Введение к уложению государственных законов м м сперанского значение
Введение к уложению государственных законов
- Введение
- 1 История создания
- 2 проекта
- 3 Основные положения
- 4 Итоги
«Введение к уложению государственных законов» — план всеобщего государственного преобразования в Российской империи, подготовленный М.М. Сперанским к 1809 г.
1. История создания
В декабре 1808 г. император Александр I поручает своему помощнику М.М. Сперанскому составить план государственных преобразований. Для работы император предоставил все материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в Комиссию составления государственных законов. Каждый пункт этого плана Сперанский оговаривал с императором.
В октябре 1809 г. проект был полностью готов и представлен Александру I. Император признал его «удовлетворительным и полезным». Помимо этого, Сперанский составил календарный план, в котором в течение 1810-1811 гг. предполагалось ввести все меры, изложенные в проекте.
«Введение к уложению государственных законов» получил резкую критику в высших кругах, поэтому императору пришлось отклонить ранее одобренный проект.
Михаил Михайлович Сперанский — создатель проекта
2. проекта
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
«Введение к уложению государственных законов» состоит из двух отделений, в каждом из которых по 3-4 раздела.
ОТДЕЛЕНИЕ ПЕРВОЕ. О ПЛАНЕ УЛОЖЕНИЯ.
- О свойстве законов государственных.
- О свойстве государственных коренных законов.
- Предметы коренных законов.
ОТДЕЛЕНИЕ ВТОРОЕ. О РАЗУМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЛОЖЕНИЯ.
- Об общем разуме преобразования.
- О разуме законов в державной власти.
- О разуме государственного уложения в составлении закона.
- О разуме законов в правах подданных.
- О разуме законов органических
3. Основные положения
- Основой государственного устройства должен был стать принцип разделения властей, т.е. вся власть в Российской империи должна была делиться на законодательную, исполнительную и судебную. Но не смотря на это, абсолютная власть императора оставалась в неприкосновенности.
- Должна была быть определенная структура в законодательной, исполнительной и судебной власти. Предлагалось сделать следующую структуру: волость – округ – губерния – государство. Например, в некой волости собиралась Волостная дума, состоящая из собственников любого имущества. Некоторые депутаты Волостной думы избирались в Окружную думу. Из Окружной думы избирались в Губернскую думу, и по такому же принципу в Государственную думу. Все вышеуказанные органы должны были собираться раз в три года. На этих заседаниях выбирали председателя (кроме Государственной думы, т.к. его назначал император), главного секретаря, совет и суд.
- Государственная дума по положению в государстве должна была приравняться Сенату. На заседаниях должны были обсуждаться проекты императора, но дума не могла предлагать свои реформы.
- Высшей исполнительной властью обладали министры и их заместители. Причем они назначались лично императором. А высшая законодательная власть принадлежала Сенату Судебному, контролируемому императором.
- Предлагалось создать три инстанции исполнительной и законодательной власти: волостные, окружные и губернские – избиравшиеся на волостных, окружных и губернских собраниях соответственно.
- Координация законодательной власти принадлежала Государственному совету. Председателем являлся сам император. Законопроекты считались недействительными без обсуждения в Государственном совете и одобрения императора.
- Населению предполагалось даровать гражданские (личная свобода для всех граждан) и политические права (участие в государственном управлении для обладателей какого-либо собственности).
- Предлагалось разделить все население на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (государственные крестьяне, купцы, мещане) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, ремесленники, слуги и т.п.). Причем любой гражданин мог подняться на ступень выше при приобретении какого-либо имущества.
4. Итоги
Из-за критики выполнение указанных преобразований пришлось прекратить. Но за это время удалось создать Государственный совет 1 января 1810 г. и докончить преобразование в министерствах.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 09.07.
11 09:52:17
Похожие рефераты: Введение, Введение во храм, Парентеральное введение, Введение в квантовую механику, Введение в системы баз данных, Введение Богородицы во храм, Аллергические реакции на введение инсулина, Парентеральное введение лекарственных средств, Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Категории: Источники права в Российской империи.
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareA.
Государственные реформы М. М. Сперанского и А. А. Аракчеева
Процесс проведения государственных реформ в России, который начался в начале 18 века был прерван после вступления страны в войну с Францией в 1805- 1807 гг.
Эта война закончилась Тильзитским миром, невыгодным для России, из-за чего престиж императора был подорван.
