+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Виды выборов кпзс

Понятие и характеристика избирательного права и избирательных систем зарубежных стран

Виды выборов кпзс

Основополагающим элементом демократии является выборность власти.

Учреждения центрального и местного уровней заполняются кандидатами, выдвинутыми на вакантные посты в соответствии с установленными законодательством правилами и победившими, согласно подсчету граждан, имеющих право участия в ании.

Во многих зарубежных странах, кроме центральных и местных, существует множество иных органов, представители которых избираются на общенациональных или региональных выборах. Избирательная кампания любого уровня представляет собой массовую политическую кампанию.

Выборы и их правовое регламентирование

Определение 1

Выборы – это способ формирования органов власти и наделения соответствующими должностными полномочиями лиц, определившихся в ходе ания граждан, имеющих право голоса.

В результате выборов происходит отбор партий и должностных лиц, которые получают право управления подразделениями общегосударственных, административно-территориальных или местных структур на определенный законодательством срок.

Выборы являются способом выражения мнения народа и базисом демократического общества, однако нуждаются в системе, регулирующей и регламентирующей избирательное право. Такой системой является конституционно-правовой институт выборов, представляющий собой свод правовых норм.

Его основными функциями являются:

  • разработка основополагающих принципов избирательного права;
  • определение требований, предъявляемых как к кандидатам на должности, так и к избирателям;
  • регулирование порядка формирования и функционирования органов, осуществляющих организацию и проведение выборов;
  • регламентирование процедуры ания и избирательной компании в целом, порядка подведения итогов избирательной кампании, способов опротестования результатов выборов и обжалования нарушений, зафиксированных в процессе компании;
  • определение статуса граждан и их объединений, являющихся субъектами избирательного процесса.

Каждое государство имеет свои исторически сложившиеся особенности функционирования института выборов, которые регулируются различными правовыми актами. В одних странах основные положения избирательного права закреплены в Конституции страны, в разделе, посвященном правам и свободам человека, в других – тоже в Конституции, но уже в отдельной специальной главе (как, например, в Перу).

Замечание 1

Существует ряд стран, в которых все правовые аспекты, связанные с процессом ания, закреплены в отдельном документе – Избирательном кодексе. В Европе к таким странам относятся Бельгия, Франция, в Азии – Филиппины, в Африке – Египет, Камерун, Мадагаскар, в Южной Америке – Аргентина.

Избирательное право

Согласно части 3, статьи 21 Всеобщей Декларации прав человека и гражданина, закрепленной в международном праве еще в 1948 году, основой власти правительства является воля народа, которая должна находить выражение в периодически проводящихся всеобщих выборах на основе равного избирательного права. Выбор населения государства может осуществляться как тайным анием, так и посредством иных равнозначных форм (например, референдума), в основе которых лежит свобода ания.

Для реализации этого постулата была разработана специальная категория, получившая название избирательного права, которое может быть объективным или субъективным.

Определение 2

Объективное избирательное право – это свод правовых норм, определяющих принципы, этапы и процедуру проведения избирательных кампаний в государстве.

Определение 3

Субъективное избирательное право – это гарантированное право на участие в выборах государственного, регионального или муниципального уровня гражданина, обладающего правом голоса, обеспечиваемое государством.

Принципы избирательного права

Согласно Всеобщей Декларации прав человека и гражданина, выделяют пять главных принципов избирательного права:

  • Всеобщность – основополагающий принцип, признающий избирательное право за всеми гражданами, достигшими определенного возраста и являющимися психически здоровыми. Несмотря на всю важность и фундаментальность, этот принцип имеет целый ряд ограничений, зафиксированных в виде цензов.
  • Свобода участия в выборах. Этот принцип подразумевает, что избиратель сам принимает решение о том, участвовать ему в ании или нет.

Определение 4

Абсентеизм – неучастие в выборах.

