник получает право на МРОТ только при наличии полностью отработанной нормы рабочего времени и выполненной нормы трудовых обязанностей. При этом это право на получение сохраняется за работником в тех ситуациях, когда указанные нормы остались невыполненными не по его вине.
Сейчас Трудовой Кодекс не содержит точного определения минимального размера оплаты труда и это служит причиной частых споров между работниками и работодателями, которые возникают при решении вопроса установления размера зарплаты.
Например, работодатели часто считают, что размер тарифных и базовых ставок/окладов (должностных окладов), которые определяют размер заработной платы работников за месяц (которые отработали в течение этого времени норму рабочего времени и выработали нормы труда, находясь в нормальных рабочих условиях) может быть меньше МРОТ, который указан в части 1 статьи 133 ТК РФ. Подобный подход они объясняют тем, что при наличии компенсационных, стимулирующих и социальных выплат размер тарифов и ставок в итоге оказывается больше МРОТ. Однако Верховным Судом РФ постановлено, что размеры указанных тарифов/ставок в этом конкретном случае не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, при этом компенсационные и прочие выплаты не учитываются — они могут устанавливаться только сверх указанного МРОТа.На фоне учета стоимости жизни, изменений в минимальном бюджете потребителя и общего социально-экономического положения в стране МРОТ периодически пересматривается.
Нормативное регулирование и закон об оплате труда
Любой человек за свой труд имеет права требовать зарплату, размер которой не только регулируется положениями коллективного или личного трудового договора, но и требованиями законодательства.
Руководители компаний обязаны следовать некоторым условиям при начислении зарплаты, а также разбираться в положениях законов об оплате труда.
Требования касаются не только размера выплаты, но и порядка, а также сроков перечисления или выдачи средств.
Законодательное регулирование
Правила выплаты и начисления зарплаты приводятся в нескольких нормативных актах. К ним относятся положения Трудового кодекса, указы Президента РФ, Постановления Правительства и локальные акты, издаваемые местными администрациями регионов.
Отношения, возникающие между наемными специалистами и руководителями компаний, регулируются трудовыми контрактами и нормативными актами, издаваемыми директором.
Основные сведения о начислении заработка приводятся в ТК. Все локальные акты, применяемые в компаниях, должны соответствовать требованиям данного кодекса.
Основанием для начисления зарплаты выступает реализация специалистом его должностных обязанностей на основании договора, подписанного с руководством. Размер заработка приводится в трудовом договоре, что указывается в ст. 56 ТК.
Работодатель обязан не только своевременно, но и в полном объеме выплатить сотруднику положенные средства.
В ст. 129 ТК приводятся понятия зарплаты, МРОТ и тарифной ставки. В ст. 130 ТК указываются государственные гарантии, имеющиеся у каждого наемного специалиста. Ст. 131 ТК предназначена для выделения ограничений относительно выдачи зарплаты в натуральном виде. Размер минимального размер оклада приводится в ст. 133 ТК.
Положение о зарплате
Значимым локальным нормативным актом выступает Положение зарплате. Оно содержит сведения относительно используемой системы оплаты труда, на основании которой формируется зарплата. В нее включается не только оклад, но и многочисленные надбавки, премии или иные доплаты.
К особенностям использования положения относится:
- оно предназначено для определения в трудовом договоре зарплаты каждого наемного специалиста;
- допускается не указывать в договоре премии и доплаты, полагающиеся сотруднику, а оставлять ссылки на Положение;
- при составлении локального акта учитываются требования законодательства, закрепленные не только на федеральном, но и на региональном уровне;
- с помощью документа предотвращаются разные споры, появляющиеся между работниками и предпринимателями;
- налоговые инспекторы в процессе проведения проверок часто запрашивают данную документацию, чтобы убедиться в правильности расчета зарплаты и НДФЛ за каждого специалиста;
- локальные акты разрабатываются ответственными лицами предприятия, причем нередко процессом занимаются представители отдела кадров или экономисты;
- обычно Положение формируется в крупных компаниях, чтобы упорядочить правила начисления премий для разных сотрудников;
- готовый проект Положения согласовывается с профсоюзом и изучается руководителем.