Поэтому, чтобы восстановить свой авторитет, император Александр I решил продолжить начатые реформы по совершенствованию государственного устройства.
Разработка реформ была предложена заместителю министра юстиции М. М. Сперанскому.
Суть реформ М.М. Сперанского
Сперанский был хорошим и исполнительным государственным служащим, отличался выдающимися способностями и трудолюбием, сам пробился в высшие слои российской бюрократии.
В 1809 г. Сперанский представил проект коренных государственных изменений — «Введение к Уложению государственных законов».
Целью реформы являлись два главных положения:
- замена самодержавного правления конституционным;
- отмена крепостного права.
В предложенном Сперанским проекте реформ отражались буржуазно-либеральные принципы:
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- народное представительство;
- выборное начало.
Согласно проекту, Государственная дума должна быть высшим законодательным органом, Сенат — судебным органом, а Комитет министров — исполнительным органом.
Из проекта реформ Сперанского следовало следующее:
- Государственная дума должна была выражать «мнение народа», однако инициатива принятия новых законов оставалась в руках императора и его бюрократии.
- Император сохранял за собой политические и административные полномочия.
- Дворянам и среднему сословию (купцам, мещанам, государственным крестьянам, имевшим недвижимость) должны предоставляться избирательные права.
- Обозначились гражданские права. Например, никто не мог быть наказан без судебного приговора.
- Предлагалось создать Государственный совет для рассмотрения законов и координации деятельности высших государственных учреждений.
Предоставленный проект реформ император одобрил, назвав его «удовлетворительным и полезным». Но приближенные императора выступили против проекта, увидев в нем «посягательство на священные основы российской государственности».
Из предложенных Сперанским реформ были одобрены и реализованы лишь те, которые касались создания Государственного совета и завершения министерской реформы.
В 1810 г. был создан высший законосовещательный орган — Государственный совет. Основной задачей нового органа стало приведение правовой системы к общему единообразию. Государственный секретарь руководил канцелярией Государственного совета и занимался всем текущим делопроизводством.
Первым государственным секретарем был назначен М. М. Сперанский.
В 1809 г. произошло издательство «Указа о придворных званиях». Данный указ определял следующее:
- Служба при дворе не имеет никаких привилегий.
- Те, кто имеет придворные звания, должны поступать на воинскую службу или гражданскую.
- Чиновники обязаны иметь соответствующее образование, обязательно знать базовые дисциплины: право, историю, иностранный язык, статистику, математику.
Так, у М. М. Сперанского появилось множество врагов, назвавших его преобразования преступными. Поэтому М. М. Сперанский вынужден был уйти в отставку в марте 1812 г. Он был отстранен от государственного управления вплоть до 1816 года и сослан в Пермь.
В 1816 г. его вернули на государственную службу и присвоили звание губернатора Пензы, в 1819 году он стал генерал-губернатором Сибири.
В 1821 году император пригласил М. М. Сперанского в Петербург, указав, что его отставка была «вынужденный жертвой», на которую ему пришлось пойти, чтобы снизить рост недовольства среди большинства дворян, противившихся любым переменам.
Важно отметить, что при Александре I были предприняты попытки следующих реформ:
- 1815 г. — введении конституции в Царстве Польском.
- 1809 г.- в результате присоединения Финляндии к России император сохранил сейм и конституционное устройство Финляндии.
- 1819 — 1820 гг.- создание Н. Н. Новосильцевым «Уставной грамоты Российской империи». Согласно грамоте власть делилась на законодательную, исполнительную и судебную, вводился принцип равенства граждан перед законом и федеративный принцип государственного управления. Важно отметить, что данный проект принят не был и остался только на бумаге.
- 1808— 1810 гг.- реформы А.А. Аракчеева.
Основные положения реформ А.А. Аракчеева
А.А. Аракчеев был военным министром, пользовавшимся доверием у Александра I. В 1808 году он начал проведение реформ в армии. А.А. Аракчеев характеризовали как честного и преданного военного, который отличался беспощадностью в своей исполнительской деятельности (его девизом был следующий: «Без лести предан»).
Аракчеев провел следующие реформы:
- реформирование артиллерии;
- порядок в армейском хозяйстве;
- сделал вооруженные силы мобильными.
После войны с Наполеоном в 1812 году, влияние Аракчеева на императора значительно усилилось. Он подчинил себе Госсовет, Комитет министров, Собственную Его Императорского Величества канцелярию.