Абсентеизм бывает аполитичным и политическим. В первом случае человек не голосует по причинам, не связанным с политическими убеждениями, например, по болезни или в результате отсутствия интереса к избирательной кампании. Во втором случае неучастие в выборах является следствием недоверия кандидатам.

Замечание 2

Однако в ряде стран на граждан накладывается юридическая обязанность принимать участие в выборах. К таким странам относятся Австрия, Болгария, Греция, Дания, Нидерланды, Италия и др.

  • Равное избирательное право. Во многих странах этот принцип является гарантированным конституционным правом каждого гражданина избираться и быть избранным в органы любого уровня в соответствии с законодательством страны.

Замечание 3

Однако при некоторых обстоятельствах это право может быть нарушено.

Пример 1

В случаях, называемых избирательной геометрией, когда образованные избирательные округа значительно отличаются по количеству населения.

Пример 2

Нарушение равенства избирательного права может произойти в результате куриальных выборов (ситуация, характерная для Китая), когда население страны делится на группы с различным по количеству представительством.

  • Прямые и непрямые выборы. Прямые выборы предполагают непосредственное участие гражданина в выборе того или иного кандидата, непрямые (косвенные) дают право избирателю выбрать представителей, из которых будет сформирована коллегия, которая и примет непосредственное ание в выборах кандидатов на ту или иную должность.

На основе прямых выборов формируются органы власти РФ. В США действует

система косвенных выборов.

  • Тайное ание подразумевает полное отсутствие внешнего контроля за волеизъявлением гражданина. В большинстве стран нарушение этого принципа влечет наказание.

Цензы: понятие, виды

Определение 5

Ценз – требование, которым должен соответствовать каждый потенциальный избиратель.

Различают цензы общие и дополнительные. Цензы, относящиеся к общим, регламентируют активное избирательное право, т. е. право отдать свой голос за кандидата, дополнительные – пассивное право быть избранным.

Общие цензы

К этой группе относятся ограничения:

  • по возрасту, согласно которому принимать участие в выборах могут граждане, достигшие определенного возраста;

Замечание 4

В большинстве случаев избирательное право гражданин получает в 18 лет, как в Российской Федерации, но есть и исключения, например, в Бразилии, Никарагуа, на Кубе – в 16, в Турции и Марокко – в 20, в Латвии – в 21 год.

  • по оседлости, согласно которому избирательное право получают только граждане, прожившие в конкретной местности в течение определенного промежутка времени;

Пример 3

В Германии – не менее 3 месяцев, в США – один месяц, в Финляндии или Канаде – один год.

  • по моральным качествам, действующее в немногих странах (например, в Италии) и предполагающее лишение избирательного права человека, совершившего недостойный поступок;
  • по профессии, предполагающее лишение права ания представителей некоторых профессий и военнослужащих младшего командного состава и рядовых;
  • по расовой принадлежности, согласно которому избирательного права лишаются представители национальных меньшинств или определенных рас;

Пример 4

Африканцы в ЮАР или аборигены в Австралии в середине прошлого столетия.

  • по имущественному показателю (в открытой форме встречается редко), которое предполагает лишение права голоса малоимущих, живущих за чертой бедности;
  • по решению суда, согласно которому лица, представшие перед судом за совершение определенных деяний и получившие обвинительный приговор, могут быть ограничены в избирательных правах или вовсе лишены их.

Пример 5

В Китае – это осужденные за контрреволюционную деятельность, приговоренные к пожизненному заключению или высшей мере наказания, в Мексике лишенными избирательного права являются лица, уклоняющиеся от следственных мероприятий и судопроизводства.

В перечне цензов на избирательное право в зарубежных странах встречают и другие ограничения.

Пример 6

В Великобритании к такому цензу относится наличие у гражданина титула пэра, в Турции не имеют права голоса курсанты военных училищ, в Канаде – лица, занимающиеся вопросами организации и проведения избирательной кампании.