Положение о зарплате не является обязательным документом, так как нужные сведения о начислении заработка могут приводиться в другой документации, представленной трудовым договором или коллективным соглашением, а также правилами внутреннего распорядка.
В Положение включается несколько разделов, с помощью которых раскрываются правила начисления и перечисления зарплаты всем сотрудникам. Включаются данные не только об окладе, но и о дополнительных выплатах.
Минимальный размер зарплаты
Этот показатель устанавливается на федеральном уровне, но дополнительно корректируется регионами, так как в городах отличается уровень жизни населения, показатель безработицы и другие особенности жизни.
На МРОТ влияют разные факторы:
- экономическая ситуация в стране;
- потребности граждан, относящихся к трудоспособному населению;
- изменение уровня безработицы;
- уровень инфляции;
- эффективность производственного процесса в разных регионах.
Основная цель установления минимального МРОТ заключается в защите прав граждан, а также в предотвращении произвола, возможного со стороны руководителей организаций. МРОТ должны получать все лица, которые добросовестно исполняют свои трудовые обязанности, а также придерживаются рабочего графика.
С 1 января 2020 года Госдумой принят закон с новым показателем МРОТ, поэтому он составляет 12130 руб. в месяц.
Этой суммы должно хватить гражданину для обеспечения своих первичных потребностей в еде и жилье. Хотя в ст. 133 ТК МРОТ должен соответствовать прожиточному минимуму, но отсутствуют сроки, в течение которых приравниваются эти показатели.Повышение МРОТ в 2020 году чиновники объяснили повышением финансовой нагрузки на малый бизнес, а также увеличением граждан, которые предпочитают трудиться неофициально.
Факторы средней зарплаты
Средняя зарплата представлена примерным заработком, получаемым гражданином ежемесячно. В нее включаются все доплаты, надбавки и иные выплаты, полученные от работодателя.
На этот показатель влияет несколько факторов:
- Уровень инфляции. От него зависят расценки на продукты питания, предметы роскоши или иные товары. Нередко инфляция растет быстрее зарплаты, поэтому граждане при неизменном уровне заработка могут покупать все меньше товаров.
- Средняя зарплата в регионе. Она зависит от прожиточного минимума, устанавливаемого местной администрации. Обычно крупные предприятия ориентируются на этот показатель в процессе определения заработка наемных сотрудников. Если средний заработок в компании ниже, чем показатель по региону, то это приводит к текучке кадров и найму неквалифицированных сотрудников.
- Уровень зарплаты у конкурентов. Если в аналогичной компании сотрудники получают больший размер заработка, то это негативно воспринимается специалистами. Поэтому велика вероятность переманивания опытных и квалифицированных работников со стороны конкурирующих предприятий.
- Воздействие хэдхантинга. Этот фактор влияет на среднюю зарплату, если в городе функционируют кадровые агентства, занимающиеся подбором и поиском специалистов. Представители таких компаний влияют на уровень зарплаты, причем обычно воздействие является положительным для трудящегося населения.
Показатель среднего заработка требуется при начислении разных пособий от государства.
Мрот в регионах
Минимальная зарплата значительно отличается в разных городах, так как на нее влияет множество факторов, разнящихся в регионах. Поэтому власти любого региона имеют право ужесточать требования к работодателям. Для этого учитываются социальные и экономические условия города.
Администрация любого региона имеет право на основании ст. 133.1 ТК устанавливать свой размер МРОТ, что обязывает организации, работающие в этом городе, выплачивать соответствующую сумму каждому работнику.
Региональный МРОТ можно узнать на сайте администрации выбранного города. При установлении данного показателя учитывается мнение чиновников, профсоюзов и непосредственных работодателей. Данное значение не может быть меньше федерального показателя.
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!