Именно с деятельностью Аракчеева связан ряд серьезных преобразований, в том числе крестьянская реформа (1816—1819 гг.) Реформа была проведена в Прибалтике и отображалась в двух законопроектах — «Положении об эстляндских крестьянах» и «Положении о лифляндских крестьянах».
Согласно реформе крестьяне получали личную свободу, однако без земли, т.к. земля признавалась помещичьей собственностью. Так же крестьянам предоставлялось право владения землей на условиях аренды с последующей возможностью выкупа. Когда Аракчеев составлял проект этой реформы, он руководствовался указом императора
«не стеснять помещиков, не применять к ним насильственных мер».
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Реформы Сперанского
Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.
Михаил Сперанский
Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства.
Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти.
Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.
Главные положения проекта реформ Сперанского
Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.
Первый этап (1802-1807)
На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу.
В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров.
Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.
Второй этап (1808-1810)
После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:
- В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.
- Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после ания могли стать законами.
- Социальные преобразования. Реформа препдполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».
- Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.
- Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.
- Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.
- Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.
После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.
Третий этап (1811-1812)
Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:
- Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
- Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
- Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.
Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.
Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?
Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную.
Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном.
В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства.
Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.
Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.
Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:
- Огромное сопротивление российского дворянства.
- Не решительность самого императора в проведении реформ.
- Нежелания императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране.
- Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако, всего лишь приостанавливала реформы, если бы не было других причин для их полной остановки.
Причины и последствия отставки Сперанского
Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года.
Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского.
Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского.
Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков.
Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором.
С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири.
В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.
Главный итог деятельности Сперанского
Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора.
В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума.
Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.
Личность Сперанского
Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем.
Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.
Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени.Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.
После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.
В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.
Введение к уложению государственных законов м м сперанского значение
Сии положительные начала суть коренные государственные законы. Определив таким образом общее свойство коренных законов, не трудно будет в особенности означить все их предметы.
В самом деле, силы государственные, составляющие общий предмет законов коренных, могут быть рассматриваемы в двух положениях: или в состоянии их соединения, или в состоянии их личного разделения [3] . В состоянии их соединения они производят державную власть и политические права ее. Oт деpжaвнoй власти возникает закон и его исполнение.
В состоянии раздельном силы государственные рождают права подданных. I. О правах державной власти в трех отношениях: 1) в силе законодательной; 2) в силе исполнительной; 3) в силе судной. II. О лице, представляющем державную власть, или Императоре, и правах его в силах государственных.
I. Определение отличительных свойств закона.
II. Составление закона: 1) предложение; 2) рассмотрение; 3) утверждение.
Сперанский подготовил проект введение к уложению гос.
законов. В чем его суть?
Законодательная власть оставалась в руках царя и высшей бюрократии, но суждения Думы должны выражать “мнение народа”.
Вводились гражданские права: “Никто не мог быть наказан без судебного приговора”.4.
Александр I в целом одобрил политическую реформу Сперанского, но решил проводить ее постепенно, начав с самого простого.
В 1810 г. был создан Государственный совет, который рассматривал проекты законов, разъяснял их смысл, контролировал министерства; во главе его встал Сперанский. В этих условиях Александр I поручил Сперанскому разработать проект оздоровления экономики.6.
Сперанский М. М. План государственного преобразования (введение к Уложению государственных законов 1809 г.). — Москва, типо-литография товарищества И. Н. Кушнерев и К. Пимен., 1905 г
О плане уложения Чтобы определить план государственного уложения, надлежит прежде всего составить истинное понятие вообще о законах государственных.
I. О свойстве законов государственных Общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ. В великой сложности сих отношений и законов, от них возникающих, необходимо нужно постановить главные их разделения.
Законы гражданские учреждают отношения лиц между ими. Законы государственные суть двух родов: одни суть преходящие, другие коренные и неподвижные. Законы
Введение к уложению государственных законов сперанского
Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале.
Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени. Главные положения проекта реформ Сперанского Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.
Первый этап (1802-1807) На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу.В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре.
Введение к уложению государственных законов (План всеобщего государственного образования)
Законы коренные, напротив, состоят в началах неподвижных и неизменяемых, с коими все другие законы должны быть соображаемы. Нужно рассмотреть их свойство и степень необходимости.
Посему во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные, непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы.
Сии положительные начала суть коренные государственные законы. Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная.
Начало и источник сих сил в народе: ибо они не что другое суть, как нравственные и физические силы людей в отношении их к общежитию.
«Введение к Уложению государственных законов» М.М.