Дополнительные цензы

Т. к. эта категория цензов направлена на реализацию права быть избранным, то регламентирует она более жесткие требования, к которым относятся:

  • наличие статуса гражданина, являющегося обязательным для реализации пассивного избирательного права в большинстве стран;

Замечание 5

Но существуют исключения: в Дании, Ирландии, Швеции, Нидерландах участвовать в выборах могут и неграждане страны.

  • повышенный возрастной порог: чтобы баллотироваться в органы государственного или местного самоуправления (МСУ), во многих странах необходимо достичь возраста 20 и более лет (в Великобритании и на Кипре – 21 года, в Турции – 25 лет);
  • необходимость оседлости, которая носит более жесткий характер;

Чтобы иметь право баллотироваться в губернаторы в США, необходимо прожить на территории страны не менее 14 лет.

  • прохождение военной службы, являющейся обязательной для большинства стран;
  • регламентированный образовательный уровень кандидата, предполагающий свободное владение государственным языком, а также наличие определенной ступени образования (обычно не ниже магистратуры);
  • исповедание определенной религии (в мусульманской стране кандидаты на любой государственный пост должны исповедовать ислам);
  • избирательный залог, предполагающий внесение кандидатом на выборный пост в государственную казну определенной суммы из личных средств;

Пример 7

Чтобы баллотироваться в нижнюю палату парламента своей страны, канадец должен внести сумму в 200 канадских долларов, британец – 500 фунтов стерлингов, француз –1000 франков.

  • несовместимость, налагающую запрет одновременно занимать государственную и выборную должности.

Замечание 6

В Дании подобный ценз отсутствует, а в Австрии – допускает совмещение постов в местных органах самоуправления и в частном секторе экономики.

В некоторых странах в категорию дополнительных входит ценз неизбираемости, налагающий полное или частичное ограничение на принцип всеобщности.

Понятие абсолютной неизбираемости подразумевает невозможность баллотироваться ни в одном из округов страны, частичной – ограничение на избирательную кампанию только в некоторых округах.

Абсолютно неизбираемыми являются члены королевской семьи Испании: им запрещено баллотироваться в любые структуры.

Пример 8

Иллюстрацией неизбираемости ограниченной служит запрет губернаторам штатов Мексики на выдвижение себя в палату депутатов от округов, входящих в состав руководимого им штата в период осуществления губернаторских полномочий.

Вывод 1

Таким образом, отправной точкой формирования современного избирательного права зарубежных стран стала Всеобщая Декларация прав человека и гражданина, принятая в первые послевоенные годы.

На ее основе были разработаны пять основных принципов, применяемых во всех современных демократических государствах, а также ряд ограничительных цензов, учитывающих традиции и внутренние особенности отдельных стран.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Виды выборов кпзс

Виды выборов кпзс

Активное избирательное право — право ать, а пассивное — право быть избранным.

83В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством ания управомоченных лиц при условии, что на каждый представляемый мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата.Такое определение позволяет отличить выборы от других процедур формирования государственных органов, скажем от назначения, производимого коллегиально путем ания управомоченных лиц. При должностном назначении обычно представляется один кандидат, тогда как смысл выборов заключается по определению в том, чтобы выбрать одного из нескольких или даже многих кандидатов.Выборы легитимируют власть. Народ через их посредство определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав.

Понятие, цель, социальная роль, принципы и виды выборов

Принципы выборов В демократических государствах процесс организации и проведения выборов соответствует следующим принципам: свобода, альтернативность, обязательность, периодичность, открытость, гласность.

Например, в соответствии с одним из принципов в Конституции Италии «ание должно быть личным, равным, свободным и тайным. Его реализация является гражданским долгом».

Виды выборов Существуют различные подходы к классификации и выделению видов выборов. В зависимости от полноты охвата они бывают двух видов: всеобщие и частичные.

При проведении всеобщих выборов в них принимают участие все избиратели страны (например, выборы президента и депутатов парламента).

Выборы и их виды в зарубежных странах

Почти всегда (исключение составляет, например, королевство Бутан) прямыми вы­борами избираются депутаты нижней палаты парламента, однопалат­ного парламента, низовые органы местного самоуправления (общинные советы), другие органы местного самоуправления.

Во многих странах прямыми выборами избираются верхние палаты пар­ламентов (Бразилия, США и др.), президенты (Мексика, Франция и др.), нижние палаты законодательных собраний или однопалатные собрания в субъектах федерации, в автономных образованиях. В един­ственной стране — Израиле с 1996 г.

прямыми выборами избирается премьер-министр.

Понятие и виды выборов в зарубежных странах. Особенности порядка выдвижения кандидатов в зарубежных странах

Выборы являются средством, с помощью которого избиратели имеют право и возможность осуществлять контроль (прямо или косвенно) за формированием и деятельностью как органов государственной власти (президента, парламента, правительства), так и муниципальных органов[2]. Классификация выборов проводится по различным основаниям.

Во-первых, в зависимости от времени проведения выборы делятся на очередные и внеочередные. Очередность выборов объясняется тем, что выборные органы (парламент, президент и т. п.) имеют определенный срок полномочий.

Обычно срок полномочий парламента составляет 4-5 лет (в Мексике – 3 года, во Франции – 5 лет, в Японии – 4 года), срок полномочий президента–4-7 лет (в США, Колумбии – 4 года, в ФРГ, Китае, Чехии – 5 лет, в Австрии, Финляндии – 6 лет, в Италии – 7 лет).

Соответственно, от срока полномочий зависит срок проведения очередных выборов.

Принцип очередности выборов

Понятие и виды избирательных систем

В одномандатных округах применение мажоритарной системы относительного большинства предусматривает, что для победы на выборах определенного кандидата достаточно набрать больше , чем любой другой кандидат, т. е. больше по отношению к каждому из остальных кандидатов отдельно.

В многомандатных округах она предполагает признание нескольких кандидатов победителями – в соответствии с количеством мандатов, установленных для этого округа.

Каждый из кандидатов должен набрать больше в отношении любого другого кандидата из числа проигравших в этом округе. Мажоритарная система относительного большинства применяется во многих странах мира (США, Великобритания, Индия и др.). Преимуществами ее применения является простота как для организаторов выборов, так и для избирателей, а также результативность.

К тому же избранный с использованием такой разновидности мажоритарной избирательной системы орган публичной власти характеризуется стабильной работой.

Лекция 8 КПЗС

Цензы несовместимости (не препятствуют реализации пассивного избирательного права, однако требуют от победившего кандидата отказаться от ранее занимаемой должности/профессии, если это необходимо).

Избирательная система – это способ проведения выборов, организации избирательной территории, а также установления результатов выборов.

Мажоритарная система: относительного большинства – признается победитель, набравший больше других кандидатов; абсолютного большинства – признается победитель, набравший более половины избирателей (50+1%).

Пропорциональная избирательная система: ание не по индивидуальным кандидатурам, а по спискам кандидатов, выдвинутыми партиями (ание за партию).

Места в представительном органе делятся в зависимости от количества набранных .

— метод избирательной квоты (показывает, сколько избирателей должна набрать партия для того, чтобы получить, по крайней мере, один депутатский мандат)

Конституционное право зарубежных стран

Последняя, наиболее многочисленная, категория членов коллегии сама, таким образом, избрана двустепенными выборами, а сенаторы избираются, следовательно, дву- и трехстепенными выборами.

Если выборы через посредство членов органов местного самоуправления можно по данной терминологии с какими-то натяжками считать многостепенными выборами, то участие в них депутатов Национального собрания – органа, стоящего на том же уровне управления, что и Сенат, под эту категорию никак не подходит. Конечно, в научном языке слова, будучи использованы как термины, могут приобретать специфические значения и расщепляться, но излагаемое в нашей литературе разграничение между

По уровню проведения: Национальные (общегосударственные).Региональные.Местные.