Сперанского
Причем право претендовать на получение чина коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й — 6-й классы) могли лишь чиновники, окончившие курс обучения в одном из российских университетов или выдержавшие экзамен по специальной программе.
Сперанскому принадлежала идея создания недалеко от Петербурга специального закрытого лицея для ограниченного числа дворянских детей знатных фамилий, где они получали бы самое лучшее образование, для дальнейшей службы в центральных учреждениях. В 181 1 г. первые 30 воспитанников приступили к занятиям в Царскосельском лицее. Как истинный реформатор Сперанский связывал проблему народного просвещения с ликвидацией в России системы угнетения и рабства.
Однако твердого положения о необходимости ликвидации в России крепостничества план Сперанского не содержал — крепостной строй, по мнению Сперанского, отменится постепенно, под влиянием развития промышленности, торговли и просвещения.
Вопрос №13. «Введение к уложению государственных законов» М.М. Сперанского
Систему власти Сперанский в соответствии с принципом Ш.
Монтескье предложил разделить на 3 части: законодательную, исполнительную и судебную. Предусматривалось создание соответствующих органов. осуществляющих руководство ими.
Вопросы законодательства находились бы в ведении Государственной Думы, суда — в ведении Сената, управления государством — в ведении министерств, ответственных перед Думой.
Законодательный ряд образовали думы — волостные, уездные, губернские и государственная, волостная дума должна была состоять из земельных собственников волости и из депутатов от казенных крестьян (но одному из 500 душ) и выбирала волостное правление и депутатов в уездную думу, которая, в свою очередь, выбирала уездное правление и депутатов в губернскую думу, а губернская дума — губернское правление и депутатов в Государственную Думу. Исполнительной властью являются правления — волостные, уездные
М.
M. Cперанский. Введение к уложению государственных законов (1809 г.)
[Рим]. на развалинах первой феодальной системы утвердилась вторая, которую можно назвать феодальным самодержавием.И на сих-то основаниях время, просвещение и промышленность предприняли воздвигнуть новый вещей порядок, достижение политической свободы. приуготовился третий переход от феодального правления к республиканскому.
Введение к уложениюгосударственных законов(План всеобщегогосударственногообразования)
«Введение куложениюгосударственных законов»было написано М. М.Сперанским в 1809 г.,впервые опубликовано поподлинному черновику в1899 г.
Введение сие содержитв себе два отделения. Впервом излагаетсяплан и распределениепредметов, входящих всостав государственногоуложения; во второмпредставляются начала иразум, в коем оносоставлено.
О плане уложения
Чтобы определить плангосударственногоуложения, надлежитпрежде всего составитьистинное понятие вообщео законахгосударственных.
I. О свойстве законовгосударственных
Общий предмет всехзаконов есть учредитьотношения людей к общейбезопасности лиц иимуществ. В великойсложности сих отношенийи законов, от нихвозникающих, необходимонужно поставить главныеих разделения. Началомсих разделенийприемлются самыепредметы законов:отношения людей, вобществе живущих.
Отношения сии двояки:каждое лицо имеетотношение ко всемугосударству, и все лица,в особенности, имеютотношения между собою.Отсюда возникают дваглавные разделениязаконов: Законыгосударственныеопределяют отношениечастных лиц кгосударству. 3аконыгражданские учреждаютотношения лиц между ими1.
Законы государственныесуть двух родов: однисуть преходящие, другиекоренные и неподвижные.Законы преходящие сутьте, коими определяетсяотношение одного илимногих лиц к государствув одном каком-либослучае. Таковы суть:законы публичнойэкономии, законы мира ивойны, уставы полиции ипроч. Они по существусвоему должныизменяться по изменениюобстоятельств.
Законыкоренные, напротив,состоят в началахнеподвижных инеизменяемых, с коимивсе другие законы должныбыть соображаемы. Нужнорассмотреть их свойствои степень необходимости.
II. О свойствегосударственныхкоренных законов
Законы существуют дляпользы и безопасностилюдей, им подвластных. Нопольза и безопасностьсуть понятиянеопределенные,подверженные разнымизменениям. Если бызаконы изменялись поразличному образу сихпонятий, они вскорепришли бы в смешение имогли бы соделаться дажепротивными тому концу,для коего они существуют.
Посему во всякомблагоустроенномгосударстве должны быть начала законодательстваположительные,постоянные, непреложные,неподвижные, с коими бывсе другие законы моглибыть соображаемы. Сииположительные началасуть коренныегосударственные законы.