Основные принципы проведения выборов: Всеобщее избирательное право (при , например, возраст).Равное избирательное право (исключение – куриальные выборы (в пределах одного этноса) и некоторые другие нетипичные избирательные системы).

Непосредственное избирательное право (исключение – косвенные выборы; ание по доверенности в некоторых странах).Тайное ание (Australian ballot – австралийские выборы).Периодичность выборов (обычно не применяется в авторитарных режимах).

Альтернативность выборов (обычно не применяется в авторитарных режимах).Реальность выборов – альтернативность выборов

Выборы: понятие, функции, политическая роль

В первом случае речь идет о ании граждан, которые проживают на определенной территории, по кандидатурам, выдвинутым в состав представительного органа общенационального масштаба или местного самоуправления, иногда на замещение определенной должности (например, президента).

По этому поводу немецкий государствовед Г.

Майер говорил, что в общенациональном масштабе выборы – это наиболее массовый процесс, который знает право.

Во втором случае под выборами понимают технику ания, которая используется в отрасли публичного и частного права с целью определения лица, которое будет замещать определенную должность.

В конституционном праве выборы классифицируют в зависимости от территориальных рамок их проведения (общенациональные, региональные и местные) либо с учетом вида выборного органа или должности (парламентские, президентские, муниципальные и т.д.).

Понятие и виды выборов кпзс

Во многих странах прямыми выборами избираются верхние палаты пар­ламентов (Бразилия, США и др.), президенты (Мексика, Франция и др.), нижние палаты законодательных собраний или однопалатные собрания в субъектах федерации, в автономных образованиях. В един­ственной стране — Израиле с 1996 г. прямыми выборами избирается премьер-министр.

Вместе с тем многие высшие органы государства и должностные лица, в том числе в демократических странах, избираются непрямыми выборами. Теоретически прямые выборы демократичнее, но непрямые могут оказаться целесообразнее, если они обеспечивают более профес сиональный, взвешенный подход к замещению столь высоких постов v должностных лиц, влияющих на жизнь страны.

При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в ании.

• квалифицированного большинства (избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство , которое устанавливается законом (большее абсолютного) — Чили).

Наряду с названными тремя используются еще две разновидности мажоритарной системы:

— система единственного непередаваемого голоса (полупропорциональная) — в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата, а не за список кандидатов (Япония);

— кумулятивный вотум (от лат. cumulatio — скопление)- каждый избиратель в многомандатном округе имеет столько , сколько следует избрать кандидатов и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, либо одному — все голоса (Бавария).

2.

2) Свободное участие в выборах (избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере.

Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом и оно может быть как аполитичным — болезнь, отъезд, отсутствие интереса; так и политическим — своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов).

В некоторых странах предусмотрен обязательный вотум (юридическая обязанность избирателей принять участие в ании — Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Турция и т.д.).

3) Равное избирательное право — это установленные законом равные для каждого избирателя возможности влиять на результат выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона («один человек — один голос»).

социальная роль выборов состоит в том, что они являются:

– институтом прямой демократии, высшим непосредственным выражением народом своей власти;

– демократическим способом создания парламента государства и местного самоуправления;

– в юридическом смысле актом вручения народом своим представителям права на отправление власти;

– легитимным способом построения системы властвования, а также её реформирования;

– формой управления публичными делами, которые представляют общественный интерес.

Принципы выборов

В демократических государствах процесс организации и проведения выборов соответствует следующим принципам: свобода, альтернативность, обязательность, периодичность, открытость, гласность.

Например, в соответствии с одним из принципов в Конституции Италии «ание должно быть личным, равным, свободным и тайным.

Почти всегда (исключение составляет, например, королевство Бутан) прямыми выборами избираются депутаты нижней палаты парламента, однопалатного парламента, низовые органы местного самоуправления (общинные советы), другие органы местного самоуправления. Однако и в данном случае есть исключения.

В некоторых мусульманских странах (Бангладеш, Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю палату избирается самим парламентом, а в однопалатном парламенте может быть небольшое число депутатов, назначенных президентом из среды выдающихся граждан страны (например, до 10 человек в Египте).

Во многих странах прямыми выборами избираются верхние палаты парламентов (Бразилия, США и др.), президенты (Мексика, Франция и др.), нижние палаты законодательных собраний или однопалатные собрания в субъектах федерации, в автономных образованиях. В единственной стране — Израиле с 1996 г.

Лекции по судебной медицине [ документ ]

  • Гражданское право. Общая часть [ лекция ]
  • Технические и организационные мероприятия по внедрению системы МИКОН 1Р [ документ ]
  • Дипломная работа — Разработать систему автоматизированного электропривода станка с ЧПУ модели 16Б16Ф3 для обработки детали [ дипломная работа ]

26. Выборы и их виды в зарубежных странах

Понятие избирательного права и сущность выборов. Выборы осу­ществляются на самых различных уровнях общества: в общественных организациях избирается их руководство, в акционерных обществах — совет директоров или иной орган, в кооперативах — правления и т.д.

Многие государственные органы также избираются в центре (парламен­ты или по крайней мере их нижние палаты, президенты), на местах избираются органы местного самоуправления — советы, мэры и т.д.

Субъективное избирательное право — гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право).

Принципы избирательного права:

1) Всеобщность (избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами)

Тем не менее всеобщее избирательное право ограничено рядом цензов (требований, к потенциальному избирателю).

Общие требования (регламентируют активное избирательное право — право избирать):

  • возрастной ценз -установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста.

Принцип очередности выборов закреплен в Декларации «О критериях свободных и справедливых выборов», принятой на сессии Совета Межпарламентского союза: «полномочия управлять государством должны базироваться на волеизъявлении народа, которое выражается через регулярные и действительные выборы».

Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа или должностного лица, а также в случае, если в результате очередных выборов этот орган сформировать не удалось (такие выборы некоторые исследователи называют «повторными»).

Нередко выделяют такой вид выборов, как промежуточные выборы. Они существуют не во всех государствах, но, тем не менее, встречаются.

Таким образом, непосредственно избиратели производят выбор лишь органов первой ступени.

В юриспруденции понятие «избирательное право» используется в двух значениях: объективном и субъективном.

Объективное избирательное право представляет собой систему правовых норм, регламентирующих общественные отношения, которые связаны с выборами органов государства и местного самоуправления.

Подобные нормы бывают материальными, т.е. закрепляющими принципы выборов, и процессуальными, т.е. закрепляющими процедуру выборов.

Источниками объективного избирательного права выступают конституция, законы и положения о выборах разнообразных органов власти.

Субъективное избирательное право представляет собой гарантированную государством возможность для гражданина избирать и быть избранным в разные государственные и местные органы власти.

В практике встречаются и многотуровые выборы.

В зависимости от плановости выделяют следующие виды: очередные, внеочередные, повторные. Очередные выборы проходят после истечения установленного законодательством срока полномочий представительного или исполнительного органа.

Внеочередные выборы проводятся по причине досрочного прекращения полномочий различных органов власти и их должностных лиц (досрочный роспуск парламента, отставка или импичмент президента, отставка исполнительного органа и т.д.).

Повторные выборы организуются в ситуациях, когда они были признаны несостоявшимися либо недействительными согласно решению избирательной комиссии или суда.

В зависимости от непосредственности выборов выделяют следующие виды: прямые и непрямые. При прямых выборах избрание того или иного кандидата или их группы совершают сами граждане.

Мажоритарная система квалифицированного большинства

При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство .

Кумулятивный вотум

Эта система характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько , сколько следует избрать кандидатов или меньше (разумеется, число у всех избирателей одинаковое), и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их у него.