Три силы движут иуправляют государством:сила законодательная,исполнительная и судная.Начало и источник сихсил в народе: ибо они нечто другое суть, какнравственные ифизические силы людей вотношении их к общежитию.Но силы сии в рассеянииих суть силы мертвые. Онине производят ни закона,ни прав, ни обязанностей2.
Чтобы сделать ихдействующими, надлежалоих соединить и привестив равновесие.Соединенное действиесил составляетдержавную власть.Сопряжения их вдержавной власти могутбыть многоразличны. Изсих многоразличныхсопряжений коренныезаконы определяют одинпостоянный инепременный.
Итак,предмет и свойствогосударственныхкоренных законов естьопределить образ, коимсилы государственныесопрягаются и действуютв их соединении.
III. Предметы коренныхзаконов
Определив такимобразом общее свойствокоренных законов, нетрудно будет вособенности означитьвсе их предметы. В самомделе, силыгосударственные,составляющие общийпредмет законовкоренных, могут бытьрассматриваемы в двухположениях: или всостоянии их соединения,или в состоянии ихличного разделения3.
В состоянии ихсоединения онипроизводят державнуювласть и политическиеправа ее. Oт державнойвласти возникает закон иего исполнение. Всостоянии раздельномсилы государственныерождают права подданных.
Если бы права державнойвласти былинеограниченны, если бысилы государственныесоединены были вдержавной власти в такойстепени, что никакихправ не оставляли бы ониподданным, тогдагосударство было бы врабстве и правление былобы деспотическое.Рабство сие может бытьдвояко: политическоевместе и гражданское,или одно толькополитическое.
Первогорода рабство бывает,когда подданные нетолько не имеют никакогоучастия в силахгосударственных, но и,сверх того, не имеют исвободы располагатьлицом их исобственностью в связиих с другими. Рабствовторого рода бывает,когда подданные, неучаствуя в силахгосударственных, имеютоднако же свободу в лицеих и собственности4.Из сего видно, что придержавной власти силыгосударственные,остающиеся врасположении подданных,суть двояки: однимипользуются они в ихсоединении; другими каждый особенно. Отпервых рождаются праваподданных политические,определяющие степень ихучастия в силахгосударственных.
Отвторых происходят правагражданские,определяющие степень ихсвободы в лице иимуществе. Хотя правагражданские и могутсуществовать без правполитических, но бытиеих в сем положении неможет быть твердо. Всамом деле, правагражданские в существесвоем не что другое суть,как те же праваполитические, нодействующие разделено илично для каждого.
Сиераздельное их действиене могло бы иметьникакой твердости, еслибы не предполагало онодругого их действия соединенного5. Из сегоследует, что истинныеправа гражданскиедолжны быть основаны направах политических,точно так же, как и законгражданский вообще неможет быть тверд беззакона политического.
Здесь открываетсяпричина и образ, в коемправа гражданские могутиметь место в коренномзаконе государственном.Они должны быть в немозначены в видепервоначальныхгражданских последствий,возникающих из правполитических.Дальнейшие же ихсопряжения должны бытьпредоставленыпостановлениям законагражданского6. Из сегопроисходят три главныепредмета, входящие всостав коренных законов:
I. Права державнойвласти.
II. Закон, возникающийиз прав державной власти.
III. Права подданных.
К каждому из сихглавных предметовпринадлежат своиразделения. Нужноопределить их сточностию. И, во-первых,права державной властине иначе могут бытьприводимы в действие,как приложением их кодному лицу или комногим.
В монархическомправлении ониприлагаются к единому.Отсюда необходимостьопределить лицо, властьдержавнуюпредставляющее, порядоксего представления иближайшие егопоследствия.
Такимобразом, состав первогоотделения коренныхзаконов должензаключать в себеследующие предметы:
Отделение первое
О державнойвласти
I. О правах державнойвласти в трех отношениях:
1) в силезаконодательной;
2) в силеисполнительной;
3) в силе судной.
II. О лице,представляющемдержавную власть, илиИмператоре, и правах егов силах государственных.
III. Порядокпредставления:
1) наследство престола;
2) образы восприятиядержавной власти;
3) состав Императорскойфамилии;
4) часть экономическая.
Первое действиедержавной власти естьзакон и его исполнение. Ипоелику в правахдержавной властиозначено, что закон неиначе составляется иисполняется, какустановленным порядком,то в сем отделении идолжно означить образсоставления закона и егоисполнения. Такимобразом, предметы сегоотделения расположатсяв следующем виде:
Отделение второе
О законе
I. Определениеотличительных свойствзакона.
II. Составление закона:
1) предложение;
2) рассмотрение;
3) утверждение.
III. Исполнение закона:
1) уставы и учреждения;
2) обнародование;
3) действиеобнародования;
4) пределы действиязакона давность иотмена.
Определив сим образомдержавную власть иглавные ее действия,постановятся всесущественные начала, покоим государственныесилы действуют в ихсоединении. Остаетсяпосле сего определитьдействие сих сил враздельном их состоянии,и сие есть общий предметтретьего отделения. Вышебыло примечено, чтораздельное действие силгосударственныхсоставляет праваподданных.
Права сиипринадлежат или каждомулицу особенно, илимногим в соединении.Первые суть гражданские,другие политические. Вкоренных законахопределяются однитолько главные правгражданских основания.
Но в определении тех идругих прав прежде всегонадо определить: 1) в чемточно состоит понятиеподданного и 2) всем липодданным равно должныпринадлежать права сии?
Первый из сихвопросов ведет к началам,определяющим свойствоподданного, отличающееего от иностранца.
Второй кразделению состояний.Таким образом, предметытретьего отделенияпредставляются вследующем виде:
Отделение третье
О правахподданных.
I. Определениеотличительных свойствроссийского подданного.
II. Разделениесостояний.
III. Основания правгражданских, всемподданным общих.
IV. Права политические,присвояемые разнымсостояниям:
1) в составлении закона;
2) в исполнении его.
В сих трех отделенияхдолжны содержаться всесущественные частигосударственногоустройства. Началами, вних постановленными,силы государственные вовсех отношениях должныбыть измерены, междусобою уравновешены исоставлены.
Но в семсоставе действовать ониеще не могут: им должноиметь органы действия,потребны установления,кои бы приводили их вдействительноеупражнение. Сие ведет кчетвертому отделениюкоренных законов, кзаконам органическим.
Оттроякого свойства силгосударственныхвозникает троякийпорядок их действия и,следовательно, триглавные установления:законодательное, судноеи исполнительное. Всесии установлениясоединяются в державнойвласти, яко в первом иверховном их начале.
Нокаким образом властьдержавная должнадействовать на сиеустановление? Поразнообразию их,пространству имногосложности ихпредметов нельзяпредполагать, чтобы лицодержавное, само собою инепосредственно на нихдействуя, моглосохранить с точностью ихпределы и во всехслучаях сообразить всеразличные их отношения.Посему надлежит бытьособенному месту, где быначальные их правила идействия былиединообразносоображаемы. Отсюдапроисходитнеобходимостьчетвертого установления,в коем бы три предыдущиево всех их отношениях кдержавной властисливались воедино и всем единстве восходилибы к верховному ееутверждению. Посемучетвертое отделениебудет иметь следующийвид:
Отделение четвертое
Законыорганические
I. Устройство порядказаконодательного
Сюда принадлежитустройствопервоначальных, среднихи высшегозаконодательногосословия, образ ихдействия, их образы ипроч.
II. Устройство порядкасудного
Сюда принадлежитустройство верховногосуда и постепенностей,от него зависящих.
III. Устройствоуправления, илиисполнения
Сюда принадлежитустройство министерстви назначение мест, от нихзависящих.
IV. Устройствосословия, в коем все сиираспорядки должнысоединяться и чрезкоторое властьдержавная будет на нихдействовать и приниматьих действие.
В сем состоят всеглавные предметы,существенно входящие всостав коренныхгосударственных законов.Сравнивая сиераспределение со всемиизвестнымиконституциями, нельзя неприметить, что все егочасти столь естественносвязаны между собою, чтони одной из них нельзяисторгнуть из своегоместа, не разрушивцелого, и что все онидержатся на одном начале.Преимущество сие весьмалегко изъясняется.
Конституции во всехпочти государствахустрояемы были в разныевремена, отрывками, и побольшей части средижестоких политическихпревращений. Российскаяконституция одолженабудет бытием своим невоспалению страстей икрайности обстоятельств,но благодетельномувдохновению верховнойвласти, которая, устроивполитическое бытиесвоего народа, может иимеет все способы датьему самые правильныеформы.
Продолжение
предыдущая | следующая | |
оглавление |
+7 812 467-48-75 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 301-64-05 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!