Отсюда и название системы (от лат.

Важно

Ответственность за избирательные правонарушения

Практически на каждой стадии избирательного процесса существует возможность конфликтов между его участниками, обусловленная как столкновением их интересов, так и их ошибками, а порой злоупотреблениями. Общий контроль за соблюдением правоположений, регулирующих избирательный процесс, осуществляют избирательные органы, решения которых могут обжаловаться в суде.

Кроме того, представительные органы сразу после своего избрания и конституирования обычно создают из своего состава специальные комиссии (мандатные и т. п.), которые проверяют правильность прошедших всеобщих выборов, а затем проверяют правильность избрания отдельных депутатов, сенаторов и т.п., избранных на частичных выборах.

Иногда в дополнение к этому создаются специальные контрольные органы.

  • отдать по одному голосу каждому из баллотирующихся кандидатов, поставив крест в одном из кружков против их фамилий в бюллетене;
  • отдать одному кандидату два голоса, а другому – один (в этом случае кресты ставятся соответственно в двух кружках против фамилии одного кандидата и в одном – против фамилии другого);
  • отдать все три голоса одному из кандидатов, поставив кресты во всех трех кружках против его фамилии;
  • не поддержать ни одного из кандидатов, оставив бюллетень незаполненным;
  • использовать не все свои голоса, отдав, например, один или два голоса одному из кандидатов или по одному голосу двум кандидатам.

Здесь кумулятивный вотум сочетается с ограниченным: избирательные округа имеют более трех мандатов.

Как полагают британские исследователи избирательных систем Энид Лейкман и Джеймс Д.

Выборы — это важнейший инструмент легитимности государственной власти, они обеспечивают отбор политической элиты, являются одной из определяющих характеристик государственной жизни, государственного режима.

Выборы государственных органов и должностных лиц государства бывают: всеобщими (на всей территории государства) и региональными;

прямыми (граждане голосуют непосредственно за кандидатов), косвенными и многостепенными; полными и частичными (дополнительными);

очередными (в установленный срок) и внеочередными, повторными (если выборы признаны несостоявшимися) и т.д.

Прямые и непрямые выборы. Прямые выборы — это непосредственное избрание гражданами своих представителей в органы государства, отдельных должностных лиц (например, президента).

На удостоверении избиратель должен сделать под присягой отметку о том, что избирательный бюллетень заполнен им лично. Отправление в официальном избирательном конверте не облагается почтовым сбором, сумма которого возмещается почте из федерального бюджета.

Другая возможность решения проблемы участия в выборах лиц, отсутствующих в день ания в месте своего постоянного жительства, – ание по доверенности.

Французский Избирательный кодекс содержит перечни лиц, которые имеют право выдавать доверенность на ание от их имени (граждане, находящиеся за границей; лица, отсутствующие в коммуне, в списки избирателей которой они внесены, по служебным делам или по здоровью; лица, имеющие по своему физическому состоянию препятствия для участия в ании; лица, работающие вне пределов департамента, где расположена соответствующая коммуна, и их супруги).

Политической конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917 года права и привилегии граждан (в том числе избирательные права) приостанавливаются, в частности, в случае бродяжничества или систематического пьянства, установленных в предусмотренном законом порядке, а также в результате вынесения окончательного приговора, который предусматривает такое приостановление в качестве меры наказания.

Рассмотренные цензы представляют собой ограничения и активного, и пассивного избирательного права. К последнему, однако, относится и такое специфическое ограничение, как несовместимость.

Оно заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять).

В Венгрии повторный референдум по одному и тому же вопросу нельзя назначать в течение двух лет; если же на референдуме был отклонен проект Конституции, то повторный референдум может быть назначен через год.

Обратимся теперь к процедуре референдума.

Инициатива и назначение референдума

Полномочие назначать общенациональный референдум принадлежит обычно главе государства или парламенту, а иногда обоим органам. Они делают это либо по своей инициативе, либо по инициативе других управомоченных субъектов: правительства, группы депутатов парламента, региональных органов власти, группы избирателей.

Государственные органы прибегают к референдуму для разрешения конфликтов между ними, для принятия государственных решений, требующих обязательного референдума, для придания особого авторитета своим решениям.

В Аргентине натурализованные граждане получают право голоса лишь спустя три года после получения гражданства, в Тунисе – через пять лет.

Имущественный ценз, устанавливавшийся на заре конституционного строя, заключался в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму, или чтобы он уплачивал определенного размера налоги.

Считалось, что люди, не имеющие в своей собственности достаточного имущества, не могут быть причастны к управлению государством.

В этом был определенный резон, если учесть, что пролетарии и пауперы были совершенно безграмотны, а первые к тому же были вынуждены работать по 10– 14 часов в сутки, что самым отрицательным образом влияло на их умственное развитие.

Наконец, третий вид референдума, проводимого по народной инициативе, – отменительный референдум в отношении уже промульгированного и действующего закона. Такой референдум, называемый также «народным вето», предусмотрен в ст. 75 итальянской Конституции. В данном случае референдум проводится по требованию 500 тыс. избирателей или пяти областных советов.

Референдумы второго и третьего вида, проводимые по народной инициативе, оказывают умеряющее влияние на государственную власть; возможность их проведения заставляет органы государства при принятии законов учитывать господствующее позитивное или негативное общественное мнение.

Формула референдума

Вопросы, выносимые на народное ание, могут формулироваться различно. Наиболее распространены два вида формул.

Первый вид представляет собой обращенный к голосующему вопрос.

Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий по отношению к выбираемому.

Косвенные выборы могут иметь, как отмечалось, две ступени или более, хотя три или четыре встречаются весьма редко.


Двустепенными выборами избираются, например, Президент США, Совет штатов (верхняя палата Парламента) Индии, трехстепенными – подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.

Косвенные выборы представляют собой своеобразное сито, посредством которого производится отбор кандидатов в состав выборного органа. Чем больше ступеней имеют такие выборы, тем больше в процессе их может нарушаться воля избирательного корпуса. В то же время эта система более надежно отсеивает случайных лиц, оставляя более зрелых и надежных кандидатов.

Иногда, впрочем, различие между прямым и косвенным избирательным правом несколько стирается.

Австралии. В Ирландии и Нидерландах учитывается доля от избирательного частного (см. п. 7 и 12 следующего параграфа) – требуется соответственно 1/3 и 3/4.

Лицо, выполнившее необходимые условия, получает официальный статус кандидата с момента регистрации соответствующим избирательным органом или с момента оглашения кандидатуры.

Выдвижение кандидатов в президенты в случае избрания гражданами может иметь определенную специфику.

Например, кандидаты в Президенты США от обеих партий выдвигаются на национальных конвентах (съездах) этих партий с учетом аний на упомянутых выше первичных выборах.

Кандидата в Президенты Франции могут согласно Закону о выборах Президента Республики всеобщим анием 1962 года выдвинуть не менее 500 граждан – членов Парламента, региональных советов, генеральных советов, территориальных собраний заморских территорий или мэров.

Согласно Положению о выборах в Сейм Республики Польша 1993 года 391 депутат избирается по многомандатным избирательным округам (их территория, как правило, совпадает с территорией воеводств), а 69 депутатов – по общенациональному округу; заградительный пункт в избирательных округах для партий составляет 5%, для партийных коалиций – 8, а для общепольских списков – 7 % действительных .

В Лихтенштейне заградительный порог равен 8 %, а в Шри-Ланке — так даже 12,5 %.

Однако высокий заградительный пункт подчас приводит к тому, что значительная часть избирателей оказывается непредставленной. Например, на выборах 1990 года в Чехо-Словакии, где действовал 4-процентный заградительный пункт, не получили представительства 18,5 % проавших избирателей.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.